В целях реализации "Концепции развития инженерного образования на территории Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области N 70-р от 17.04.2019
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "утвержденной постановлением" следует читать "утвержденной распоряжением"
приказываю:
1. Утвердить план мероприятий по реализации "Концепции развития инженерного образования на территории Амурской области" (далее - "дорожная карта") в соответствии с приложением к настоящему приказу.
2. Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования "Амурский областной институт развития образования" (Бурдуковская Е.А.) обеспечить координацию и методологическое сопровождение работы по реализации мероприятий "дорожной карты".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Исполняющий обязанности министра |
О.М. Якутов |
Утвержден
приказом Минобрнауки области
от 2 октября 2019 г. N 1249
План мероприятий (дорожная карта)
по реализации "Концепции развития инженерного образования на территории Амурской области"
План мероприятий (дорожная карта) по развитию инженерного образования разработан на основе "Концепции развития инженерного образования на территории Амурской области", утверждённой распоряжением Правительства Амурской области от 17.04.2019 N 70-р и с учётом положений Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 в редакции от 19.07.2018 N 444 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Целью мероприятий плана является обеспечение подготовки инженерных кадров, обладающих знаниями, навыками, личностными качествами и компетенциями, отвечающими требованиям экономики XXI века, целям и задачам социально-экономического развития и структуре рынка труда Амурской области на период до 2025 года.
Задачами развития инженерного образования являются:
1) создание на территории области образовательной среды, обеспечивающей сетевое взаимодействие образовательных организаций всех уровней от общего (включая дошкольное) и дополнительного образования до профессионального образования для последовательной, непрерывной и целенаправленной подготовки инженерных кадров;
2) обеспечение соответствия структуры и уровня подготовки новых инженерных кадров существующим потребностям предприятий Амурской области;
3) повышение уровня вовлеченности и осведомленности детей в сфере естественных и точных наук, моделирования и конструирования, начиная с дошкольного возраста, посредством профориентационных мероприятий, в том числе, в системе дополнительного образования;
4) формирование положительного восприятия инженерной деятельности, промышленного развития Амурской области через вовлечение общественных организаций и родителей обучающихся в систему образовательных событий, обеспечение информационной открытости образовательных организаций;
5) формирование устойчивой мотивации к получению инженерного образования посредством проведения различных мероприятий, конкурсов, экскурсий на предприятия, профориентационной работы, направленных на популяризацию профессии инженера;
6) обеспечение углубленной практико-ориентированной подготовки обучающихся образовательных организаций в естественно-математической и информационно-технологической областях;
7) формирование инженерного мышления как результата активной профориентационной работы;
8) актуализация вариативной части учебных планов в общеобразовательных организациях, образовательных программ в дошкольных образовательных организациях и дополнительных общеобразовательных программ путем интеграции основного и дополнительного образования - разработка и внедрение "сквозных" образовательных программ общего и дополнительного образования;
9) поддержка и развитие олимпиадного движения по предметам естественно-научного и математического циклов, увеличение количества его участников;
10) повышение квалификации педагогов всех уровней образования в связи с потребностью формирования инженерного мышления у детей;
11) увеличение количества детей, привлекаемых к обучению по программам дополнительного образования инженерно-технической направленности (робототехника, 3D-моделирование, техническое моделирование и др.), в том числе, в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий;
12) повышение уровня участия промышленных предприятий в подготовке инженерных кадров путем взаимодействия с образовательными организациями всех уровней образования.
Целевая категория: воспитанники детских садов, обучающиеся общеобразовательных школ. организаций дополнительного образования, среднего профессионального образования.
Ожидаемые результаты: Концепция и реализующая её система мероприятий позволят:
1) создать механизм поступательных позитивных изменений в образовании Амурской области;
2) повысить качество инженерного образования;
3) популяризировать инженерно-технические профессии;
4) привлечь специалистов от промышленности и бизнеса в сферу образования Амурской области.
N п/п |
Мероприятие |
Срок |
Ожидаемые результаты |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Модернизация социокультурной образовательной среды области на основе кластерного подхода | ||||
1.1 |
Выстраивание региональной системы управления подготовкой кадров на основе долгосрочного прогноза развития инженерных образовательных кластеров |
01.10.2019 |
Рабочие группы по координации и мониторингу развития аграрного, нефтехимического, горнодобывающего, строительно-энергетического, аэрокосмического образовательных кластеров Амурской области |
Координационный совет по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Амурской области |
1.2 |
Определение потенциала образовательных кластеров на основе их функционирования в комплексе: базовые ДОУ, СОШ, учреждения дополнительного образования, СПО, ВУЗы, предприятия региона, научные организации, элементы инновационной инфраструктуры |
20.12.2019 |
Определение образовательных и производственных компонентов кластеров. Ресурсные карты образовательных кластеров, согласованные и утвержденные координационным советом по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Амурской области |
Минобрнауки Амурской области, ЦОПП, РКЦ, рабочие группы по координации и мониторингу развития образовательных кластеров |
1.3 |
Создание инженерно-технического инновационного образовательного пространства |
20.12.2019 |
Открытие работы центра цифрового образования "IT-куб", центра развития современных компетенций детей "Дом научных коллабораций", центра опережающей профессиональной подготовки, Детского технопарка "Кванториум-28" в г. Свободный, мобильного кванториума |
Министерство образования и науки Амурской области, ГАУ ДПО "АмИРО", АмГУ |
1.5 |
Развитие взаимодействия с Агентством стратегических инициатив с целью активизации профессиональной ориентации обучающихся, развития у детей и подростков "навыков будущего", с учётом требований инновационной экономики |
2019 - 2023 |
Участие в проектах и образовательных мероприятиях АСИ, в том числе реализация программ "Кадры будущего для регионов", "Билет в будущее" и др. |
Минобрнауки Амурской области, ГАУ ДПО "АмИРО", ЦОПП, образовательные организации |
1.6 |
Развитие социального партнерства образовательных организаций с предприятиями области |
20.12.2019 |
Заключение соглашений между Минобрнауки области и предприятиями, вошедшими в образовательные кластеры, включающие. - участник специалистов предприятий в образовательном процессе (лекции специалистов компаний, экскурсии на производственные площадки, уроки на производстве, участие в экспертных советах/жюри конкурсных мероприятий, конференций, осуществление наставничества проектных/курсовых/дипломных работ обучающихся, предоставление мест практики); - спонсорскую помощь в оснащении материальной базы ОУ; - участие в профориентационных мероприятиях |
Минобрнауки области и предприятия региональных образовательных кластеров |
2. Модернизация содержания и технологий образования | ||||
2.1 |
Разработка основных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме в линейке "детский сад-школа-колледж/университет-предприятие" на основе кластерного подхода |
30.05.2020 |
Основная образовательная программа инновационных площадок для подготовки инженерных кадров в разрезе: ОУ/Предприятие - Инновационная лаборатория/ высокотехнологичная производственная площадка-Перечень высокотехнологичного, современного оборудования - формирование ПК будущего инженера, "Точки роста" |
Минобрнауки Амурской области, ГАУ ДПО "АмИРО", ЦОПП, образовательные организации |
2.2 |
Дошкольное образование |
|||
2.2.1 |
Разработка региональных образовательных программ дошкольного образования по основам технического творчества с использованием элементов современных проектно-преобразующих технологий |
30.05.2020 |
Разработка образовательных программ дошкольного образования по конструированию, легоконструированию, техно-моделированию, робототехнике, компьютерному конструированию |
ГАУ ДПО "АмИРО", организации дополнительного образования, Детский технопарк "Кванториум-28", "Дом научных коллабораций", МАОУ "Прогимназия г. Благовещенск" |
2.2.2 |
Организация работы центра развития инженерного мышления дошкольников |
2019 - 2021 |
Создание Центра на базе МАОУ "Прогимназия города Благовещенска". Разработка программ дополнительного образования для дошкольников "Конструирование и робототехника", "Простая наука", "Создай свою историю", "Юный инженер", "Юный архитектор", "Знакомство с профессиями". Подготовка предложений по организации работы и оснащению образовательного пространства Центра |
Министерство образования и науки Амурской области ГАУ ДПО "АмИРО", Управление образования г. Благовещенск, МАОУ "Прогимназия города Благовещенска" |
2.3 |
Начальное, основное общее, среднее общее образование |
|||
2.3.1 |
Разработка, апробация и внедрение образовательных программ по инженерно-техническим направлениям профильной подготовки |
30.05.2020 |
Включение в учебные планы дополнительных учебных предметов, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательной организацией в соответствии с ее спецификой и возможностями |
ГАУ ДПО "АмИРО", образовательные организации области и предприятия региональных образовательных кластеров |
2.2.2 |
Разработка и внедрение региональной программы внеурочной деятельности инженерной направленности для начальной школы |
Ежегодно до 01.06. |
Разработка программ курсов "Математические игры", "Конструирование", "Моделирование", "Начала робототехники" |
ГАУ ДПО "АмИРО", общеобразовательные организации, организации дополнительного образования области, вошедшие в состав региональных образовательных кластеров |
2.2.3 |
Разработка региональных программ элективных курсов для основного общего и среднего образования по инженерно-техническим направлениям профильной подготовки |
Ежегодно до 01.06. |
Включение в учебные планы профильных школ курсов "Наглядной геометрии", "Естествознания"/ "Введение в естественно-научные предметы", пропедевтических курсов "Химия" и "Физика", интегрированной программы "Технология" с курсом "Робототехника" и др. |
ГАУ ДПО "АмИРО" |
2.2.4 |
Создание системы внешней и внутренней оценки результатов обучения по образовательным программам инженерной направленности |
20.08.2020 |
Разработка и апробация диагностических материалов, контрольных измерительных материалов и рекомендаций по их использованию для каждого класса организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации |
2.2.5 |
Организация проведение анализа результативности региональных образовательных программ начального, основного общего и среднего образования. |
Ежегодно до 20.08. |
Ежегодный количественный и качественный анализ результатов ЕГЭ/ОГЭ по профильным дисциплинам, олимпиад по естественно-научному циклу, участия в региональных, всероссийских и международных инженерно-технологических проектах. Корректировка региональных образовательных программ начального, основного общего и среднего образования |
Министерство образования и науки Амурской области, ГАУ ДПО "АмИРО", органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации |
2.2.6 |
Разработка комплекса мер (дополнительных образовательных программ проектной учебно-исследовательской направленности, профильных смен, проектов) направленных на изучение методов познания, новинок в области науки, техники, производства, изучение передовых технологий в разных сферах жизнедеятельности человека |
Ежегодно до 15.11. |
План профильных смен инженерно-технической направленности. План открытых выездных мероприятий, в том числе по подготовке к олимпиадам. |
Региональный центр СИРИУС, Кванториум, IT-КУБ, Дом научной коллаборации, ГАУ ДПО "АмИРО" |
2.2.7 |
Адаптация и внедрение актуальных и эффективных образовательных технологий, в том числе ИКТ-технологий, методик в практику реализации содержания предметов инженерной направленности |
2019 - 2023 |
Организация образовательных мероприятий с использованием новейших технологий с целью создания мотивирующей интерактивной технической образовательной среды в образовательных организациях |
Образовательные организации |
2.3 |
Дополнительное образование |
|||
2.3.1 |
Расширение спектра программ дополнительного образования математической, естественно - научной и технической направленности |
Ежегодно до 01.06 |
Разработка и реализация образовательных программ дополнительного образования детей с прогнозируемыми результатами их освоения |
Кванториум, IT-КУБ, Дом научной "Коллаборации", Региональный центр СИРИУС |
2.3.2 |
Разработка (корректировка) плана внеурочной деятельности общеобразовательных организаций с целью включения мероприятий, проектов, программ, реализуемых на базе высокотехнологичных площадок социальных партнеров. |
Ежегодно до 01.06. |
Организация образовательно-воспитательных мероприятий с использованием активных форм работы с детьми и их интеграция в общеобразовательные программы и планы внеурочной деятельности общеобразовательных организаций инженерно-технического профиля |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, общеобразовательные организации |
2.4 |
Профессиональное образование |
|||
2.4.1 |
Распределение КЦП в организации профессионального и высшего образования области на основе кластерного подхода |
01.06.2020 |
Внесение изменений в порядок формирования общего объема КЦП в организации СПО и ВО области в части согласования КЦП с рабочими группами по координации и мониторингу развития аграрного, нефте-химического, горнодобывающего, строительно-энергетического, аэро-космического образовательных кластеров Амурской области |
Минобрнауки Амурской области |
2.4.2 |
Разработка новых и обновление ранее разработанных основных профессиональных образовательных программ по профессиям среднего профессионального образования |
Ежегодно до 01.06 |
Обновленные учебные планы и образовательные программы СПО и профессиональной подготовки, с учётом требований международных стандартов подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и опытом движения World Skills |
ЦОПП, РКЦ, профессиональные образовательные организации |
2.4.3 |
Разработка новых и обновление ранее разработанных образовательных программ высшего образования инженерно-технических направлений подготовки |
Ежегодно до 01.06 |
Внесение изменений в образовательные программы инженерно-технических направлений подготовки в соответствии с профилем компетенций "Инженер индустрии 4.0": - Изменение содержания образовательных программ - Изменение форм промежуточной и итоговой аттестации |
Дальневосточный ГАУ, АмГУ, предприятия - социальные партнеры |
2.4.4 |
Организация работы по оснащению и сертификации площадок для проведения демонстрационного экзамена в организациях СПО и ВО и сетевому взаимодействию ОУ для их использования в образовательном процессе |
2019 - 2023 |
Повышение уровня сформированности у обучающихся профессиональных компетенций в соответствии с международными стандартами. Независимая оценка качества уровня профессиональной квалификации студентов. Расширение перечня компетенций и сертифицированных площадок СЦК для проведение мероприятий в линейке WorldSkills |
Минобрнауки Амурской области ЦОПП, РКЦ профессиональные образовательные организации |
3. Ресурсное оснащение образовательных организаций | ||||
3.1 |
Модернизация образовательного пространства ДОУ и СОШ |
2019 - 2023 |
Дизайн-проекты трансформируемых многофункциональных пространств за счет инновационных интерьерных решений |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, ДОУ и СОШ, вошедшие в состав региональных образовательных кластеров |
3.2 |
Определение источников финансирования мероприятий по модернизации образовательного пространства |
15.11.2019 |
Проектно-сметная документация на проведение ремонтных работ, план реализации мероприятий по модернизации образовательного пространства |
Минобрнауки Амурской области, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
3.3 |
Материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций |
15.11.2019 |
План комплексного материально-технического оснащения организаций дошкольного и общего образования инженерно-технического профиля по блокам: - комплексные лаборатории для развития междисциплинарных учебных модулей; - развитие материально-технической базы линейки инженерных классов высокотехнологичным оборудованием и программным обеспечением, - переоснащение спортивных внутренних/внешних пространств школ и детских садов |
Минобрнауки Амурской области, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования |
3.4 |
Определение объема и источников финансирования материально-технического оснащения образовательной организации |
15.11.2019 |
План финансового обеспечения мероприятий по материально-техническому оснащению образовательных организаций |
Минобрнауки Амурской области, рабочие группы по координации и мониторингу развития образовательных кластеров |
3.5 |
Участие в конкурсных отборах проектов и программ на получение софинансирования из федерального бюджета и спонсорских средств социальных партнеров |
2019 - 2023 |
Подготовка конкурсной документации и участие в конкурсных процедурах национальных программ "Цифровая образовательная среда", "Современная школа", "Молодые профессионалы" и др. |
Минобрнауки Амурской области, ГАУ ДПО "АмИРО", образовательные организации |
4. Системные изменения в кадровой политике инженерного образования | ||||
4.1 |
Разработка и реализация дополнительной профессиональной программы адресного развития учителей общеобразовательных организаций "Учитель индустрии 4.0" |
20.10.2019 - 01.07.2020 |
Программа адресного развития учителей общеобразовательных организаций "Учитель индустрии 4.0", направленной на формирование компетенций учителя 2025, с включением образовательных практико-ориентированных модулей от отраслевых ВОЗов РФ, специалистов высокотехнологичных предприятий области |
ГАУ ДПО "АмИРО" |
4.2 |
Включение в государственное задание Амурского областного института развития образования услуги: "Разработка и реализация программы профессиональной переподготовки и адресного развития учителей общеобразовательных организаций "Учитель индустрии 4.0" |
15.11.2019 |
Включение мероприятия "Разработка и реализация программы профессиональной переподготовки и адресного развития учителей общеобразовательных организаций "Учитель индустрии 4.0" в государственное задание АмИРО Амурской области с выделением финансирования из расчета реализации мероприятий на обучение 50 учителей общеобразовательных организаций |
Минобрнауки Амурской области |
4.3 |
Организация работы творческих объединений учителей общеобразовательных организаций |
2020 - 2023 |
Разработка тематики междисциплинарных школьных проектов, подготовка обучающихся к участию в федеральных конкурсных программах для школьников по проектной работе инженерно-технического направления |
ГАУ ДПО "АмИРО", методические объединения учителей |
4.4 |
Разработка и реализация программ стажировок преподавателей СПО и ВО на высокотехнологичных предприятиях |
Ежегодно с 01.10.2019 |
План и программы стажировок на высокотехнологичных предприятиях для преподавателей СПО/ВО и учителей общеобразовательных организаций |
Профессиональные образовательные организации и социальные партнеры |
4.5 |
Разработка и реализация областных научно-практических и образовательных мероприятий для учителей общеобразовательных организаций и преподавателей высшего и среднего профессионального образования |
Ежегодно с 01.09.2019 |
План областных научно-практических и образовательных мероприятий для учителей общеобразовательных организаций и преподавателей высшего и среднего профессионального образования |
ГАУ ДПО "АмИРО", методические объединения учителей СОШ и преподавателей СГ10 и ВО |
4.6 |
Корректировка образовательных программ педагогических направлений подготовки и специальностей высшего и среднего образования |
Ежегодно до 01.06. |
Обновление содержания образовательных программ подготовки педагогических кадров в соответствии с компетенциями учителя - 2025 |
Минобрнауки Амурской области, ГАУ ДПО "АмИРО", ФГБОУ ВО "БГПУ", ФГБОУ ВО "АмГУ" |
5. Популяризация профессий инженера и инженерного образования | ||||
5.1 |
Систематизация профориентационных мероприятий, проводимых организациями СПО и ВО Амурской области |
Ежегодно до 01.09 |
Календарь событий профориентационных мероприятий СПО и ВО |
Профессиональные образовательные организации |
5.2 |
Разработка и реализация мероприятий, направленных на развитие soft и hard компетенций инженера будущего у обучающихся |
Ежегодно до 01.10 |
План реализации исследовательско-практических развивающих мероприятий для школьников и студентов по инженерно-технической направленности |
Минобрнауки Амурской области, ГАУ ДПО "АмИРО" |
5.3 |
Анонсирование и освещение мероприятий по популяризации инженера и инженерных направлений подготовки, лучших образовательных практик и историй успеха в СМИ |
Ежегодно до 01.10 |
Медиа-план мероприятий по популяризации профессий инженера и инженерного образования посредством СМИ |
Минобрнауки Амурской области |
5.4 |
Организация работы с родителями по популяризации инженерно-технических направлений подготовки |
Ежегодно до 01.10 |
План профориентационных мероприятий для родителей |
Минобрнауки Амурской области, ГАУ ДПО "АмИРО", образовательные организации |
5.5 |
Организация предпрофильной/профильной подготовки школьников |
2019 - 2023 |
Программа мероприятий в рамках проектов "Билет в будущее", "Кадры будущего для региона". Программы профессиональной подготовки школьников по компетенциям чемпионата WorldSkiIss junior |
Минобрнауки Амурской области, ГАУ ДПО "АмИРО", образовательные организации |
6. Участие в движении WorldSkilss, Всероссийском инженерном конкурсе | ||||
6.1 |
Корректировка перечня ТОП 50 наиболее востребованных профессий Амурской области в соответствии с современными тенденциями развития региональной экономики |
Ежегодно до 01.10 |
Внесение изменений в перечень ТОП 50 профессий АО |
Минобрнауки Амурской области |
6.2 |
Расширение перечня компетенций регионального чемпионата WorldSkiIss в Амурской области |
Ежегодно до 01.10 |
Перспективный план открытия новых линеек компетенций чемпионата WorldSkiIss в соответствии с развитием экономики области |
Минобрнауки Амурской области, ЦОПП, РКЦ |
6.3 |
Разработка и реализация программ профессиональной подготовки школьников по компетенциям WorldSkills Jnior |
Ежегодно с 01.09 по 01.04 |
Ранняя профориентация, участие школьников в чемпионате WorldSkills Junior |
ЦОПП, РКЦ, Минобрнауки Амурской области |
6.4 |
Анализ и подготовка предложений по подбору педагогических кадров, осуществляющих подготовку студентов для участия в чемпионатах WorldSkills |
Ежегодно до 01.10 |
Список кандидатов на обучение по программам подготовки экспертов компетенций чемпионата WorldSkills |
ЦОПП, РКЦ, профессиональные образовательные организации |
6.5 |
Организация обучения/сертификации экспертов |
Ежегодно до 01.10 |
График обучения экспертов чемпионата WorldSkills, по утвержденным к реализации в Амурской области компетенциям чемпионата в соответствии с инфраструктурным листом |
Профессиональные образовательные организации, ЦОПП, РКЦ |
6.6 |
Оснащение материально-технической базы СЦК |
Ежегодно до 01.10 |
Подготовка предложений по оснащению материально-технической базы лабораторий и мастерских (площадок компетенций) |
Профессиональные образовательные организации, ЦОПП, РКЦ |
|
Проведение чемпионата WorldSkills в линейках "Молодые профессионалы" и "Юниоры" |
2019 - 2023 |
Отбор и организация подготовки конкурсантов по утвержденным компетенциям и проведения чемпионата |
Минобрнауки Амурской области, профессиональные образовательные организации, ЦОПП, РКЦ |
6.7 |
Разработка предложений по ресурсному обеспечению проведения чемпионата/частно-государственному партнерству |
Ежегодно до 01.10 |
Привлечение финансовых средств работодателей на материально-техническое оснащение лабораторий и мастерских (площадок компетенций) для подготовки конкурсантов в соответствии с инфраструктурным листом по компетенциям |
Минобрнауки Амурской области, ЦОПП, РКЦ, рабочие группы по координации и мониторингу развития образовательных кластеров |
6.8 |
Сопровождение и кураторство вопросов по сертификации специализированных центров квалификации |
2019 - 2023 |
План график работ по сертификации специализированных центров квалификации |
Профессиональные образовательные организации, ЦОПП, РКЦ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Амурской области от 2 октября 2019 г. N 1249 "Об утверждении "дорожной карты" по реализации "Концепции развития инженерного образования на территории Амурской области"
Настоящий приказ вступает в силу с 2 октября 2019 г.
Текст приказа опубликован не был