Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Алтайского края
от 15.01.2020 N 5-П
Порядок
осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также контроля за распоряжением ими в Алтайском крае
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с федеральными законами от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"), от 29.07.2018 N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и определяет правила осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее - "жилые помещения"), за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также за распоряжением ими на территории Алтайского края (далее - "контроль за использованием и сохранностью жилых помещений").
1.2. Ответственными за осуществление контроля за использованием и сохранностью жилых помещений в соответствии с законом Алтайского края от 25.12.2007 N 149-ЗС выступают органы местного самоуправления Алтайского края, наделенные государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (далее - "органы опеки и попечительства"), по месту нахождения жилого помещения.
1.3. Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений осуществляется органами опеки и попечительства в целях сохранения жилых помещений в состоянии, пригодном для постоянного проживания.
1.4. Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, осуществляется:
в отношении жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, - до момента возвращения в них детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании над ними опеки/попечительства либо до предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, иных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, если проживание в закрепленном жилом помещении будет признано невозможным;
в отношении жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - до наступления совершеннолетия либо приобретения дееспособности в полном объеме ранее этого возраста.
2. Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений
2.1. В целях осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений орган опеки и попечительства при выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и регистрации их в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей (по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей"), запрашивает находящуюся в распоряжении соответствующих органов и организаций информацию:
о наличии (отсутствии) у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, регистрации по месту жительства или месту пребывания;
о наличии (отсутствии) у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, права собственности, в том числе долевой, на жилые помещения;
о наличии (отсутствии) у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений на праве собственности, предоставленных родителям по договорам социального найма;
о наличии (отсутствии) лиц, зарегистрированных в жилых помещениях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства;
о наличии (отсутствии) у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
2.2. При выявлении жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, на праве собственности, в том числе долевой, по договору социального найма, органы опеки и попечительства проводят их обследование.
В результате проведенного обследования выявленных жилых помещений составляется акт обследования жилого помещения по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Акты обследования жилых помещений в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их составления включаются в личные дела детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, сформированные в соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 (далее - "личное дело несовершеннолетнего").
2.3. Орган опеки и попечительства в срок, установленный частью 8 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по Алтайскому краю, осуществляющий функцию государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о проживающих несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без попечения родителей.
2.4. Сохранность жилого помещения обеспечивают органы опеки и попечительства в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, до помещения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передачи опекуну (попечителю), приемному родителю.
2.5. После установления над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, опеки (попечительства) или передачи детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мероприятия по обеспечению сохранности жилых помещений осуществляют опекун (попечитель), приемный родитель или организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.6. В целях осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений орган опеки и попечительства, опекун (попечитель), приемный родитель принимают меры:
по предотвращению незаконных сделок по обмену, отчуждению жилых помещений;
по недопущению вселения в жилое помещение посторонних лиц с нарушением прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
по выселению из жилых помещений бывших членов семьи, лиц, утративших право пользования жилым помещением, посторонних лиц, лиц, нарушающих нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением;
по установлению несовершеннолетнему статуса члена семьи нанимателя по договору социального найма, имеющего право пользования жилым помещением;
по эффективному использованию жилых помещений детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на время опеки (попечительства) с выгодой для них и поддержанию санитарно-технического состояния жилых помещений силами и средствами пользователей;
по признанию жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке в случае его несоответствия установленным требованиям.
2.7. При передаче детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор в организацию для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, опекуну (попечителю), приемному родителю орган опеки и попечительства:
разъясняет права и обязанности по обеспечению сохранности и использованию жилых помещений;
проводит разъяснительную работу, дает рекомендации законному представителю по обеспечению защиты жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
проводит плановые и внеплановые проверки сохранности жилых помещений, в том числе с привлечением по согласованию представителей органов местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которого расположено жилое помещение, представителей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по итогам которых органом опеки и попечительства составляется акт проверки использования и сохранности жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений (далее - "акт проверки жилого помещения");
выдает в порядке, установленном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", предварительные разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В случае нахождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за пределами территории Алтайского края акт проверки использования и сохранности жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений направляется в орган опеки и попечительства по месту нахождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
2.8. Плановые проверки осуществляются 2 раза в год на основании плана-графика проведения проверок, утверждаемого руководителем органа опеки и попечительства ежегодно, до 25 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
2.9. В целях подготовки к проведению плановой проверки орган опеки и попечительства не позднее чем за 2 недели до дня начала проведения проверки запрашивает следующие сведения в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся:
о лицах, зарегистрированных и проживающих в жилом помещении, в отношении которого будет проводиться проверка;
о задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
О проведении плановой проверки лица, проживающие в жилом помещении, уведомляются органом опеки и попечительства не позднее чем за 3 рабочих дня до дня начала ее проведения любым доступным способом (по электронной почте, с использованием телефонной связи, по почте).
Если проведение плановой проверки оказалось невозможным (отсутствие лиц, проживающих в жилом помещении), орган опеки и попечительства составляет акт о невозможности проведения плановой проверки с указанием причин. В этом случае орган опеки и попечительства в течение 3 месяцев со дня составления акта о невозможности проведения плановой проверки принимает решение о проведении проверки без внесения в ежегодный план проведения проверок жилых помещений и без предварительного уведомления о ее проведении лиц, проживающих в жилом помещении.
2.10. При поступлении от юридических или физических лиц устных или письменных обращений, содержащих информацию о фактах ненадлежащего использования жилых помещений и (или) незаконном распоряжении жилыми помещениями, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.
Внеплановая проверка помещения проводится без предварительного уведомления лиц, проживающих в жилом помещении, на основании распорядительного акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки, который издается органом опеки и попечительства при поступлении информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта.
В распорядительном акте органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки указываются:
основания проведения внеплановой проверки;
дата начала проведения внеплановой проверки;
срок проведения внеплановой проверки, составляющий не более 5 рабочих дней со дня возникновения основания проведения внеплановой проверки;
адрес местонахождения жилого помещения (жилых помещений).
2.11. По результатам плановой, внеплановой проверок в течение 10 рабочих дней со дня их проведения составляется акт проверки жилого помещения по форме, представленной в приложении 2 к настоящему Порядку.
Акт проверки жилого помещения в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его составления подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства, утверждается руководителем органа опеки и попечительства и включается в личное дело несовершеннолетнего.
Копия акта проверки жилого помещения направляется в организацию для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, опекуну (попечителю), приемному родителю в течение 7 рабочих дней со дня его составления.
2.12. При выявлении в ходе проведения проверок случаев использования жилых помещений не в интересах детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства проводит разъяснительную работу с законными представителями по осуществлению мероприятий по обеспечению сохранности жилого помещения, оказывает им содействие по вопросам обеспечения защиты жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:
составления договора найма;
обращения в судебные органы с исками о выселении из жилых помещений лиц, нарушающих права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о признании сделок недействительными;
принятия мер по признанию жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке в случае его несоответствия установленным требованиям;
осуществления иных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.13. При выявлении нарушений требований к использованию и сохранности жилого помещения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства:
обращается в суд с исковым заявлением о возмещении причиненных убытков детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а при наличии оснований передает материалы в правоохранительные органы;
обращается в суд с исковым заявлением о расторжении договора.
2.14. При выявлении факта совершения сделки по обмену или отчуждению жилого помещения от имени ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, в суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного.
<< Назад |
Приложение 1. >> Форма акта обследования жилого помещения |
|
Содержание Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 15 января 2020 г. N 5-П "О Порядке осуществления контроля... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.