Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки А.Г. Полуляховой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка А.Г. Полуляхова, действующая в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка, оспаривает конституционность положений Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, в деле с участием заявительницы применены в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710), согласно которым участником подпрограммы может быть молодая семья при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а" пункта 6); для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 данных Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства, в частности, заявление по форме согласно приложению N 2 (к этой подпрограмме) в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов) (подпункт "а" пункта 18).
Как следует из представленных материалов, судебными постановлениями отказано в удовлетворении требований А.Г. Полуляховой о восстановлении права ее семьи в составе заявительницы и ее несовершеннолетнего ребенка на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и о включении в сводно-учетный список молодых семей, исключение из которых произошло в связи с достижением А.Г. Полуляховой 36-летнего возраста.
По мнению заявительницы, оспариваемые положения не соответствует статьям 7, 38 (часть 1) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку они препятствуют получению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в случае превышения возраста 35 лет.
Кроме того, заявительница ставит вопросы об отмене вынесенных по ее делу правоприменительных решений, принятии нового решения, признании действий по исключению семьи из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" незаконными и восстановлении права на участие в ней.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Представленными материалами не подтверждается применение судами в деле с участием А.Г. Полуляховой подпункта "а" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в связи с чем жалоба в этой части не может быть признана допустимой.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О, от 29 января 2015 года N 122-О и др.).
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты (подпункт "а" пункта 6 этих Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 15 января 2015 года N 3-О, от 29 марта 2016 года N 699-О и др.).
Следовательно, оспариваемое нормативное положение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы и конституционные права ее несовершеннолетнего ребенка в указанном в жалобе аспекте. Разрешение иных вопросов, поставленных в жалобе, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Полуляховой Алены Геннадьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 3449-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Полуляховой Алены Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав и конституционных прав ее несовершеннолетнего ребенка положениями подпункта "а" пункта 6 и подпункта "а" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)