Региональное соглашение между Союзом "Смоленское областное объединение организаций профсоюзов", Смоленским региональным объединением работодателей "Научно-промышленный союз" и Администрацией Смоленской области на 2020 - 2022 годы"
Администрация Смоленской области (далее - Администрация), Союз "Смоленское областное объединение организаций профсоюзов" (далее - Профсоюзы), Смоленское региональное объединение работодателей "Научно-промышленный союз" (далее - Работодатели), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили настоящее Соглашение.
Стороны признают, что основной целью настоящего Соглашения является обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти Смоленской области по регулированию социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого развития и укрепления конкурентоспособности экономики Смоленской области, обеспечения эффективной занятости, роста производительности труда, совершенствования профессиональной подготовки молодежи, условий труда, повышения заработной платы работающих, доходов населения, сокращения доли низкооплачиваемых категорий работников, снижения дифференциации в сфере доходов и заработной платы, совершенствования социальной сферы.
Стороны, подписавшие Соглашение, руководствуются принципами регулирования социально-трудовых отношений, закрепленными в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашением между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в Центральном федеральном округе, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа и Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа.
При этом настоящее Соглашение является основой для переговоров на отраслевом (межотраслевом), территориальном и локальном уровнях по заключению соглашений и коллективных договоров.
Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения трудовой, социальной и экономической защищенности работников.
Для обеспечения реализации настоящего Соглашения стороны на основе взаимных консультаций вырабатывают документы, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий.
Контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется сторонами как самостоятельно в пределах их полномочий, так и совместно на заседаниях Смоленской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Трехсторонняя комиссия).
Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года и действует до 31 декабря 2022 года.
В целях выполнения настоящего Соглашения Стороны берут на себя следующие обязательства и устанавливают перечень основных социально-экономических показателей мониторинга качества и уровня жизни населения Смоленской области согласно приложению.
I. В области социально-экономического развития
1.1. Стороны совместно:
1.1.1. Добиваются стабилизации и подъема экономики, укрепления экономического и финансового положения организаций, для чего осуществляют взаимные консультации и действия по вопросам промышленной, бюджетной, инвестиционной, налоговой и ценовой политики, а именно:
- содействуют созданию благоприятных условий для хозяйственной и предпринимательской деятельности, увеличению объемов производства и прибыли организаций, предотвращению задержек и ликвидации задолженности по выплате заработной платы, разрешению кризиса неплатежей, наиболее полной занятости экономически активного населения;
- вносят предложения по совершенствованию действующей системы налогообложения;
- способствуют проведению эффективной инвестиционной политики, привлечению в экономику Смоленской области финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов, способствуют производителям продукции в разработке и внедрении инновационных и современных информационных технологий, механизмов, позволяющих увеличивать рост и выпуск конкурентоспособной продукции;
- принимают меры, направленные на защиту регионального рынка от недобросовестной конкуренции, и создают условия для развития конкуренции;
- реализуют меры по предотвращению незаконных действий, нацеленных на ликвидацию или перепрофилирование организаций науки, промышленности и сельского хозяйства. В случае угрозы таких действий информируют Трехстороннюю комиссию;
- принимают меры, направленные на снижение неформальной занятости в Смоленской области;
- принимают меры по увеличению производительности труда в организациях базовых несырьевых отраслей экономики;
- реализуют меры по привлечению организаций к выходу на международные рынки и расширению экспортно-ориентированной деятельности.
1.1.2. Осуществляют взаимные консультации по социально-трудовым вопросам, принимают участие в подготовке проектов документов по бюджетной и налоговой политике, вносят свои предложения в прогнозы и проекты программ социально-экономического развития Смоленской области. Рассматривают проект областного бюджета на заседании Трехсторонней комиссии и вносят совместные предложения, в том числе и по финансовому обеспечению обязательств настоящего Соглашения, до утверждения бюджета Смоленской областной Думой.
1.1.3. Способствуют устойчивому функционированию объектов социальной сферы, добиваются выделения средств на ее дальнейшее развитие.
1.1.4. Способствуют принятию согласованных решений, направленных на сдерживание роста платежей на услуги жилищно-коммунального хозяйства, в рамках установленных полномочий.
1.1.5. Принимают меры по обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда, в том числе непосредственно на производстве.
1.1.6. Содействуют установлению социального партнерства между профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, а также организациями дополнительного профессионального образования и работодателями в целях удовлетворения текущих и перспективных потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих и специалистах.
1.1.7. Поддерживают меры государственной политики, направленные на модернизацию профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также организаций дополнительного профессионального образования, содействуя активному участию работодателей в различных формах взаимодействия с образовательными организациями, включая участие в разработке основных профессиональных образовательных программ и развитии учебно-производственных интегрированных комплексов.
1.1.8. Создают условия для развития отечественного производства и предпринимательства. Содействуют продвижению продукции местных товаропроизводителей на российские и зарубежные рынки.
1.1.9. Принимают участие в разработке и реализации областных программ, направленных на выполнение целевых значений, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
1.2. Администрация:
1.2.1. Анализирует и прогнозирует развитие экономической ситуации в Смоленской области с целью определения приоритетных направлений и перспектив социально-экономического развития. Разрабатывает документы стратегического планирования Смоленской области (стратегия социально-экономического развития Смоленской области, прогнозы социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочный и среднесрочный периоды) и осуществляет мониторинг их реализации.
1.2.2. Осуществляет мониторинг социально-экономического развития Смоленской области.
1.2.3. Разрабатывает мероприятия, направленные на увеличение налогового потенциала Смоленской области. Вносит предложения в Смоленскую областную Думу по совершенствованию налогового законодательства и предоставлению налоговых льгот в пределах, предусмотренных областным законодательством, в целях создания благоприятных условий для развития производства товаров и услуг областными производителями.
1.2.4. Реализует региональную промышленную политику в соответствии со стратегией социально-экономического развития Смоленской области.
1.2.5. Создает необходимые условия для успешного развития организаций Смоленской области, привлечения в регион отечественных и иностранных инвестиций.
1.2.6. Обеспечивает реализацию мероприятий областной государственной программы "Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата" и "Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности".
1.2.7. Организует областные смотры-конкурсы организаций промышленности, транспорта, строительства, связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания в целях повышения качества продукции и культуры обслуживания населения, расширения видов оказываемых услуг, развития здоровой конкуренции на потребительском рынке и в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Смоленской области. Организует конкурсы молодых ученых.
1.2.8. Осуществляет политику, направленную на взаимовыгодное внешнеэкономическое сотрудничество и развитие экспортного потенциала Смоленской области. Разрабатывает мероприятия по продвижению продукции товаропроизводителей области в регионы Российской Федерации и на экспорт.
1.2.9. Осуществляет меры по обеспечению нормальной работы объектов социальной сферы Смоленской области (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, организаций жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения). Совместно с муниципальными образованиями проводит работу по оптимизации сети объектов социальной сферы, направляет средства областного бюджета на дальнейшее развитие социальной сферы.
1.2.10. Совместно с органами местного самоуправления создает и поддерживает необходимые условия для устойчивого снабжения населения и бюджетных организаций топливно-энергетическими ресурсами, коммунально-бытовыми услугами.
1.2.11. Осуществляет финансовую поддержку агропромышленного комплекса Смоленской области, содействует развитию и поддержке отраслей сельскохозяйственного производства, обеспечивающих продовольствием население и сырьем организации легкой промышленности.
1.2.12. Реализует транспортную политику, направленную на обеспечение устойчивой и безопасной работы транспорта общего пользования.
1.2.13. Осуществляет систематический контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами, реализующими продукцию (товары, услуги) по регулируемым ценам (тарифам), порядка ценообразования. Применяет к организациям-нарушителям меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством.
1.2.14. Осуществляет финансирование строительства объектов для государственных нужд Смоленской области за счет средств областного бюджета.
1.2.15. Обеспечивает рассмотрение предложений об изменении тарифов на электрическую энергию на заседаниях Трехсторонней комиссии до утверждения тарифов на очередной финансовый год.
1.2.16. Обеспечивает формирование государственных заданий на подготовку квалифицированных рабочих кадров через систему профессионального образования для экономики и социальной сферы с учетом заявок работодателей и потребностей рынка труда.
1.3. Работодатели:
1.3.1. Создают условия для развития отечественного производства и предпринимательства, развития межрегиональных и региональных кооперационных хозяйственных связей, в том числе реализуют программы, направленные на ускорение темпов экономического роста организаций, повышение их инвестиционной привлекательности.
1.3.2. Участвуют в решении социально значимых задач и осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.
1.3.3. Способствуют распространению положительного опыта работы организаций по модернизации неэффективных производств, внедрению новых технологий, принципов бережливого производства и энергосберегающего оборудования, освоению и выпуску конкурентоспособной продукции и увеличению ее объема, созданию высокопроизводительных рабочих мест, обеспечивающих безопасные условия труда, повышающих экологическую безопасность производства.
1.3.4. Разрабатывают и реализуют мероприятия по развитию персонала организаций, обеспечению высокопроизводительного труда.
1.3.5. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации заключают коллективные договоры и соглашения с работниками организаций, интересы которых представляют профсоюзные организации и иные представители. Работодатель, не являющийся членом регионального объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.
1.3.6. В соответствии с коллективными договорами и соглашениями предоставляют работникам и членам их семей социальные гарантии, льготы, дотации и субсидии не ниже, чем предусмотрено региональными и отраслевыми соглашениями.
1.3.7. Развивают партнерские связи с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, а также организациями дополнительного профессионального образования и содействуют активному участию организаций в модернизации профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также организаций дополнительного профессионального образования, уделяя первостепенное внимание подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Оказывают содействие в прохождении производственной практики обучающимися профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также организаций дополнительного профессионального образования.
1.3.8. Обсуждают с представительными органами работников планы социально-экономического развития организаций. Ежегодно информируют трудовые коллективы о финансово-хозяйственной деятельности организаций и принимаемых мерах по развитию производства.
1.3.9. Разрабатывают и осуществляют меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций. При введении внешнего управления обеспечивают действие коллективного и трудовых договоров.
1.3.10. В соответствии с трудовым законодательством регулируют трудовые отношения путем заключения трудовых договоров при приеме граждан на работу.
1.3.11. Сохраняют за работником средний месячный заработок на весь период обучения при направлении на дополнительное профессиональное образование с отрывом от производства при условии, что работника на обучение направляет работодатель.
1.4. Профсоюзы:
1.4.1. Способствуют участию работников в управлении производством. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных программами социально-экономического развития региона.
1.4.2. Вносят предложения о поощрении высокопроизводительного труда, об использовании прибыли на финансирование отдельных сфер деятельности, способствуют созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.
1.4.3. Отстаивают и защищают социально-трудовые интересы трудящихся, права трудовых коллективов при проведении социально-экономических реформ в Смоленской области.
1.4.4. Осуществляют контроль за соблюдением в организациях региона законодательства о труде, занятости, охране труда, социальной защите.
1.4.5. Оказывают практическую помощь организациям в заключение коллективных договоров, соглашений и контролируют их выполнение.
1.4.6. Участвуют в работе региональных комиссий, общественных советов по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения, через своих представителей в установленном порядке.
1.4.7. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства.
II. Обеспечение занятости населения
Основной целью в области занятости и рынка труда является создание необходимых условий для реализации трудовых прав граждан при осуществлении гарантий социальной поддержки, мер по содействию в трудоустройстве и обеспечению защиты от безработицы. С этой целью:
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Обеспечивают разработку и реализацию нормативных правовых актов и региональных программ в сфере содействия занятости населения, в том числе для категорий, нуждающихся в особой поддержке: женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста, инвалидов.
Способствуют реализации областной государственной программы "Содействие занятости населения Смоленской области".
2.1.2. Согласованными действиями не допускают увеличения достигнутого уровня официальной безработицы. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на рынке труда принимают экстренные меры, направленные на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники их финансирования.
2.1.3. Не допускают превышения уровня общей безработицы, уровня регистрируемой безработицы, коэффициента напряженности в соответствии с целевыми показателями областной государственной программы "Содействие занятости населения Смоленской области" на соответствующий год.
2.1.4. Принимают дополнительные меры по сокращению регистрируемой безработицы в районах с постоянно высоким ее уровнем.
2.1.5. Считают в целом по Смоленской области критерием массового высвобождения на 2020 - 2022 годы увольнение более 9% от численности работников организации с количеством работающих свыше 30 человек и более в течение 30 календарных дней.
В случае предстоящих массовых увольнений в организациях на основе взаимных консультаций разрабатывают и осуществляют комплекс мер по снижению социальной напряженности.
2.1.6. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы в экономику Смоленской области. Ежегодно на заседании Трехсторонней комиссии рассматривают квоты на привлечение иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.
2.1.7. Создают условия для социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивают их профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда в регионе.
2.1.8. Создают условия для совмещения трудовой деятельности с обязанностью по воспитанию детей гражданам, воспитывающим несовершеннолетних детей.
2.1.9. Содействуют созданию в организациях рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Оказывают содействие в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе после окончания ими образовательных организаций, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Предусматривают меры по обеспечению беспрепятственного доступа к рабочим местам и объектам социального значения.
2.1.10. Содействуют обеспечению занятости участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
2.1.11. Принимают меры по обеспечению занятости граждан старшего поколения в соответствии со Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р. Привлекают их в качестве наставников для молодежи, впервые приступающей к трудовой деятельности.
2.2. Администрация:
2.2.1. Учитывает при выдаче заключений на привлечение и использование труда иностранных работников соблюдение работодателями обязательств регионального соглашения по заработной плате (при наличии), отсутствие фактов высвобождения работников - граждан Российской Федерации в течение предыдущего года в связи с сокращением численности, участие организации-заявителя в качестве члена в региональном объединении работодателей, наличие коллективного договора в организации, обеспечение социально-бытовых условий проживания иностранных работников, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
2.2.2. Использует различные формы стимулирования работодателей к предоставлению молодежи первого рабочего места, трудоустройству инвалидов, в том числе квотированию рабочих мест.
2.2.3. Проводит анализ социальной эффективности инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории региона, в том числе в части влияния на занятость населения (количество и профессионально-квалификационную структуру рабочих мест, среднюю заработную плату, социальный пакет работников) с привлечением сторон социального партнерства.
2.3. Работодатели:
2.3.1. Разрабатывают и включают в коллективные договоры мероприятия, направленные на полную занятость работающих (при обеспечении роста их заработной платы) и максимальное использование производственных мощностей, предусматривают финансовое обеспечение данных мероприятий.
2.3.2. Информируют органы исполнительной власти Смоленской области и органы местного самоуправления, службу занятости и профсоюзы о предстоящем массовом увольнении работников в случае резкого свертывания объемов производства в соответствии с законодательством.
2.3.3. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность обучения новым профессиям и переподготовки до наступления срока расторжения трудового договора.
Оказывают содействие в переезде, трудоустройстве высвобождаемых работников на территории других районов области, имеющих потребность в профессиональных кадрах.
2.3.4. Обеспечивают в соответствии с федеральным и областным законодательством о занятости населения соблюдение квот рабочих мест для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
2.3.5. Гарантируют высвобождаемым работникам сохранение права пользования социальными льготами, установленными в организации.
2.3.6. В коллективных договорах организаций, за исключением организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета и (или) средств обязательного медицинского страхования, предусматривают финансирование мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, количества рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им льгот и компенсаций дополнительно к установленным законодательством.
2.3.7. Ежемесячно информируют органы службы занятости о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе для приема инвалидов.
2.3.8. При приеме на работу безработных граждан обеспечивают для них бесплатное медицинское освидетельствование.
2.3.9. Режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели в организации вводят по согласованию с профсоюзным комитетом и сообщают об этом в письменной форме в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.
2.3.10. Предусматривают в коллективных договорах предоставление работникам, получившим предупреждение об увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности (штата), оплачиваемого времени для поиска следующей работы до наступления срока расторжения трудового договора. Не допускают одновременного увольнения работников - членов одной семьи по сокращению численности (штата) работников.
2.3.11. Содействуют активному участию организаций в модернизации профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также организаций дополнительного профессионального образования, уделяя первостепенное внимание подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологических производств.
2.3.12. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по социальной защите, установлению дополнительных льгот и гарантий работникам, воспитывающим несовершеннолетних детей, сверх установленных трудовым законодательством.
2.3.13. Проводят консультации с профсоюзными органами по вопросу привлечения иностранной рабочей силы в организацию, руководствуясь при этом принципом соблюдения приоритетного права российских граждан на занятие свободных рабочих мест.
2.3.14. При приеме на работу направляют работника в выборный орган первичной профсоюзной организации с целью информирования о ее деятельности.
2.4. Профсоюзы:
2.4.1. Добиваются через коллективные договоры и соглашения сохранения рабочих мест, определения условий сокращения рабочего дня, недели, вынужденных простоев, оказания материальной поддержки высвобождаемым работникам, сохранения социальных льгот за уволенным работником в связи с сокращением численности или штата работников.
2.4.2. Информируют членов профсоюза о состоянии рынка труда, об изменениях в законодательстве о занятости.
2.4.3. Участвуют в работе Координационного комитета содействия занятости населения Смоленской области, постоянно действующих комиссий, рассматривающих вопросы занятости, вносят предложения по защите прав членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реформирования хозяйствующих субъектов, банкротства, реорганизации или ликвидации организации.
2.4.4. Препятствуют необоснованному применению срочных договоров и увольнению по инициативе работодателя.
III. Гарантии по оплате труда и уровню жизни
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. Осуществляют постоянный контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды в организациях всех форм собственности. Принимают меры по ликвидации задолженности по заработной плате и уплате социальных страховых взносов, активизируют в этих целях работу межведомственных региональных комиссий.
3.1.2. Принимают меры по:
- опережению темпов роста доходов населения относительно темпов роста потребительских цен;
- обеспечению своевременной выплаты заработной платы в организациях Смоленской области;
- недопущению долгов по заработной плате;
- легализации "теневой" заработной платы.
3.1.3. Проводят постоянную работу по совершенствованию систем оплаты труда, индексации заработной платы.
3.1.4. Принимают меры по доведению средней заработной платы в Смоленской области до уровня не менее трехкратного размера прожиточного минимума, установленного в Смоленской области на душу населения.
3.1.5. Проводят регулярный мониторинг численности населения Смоленской области с доходами ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения и способствуют снижению их доли.
3.1.6. Обеспечивают установление тарифной части заработной платы в организациях, за исключением организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета и (или) средств обязательного медицинского страхования, не ниже 65%.
3.2. Администрация:
3.2.1. Формирует условия для поэтапного приближения минимальной заработной платы в бюджетном секторе до уровня 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Смоленской области.
3.2.2. Обеспечивает в соответствии с законодательством своевременную выплату заработной платы работникам областных государственных учреждений и социальных выплат, финансируемых из областного бюджета.
3.2.3. Предусматривает в областном бюджете средства на повышение заработной платы для реализации национальной цели обеспечения устойчивого роста реальных доходов граждан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
3.2.4. Ежеквартально производит расчет величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения Смоленской области и через средства массовой информации доводит до населения сведения об уровне жизни, динамике индекса потребительских цен и средней заработной плате по основным отраслям экономики Смоленской области.
3.3. Работодатели:
3.3.1. Устанавливают системы оплаты и стимулирования труда с учетом мнения профсоюзов.
3.3.2. Устанавливают во внебюджетном секторе экономики размер месячной тарифной ставки 1-го разряда (минимального должностного оклада) работников, занятых в нормальных условиях труда, за работу, не требующую специальной профессиональной подготовки, знаний, умений и профессиональных навыков и опыта работы, не ниже величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
3.3.3. Формируют условия для поэтапного приближения размера минимальной заработной платы во внебюджетном секторе к уровню не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.
3.3.4. Заключают коллективные договоры либо издают локальные нормативные акты в организациях, за исключением организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета и (или) средств обязательного медицинского страхования, предусматривая в них:
- порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
- размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации;
- порядок выплаты вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не менее их дневной тарифной ставки за каждый нерабочий праздничный день;
- положение об установлении соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате основного персонала организации;
- соответствующее повышение заработной платы при повышении производительности труда.
3.3.5. Представляют по запросам соответствующих профсоюзов информацию об оплате труда различных категорий работников, о формировании и расходовании средств на оплату труда в организациях.
3.3.6. Содействуют развитию добровольного пенсионного и медицинского страхования.
3.3.7. Выплачивают выходное пособие при сокращении численности или штата работников из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства.
3.3.8. Содействуют развитию электронного документооборота по представлению отчетности в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в целях учета социальных (пенсионных) прав застрахованных лиц.
3.3.9. Руководствуются Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими согласованными и утвержденными положениями профессиональных стандартов с целью сохранения единства тарификации работ, установления единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильного подбора и расстановки кадров, повышения деловой квалификации работников, рационального разделения труда, создания действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.
3.4. Профсоюзы:
3.4.1. В процессе переговоров добиваются включения в коллективные договоры положений об оплате труда и материальном стимулировании, а также размеров тарифных ставок (окладов), предусмотренных отраслевыми соглашениями.
3.4.2. Осуществляют контроль за работой по ликвидации задолженности по заработной плате и уплате социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.
3.4.3. Осуществляют контроль за выполнением положений коллективных договоров организаций, в частности положений по оплате труда и материальному стимулированию работников организаций, обязательств по росту заработной платы, ответственности работодателей за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4.4. Осуществляют постоянный контроль и принимают меры по выявлению и предотвращению случаев дискриминации в отношении работающих пенсионеров или работников предпенсионного возраста, предотвращению неправомерных увольнений, сокращений и иных случаев нарушения трудовых прав граждан.
IV. Социальная сфера
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Проводят согласованную политику по развитию социальной сферы, образования, культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, по организации и проведению детских оздоровительных кампаний, семейного отдыха, сохранению и укреплению сети спортивных и социально-культурных объектов в городах и районах Смоленской области.
4.1.2. Финансируют организации и учреждения культуры и спорта, спортивные сооружения, культурно-досуговые и физкультурно-спортивные учреждения и центры, работающие с детьми и подростками.
4.1.3. Сохраняют и развивают инфраструктуру детского отдыха и оздоровления, в том числе принимают меры по сохранению организаций (учреждений) отдыха детей и их оздоровления и открытию новых организаций (учреждений) отдыха детей и их оздоровления. Не допускают закрытия и перепрофилирования организаций (учреждений) отдыха детей и их оздоровления.
4.1.4. Содействуют в реализации Рекомендаций Международной организации труда от 07.06.2010 N 200 "О ВИЧ/СПИДе и сфере труда" и практического опыта Международной организации труда по вопросам ВИЧ/СПИДа на рабочих местах в организациях, включению требований, направленных на решение данной проблемы в территориальные, отраслевые соглашения и коллективные договоры; организовывают обмен информацией о предпринимаемых действиях по профилактике ВИЧ-инфекции на рабочих местах, используя сайты сторон социального партнерства.
4.1.5. Определяют размер оплаты за счет средств работодателей (за исключением бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней и (или) средств обязательного медицинского страхования) части стоимости путевок детям родителей (законных представителей), работающих в организациях иных форм собственности, в размере не менее 40% от средней стоимости путевки.
4.1.6. Принимают долевое участие в финансировании культурно-массовых, спортивных мероприятий, конкурсов и олимпиад профессионального мастерства, проводимых совместно для смолян на базе клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
4.1.7. Осуществляют с участием органов санитарно-эпидемиологического надзора, Уполномоченного по правам ребенка в Смоленской области, органов государственного пожарного надзора, Государственной инспекции труда в Смоленской области, областного профобъединения:
- комиссионные проверки готовности стационарных оздоровительных организаций круглогодичного и сезонного действия, расположенных на территории Смоленской области, к проведению детской оздоровительной кампании;
- комплексные проверки деятельности стационарных оздоровительных организаций круглогодичного и сезонного действия, расположенных на территории Смоленской области.
4.1.8. Участвуют в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства на региональном уровне, в том числе для обучающихся в профессиональных образовательных организациях, направляют участников на окружные и всероссийские конкурсы.
4.1.9. Предусматривают с учетом финансово-экономического положения организации через коллективные договоры:
- меры социальной поддержки, дополнительные гарантии и льготы молодым семьям (единовременные пособия при рождении детей, поддержку беременных и кормящих женщин), молодым родителям многодетных, неполных семей, воспитывающим детей-инвалидов (гибкий график работы, дополнительный отпуск, доплату на питание детей, оказание помощи в обучении детей, оплату отпуска по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет);
- мероприятия по сохранению объемов услуг, оказываемых культурно-просветительными учреждениями и спортивными сооружениями, столовыми, другими оздоровительными социально-бытовыми объектами организаций, находящимися на их балансе, с учетом действующих норм и фактической численности работающих и поддерживают на должном уровне их материально-техническую базу;
- финансирование, в том числе через профсоюзные организации, мероприятий по оздоровлению, досугу и отдыху работников и членов их семей, обеспечивают хозяйственное содержание учреждений культуры, спорта, туризма, оздоровления и отдыха, находящихся на их балансе;
- предоставление отпуска матерям и отцам, в семьях которых двое и более несовершеннолетних детей, в любое время по их желанию.
4.1.10. Разрабатывают мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации в Смоленской области, в том числе на создание условий работающим гражданам для воспитания детей, соблюдение социально-трудовых прав работников с семейными обязанностями.
4.1.11. Участвуют в проведении регионального этапа конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".
4.1.12. Предпринимают меры по обеспечению устойчивого финансирования жилищного строительства, созданию эффективной системы обеспечения граждан с различным уровнем доходов доступным по стоимости жильем в рамках действующих жилищных программ, в том числе социальной ипотеки, предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством.
4.1.13. Проводят консультации по вопросам формирования тарифов на топливно-энергетические ресурсы, транспорт и жилищно-коммунальные услуги.
4.2. Администрация:
4.2.1. В рамках установленных законодательством Российской Федерации полномочий принимает меры по недопущению опережающего роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с ростом заработной платы.
4.2.2. Обеспечивает выполнение законов социальной направленности в части, касающейся расходных обязательств Смоленской области.
4.2.3. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" на территории региона:
- разрабатывает и принимает комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая предоставление земельных участков под строительство жилья экономического класса;
- обеспечивает формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы), создание ипотечно-накопительной системы, предусмотрев меры государственной поддержки;
- принимает меры по улучшению качества жилищно-коммунальных услуг путем установления жесткого контроля над организациями, представляющими их.
4.2.4. Разрабатывает программы и осуществляет реализацию мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
4.2.5. Поддерживает уровень охвата детей и подростков мероприятиями по оздоровлению, обеспечивая долю детей школьного возраста до 17 лет включительно, проживающих на территории Смоленской области, обеспеченных путевками в организации (учреждения) отдыха детей и их оздоровления, от общего числа детей школьного возраста до 17 лет включительно, проживающих на территории Смоленской области, в размере не менее 15% оздоровленных детей.
4.2.6. Выделяет бесплатные путевки в областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Смоленский детский санаторий "Мать и дитя" для детей, проживающих на территории Смоленской области, и лиц, их сопровождающих.
4.2.7. Организует отдых и оздоровление детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), проживающих на территории Смоленской области, в организациях (учреждениях) отдыха детей и их оздоровления различных типов, в том числе:
- обеспечивает за счет средств областного бюджета бесплатными путевками на оздоровление с предоставлением санаторно-курортных услуг, путевками без предоставления санаторно-курортных услуг детей, нуждающихся в особой заботе государства, школьного возраста до 17 лет включительно;
- обеспечивает за счет средств областного бюджета бесплатными путевками детей-инвалидов, нуждающихся в индивидуальном сопровождении;
- обеспечивает за счет средств областного бюджета бесплатными или с частичной оплатой путевками на оздоровление с предоставлением санаторно-курортных услуг, путевками без предоставления санаторно-курортных услуг детей школьного возраста до 15 лет включительно, нуждающихся в отдыхе и оздоровлении по медицинским показаниям;
- обеспечивает за счет средств областного бюджета бесплатными путевками в стационарные оздоровительные учреждения на специализированные и профильные смены детей школьного возраста до 17 лет включительно - отличников учебы, участников международных, всероссийских, областных, районных (городских) олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, членов детских и молодежных общественных объединений и творческих коллективов.
4.2.8. Выделяет бесплатные путевки на отдых и оздоровление с предоставлением санаторно-курортных услуг в смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Социально-оздоровительный центр "Голоевка" для:
- детей школьного возраста до 17 лет включительно, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- детей школьного возраста до 15 лет включительно, нуждающихся в отдыхе и оздоровлении по медицинским показаниям;
- детей-инвалидов в возрасте от 4 до 17 лет включительно, нуждающихся в индивидуальном сопровождении;
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста до 17 лет включительно;
- детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно из многодетных малоимущих семей.
4.2.9. Устанавливает размер и порядок компенсации стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации загородные лагеря отдыха и оздоровления детей сезонного действия в летний период, приобретенных самостоятельно родителями (законными представителями) детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно.
4.2.10. Устанавливает среднюю стоимость путевки на соответствующий календарный год.
4.2.11. Обеспечивает софинансирование из средств областного бюджета расходов бюджетов муниципальных районов и городских округов Смоленской области, связанных с организацией отдыха детей в лагерях дневного пребывания, организованных на базе муниципальных общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования.
4.2.12. Обеспечивает гарантированный объем медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
4.2.13. Оказывает организационную и материальную поддержку учреждениям культуры, физкультурно-оздоровительным и спортивным организациям, которые проводят работу по оздоровлению жителей Смоленской области, в том числе инвалидов, развитию самодеятельного народного творчества, осуществляют физическое и военно-патриотическое воспитание молодежи, содействуют развитию военно-технических видов спорта.
4.2.14. Способствует организации бесплатного и льготного питания в общеобразовательных организациях.
4.2.15. Организует в целях дальнейшего развития личного садоводства и огородничества в период с апреля по октябрь транспортное обслуживание населения к дачным и садоводческим участкам по регулируемым тарифам.
4.3. Работодатели:
4.3.1. Предусматривают в коллективных договорах финансирование дополнительных мер социальной защиты работников (не ниже, чем предусмотрено отраслевыми соглашениями).
4.3.2. Контролируют подготовку детских загородных оздоровительных лагерей, находящихся на балансе организаций, к летнему сезону, работу по обеспечению:
- комплексной безопасности этих оздоровительных учреждений, соблюдению в них режима работы;
- надлежащего санитарного состояния пищеблоков и мест общего пользования оздоровительных учреждений;
- своевременного заключения контрактов на поставку продуктов питания;
- водоснабжения.
4.3.3. Обеспечивают наличие необходимых документов при открытии загородных оздоровительных лагерей, находящихся на балансе организаций, подтверждающих соответствие этих учреждений санитарным требованиям и требованиям безопасности.
4.3.4. Предусматривают при заключении коллективных договоров выделение финансовых средств:
- для оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
- на оплату части стоимости путевок детям работающих родителей (законных представителей) (за исключением детей, родители (законные представители) которых работают в бюджетных организациях, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней);
- на осуществление подготовки к оздоровительному сезону загородных детских оздоровительных лагерей, находящихся на балансе организаций, в том числе на проведение текущего и капитального ремонтов и их содержание.
4.3.5. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по сохранению объемов услуг, оказываемых культурно-просветительными, спортивными и другими социально-бытовыми учреждениями организаций с учетом действующих норм и фактической численности работающих, а также по поддержанию на должном уровне технического состояния указанных учреждений.
4.3.6. Предусматривают в коллективных договорах введение в организациях, за исключением организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета и (или) средств обязательного медицинского страхования, штатных единиц инструкторов-методистов по физической культуре.
4.3.7. Сохраняют за работниками, высвобождаемыми в связи с сокращением численности или штата, право на первоочередное трудоустройство в организации при появлении вакантных рабочих мест.
4.3.8. Проводят профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
4.4. Профсоюзы:
4.4.1. Осуществляют представительство интересов работников при заключении коллективных договоров и соглашений и добиваются включения в них дополнительных льгот и гарантий по социальной защите работников и членов их семей.
4.4.2. Проводят мониторинг соотношения роста заработной платы и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах нормативной площади жилого помещения.
4.4.3. Участвуют в разработке и реализации мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей.
4.4.4. Контролируют деятельность организаций (учреждений) отдыха детей и их оздоровления, находящихся в собственности Союза "Смоленское областное объединение организаций профсоюзов", в том числе работу по обеспечению:
- комплексной безопасности этих оздоровительных учреждений, соблюдению в них режима работы;
- надлежащего санитарного состояния пищеблоков и мест общего пользования оздоровительных учреждений;
- своевременного заключения контрактов на поставку продуктов питания;
- водоснабжения.
4.4.5. Принимают участие в организации новогодних представлений для детей и подростков в дни зимних школьных каникул на базе учреждений культуры профсоюзов.
V. Охрана труда. Экология
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Обеспечивают реализацию на территории Смоленской области государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников.
5.1.2. Организуют проведение мероприятий по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда, информированию работников о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда.
5.1.3. Организуют проведение областных смотров-конкурсов на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории Смоленской области, а также на звание "Лучший уполномоченный по охране труда".
5.1.4. Содействуют проведению в организациях Смоленской области специальной оценки условий труда.
5.1.5. Проводят мониторинг состояния условий и охраны труда, совершенствуют систему статистической отчетности.
5.1.6. Содействуют обучению и повышению квалификации руководителей, специалистов по охране труда и специалистов по экологической безопасности.
5.1.7. Осуществляют контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории региона.
5.1.8. Осуществляют контроль за обеспечением безопасного пребывания детей в детских загородных оздоровительных организациях, участвуют в приемке готовности их к детской оздоровительной кампании.
5.1.9. Осуществляют взаимодействие по продвижению и реализации в регионе концепции "Vision Zero" ("нулевого травматизма").
5.2. Администрация:
5.2.1. Обеспечивает реализацию на территории Смоленской области государственной политики в области охраны труда.
5.2.2. Разрабатывает и утверждает подпрограмму "Улучшение условий и охраны труда" в рамках областной государственной программы "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области" и обеспечивает контроль за ее выполнением.
5.2.3. Организует сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Смоленской области.
5.2.4. Осуществляет на территории Смоленской области в установленном порядке государственную экспертизу условий труда в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2.5. Координирует проведение на территории Смоленской области в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда.
5.2.6. Организует участие представителей органов исполнительной власти Смоленской области в работе комиссий по расследованию групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
5.2.7. Содействует включению в коллективные договоры, областные отраслевые и территориальные соглашения обязательств по улучшению условий и охраны труда.
5.2.8. Принимает меры, направленные на достижение экологического благополучия в регионе, бережное использование природных ресурсов в целях обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья населения Смоленской области и устойчивого развития экономики.
5.2.9. Осуществляет государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Смоленской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
5.3. Работодатели:
5.3.1. Обеспечивают улучшение условий и охраны труда, предупреждение и снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях Смоленской области.
5.3.2. Осуществляют взаимодействие с органами местного самоуправления и общественными организациями в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности.
5.3.3. Обеспечивают обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
5.3.4. Продолжают работу по развитию общественного контроля за обеспечением безопасных и здоровых условий труда на основе избрания уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, совместных комитетов (комиссий) по охране труда и общественных постов по охране труда.
5.3.5. Обеспечивают создание и функционирование системы управления охраной труда.
Создают службы охраны труда, вводят должность специалиста по охране труда, прошедшего специальное обучение по охране труда в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации.
5.3.6. Обеспечивают работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными законодательством типовыми отраслевыми нормами.
5.3.7. Обеспечивают принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
5.3.8. Обеспечивают сохранение работникам их рабочих мест и средней заработной платы за время приостановки работ на участках (рабочих местах) вследствие нарушения правил охраны труда не по вине работника.
5.3.9. Проводят в установленном порядке специальную оценку условий труда рабочих мест.
5.3.10. Устанавливают гарантии и компенсации работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии со статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, коллективными договорами и по результатам специальной оценки условий труда.
5.3.11. Обеспечивают соблюдение экологических требований при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, оборудования и транспорта.
5.3.12. Осуществляют безопасное размещение отходов производства и потребления.
5.3.13. Обеспечивают соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, указанных в разрешениях на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
5.3.14. Организуют проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников в соответствии с перечнями вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).
5.3.15. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях предоставление рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов и членам совместных комиссий для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля.
5.3.16. Обеспечивают приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и результатами специальной оценки условий труда. Принимают меры по выводу работников основных видов производств, занятых на работах, где условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, а также по сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) тяжелыми условиями труда.
5.3.17. Способствуют дальнейшему развитию добровольного декларирования организациями соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
5.3.18. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях мероприятия, направленные на охрану здоровья работников, в том числе для своевременного прохождения работниками диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством.
5.3.19. Обеспечивают в установленном порядке расследование, учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.4. Профсоюзы:
5.4.1. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и окружающей среды.
5.4.2. Участвуют в экспертизе условий труда на производственных объектах организаций, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.
5.4.3. Осуществляют избрание и организацию работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов, предусматривают в коллективных договорах условия освобождения указанных лиц от основной работы и порядок оплаты времени выполнения возложенных на них обязанностей по контролю условий и охраны труда.
5.4.4. Проводят разъяснительную работу среди членов профсоюзов по вопросам охраны труда и предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
5.4.5. Участвуют в специальной оценке условий труда в организациях Смоленской области.
5.4.6. Обеспечивают участие своих представителей в расследовании несчастных случаев на производстве и защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
5.4.7. Проводят обучение по охране труда уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов.
5.4.8. Продолжают практику заключения договоров, соглашений о взаимодействии с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства в области охраны окружающей среды в организациях, осуществляющих деятельность в регионе.
VI. Молодежная политика
6.1. Стороны совместно:
6.1.1. Проводят согласованную политику в ходе разработки и контроля за реализацией целевых программ социально-экономической поддержки молодежи, в том числе путем включения представителей профсоюзов в соответствующие межведомственные совещательные органы.
6.1.2. Реализуют меры по социально-трудовой адаптации молодежи, разрабатывают и реализуют в организациях программы по адаптации молодых работников на производстве, развитию наставничества.
6.1.3. Взаимодействуют с общественными молодежными организациями, обобщают и распространяют положительный опыт работы с молодежью в организациях на территории региона.
6.1.4. Осуществляют социально-экономическую поддержку молодых семей, в том числе по вопросам приобретения жилья.
6.1.5. Рассматривают на заседаниях Трехсторонней комиссии вопросы, касающиеся работы с молодежью.
6.1.6. Организуют профориентационные экскурсии в организации различных форм собственности с целью повышения информированности молодежи при выборе профессии.
6.1.7. Оказывают организационную поддержку, создают условия для развития творчества молодежи, спорта, туризма, а также ведут пропаганду здорового образа жизни. Содействуют с этой целью привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных культурно-спортивных мероприятиях, а также проводят региональные олимпиады, соревнования, туристические слеты, фестивали, смотры-конкурсы, конференции, форумы и др.
6.2. Администрация:
6.2.1. Создает условия для занятости молодежи, совершенствует и развивает систему профессиональной ориентации среди обучающихся в общеобразовательных организациях.
6.2.2. Разрабатывает комплекс льгот и гарантий для молодежи, студентов, предусматривая выделение бюджетных средств для финансирования части затрат на питание учащихся, студентов, на осуществление программ детских и молодежных объединений.
6.2.3. Оказывает содействие молодым гражданам в создании молодежных жилищных кооперативов, других молодежных объединений по строительству доступного жилья для молодежи.
6.2.4. Обеспечивает меры по поддержке молодежи в области охраны труда и здоровья, профилактики опасных заболеваний и пропаганды здорового образа жизни.
6.3. Работодатели:
6.3.1. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях с учетом финансово-экономического положения организации:
- гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые два года работы после обучения для выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования;
- премирование или увеличение заработной платы при получении образования без отрыва от производства;
- финансирование проведения в организациях массовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, организации досуга, отдыха и оздоровления молодежи;
- выплату единовременных пособий молодым работникам из категории детей-сирот, впервые принятым на работу, а также работникам, вернувшимся в организации Смоленской области после прохождения срочной военной службы;
- материальную помощь молодым семьям, работающим в организации, при рождении ребенка и вступлении впервые в брак;
- установление оплаты труда молодым рабочим в повышенном размере на срок не менее одного года со дня приема на работу:
- для работающих на сдельной основе - путем снижения норм времени (повышения расценок);
- для работающих на повременной основе при штатно-окладной системе оплаты труда - путем увеличения окладов в процентах;
- при оплате по тарифной сетке - путем увеличения оплаты на определенное количество тарифных разрядов по сравнению с тарифно-квалификационными характеристиками должностей.
6.3.2. Заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями на подготовку молодых рабочих и специалистов, а также договоры о развитии материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, проведении производственной практики обучающихся и стажировок.
6.3.3. Создают условия для получения образования и для повышения квалификации молодых работников, а также участвуют в развитии целевого обучения и системы подготовки высококвалифицированных кадров на контрактной основе.
6.3.4. Проводят в организациях работу по адаптации молодых работников, наставничеству. Реализуют меры поощрения молодежи, добившейся высоких показателей в труде и учебе.
6.3.5. Информируют молодых работников о законодательно установленных для них льготах и дополнительных гарантиях (сокращенных рабочих днях, обязательных медосмотрах, порядке увольнения по инициативе работодателя, предоставлении компенсаций работникам, совмещающим учебу с работой, и т.д.).
6.3.6. Способствуют организации трудового соперничества среди молодых работников, проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой работник по профессии".
6.3.7. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для учащейся молодежи, в том числе для студентов, на период каникул при наличии вакансий.
6.3.8. В целях обеспечения профессионального роста молодых работников предусматривают возможность включения их в резерв руководителей подразделений организации.
6.4. Профсоюзы:
6.4.1. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи, создают в профсоюзных организациях советы (комиссии) по работе с молодежью.
6.4.2. Проводят обучение профсоюзного актива молодежи по вопросам трудового законодательства, социального партнерства и другим социально-экономическим вопросам.
VII. Социальное партнерство, взаимодействие Сторон
7.1. Стороны совместно:
7.1.1. Принимают решения по наиболее важным вопросам, включенным в настоящее Соглашение, после предварительного обсуждения на уровне Комиссии.
7.1.2. Проводят консультации Сторон по вопросам, представляющим взаимный интерес и не являющимся предметом настоящего Соглашения.
7.1.3. Оказывают практическое содействие по заключению территориальных и отраслевых соглашений, коллективных договоров.
7.1.4. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и их разрешению, развивая систему участия работников и работодателей в досудебном разрешении коллективных трудовых споров.
7.1.5. Проводят согласованную политику по вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению региональных, отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, созданию профсоюзных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
7.1.6. Освещают практику социального партнерства в средствах массовой информации.
7.1.7. Обеспечивают соблюдение прав и гарантий деятельности профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
7.1.8. Содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого бизнеса.
7.1.9. Содействуют распространению принципов социального партнерства в организациях с участием инвестиционных компаний, в том числе на стадии подписания инвестиционных соглашений.
7.2. Администрация:
7.2.1. Обеспечивает участие представителей Сторон в работе коллегий, формируемых при органах исполнительной власти Смоленской области, а также комиссий (рабочих групп), рассматривающих вопросы, связанные с реализацией социально-экономических интересов населения Смоленской области.
7.2.2. Обеспечивает условия для участия представителей Работодателей и Профсоюзов в разработке и обсуждении программ социально-экономического развития, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере труда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7.2.3. Регулярно, раз в полугодие, проводит мониторинг качества и уровня жизни населения Смоленской области по перечню показателей в соответствии с приложением к настоящему Соглашению.
7.2.4. Не реже одного раза в год проводит встречи с профсоюзным активом.
7.2.5. Принимает меры, направленные на наиболее полное освещение средствами массовой информации совместной деятельности Сторон в рамках настоящего Соглашения.
7.2.6. Рекомендует органам местного самоуправления муниципальных образований сохранять право за городскими (районными) комитетами профсоюзов и подведомственными им объектами социального назначения, общественными объединениями работодателей арендовать помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с взиманием арендной платы не выше, чем это предусмотрено для бюджетных организаций.
7.2.7. При рассмотрении кандидатур руководителей организаций, представляемых к государственным и региональным наградам, а также к присвоению почетных званий Российской Федерации, региона и муниципалитета, учитывает мнение соответствующих профсоюзов, результаты выполнения коллективного договора, отраслевого, регионального соглашений и настоящего Соглашения, а также членство организации в региональном объединении работодателей.
7.2.8. Направляет проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, на рассмотрение в Трехстороннюю комиссию.
Решение Трехсторонней комиссии по направленным ей проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти подлежит обязательному рассмотрению органами государственной власти Смоленской области.
7.3. Работодатели:
7.3.1. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных коллегиальных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
7.3.2. Обеспечивают участие представителей соответствующих профсоюзов в заседаниях коллегиальных органов управления организацией.
7.3.3. Перечисляют на счет профсоюзной организации денежные средства для ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и иной работы. Конкретные размеры отчислений устанавливаются коллективным договором или отдельным соглашением.
7.3.4. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций. При обращении профсоюзных органов представляют информацию о правильности и полноте удержания, своевременности перечисления профсоюзных взносов.
7.3.5. Распространяют на работников, освобожденных от основной работы в связи с избранием в выборный коллегиальный орган первичной профсоюзной организации, все льготы, виды премирования, вознаграждения, предусмотренные для работников организации.
7.3.6. Предусматривают в коллективных договорах с учетом финансового и экономического положения организации обязательства по оплате труда освобожденным членам выборных коллегиальных органов первичной профсоюзной организации, а также предоставление не освобожденным от основной работы членам профсоюзных органов всех уровней свободного времени для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.
7.4. Профсоюзы:
7.4.1. Являются представителями работников в социальном партнерстве, оказывают практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров и соглашений, осуществляют контроль за их выполнением. Проводят правовую экспертизу проектов коллективных договоров и соглашений.
7.4.2. Инициируют заключение коллективных договоров, региональных отраслевых и территориальных соглашений, содействуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании, осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений, проводят общественную экспертизу проектов коллективных договоров.
7.4.3. Оказывают помощь в создании в организациях комиссий по трудовым спорам, выявляют причины возникновения коллективных трудовых споров и в соответствии с действующим законодательством принимают необходимые меры для их урегулирования.
7.4.4. Организуют обучение представителей социальных партнеров по вопросам правового регулирования трудовых отношений, заключения коллективных договоров и соглашений на базе ЧОУ ДПО "УМЦ" Союза "Смоленское областное объединение организаций профсоюзов".
7.4.5. Продолжают работу по возобновлению деятельности и созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, по вовлечению работников в члены профсоюза.
7.4.6. Не выступают организаторами забастовок при выполнении обязательств настоящего Соглашения, территориальных соглашений в муниципальных образованиях, коллективных договоров организаций на территории Смоленской области.
7.5. Взаимоотношения Сторон:
7.5.1. Каждая из Сторон в 3-месячный срок после подписания настоящего Соглашения разрабатывает и представляет в Трехстороннюю комиссию план мероприятий по реализации принятых обязательств с указанием конкретных сроков и ответственных исполнителей.
7.5.2. Стороны контролируют выполнение настоящего Соглашения, ежегодно информируют Трехстороннюю комиссию. Обеспечивают регулярной информацией о ходе реализации настоящего Соглашения и средства массовой информации.
7.5.3. Дополнения и изменения вносятся в настоящее Соглашение по договоренности Сторон.
7.5.4. За невыполнение настоящего Соглашения Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.
7.5.5. Заключенное Региональное соглашение подлежит официальному опубликованию Администрацией области в течение одного месяца с момента подписания.
7.5.6. Региональное соглашение действует в отношении:
- всех работодателей, являющихся членами объединения Работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении Работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением (Федеральный закон от 24.11.2014 N 358-ФЗ);
- работодателей, не являющихся членами объединения Работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
- органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
По предложению сторон заключенного Регионального соглашения Трехсторонняя комиссия имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории региона, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в областную комиссию по регулированию социально-трудовых отношений мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению Трехсторонняя комиссия имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
7.5.7. Стороны рекомендуют администрациям муниципальных образований, территориальным объединениям работодателей и территориальным объединениям профсоюзов заключать аналогичные территориальные соглашения.
И.о. Губернатора Смоленской области |
К.В. Никонов |
Председатель Союза "Смоленское |
Е.И. Максименко |
Президент Смоленского регионального |
А.С. Федулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональное соглашение между Союзом "Смоленское областное объединение организаций профсоюзов", Смоленским региональным объединением работодателей "Научно-промышленный союз" и Администрацией Смоленской области на 2020 - 2022 годы"
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 г. и действует до 31 декабря 2022 г.
Текст Соглашения опубликован в газете "Смоленская газета" от 15 января 2020 г. N 1
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с истечением срока действия