Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области относительно образования лесных участков для размещения линейных объектов и в части установленной компетенции сообщает.
Документы, в соответствии с которыми осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяются статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которой образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.
Также Законом N 342-ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми при проектировании лесных участков в целях размещения линейных объектов подготовка проектной документации лесных участков не требуется.
В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации под размещением линейных объектов понимается как их строительство и реконструкция, так и их эксплуатация.
Таким образом, по общему правилу проект межевания территории требуется для образования земельных участков, на которых планируется осуществить строительство линейных объектов федерального, регионального или местного значения, либо в случае, если образование земельных участков необходимо для реконструкции таких линейных объектов.
При этом, учитывая отдельные введенные Законом N 342-ФЗ нормы в отношении образования лесных участков на основании проекта межевания территории образуются лесные участки, необходимые как для строительства или реконструкции, так и для эксплуатации линейных объектов (независимо от статуса линейных объектов).
Также необходимо отметить, что пунктом 3 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной при наличии необходимости образования земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории.
С учетом изложенного, по мнению Департамента недвижимости, документом, на основании которого осуществляется образование лесного участка с целью размещения (строительства, реконструкции и (или) эксплуатации) линейного объекта, в том числе в случае, если линейный объект, не имеющий федерального, регионального или местного значения, создан и введен в эксплуатацию до вступления в силу указанных выше положений Земельного и Лесного кодексов Российской Федерации, введенных Законом N 342-ФЗ, является утвержденный проект межевания территории.
При этом отмечаем, что установленные статьей 11 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации правила предоставления земельных участков, необходимых для размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения, и отнесения таких земельных участков к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения не определяют порядок образования указанных земельных участков.
В отношении образования частей лесных участков Департамент недвижимости отмечает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных правоотношений являются как земельные участки, так и части земельных участков.
В соответствии с частью 1.1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, допускается предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда в порядке, установленном для предоставления лесных участков.
По общему правилу, установленному Лесным кодексом Российской Федерации, образование лесных участков с целью предоставления их в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.
Также статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлены требования к содержанию проекта межевания территории, не предусмотрено указание в проекте межевания территории сведений о частях земельных (лесных) участков.
Учитывая изложенное, Департамент недвижимости полагает, что образование и предоставление частей лесных участков в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.
В отношении согласования документации по планировке территории Департамент недвижимости отмечает следующее.
В соответствии с частью 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом согласования документации по планировке территории, подготовленной применительно к землям лесного фонда, с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является:
допустимость размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями лесного законодательства в границах земель лесного фонда;
соответствие планируемого размещения объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, лесохозяйственному регламенту, утвержденным применительно к территории, в границах которой планируется размещение таких объектов;
возможность размещения объектов капитального строительства при условии перевода земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, если такой перевод допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в случае если проект межевания территории подготовлен с целью образования лесного участка для размещения существующего линейного объекта предусмотренное частью 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласование будет носить формальный характер.
При этом, по мнению Департамента недвижимости, в случае если проект межевания территории подготавливается в связи со строительством (реконструкцией) линейного объекта на землях лесного фонда, противоречия в сведениях государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости должны быть устранены до предоставления проекта межевания территории на согласование, в том числе с учетом положений, введенных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), градостроительного зонирования является Минстрой России.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 2 апреля 2019 г. N Д23и-10569 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был