Организаторы совещания: Министерство образования Российской Федерации, Министерство образования Республики Башкортостан, Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) - Исследовательский центр МИСиС, Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ).
В работе совещания приняли участие заместитель министра образования Российской Федерации Л.С. Гребнев и руководитель Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России В.И. Кружалин.
На совещании присутствовали представители учебно-методических объединений вузов, Российской академии образования, издательства "Высшая школа", Исследовательского центра МИСиС, НИИ высшего образования, Информационно-методического центра государственной аккредитации Минобразования России.
В работе совещания с учетом "круглых столов", проведенных в Казани, Ульяновске, Тольятти, приняли участие более 300 представителей научной и педагогической общественности, органов управления образованием и образовательных учреждений высшего профессионального образования.
В совещании участвовали представители Республики Беларусь и Украины.
Проблемы качества образования рассматривались участниками совещания в контексте концепции модернизации российского образования и интеграции высшей школы России в международное образовав тельное пространство.
На повестку дня проводившихся в рамках совещания 6 тематических пленарных заседаний и свыше 10 заседаний рабочих групп были вынесены следующие вопросы:
- основные направления развития ГОС ВПО в части усиления воспитательной компоненты ГОС ВПО и сопряженности с квалификационными требованиями, предъявляемыми сферой профессионального труда;
- определение принципов введения системы зачетных единиц в высшей школе;
- результаты сравнительных исследований ГОС ВПО России, Белоруссии и Украины;
- формирование оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на основе единых методических подходов при создании оценочных средств, используемых вузами и УМО;
- совершенствование деятельности ГАК;
- проблемы внутривузовского контроля качества образования, тенденции развития системы аттестации и аккредитации вузов;
- комплексное обеспечение деятельности экспертов, привлекаемых к самооценке и внешней оценке качества высшего образования;
- формирование систем управления качеством образования в вузе и роль учебно-методических объединений вузов в решении указанных проблем;
- Болонский процесс и развитие системы профессионального образования в России.
К совещанию были выпущены 3 сборника научных статей, а также подготовлены для обсуждения проекты нормативных и методических материалов, в том числе:
1. О порядке внесения уточнений в ГОС по направлениям подготовки и специальностям ВПО.
2. Об усилении воспитательной направленности ГОС ВПО.
3. Концепция и принципы построения единого государственного образовательного стандарта.
4. Согласованность квалификационных требований к выпускнику вуза Российской Федерации и специалисту в сфере труда.
5. Презентационная характеристика выпускника вуза в сфере труда.
6. Образцы документов по организации и проведению дипломного проектирования.
7. Методические рекомендации по проведению самооценки высших учебных заведений;
8. Методические рекомендации для эксперта по анализу содержания и качеству подготовки по основной образовательной программе (направлению и специальности).
9. Структура базы данных вуза.
10. Системы управления качеством образования в вузах.
11. Система качества образования в вузе как объект комплексной оценки и анализа.
Участники совещания с интересом ознакомились с деятельностью Информационно-методического центра государственной аккредитации Минобразования России по совершенствованию научно-методических основ аккредитации образовательных учреждений.
Совещание отметило следующее:
- необходимость усиления воспитательной направленности ГОС ВПО и основных образовательных программ вузов;
- важность формирования отраслевой системы управления качеством высшего профессионального образования, основанной на единых методических подходах и необходимость создания экспериментальных площадок по разработке и внедрению систем управления качеством на базе высших учебных заведений и УМО;
- уникальность УМО как государственно-общественных органов, осуществляющих разработку ГОС ВПО и методического обеспечения их функционирования;
- необходимость анализа основных тенденций структурной реформы высшего образования в Европе;
- полезность идеи создания презентационной характеристики выпускника вуза;
- необходимость повышения роли гуманитарной и социально-экономической подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в формировании личности будущего специалиста;
- положительный опыт вузов и УМО в формировании оценочных средств, в том числе компьютеризированных Тестовых систем, для проведения промежуточной и итоговой государственной аттестации выпускников.
Участники совещания высказали необходимость:
- поддержать инициативу УМО по образованию в области технологии продуктов питания и пищевой инженерии по разработке механизма реализации отраслевой системы управления качеством высшего профессионального образования;
- поддержать научно-методические разработки и практическую реализацию примерных программ по дисциплинам цикла ГСЭ для направлений подготовки высшего профессионального образования в области техники и технологии;
- распространить в вузах Российской Федерации и в органах управления образованием изданную в Исследовательском центре монографию, раскрывающую основные положения Болонского процесса.
Обсудив широкий круг вопросов, направленных на повышение качества высшего образования Российской Федерации, и рассмотрев материалы, представленные на обсуждение, совещание в целом одобрило представленные материалы и рекомендует:
Минобразованию России:
- при формировании научных программ на 2003-2004 гг. предусмотреть увеличение финансовых средств на проведение НИР в области структуризации, содержания, стандартизации и управления качеством высшего профессионального образования;
- сформировать проект поправок в действующее законодательство в области образования, обеспечивающих функционирование Государственной аттестационной службы при Минобразовании России, с целью обеспечения методологического единства органов, определяющих качество образования и осуществляющих его контроль;
- поддержать инициативное предложение участников совещания о разработке концепции сквозной стандартизации по основным образовательным областям, обеспечивающей преемственность и взаимодействие образовательных программ различных уровней;
- предусмотреть реализацию в рамках планируемой научно-исследовательской деятельности на 2003-2004 гг. проекта "Мониторинг Болонского процесса в Западной Европе и России" с привлечением вузов различных типов, профилей и регионов;
- разработать ГОС ВПО по ряду специальностей (направлений) подготовки на основе системы зачетных единиц;
- разработать стратегию модернизации структуры высшего профессионального образования в Российской Федерации, предусматривающую диверсификацию бакалаврских образовательных программ;
- разработать методику оценки состояния воспитательной работы в вузе;
- представить механизм внесения изменений и уточнений в действующие ГОС ВПО на рассмотрение Федерального совета по разработке ГОС ВПО;
- продолжить работу по формированию пакета документов, направленных на совершенствование деятельности ГАК;
- завершить разработку и утвердить методику деятельности экспертов, участвующих в аттестациях вузов;
- создать экспериментальные площадки по разработке и внедрению систем качества на базе наиболее продвинутых в этом отношении высших учебных заведений;
- с целью дальнейшего совершенствования деятельности УМО на основе накопленного опыта разработать методические рекомендации по организации структурных подразделений базового вуза УМО, обеспечивающих эффективное взаимодействие президиума совета УМО с вузами.
Учебно-методическим объединениям вузов:
- организовать проведение анализа реальной практики многоуровневого профессионального образования в соответствующей УМО образовательной области;
- представить предложения по уточнению требований к уровню подготовки выпускников, содержащихся в ГОС ВПО, направленные на обеспечение их диагностируемости;
- активизировать работу с отраслевыми органами управления экономикой страны и профессиональными сообществами с целью совершенствования квалификационных требований, содержащихся в ГОС ВПО;
- завершить разработку образцов (примерных фондов) оценочных средств вузов на основе методических рекомендаций, утвержденных Минобразованием России;
- обеспечить в 2002 году представление в Исследовательский центр МИСиС лучших оценочных средств, используемых вузами УМО при проведении итоговой государственной аттестации выпускников, для формирования банка оценочных средств;
- завершить разработку требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению ГОС ВПО.
Информационно-методическому центру государственной аккредитаций Минобразования России:
- разработать понятийный аппарат (комментарий) для показателей, используемых в аккредитационных процедурах, с целю обеспечения единого методологического подхода.
Исследовательскому центру проблем качества подготовки специалистов МИСиС:
- продолжить работу по обучению экспертов, участвующих в аттестациях вузов;
- создать при Исследовательском центре рабочую группу по анализу опыта создания систем управления качеством на уровне основных образовательных программ, используемых вузом, с целью разработки рекомендаций по их совершенствованию;
- организовать экспертизу материалов, применяемых на итоговой государственной аттестации выпускников;
- разработать совокупность условий образовательной среды вуза, необходимых для формирования социально значимых качеств выпускника, определенных Концепцией модернизации российского образования;
- подготовить к публикации материалы совещания.
Совещание выражает признательность его организаторам - Уфимскому государственному авиационному техническому университету, Исследовательскому центру проблем качества подготовки специалистов МИСиС за подготовку и эффективное проведение XII Всероссийского совещания "Проблемы качества образования".
Участники совещания просят Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МИСиС и Департамент образовав тельных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России выйти с предложением о проведении в 2003 году очередного XIII Всероссийского совещания "Проблемы качества образования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации XII Всероссийского совещания "Проблемы качества образования" (24-29 мая 2002 года (Уфа, УГАТУ)
Текст рекомендаций опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", октябрь 2002 г., N 28