Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 3579-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Агафонцевой Тамары Александровны, Архипова Виталия Викторовича и других на нарушение их конституционных прав частью 3.1 статьи 13 и пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан Т.А. Агафонцевой, В.В. Архипова и других к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Граждане Т.А. Агафонцева, В.В. Архипов, В.В. Архипов, Н.М. Архипова, Г.Л. Баутрук-Антонова, А.С. Бойко, Г.Н. Бойко, С.А. Бойко, А.К. Будяев, Е.С. Гущин, С.Ю. Гущин, Б.И. Евтихов, С.П. Ковалев, В.И. Ломаков, В.В. Ломакова, Е.А. Мартынов, В.С. Мишанов, Т.А. Нечаева, Н.П. Никитин, А.Б. Потапчук, А.П. Смыслов, Н.С. Терентьева, В.Н. Хапилина и А.А. Чернов оспаривают конституционность следующих положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
части 3.1 статьи 13, согласно которой объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района; объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа; поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования; муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования;
пункта 4 части 3 статьи 28, устанавливающего, что на публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 данного Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
Как следует из представленных материалов, решением Одинцовского городского суда Московской области от 25 января 2019 года, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Московского областного суда (апелляционное определение от 15 мая 2019 года), группе граждан, в том числе заявителям, было отказано в удовлетворении коллективного административного искового заявления о признании публичных слушаний несостоявшимися и признании незаконным решения Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области от 15 ноября 2018 года об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование. Суды пришли к выводу о том, что порядок организации и проведения публичных слушаний, а также порядок выявления согласия населения объединяемых муниципальных образований органами местного самоуправления были соблюдены. Вместе с тем суды указали, что оспариваемое решение представительного органа муниципального образования не имеет обязывающего значения для уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который вправе отклонить инициативу органов местного самоуправления о преобразовании муниципальных образований.
Как утверждают заявители, часть 3.1 статьи 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает объединение всех поселений муниципального района и городского округа в единое муниципальное образование с согласия местного населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований, а пункт 4 части 3 статьи 28 данного Федерального закона определяет публичные слушания в качестве обязательной формы волеизъявления населения по вопросу преобразования муниципальных образований, в том числе объединения всех поселений муниципального района с городским округом. Такое регулирование, по их мнению, противоречит статьям 3 (части 2 и 3), 12, 32 (часть 2), 130 и 131 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, при этом установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, будучи предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляется федеральным законодателем (статья 72, пункт "н" части 1; статья 76, часть 2; статья 131, часть 1).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 13 данного Федерального закона определены формы и порядок преобразования муниципальных образований, в частности предусмотрена такая форма преобразования муниципального образования, как объединение муниципальных образований (часть 1). Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации, в том числе по инициативе населения, которая реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума, а также по инициативе органов местного самоуправления, органов государственной власти, оформляемой решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (часть 2 указанной статьи). Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района; объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа; при этом поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования, а муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования (часть 3.1 той же статьи).
В силу части 3 статьи 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования. В то же время указанный Федеральный закон специально регламентирует порядок принятия решений представительного органа муниципального образования по вопросам о преобразовании муниципальных образований, который применим и к случаям объединения всех поселений муниципального района с городским округом: решения по вопросам преобразования муниципальных образований, в том числе объединения муниципальных образований, принимаются при условии обязательного проведения публичных слушаний по данному вопросу с соблюдением установленного порядка проведения таких слушаний (пункт 4 части 3 и часть 4 статьи 28). В этом случае обязательное проведение публичных слушаний является дополнительной гарантией учета мнения населения, выражаемого представительным органом муниципального образования.
Таким образом, в соответствии с приведенным правовым регулированием принятие решения о преобразовании муниципального образования, в частности объединение всех поселений муниципального района с городским округом, осуществляется законом субъекта Российской Федерации и предполагает участие в процедуре преобразования населения каждого из объединяемых муниципальных образований, в том числе путем выявления согласия населения объединяемых поселений, выраженного представительным органом каждого из этих поселений с учетом результатов проводимых в обязательном порядке публичных слушаний по данному вопросу. Этот вывод согласуется и с правовыми позициями, приведенными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2019 года N 2955-О, принятом по схожим вопросам. Следовательно, оспариваемое регулирование не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей в указанных ими аспектах.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Агафонцевой Тамары Александровны, Архипова Виталия Викторовича и других, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 3579-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Агафонцевой Тамары Александровны, Архипова Виталия Викторовича и других на нарушение их конституционных прав частью 31 статьи 13 и пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)