Определение Уставного суда Калининградской области от 23 декабря 2019 г. N 51-о
"О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Е.В.С. о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 3 пункта 2.6 Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 24 июня 2015 года N 1006 "Об утверждении Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)"
Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М.С., судей А.В.К., В.М.Ф., рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Е.В.С., заслушав доклад судьи В.М.Ф., проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" предварительное изучение обращения заявителя, исследовав представленные документы и иные материалы, установил:
1. В Уставный Суд 23 октября 2019 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Е.В.С. (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений пункта 2.6 Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" (далее - Административный регламент), утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 24 июня 2015 года N 1006 "Об утверждении Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" (далее - Постановление N 1006).
Заявитель в обращении указывает следующее.
Административный регламент регулирует порядок предоставления администрацией городского округа "Город Калининград" муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", определяет порядок, последовательность административных процедур и административных действий должностных лиц комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград" в процессе предоставления муниципальной услуги (пункт 1.1 Административного регламента), при этом предусматривая исчерпывающий перечень документов, которые должен предоставить житель Калининграда, чтобы его ребенка поставили на учет для последующего приема в детский сад (пункт 2.6). В числе прочих документов должен быть представлен документ, подтверждающий проживание на территории муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" родителя (законного представителя) (подпункт 3 пункта 2.6).
По мнению заявителя, из содержания указанной нормы следует, что, по сути, житель Калининграда должен подтвердить не проживание, а регистрацию в Калининграде - так как к вышеуказанным документам Административный регламент относит следующие: паспорт с указанием регистрации по месту жительства либо свидетельство о регистрации по месту пребывания в г. Калининграде; вид на жительство - для иностранных граждан) и (или) ребенка (свидетельство о регистрации по месту жительства либо свидетельство о регистрации по месту пребывания в г. Калининграде).
Заявитель считает, что такое требование может приводить к отказу в предоставлении места в детском дошкольном учреждении для ребенка лицу, фактически проживающему в Калининграде, но не имеющему регистрации (постоянной или временной).
В данном случае неправомерные нормативные ограничения в одной сфере общественных отношений (образование) порождают невозможность надлежащей реализации прав человека в иных сферах (право на труд).
Также заявитель указала, что из статьи 74 Устава (Основного Закона) Калининградской области следует, что в Калининградской области признается право каждого на образование, выбор форм его получения и вида образовательного учреждения; в Калининградской области обеспечиваются государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в рамках основных общеобразовательных программ (пункт 1, подпункт 1 пункта 2).
Заявитель полагает, что отдельные положения, изложенные в пункте 2.6 Административного регламента, как увязывающее реализацию конституционного права на образование с наличием регистрации на территории муниципального образования, противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области, его статьям 15, 72-74, согласно которым, в частности, в Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами (статья 15), к которым относятся, в том числе конституционное право на образование, в связи с чем, нарушает конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом и создает препятствия для реализации права на образование.
Выводы заявителя, кроме вышеприведенных норм действующего законодательства, основываются и на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который, раскрывая конституционно-правовой смысл института регистрации граждан по месту жительства, в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П пришел к выводу, что регистрация не может использоваться для установления контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах. Регистрация является предусмотренным федеральным законодательством способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. При этом в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь своей правовой позицией, статьями 4, 36, 37, 38, 83 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" заявитель просит признать отдельные положения пункта 2.6 Административного регламента, утвержденного Постановлением N 1006, не соответствующими статьям 15, 72-74 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Из структуры текста нормативного правового акта следует, что Административный регламент состоит из разделов, пунктов, которые в свою очередь делятся на абзацы и подпункты. Обжалуемые заявителем отдельные положения пункта 2.6 Административного регламента содержатся в подпункте 3 указанного пункта.
Таким образом, предметом рассмотрения по данному вопросу является подпункт 3 пункта 2.6 Административного регламента.
2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2). Согласно пункту 15 статьи 13 данного Федерального закона порядок разработки и утверждения регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
Пунктом 5.3 Методических рекомендаций по порядку разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов", утвержденных Распоряжением администрации городского округа "Город Калининград" от 11 июля 2011 года N 343-р, определено, что административные регламенты утверждаются в установленном порядке постановлениями администрации городского округа.
Административный регламент администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады) утвержден постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 24 июня 2015 года N 1006 "Об утверждении Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" (пункт 1). Постановление N 1006 подписано главой городского округа А.Г.Я., опубликовано 2 июля 2015 года (Постановление) и 16 июля 2015 года (Регламент, приложения N 1-11 к Регламенту) в издании "Гражданин" (специальный выпуск) N 32 и N 37.
В соответствии с Уставом городского округа "Город Калининград" (далее - Устав) администрация городского округа "Город Калининград" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа "Город Калининград", входит в структуру органов местного самоуправления городского округа "Город Калининград" (пункт 1 статьи 25, пункт 1 статьи 46).
Правовые акты - постановления администрации городского округа входят в систему муниципальных правовых актов города Калининграда (подпункт 4 пункта 1 статьи 28 Устава).
Глава городского округа в пределах своих полномочий издает постановления администрации городского округа (пункт 4 статьи 28 Устава).
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Датой официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта является дата публикации его полного текста в официальном печатном издании органов местного самоуправления городского округа "Город Калининград". Постановления администрации городского округа, принятые в пределах компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города юридическими лицами, гражданами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами (пункт 5 статьи 28 Устава).
Постановление N 1006 вступило в силу 16 июля 2015 года.
В Постановление N 1006 неоднократно вносились изменения, и в настоящее время оно действует в редакции постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 19 октября 2018 года N 1035 "О внесении изменений в нормативные правовые акты администрации городского округа "Город Калининград".
В оспариваемую норму изменения не вносились, и она действует в первоначальной редакции.
С учетом изложенного Уставный Суд приходит к выводу, что Административный регламент, утвержденный Постановлением N 1006, является нормативным правовым актом органа местного самоуправления Калининградской области и проверка его отдельных положений на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.
3. Статья 83 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" определяет, что каждый депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области.
В Уставный Суд с запросом обратилась депутат Калининградской областной Думы шестого созыва Е.В.С., что подтверждается соответствующим удостоверением от 6 октября 2016 года N 29.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что обращение исходит от управомоченного лица.
Заявителем выполнены установленные статьями 37, 38, 38-1 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" общие требования, предъявляемые к обращению.
Заявление оплачено государственной пошлиной.
Таким образом, для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 3 пункта 2.6 Административного регламента, утвержденного Постановлением N 1006.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьей 83, пунктом 1 статьи 84 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области определил:
1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Е.В.С. о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 3 пункта 2.6 Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 24 июня 2015 года N 1006 "Об утверждении Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)".
2. Для подготовки к слушанию дела назначить судью В.М.Ф. судьей-докладчиком по указанному делу.
3. Определение по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.
Уставный Суд
Калининградской области
N 51-О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного суда Калининградской области от 23 декабря 2019 г. N 51-о "О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Е.В.С. о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 3 пункта 2.6 Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 24 июня 2015 года N 1006 "Об утверждении Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)"
Текст определения опубликован не был