Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2019 г. N 4-АПА19-33
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Смагина Станислава Станиславовича о признании не действующим в части решения Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26 апреля 2018 г. N 440/26 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Красногорск Московской области в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов"
по апелляционной жалобе Смагина Станислава Станиславовича на решение Московского областного суда от 18 марта 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя Смагина С.С. по доверенности Рыбалко В.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области - Гладилиной А.В., администрации городского округа Красногорск Московской области - Марченковой Е.Н., Министерства жилищной политики Московской области - Захаровой Д.А., Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - Черновой М.Н., общества с ограниченной ответственностью "Ривас МО" - Макаровой А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашяна К.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 30 ноября 2017 г. N 322/20 утверждены Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Красногорск Московской области (далее - Правила землепользования и застройки).
Решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 26 апреля 2018 г. N 440/26 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Красногорск Московской области в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов" (далее - Решение N 440/26) в Правила землепользования и застройки внесены изменения в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов.
Смагин С.С. обратился в Московский областной суд с уточненным административным исковым заявлением о признании не действующими Решения N 440/26 и действующих в его редакции Правил землепользования и застройки в части исключения зоны осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (КУРТ-14) на Карте градостроительного зонирования, Карте границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, Карте границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия; исключения из главы 9 статьи 34 градостроительных регламентов для зоны осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (КУРТ-14); установления территориальных зон: зона многоквартирной жилой застройки (Ж-1), зона специальной общественной застройки (0-2), коммунальная зона (К), зона многоквартирной жилой застройки (Ж-1-1) в границах исключенной зоны осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (КУРТ-14) на Карте градостроительного зонирования, Карте границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия; дополнения статьи 28 главы 9 градостроительными регламентами для зон многоквартирной жилой застройки (Ж-1-1).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником квартиры N ... в доме по адресу: Московская обл., городской округ Красногорск, дер. Путилково, ул. Сходненская, 23, который располагался в границах территориальной зоны осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (КУРТ-14), исключенной оспариваемым Решением N 440/26. В соответствии с проектом планировки, разработанным для территориальной зоны КУРТ-14, на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0020408:7215 планировалось строительство трехэтажного русского культурного центра. Внесенными изменениями участок включен в выделенную территориальную зону Ж-1-1. Смагин С.С. полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры публичный слушаний, предусмотренной частью 8 статьи 5.1, статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Решением Московского областного суда от 18 марта 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Смагин С.С. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Обращает внимание, что размещение многоквартирного жилого дома вместо русского культурного центра, ставшее возможным после принятия Решения N 440/26, приведет к значительному увеличению плотности застройки, что нарушит право на благоприятные условия жизнедеятельности, а также право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Городской округ Красногорск Московской области образован в соответствии с законом Московской области от 28 декабря 2016 г. N 186/2016-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Красногорского муниципального района".
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое решение, вносящее изменения в Правила землепользования и застройки, принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, а также официального опубликования, и по этим основаниям не обжалуются.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения поданного Смагиным С.С. административного искового заявления, указав что внесенные в Правила землепользования и застройки изменения соответствуют градостроительному законодательству и приняты с соблюдением установленным им процедуры, в связи с чем не подлежат признанию недействующими.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 данного кодекса, которые в том числе содержат положения о том, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (часть 12 статьи 31 ГрК РФ).
При этом основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Смагин С.С. является собственником квартиры в доме N 23 по ул. Сходненской в дер. Путилково, располагавшемся в границах территориальной зоны осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (КУРТ-14).
Комплексная застройка территории по адресу: Московская обл., Красногорский р-н, г.п. Красногорск, вблизи дер. Путилково, микрорайон Мортонград "Путилково", осуществлялась ГК "Мортон" с 2012 г. в соответствии с проектами планировки территории, утвержденными постановлениями администрации сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области от 27 апреля 2012 г. N 117/4 и от 14 июня 2012 г. N 171/6.
Указанными проектами предусматривалось строительство 31 многоквартирного дома общей жилой площадью 589,1 тыс. кв.м, дошкольных образовательных учреждений на 660 мест, школ на 2 475 мест, поликлиники на 600 посещений в смену, физкультурно-оздоровительного комплекса, русского культурного центра, многофункционального торгового центра, пожарного депо, автостоянок на 4 050 и 3 565 машиномест, объектов инженерной инфраструктуры.
Выполнение обязательств по строительству объектов социальнокультурного, бытового и транспортного назначений было возложено на застройщика ООО "Ривас МО" соглашением о реализации инвестиционного проекта, заключенным между застройщиком и администрацией городского округа Красногорск Московской области. Срок реализации соглашения - 2020 г.
В связи с тем, что ГК "Мортон" не исполнены обязательства по своевременному вводу в эксплуатацию жилых домов, а строительство социальных объектов заморожено, в 2016 г. обязательства по завершению строительства жилых домов и социальных объектов по проектам планировки в рамках упомянутого соглашения приняла на себя ГК ПИК.
Решением Градостроительного совета Московской области от 26 декабря 2017 г. одобрена концепция размещения жилого дома в рамках реализации жилищного строительства по адресу: Московская обл., городской округ Красногорск, микрорайон Путилково.
Постановлением администрации городского округа Красногорск Московской области от 19 февраля 2018 г. N 374/2 проект планировки территории, под размещение жилого микрорайона на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0020408:0548 по адресу: Московская обл., Красногорский р-н, вблизи дер. Путилково, утвержденный постановлением администрации сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района от 14 июня 2012 г. N171/6, отменен в части земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0020408:7214, 50:11:0020408:7215.
Градостроительным советом Московской области 27 марта 2018 г. на основании обращения ООО "Ривас МО" о внесении изменений в Правила землепользования и застройки относительно территории микрорайона Путилково одобрена разработка проекта внесения соответствующих изменений в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области 6 апреля 2018 г. принято распоряжение N 30РВ-95 "О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Красногорск Московской области в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов".
Внесенными изменениями из Правил землепользования и застройки исключена зона КУРТ-14; на земельных участках, которые ранее входили в зону КУРТ-14, установлены территориальные зоны: Ж-1, Ж-1-1 (зоны многоквартирной жилой застройки); 0-2 (зона специализированной общественной застройки) и К (коммунальная зона), что предполагает размещение инфраструктуры, предусмотренной проектом планировки территории, утвержденным постановлением администрации сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района от 14 июня 2012 г. N 171/6 под размещение жилого микрорайона на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0020408:0548 по адресу: Московская обл., Красногорский р-н, вблизи дер. Путилково, за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0020408:7214, 50:11:0020408:7215.
Порядок организации и проведения публичных слушаний, за исключением случаев организации и проведения публичных слушаний по вопросам рассмотрения проектов планировки и (или) проектов межевания территории объектов на территории городского округа Красногорск, регулируется Положением о публичных слушаниях в городском округе Красногорск Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Красногорск от 28 марта 2017 г. N 87/6 "Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городском округе Красногорск Московской области" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 6 Положения в решении о проведении публичных слушаний устанавливаются в том числе, место, дата и сроки проведения публичных слушаний.
Согласно пункту 9.1 Положения публичные слушания проводятся по нерабочим дням с 11 часов до 18 часов по местному времени либо по рабочим дням с 16 часов до 22 часов по местному времени. Не допускается назначение публичных слушаний на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, а также на день, следующий за нерабочим праздничным днем.
Публичные слушания должны проводиться в муниципальных зданиях, находящихся на территории, в отношении которой осуществлена разработка (подготовка) документации, или в зданиях, находящихся поблизости к указанной территории (пункт 9.2 Положения).
Распоряжением главы городского округа Красногорск от 11 апреля 2018 г. N 221 "О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Красногорск Московской области в части изменения территориальных зон и градостроительных регламентов" назначены публичные слушания с указанием даты и времени их проведения, а также места - дер. Путилково применительно к рассматриваемой территории, в отношении которой изменяются территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Информация о проведении публичных слушаний опубликована в газете "Красногорские вести" 12 апреля 2018 г.
18 апреля 2018 г. по результатам проведения публичных слушаний принято заключение, согласно которому материалы публичных слушаний направлены в Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области для принятия решения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальных зон и градостроительных регламентов.
Заключение по результатам проведения публичных слушаний опубликовано в газете "Красногорские вести" 19 апреля 2018 г.
24 апреля 2018 г. Градостроительным советом Московской области проект изменений в Правила землепользования и застройки одобрен, принято решение о направлении проекта в органы местного самоуправления городского округа Красногорск Московской области для принятия решения по его утверждению.
Согласно статье 5 ГрК РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан и организаций, в том числе при осуществлении ими мероприятий по градостроительному планированию.
Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
С учетом приведенных выше обстоятельств Судебная коллегия приходит к выводу, что порядок подготовки проекта изменений в Правила землепользования и застройки и проведения публичных слушаний органами местного самоуправления городского округа Красногорск Московской области был соблюден.
Нарушения процедуры публичных слушаний, ссылки на которые приведены в жалобе, материалами дела не подтверждаются.
Согласно части 14 статьи 31 ГрК РФ в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. Проведение публичных слушаний в населенном пункте, применительно к которому вносилось изменение в Правила землепользования и застройки, учитывая отсутствие непосредственно на территории КУРТ-14 приспособленных для этого муниципальных зданий, согласуется с приведенными положениями части 14 статьи 31 ГрК РФ.
Поскольку рассматриваемая территория, в отношении которой вносились изменения в Правила землепользования и застройки, являлась уже застроенной, а ранее действующий проект планировки территории был отменен, необходимость сохранения территориальной зоны КУРТ-14 отсутствовала.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского областного суда от 18 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Смагина Станислава Станиславовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2019 г. N 4-АПА19-33
Текст определения опубликован не был