Определение Верховного Суда РФ от 16 января 2020 г. N 307-ЭС19-21226 по делу N А44-6018/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (далее - учреждение, заказчик, заявитель) на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.07.2019 по делу N А44-6018/2018 Арбитражного суда Новгородской области
по заявлению учреждения к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительными решения от 25.05.2018 (пункты 2-4, а также в части признания обоснованной жалобы участника закупки общества с ограниченной ответственностью "Хозяйство "Нива" (далее - общество),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества, администрации Губернатора Новгородской области (далее - администрация, уполномоченный орган),
установил:
решением Арбитражного суда Новгородской области от 27.11.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.07.2019 решение и постановление судов отменены, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, учреждение ссылается на существенные нарушения судом кассационной инстанции норм материального и процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы, а также дополнений к ней установлены основания для передачи кассационной жалобы учреждения с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в управление поступила жалоба общества на действия учреждения и администрации при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельных участков, занимаемых автомобильной дорогой Каменка - Никандрово, образованию земельных участков в границах обслуживания, образованию границ земельных участков путем раздела, объединения земельных участков или выдела из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности, формированию частей земельных участков, постановке их на государственный кадастровый учет, восстановлению и установлению границ земельных участков, необходимых для завершения строительства мостового перехода через реку Люшонка на км 11+932 автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Каменка - Никандрово в Любытинском муниципальном районе Ленинградской области (извещение N 0150200003918000381).
Согласно доводам жалобы, включение заказчиком в конкурсную документацию в предмет оценки по критерию "Квалификация участников закупки" в отношении показателя "Деловая репутация участника закупки" требований согласно Стандарту организации Ассоциации аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-Западного Федерального округа СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017 (далее - Стандарт СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017) ограничивает количество участников спорной закупки.
Антимонопольным органом жалоба общества признана обоснованной, в действиях заказчика установлены нарушения части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (пункт 2), предписание решено не выдавать (пункт 3), материалы жалобы и внеплановой проверки переданы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 4).
Несогласие с выводами антимонопольного органа послужило основанием для оспаривания названной части решения управления в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии со стороны заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе при установлении в конкурсной документации критериев оценки заявок.
Отменяя данные судебные акты, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований учреждения, указав, что порядок оценки деловой репутации, определенной заказчиком, в рассматриваемом случае не соответствует объекту закупки, и, как следствие, не может служить в качестве критерия определения победителя конкурса.
При этом суд кассационной инстанции отметил, что факторы оценки деловой репутации предусмотрены в разделе 6 Стандарта СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017 указывают на то, что область применения данного Стандарта ограничена выполнением инженерных изысканий в сфере строительства и содержания автомобильных дорог, результатом которых является подготовка данных для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования. Применение Стандарта СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017 для иных целей, а применительно к обстоятельствам настоящего дела - для оценки деловой репутации лиц, выполняющих кадастровые работы, противоречит положениям ГОСТ Р 66.1.02-2015.
Выражая несогласие с оспариваемым судебным актом, учреждение приводит следующие доводы.
Стандарт СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017 разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.66.2615 N 162-ФЗ "О стандартизации в российской Федерации" и позволяет провести объективную оценку деловой репутации лица, выполняющего инженерные изыскания для автомобильных дорог. Область применения данного стандарта ограничена классом 71 "деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектированиям технических испытаний, исследований и анализа" классификатора ОКВЭД 2.
Одним из видов работ заявлены геодезические работы, которые являются неотъемлемой частью кадастровых работ. Учреждение полагает, что при выполнении геодезических работ в составе кадастровых работ и геодезических работ в составе инженерных изысканий для строительства применяются одинаковые методы, что позволяет произвести оценку деловой репутации согласно показателям Стандарта СТО ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017.
Указанный вывод также подтверждается имеющимися в материалах дела и принятых судами первой и апелляционной инстанций мнений компетентных органов по данному вопросу, а также установленными фактами выдачи сертификатов соответствия в соответствии с условиями Стандарта ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017 лицам, осуществляющим кадастровую деятельность.
Учреждение указывает, что вопреки выводам суда кассационной инстанции, им в полной мере обеспечены гарантии реализации прав потенциальных участников в условиях проводимой закупки, поскольку отсутствие сертификата, выданного в соответствии с условиями Стандарта ААЛСЗ 66.1.08/Д-2017, не является основанием для отклонения заявки участника закупки, а к оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от наличия указанного сертификата.
Таким образом, учреждение, устанавливая требования к участникам закупки, исходило из существующих нужд и потребностей заказчика, с целью определения победителя, предоставившего лучшие условия для выполнения работ.
Также учреждение ссылается на нарушение единообразия судебной практики, допущенное судом округа при рассмотрении настоящего дела.
Приведенные учреждением доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
передать кассационную жалобу государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 16 января 2020 г. N 307-ЭС19-21226 по делу N А44-6018/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2020 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 114-ПЭК20
23.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7809/19
04.04.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-184/19
27.11.2018 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-6018/18