Настоящее Положение на основании части третьей статьи 12, частей восьмой и девятой статьи 22 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2019, N 30, ст. 4151) устанавливает порядок открытия кредитными организациями (их филиалами) внутренних структурных подразделений в форме дополнительного офиса, порядок внесения сведений о внутренних структурных подразделениях в форме дополнительного офиса в Книгу государственной регистрации кредитных организаций, а также перечень банковских операций, которые вправе осуществлять такое внутреннее структурное подразделение.
Глава 1. Открытие кредитной организацией (ее филиалом) дополнительного офиса
1.1. Кредитная организация (ее филиал) вправе открывать на территории Российской Федерации внутренние структурные подразделения в форме дополнительного офиса.
При этом место нахождения дополнительного офиса определяется кредитной организацией (ее филиалом) самостоятельно. Структурная часть дополнительного офиса кредитной организации (филиала), предназначенная для осуществления банковских операций (далее - УТО), может располагаться по дополнительному адресу.
1.2. При открытии дополнительного офиса кредитная организация должна иметь:
1.2.1. документы, подтверждающие право собственности (аренды, субаренды, безвозмездного пользования) на завершенное строительством здание (помещение) - в случае если дополнительный офис (в том числе, УТО) размещается в завершенном строительством здании (помещении), принадлежащем кредитной организации на праве собственности (аренды, субаренды, безвозмездного пользования);
1.2.2. разрешение на ввод здания (помещения) в эксплуатацию - в случае если дополнительный офис (в том числе, УТО) размещается в завершенном строительством здании (помещении), введенном в эксплуатацию, но не внесенном в Единый государственный реестр недвижимости, на срок не более двух лет с даты внесения сведений о нем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;
1.2.3. следующие документы, если дополнительный офис (в том числе, УТО) размещается в быстровозводимом строении (части строения), в том числе модульного типа (за исключением киосков, навесов, палаток и других подобных объектов), не относящемся к недвижимому имуществу, установленном на фундамент (площадку) и имеющем связь с земельным участком, на котором оно установлено, возведение и перемещение которого невозможно без проведения строительно-монтажных работ, общей площадью, занимаемой дополнительным офисом, не менее 150 кв. м. (при размещении строения в городском поселении) или не менее 30 кв. м. (при размещении строения в сельском поселении):
1.2.3.1. документы, подтверждающие право собственности (аренды, субаренды, безвозмездного пользования) кредитной организации на земельный участок, на котором расположено строение (часть строения) (если кредитная организация имеет право собственности (аренды, субаренды, безвозмездного пользования) на земельный участок, на котором расположено строение (часть строения);
1.2.3.2. документы, подтверждающие право аренды (субаренды, безвозмездного пользования) кредитной организации на строение (часть строения) (если строение (часть строения) не принадлежит кредитной организации на праве собственности);
1.2.3.3. план строения (части строения) с экспликацией (с указанием размеров занимаемой площади и назначения помещений).
1.3. Дополнительный офис открывается только кредитной организацией, не имеющей запрета на открытие филиалов, введенного Банком России на основании пункта третьего части третьей статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2019, N 31, ст. 4430) (ее филиалом) путем направления уведомления об открытии дополнительного офиса в Восточный или Западный центр допуска финансовых организаций Департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России (далее - Центр допуска) в зависимости от места нахождения кредитной организации. Дата направления уведомления об открытии дополнительного офиса является датой открытия дополнительного офиса.
Рекомендуемый образец уведомления приведен в приложении к настоящему Положению.
1.4. Кредитная организация (ее филиал) в течение пяти рабочих дней со дня изменения реквизитов дополнительного офиса, указанных в приложении к настоящему Положению, направляет уведомление об изменении реквизитов дополнительного офиса в Центр допуска в зависимости от места нахождения кредитной организации.
Рекомендуемый образец уведомления приведен в приложении к настоящему Положению.
В случае если изменение реквизитов дополнительного офиса связано с изменением его адреса, кредитной организацией (филиалом) должны быть соблюдены требования, установленные пунктом 1.2 настоящего Положения.
1.5. Кредитная организация (ее филиал) в целях закрытия дополнительного офиса направляет уведомление о закрытии дополнительного офиса в Центр допуска в зависимости от места нахождения кредитной организации. Датой закрытия дополнительного офиса является дата направления уведомления о закрытии дополнительного офиса.
Рекомендуемый образец уведомления приведен в приложении к настоящему положению.
1.6. Направление кредитной организацией (ее филиалом) уведомлений, предусмотренных абзацем первым пункта 1.3, абзацем первым пункта 1.4 и абзацем первым пункта 1.5 настоящего Положения, осуществляется в электронном виде в соответствии с требованиями Указания Банка России от 3 ноября 2017 года N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2018 года N 49605.
Глава 2. Порядок внесения сведений о дополнительных офисах кредитных организаций (их филиалов) в Книгу государственной регистрации кредитных организаций
2.1. Центр допуска вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о дополнительном офисе кредитной организации (ее филиала) в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об открытии (изменении реквизитов, закрытии) дополнительного офиса.
2.2. Центр допуска в течение двух рабочих дней с даты внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведений об открытии (изменении реквизитов, в том числе связанных с изменением места нахождения (адреса), закрытия) дополнительного офиса направляет в кредитную организацию (ее филиал) сообщение в форме электронного документа о внесении соответствующих сведений о дополнительном офисе в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
2.3. В сообщении, предусмотренном пунктом 2.2 настоящего Положения, должен содержаться порядковый номер дополнительного офиса, включающий в себя:
регистрационный номер кредитной организации, номер дополнительного офиса и аббревиатуру "ДО" - в случае открытия дополнительного офиса кредитной организацией (например: 10000 / 1-ДО);
регистрационный номер кредитной организации, порядковый номер филиала, номер дополнительного офиса и аббревиатуру "ДО" - в случае открытия дополнительного офиса филиалом кредитной организации (например: 10000 / 1 / 1-ДО).
Глава 3. Перечень банковских операций, которые вправе осуществлять дополнительный офис
3.1. Перечень банковских операций, которые вправе осуществлять дополнительный офис, определяется кредитной организацией (ее филиалом) самостоятельно, в рамках лицензии Банка России на осуществление банковских операций, выданной кредитной организации (положения о филиале).
3.2. Кредитная организация (филиал) не может делегировать дополнительному офису право на осуществление только операции по купле-продаже иностранной валюты в наличной форме.
Дополнительный офис, осуществляющий операцию по купле-продаже иностранной валюты в наличной форме, обязан также осуществлять и иные операции из перечня делегированных ему кредитной организацией (филиалом).
3.3. Делегирование кредитной организацией (филиалом) дополнительному офису в случае, указанном в подпункте 1.2.3 пункта 1.2 настоящего Положения, права на осуществление операций по купле-продаже иностранной валюты в наличной форме не допускается.
Глава 4. Заключительные положения
4.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
4.2. Внутренние структурные подразделения в форме операционных офисов, кредитно-кассовых офисов и операционных касс вне кассового узла кредитных организаций (их филиалов), действующие на момент вступления в силу настоящего Положения, с даты вступления в силу настоящего Положения признаются дополнительными офисами. При этом направление кредитными организациями (их филиалами) в Центр допуска уведомления об изменении реквизитов таких внутренних структурных подразделений в связи с признанием их дополнительными офисами в соответствии с настоящим пунктом не требуется.
Председатель |
|
Приложение
к Положению Банка России
от N
"О порядке открытия кредитными
организациями (их филиалами) внутренних
структурных подразделений в форме
дополнительного офиса, порядке внесения
сведений о внутренних структурных
подразделениях в форме дополнительного
офиса в Книгу государственной регистрации
кредитных организаций, а также
перечне банковских операций, которые вправе
осуществлять такое внутреннее
структурное подразделение"
(Рекомендуемый образец)
______________________________________
(Восточный центр допуска финансовых
организаций Департамента допуска и
прекращения деятельности финансовых
организаций Банка России / Западный
центр допуска финансовых организаций
Департамента допуска и прекращения
деятельности финансовых организаций
Банка России; адрес центра допуска)
УВЕДОМЛЕНИЕ
ОБ ОТКРЫТИИ (ИЗМЕНЕНИИ РЕКВИЗИТОВ, ЗАКРЫТИИ) 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОФИСА
------------------------------
1 указывается необходимое
------------------------------
____________________________________________________ подтверждает, что 1:
(полное фирменное наименование кредитной организации
(полное наименование филиала)
------------------------------
1 Указывается в случае размещения дополнительного офиса в быстровозводимом строении (части строения), в том числе модульного типа.
------------------------------
- размещение дополнительного офиса в быстровозводимом строении (части строения), в том числе модульного типа, согласовано с уполномоченными государственными и муниципальными органами (если такое согласование являлось необходимым);
- дополнительный офис, размещаемый в быстровозводимом строении (части строения), в том числе модульного типа, обладает организационными и техническими возможностями для осуществления банковских операций;
- строение (часть строения), отражено в бухгалтерском учете кредитной организации (ее филиала) как основное средство (если строение (часть строения) принадлежит кредитной организации на праве собственности), либо в бухгалтерском учете кредитной организации (ее филиала) отражен актив в форме права пользования строением (частью строения) (если строение (часть строения) не принадлежит кредитной организации на праве собственности).
Примечания:
1. Строка 6 заполняется только в случае направления уведомления об изменении реквизитов (закрытии) дополнительного офиса.
2. При заполнении строк 7 и 7.а при наличии у адреса дополнительного офиса уникального номера ФИАС сведения приводятся попарно в отношении каждого соответствующего друг другу адреса и уникального номера ФИАС. В случае размещения дополнительного офиса по нескольких адресам добавляются строки с возрастающей нумерацией после знака ".".
Пример заполнения строк 7 и 7.а:
7 |
улица Солнечная, дом 1 |
7а |
111ааа-bbb222 |
7.1 |
улица Луговая, дом 2 |
7.1.а |
333ccc-ddd444 |
7.2 |
улица Полевая, дом 3 |
7.2.а |
555eee-fff666 |
Строки 7 и 7.а заполняются только в отношении помещений дополнительного офиса, предназначенных для осуществления банковских операций.
3. При направлении уведомления об изменении реквизитов дополнительного офиса обязательно заполняются графа 3 по строкам 1 и 2 (если дополнительный офис открыт кредитной организацией), 3 и 4 (если дополнительный офис открыт ее филиалом), 5 (при наличии) и 6, а также графы 3 - 5 по строке, по которой происходит изменение.
4. При изменении фирменного наименования кредитной организации (наименования ее филиала) направление уведомления об изменении реквизитов дополнительного офиса не требуется.
5. При заполнении строки 8 коды банковских операций, право на осуществление которых делегировано дополнительному офису, указываются в соответствии со следующим классификатором:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банк России планирует унифицировать виды внутренних структурных подразделений кредитных организаций, предусмотрев одну форму такого подразделения - дополнительный офис.
Устанавливается порядок открытия и закрытия дополнительных офисов, определяется перечень банковских операций, которые они могут совершать.
Действующие внутренние структурные подразделения в форме операционных офисов, кредитно-кассовых офисов и операционных касс вне кассового узла кредитных организаций будут признаны дополнительными офисами.
Проект Положения Банка России "О порядке открытия кредитными организациями (их филиалами) внутренних структурных подразделений в форме дополнительного офиса, порядке внесения сведений о внутренних структурных подразделениях в форме дополнительного офиса в Книгу государственной регистрации кредитных организаций, а также перечне банковских операций, которые вправе осуществлять такое внутреннее структурное подразделение"
Проект не подписан
Текст проекта размещен на официальном сайте Банка России www.cbr.ru 22 января 2020 г.