Апелляционное определение Алтайского краевого суда
от 1 августа 2012 г. N 33-5718/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Барнаульской городской Думы на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 16 марта 2012 года по делу по заявлениям Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, прокурора города Барнаула Алтайского края о признании недействующим и неподлежащим применению нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи П.О.М., судебная коллегия установила:
Решением Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 года N 77 утверждены Правила благоустройства города Барнаула (далее - Правила). Данное решение опубликовано в издании "Вечерний Барнаул", N 55 18 апреля 2009 года.
Решениями Барнаульской городской Думы от 02 октября 2009 года N 191, от 10 июня 2010 года N 318, от 28 октября 2011 года N 619, от 23 декабря 2011 года N 657, от 17 февраля 2012 года N 680, от 30 марта 2012 года N 719 в вышеназванное решение внесены изменения и дополнения. Перечисленные решения опубликованы в издании Вечерний Барнаул" - соответственно 21 октября 2009 года (N 158), 22 июня 2010 года (N 89), 02 ноября 2011 года (167), 28 декабря 2011 года (N 199), 21 февраля 2012 года (N 25), 07 апреля 2012 года (N 51).
В действующей редакции Правила содержат, в том числе следующие положения:
В соответствии с абзацами 8-14 пункта 1.2 Правил, прилегающая территория - земельный участок (или его часть), с газонами, малыми архитектурными формами, расположенный по периметру части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением, необходимой для их использования.
Границы прилегающих территорий, если иное не установлено договорами аренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, определяются:
- на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;
- на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;
- на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным предприятиям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;
- на строительных площадках - территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;
- для нестационарных торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке, рекламных конструкций - в радиусе 10 метров от границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта.
Абзац 1 пункта 1.3 Правил предусматривает, что на территории города Барнаула физические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку, озеленение и благоустройство принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий, а также закрепленных на основании соглашений с администрациями районов в городе территорий, в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и Порядком сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы.
В силу п. 2.13 Правил, уборка мостов, путепроводов, пешеходных переходов, виадуков, прилегающих к ним территорий, а также содержание коллекторов, труб ливневой канализации и дождеприемных колодцев производятся организациями, обслуживающими данные объекты.
Согласно п. 2.24 Правил, в случае, если производитель отходов, осуществляющий свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке, в жилом или нежилом помещении на основании договора аренды или иного соглашения с собственником, не организовал сбор, вывоз и утилизацию отходов самостоятельно, обязанности по сбору, вывозу и утилизации отходов данного производителя отходов возлагаются на собственника вышеперечисленных объектов недвижимости, ответственного за уборку территорий в соответствии с Правилами.
Согласно п. 2.27 Правил, урны устанавливаются с интервалом не более 100 метров на малолюдной магистрали (территории) и не более, чем через 40 метров - на оживленной:
- предприятиями, учреждениями или уполномоченными ими лицами - у входа и вдоль зданий, находящихся в их собственности;
- организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами - у входов в многоквартирный дом;
- предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания - у входа в торговое помещение, а также палаток, киосков, павильонов, кафе и т.д.
Пунктом 2.30 предусмотрено, что удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусоровозный транспорт, производят работники организации, осуществляющей вывоз отходов.
Согласно п. 5.6 Правил, установка всякого рода вывесок разрешается только после согласования эскизов с администрацией района в городе в порядке, установленном постановлением администрации города.
В силу п. 5.19 Правил, предприятия, учреждения, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, в ведении которых находятся здания, а также собственники домов и строений обязаны устанавливать указатели на зданиях с обозначением наименования улицы и номерных знаков утвержденного образца, а на угловых домах - названия пересекающихся улиц, исправное электроосвещение во дворах, у подъездов, на придомовых территориях и включать его в темное время суток по расписанию, утвержденному комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, обеспечивать наличие и содержание водостоков в исправном состоянии.
Согласно п. 6.4 Правил, владелец рекламной конструкции осуществляет благоустройство и озеленение земельного участка, на котором размещена рекламная конструкция, если иное не предусмотрено соглашением с собственником земельного участка либо лицом, уполномоченным собственником, а также прилегающей территории в срок не более 4 суток после монтажа или демонтажа рекламной конструкции.
Согласно п. 8.3 Правил, организации и лица, производящие строительные работы, обязаны:
- строительный мусор и другие отходы строительства вывозить с площадок по мере накопления с тем, чтобы не позднее семи суток по окончании строительных работ площадки и дворы жилых домов были полностью очищены;
- находящиеся на строительной площадке деревья и кустарники ограждать прочными щитами, а корни дощатыми настилами на лагах;
- при производстве земляных работ не допускать обнажение корней и засыпки корневой шейки деревьев;
- перед началом строительства устраивать дороги с твердым покрытием в местах выезда со строительной площадки на асфальтированную улицу;
- складировать строительные материалы и оборудование только в пределах строительной площадки, а лишний грунт своевременно вывозить;
- устанавливать информационные щиты. На щите должна содержаться следующая информация: наименование объекта, наименование, адрес и телефон заказчика, наименование проектной организации, наименование, адрес и телефон подрядчика (в том числе генерального и субподрядчика), фамилия, имя, отчество лица, ответственного за производство работ на объекте, и его телефон, предполагаемые сроки строительства объекта (начало и окончание), цветное изображение объекта. Крепление и место размещение информационного щита должно обеспечивать устойчивость его положения к внешним воздействиям. Щит должен быть обеспечен подсветкой, своевременно очищаться от загрязнений;
- на прилегающей к строительной площадке территории организовывать покос травы и не реже двух раз в год - окраску ограждения.
В силу п. 9.3 Правил, домовладельцы обязаны:
- поддерживать в исправном состоянии индивидуальные жилые дома и иные постройки, а также ограждения домовладения и производить своевременный ремонт их фасадов и других отдельных элементов (входных дверей и козырьков, крылец и лестниц и т.п.);
- согласовать с администрацией района в городе высоту, внешний вид и цветовое решение ограждения домовладения;
- обеспечить уход за зелеными насаждениями, находящимися на территории домовладения и прилегающей территории, своими силами или по договорам с физическими, юридическими лицами;
- размещать на фасадах индивидуальных жилых домов указатели наименования проспекта или улицы, переулка, а также номера дома;
- оборудовать и очищать водоотводные канавы и трубы, в весенний период обеспечивать пропуск талых вод;
- складировать отходы производства и потребления только в специально отведенных местах;
- производить расчистку съездов с автодороги к своим домам за счет собственных средств.
Оспариваемый пункт п. 10.2, на момент вынесения решения предусматривал, что лица, в собственности или в пользовании которых находятся земельные участки, обязаны обеспечить содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих участках, а также на прилегающих и закрепленных территориях, с началом весенне-летнего сезона - цветочное оформление.
Согласно п. 12.1 Правил, улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, придомовые территории, территории промышленных и коммунальных предприятий, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы городской информации, жилые дома должны освещаться в темное время суток по расписанию, утвержденному комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Обязанность по освещению данных объектов возлагается на их собственников или уполномоченных собственником лиц.
Пункт 13.1 раздела 13 "Проведение работ при строительстве, ремонте, реконструкции коммуникаций" предусматривает, что работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий (которые необходимы для прокладки, реконструкции или ремонта подземных коммуникаций, забивки свай и шпунта, планировки грунта, буровых работ, установки рекламных конструкций) производятся только при наличии письменного разрешения (ордера на проведение земляных работ), выданного администрацией района города.
Аварийные работы могут начинаться владельцами сетей по уведомлению администрации района города с последующим оформлением разрешения в 3-дневный срок.
Согласно п. 13.2 Правил, разрешение на производство работ, связанных с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий, выдается администрацией района города при предъявлении проекта проведения работ, согласованного с заинтересованными службами, отвечающими за сохранность инженерных коммуникаций, схемы движения транспорта и пешеходов, согласованной с ГИБДД, условий производства работ, согласованных с администрацией района, календарного графика производства работ, а также соглашения с собственником или уполномоченным им лицом о восстановлении благоустройства земельного участка, на территории которого будут проводиться работы по строительству, реконструкции, ремонту коммуникаций.
При производстве работ, связанных с необходимостью восстановления покрытия дорог, тротуаров или газонов, разрешение на производство земляных работ выдается только по согласованию с лицом, обслуживающим дорожное покрытие, тротуары, газоны.
При производстве работ на улицах города в случаях, связанных с ограничением или закрытием движения транспорта на них, разрешение выдается только на основании распоряжения администрации города.
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в котором с учетом последующих уточнений просил о признании недействующими и неподлежащими применению абзацев 8-14 п. 1.2 Правил, определяющих прилегающую территорию и устанавливающие границы прилегающих территорий; пункта 2.24 Правил, возлагающий на производителей отходов, осуществляющих свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке, в жилом или нежилом помещении на основании договора аренды или иного соглашения с собственником обязанности по организации сбора, вывоза и утилизации отходов; пунктов 13.1., 13.2. Правил, устанавливающих обязанность получения разрешения на производство земляных работ для лиц, имеющих разрешение на строительство и осуществляющих данные работы в рамках цикла строительства.
Прокурор г. Барнаула Алтайского края в заявлении, поданном в интересах Российской Федерации, муниципального образования - города Барнаула и неопределенного круга лиц, с учетом последнего уточнения просил признать недействующими и неподлежащими применению следующие положения Правил (в редакции Решения Барнаульской городской Думы от 17 февраля 2012 года N 680): пункт 1.2 в части определения "прилегающей территории" и установленных границах прилегающих территорий; пункт 1.3 в части возложения на лиц, не являющихся собственниками, обязанности в отношении прилегающих территорий; пункт 2.13 в части возложения на обслуживающие организации обязанности по уборке и содержанию прилегающих к объектам территорий; пункт 2.27 в части возложения обязанности по установке емкостей для временного хранения отходов (урн, баков) на предприятия, учреждения или уполномоченных ими лиц; организации, осуществляющие управление многоквартирными домами; предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания; пункт 2.30 в части возложения обязанности по удалению отходов работниками организаций, осуществляющих вывоз отходов; пункт 5.6 в части возложения обязанности по согласованию эскизов с администрацией района; пункт 5.19 в части возложения на домовладельца обязанности по размещению на фасадах жилых домов указателей наименования проспекта или улицы, переулка, а также номеров домов; пункт 6.4 в части возложения обязанности по осуществлению благоустройства и озеленению прилегающей территории к отведенному земельному участку, на котором размещена рекламная конструкция, на владельцев рекламной конструкции; пункт 8.3 в части организации покоса травы на прилегающей территории организациями и лицами, производящими строительные работы; пункт 9.3, возлагающий на домовладельцев, не являющихся собственниками, обязанности по уходу за зелеными насаждениями, находящимися на прилегающей к домовладению территории; пункт 9.3 в части возложения на домовладельца обязанности по размещению на фасадах жилых домов указателей наименования проспекта или улицы, переулка, а также номеров домов; пункт 10.2 в части возложения обязанности на пользователя земельного участка обязанности по содержанию и сохранности зеленых насаждений, находящихся на прилегающих территориях; абзац 2 пункта 12.1, возлагающий обязанность по освещению территории жилых кварталов, микрорайонов, придомовых территорий, территорий промышленных и коммунальных предприятий, а также арок входов, жилых домов на собственников и уполномоченных ими лиц.
В обоснование заявленных требований Алтайский межрайонный природоохранный прокурор указал, что оспариваемые положения не соответствует федеральному и региональному законодательству, а именно, ст. ст. 16, 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. п. 2, 3, 4 раздела 4 Приказа Минтранса Российской Федерации N 160, ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 24 ст. 19 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, ст. 1 Закона Алтайского края "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Алтайского края", ст. ст. 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 44 Закона Алтайского края "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края", кроме того, имеется правовая неопределенность в части оспариваемых пунктов.
Прокурор г. Барнаула в обоснование заявленных требований ссылался также на противоречие оспоренных положений ст. ст. 2, 210, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", ст. ст. 19, 57, 63.5 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Определением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 20 января 2012 года дела по заявлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора и по заявлению прокурора г. Барнаула Алтайского края объединены в одно производство.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 16 марта 2012 года заявленные требования удовлетворены частично. Постановлено признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу:
- абзацы 8, 10-14 пункта 1.2 Правил, определяющие прилегающую территорию и устанавливающие границы прилегающих территорий;
- пункт 2.24 Правил, возлагающий на производителей отходов, осуществляющих свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке, в жилом и нежилом помещении на основании договора аренды или иного соглашения с собственником обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации отходов;
- пункт 2.30 в части возложения обязанности по удалению отходов работниками организаций, осуществляющих вывоз отходов;
- пункты 13.1, 13.2 Правил, устанавливающие обязанность получения разрешения на производство земляных работы для лиц, имеющих разрешение на строительство и осуществляющих данные работы в рамках цикла строительства;
- пункт 5.6 Правил в части возложения обязанности по согласованию эскизов с администрацией района;
- пункт 5.19 Правил в части возложения обязанности на домовладельца обязанности по размещению на фасадах жилых домов указателей наименования проспекта или улицы, переулка, а также номеров домов;
- пункт 9.3 Правил в части возложения обязанности на домовладельца обязанности по размещению на фасадах жилых домов указателей наименований проспекта или улицы, переулка, а также номеров домов;
- абзац 2 пункта 12.1 Правил, возлагающий обязанность по освещению территории жилых кварталов, микрорайонов, придомовых территорий, территорий промышленных и коммунальных предприятий, а также арок входов, жилых домов, на собственников и уполномоченных ими лиц.
В остальной части требования оставлены без удовлетворения. Этим же решением постановлено опубликовать его в издании "Вечерний Барнаул".
В апелляционной жалобе Барнаульская городская Дума просит об изменении решения в части признания недействующими абзацев 8, 10-14 пункта 1.2, пунктов 2.30, 13.1, 13.2, 5.6, 5.19, 9.3, абзаца 2 пункта 12.1 Правил, а также в части указания на опубликование решения в издании "Вечерний Барнаул", принятии в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование ссылается на то, что судом не приняты во внимание Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 613, п. 25 ч.1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который относит утверждение правил благоустройства территории городского округа к вопросам местного значения городского округа. Признанные недействующими п. п. 13.1, 13.2 Правил, кроме того, не возлагают на лиц, имеющих разрешение на строительство, повторно формировать комплект документов на производство работ, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий. Ошибочным является суждение суда о правовой неопределенности п. 5.6 Правил, поскольку порядок, сроки и основания отказа в согласовании вывесок будут установлены специальным постановлением администрации города, а правовой пробел и закрепление бланкетной нормы не могут считаться трудновыполнимыми или обременительными требованиями для граждан и не являются основанием для признания таких норм недействующими. Судом признана недействующей редакция нормы пункта 12.1, утратившая силу в связи с принятием Барнаульской городской Думой решения от 17 февраля 2012 года N 680. Вывод суда о противоречии п. п. 9.3, 5.19 Правил Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону "О Всероссийской переписи населения" основан на неверном толковании норм материального права, поскольку указанные законы не содержат непосредственной обязанности органов местного самоуправления по установке указателей, изготовлению и размещению их на жилых домах и зданиях, принадлежащим частным лицам на праве собственности; в данном случае органы местного самоуправления организовывают деятельность в этой сфере, а не осуществляют ее. Необоснованным является вывод суда о правовой неопределенности п. 2.30 Правил, так как данная норма федеральному законодательству не противоречит, кроме того, размеры контейнерных площадок и иные требования к их размещению закреплены п. 2.22 Правил. Противоречащим ч.3 ст. 253 ГПК РФ указание суда на необходимость опубликования решения в полном объеме, а не сообщения о решении, в издании "Вечерний Барнаул".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица Барнаульской городской Думы - Юдину В.В., поддержавшую доводы жалобы, прокурора, просившего об оставлении жалобы без удовлетворения, проверив решение в полном объеме в интересах законности учитывая публично-правовой характер требований, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права.
Частью 3 статьи 196 ГПК РФ предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силу ч.3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с ч.1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч.2 ст. 253 ГПК РФ).
Из приведенных процессуальных норм следует, что при рассмотрении дел в порядке нормоконтроля суд не связан основаниями и доводами заявителя, однако, не вправе выйти за пределы оспаривания проверяемого нормативного правового акта.
В этой связи в заявлении о признании противоречащим закону нормативного правового акта требования должны быть изложены применительно к оспариваемым положениям и содержать указание, в какой именно части (исходя из содержащихся в них слов) эти положения противоречат закону, имеющему большую юридическую силу и подлежат признанию недействующими. Аналогичным образом при вынесении решения суд должен указать, в какой именно части нормативный правовой акт признается недействующим.
При этом в порядке нормоконтроля не допускается изменение нормы, при противоречии положения закону в отношении отдельной категории лиц и в отсутствие соответствующего изъятия, норма подлежит признанию недействующей в полном объеме.
По настоящему делу судом приняты к производству заявления прокурора с требованиями (кроме требования об оспаривании абзацев 8-14 пункта 1.2 Правил), изложенными без учета редакции вышеперечисленных пунктов Правил, то есть фактически оспорена несуществующая редакция нормативного правового акта. Данные недостатки не были устранены при подготовке дела к судебному разбирательству, а их устранение в ходе апелляционного производства процессуальным законом не предусмотрено.
Из заявлений прокуроров в части оспаривания пункта 1.2 Правил усматривается, что фактически оспорены в полном объеме его абзацы 8-14, которые, действительно, определяют понятие и границы прилегающей территории.
Вместе с тем, разрешая данные требования, суд изложил соответствующую часть решения не в соответствии с содержанием оспариваемого положения, не указав на то, что абзацы 8, 10-14 признаются недействующими в полном объеме. Более того, признав недействующими абзацы 8, 10 -14 пункта 1.2 Правил, суд ошибочно отказал в признании недействующим абзаца 9 того же пункта со ссылкой на его соответствие федеральному закону и правовую определенность. Вместе с тем, данный абзац содержит неоконченное предложение и, находясь в нормативном единстве с признанными недействующими остальными положениями того же пункта, не имеет самостоятельного значения.
В связи с допущенными по делу нарушениями норм процессуального права, являющимися в силу вышеизложенного существенными, решение подлежит отмене.
При этом, исходя из ч.1 ст. 251, ч.2 ст. 253 ГПК РФ, предметом судебного рассмотрения могут быть лишь нормативные правовые акты, которые на время их оспаривания являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующих судебного пресечения.
Правовые нормы, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод физических и юридических лиц повлечь не могут, вследствие чего не требуют их пресечения судом и не могут быть предметом судебной проверки.
В соответствии разъяснениями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - Постановление), судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случае, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Решением Барнаульской городской Думы от 30 марта 2012 года N 719 "О внесении изменений в решение городской Думы от 27.03.2009 N 77 "Об утверждении Правил благоустройства города Барнаула", раздел 10 Правил, включая и п. 10.2, изложен в новой редакции (п. 1.1).
Соответственно, оспоренная по делу редакция пункта 10.2 Правил - утратила силу.
В этой связи, в силу абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ, производство по делу в части оспаривания данного пункта подлежит прекращению.
В остальной части по делу принимается новое решение, которым требования прокуроров удовлетворяются в части признания недействующими абзацев 8-14 пункта 1.2 Правил с отказом в удовлетворении их остальной части.
Абзацы 8-14 пункта 1.2 Правил подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон) к вопросам местного значения городского округа относит, в том числе: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; 5) дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 24) организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; 25) утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (ч.1 ст. 16).
Согласно п. 1. ч.1 ст. 17 Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Вместе с тем, частью 1 статьи 5 Закона к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления отнесено правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Соответственно, федеральным законодателем определены пределы нормотворчества органов местного самоуправления и правовое регулирование прав и обязанностей как граждан, так и самих органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения не отнесено к их компетенции.
Часть 2 статьи 17 Закона предусматривает полномочие органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 7.1 - 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
При этом финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 18 Закона).
Статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что:
- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1);
- элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п. 6);
дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6).
Пунктом 10 статьи 6 того же закона предусмотрено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
В силу ч.3, 4 ст. 15 названного Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Осуществление дорожной деятельности в отношении частных автомобильных дорог обеспечивается физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
По смыслу оспариваемых норм, при определении прилегающей территории и ее границ прямо предусмотрено включение в таковую автомобильных дорог в отношении улиц, дорог, подходов и подъездных путей к промышленным предприятиям, жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам. В отношении строительных площадок и нестационарных объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, рекламных конструкций - допускается включение автомобильных дорог в прилегающую территорию, поскольку не учитывается их возможное существование в зоне, определяемой путем указания расстояния по периметру и радиусу от самих объектов.
Исходя из иных положений Правил, понятие прилегающей территории используется для возложения обязанностей на граждан и организаций, в том числе по ее уборке, озеленению и благоустройству.
Вместе с тем, автомобильные дороги, находящиеся в собственности государства, органов местного самоуправления либо частных лиц не могут быть включены в прилегающую территорию. Данные объекты являются самостоятельными, обязанности по их содержанию и ремонту в рамках дорожной деятельности возложены федеральным законодателем на их собственников, включая органы местного самоуправления, к компетенции которых изменение круга собственных обязанностей в рамках дорожной деятельности не относится.
При этом следует отметить, что вывод судьи о правовой неопределенности (что является самостоятельным основанием к признанию нормы недействующей) понятия прилегающей территории относительно описания ее границ (абзац 8), а также абзаца 12 п. 1.2 Правил также является правильным.
Доводы жалобы о воспроизведении в оспариваемом акте положений Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 613, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный акт не регулирует вопросы компетенции органов местного самоуправления.
В части оспаривания положений пунктов 1.3, 2.13, 2.24, 2.27, 2.30, 5.6, 5.19, 6.4, 8.3, 9.3, 13.1, 13.2, абзаца 2 пункта 12.1 требования, исходя из их заявленной редакции, удовлетворению не подлежат.
При этом прокурор не лишен возможности оспаривания перечисленных пунктов Правил в их существующей и действующей редакции.
По правилам ч.3 ст. 253 ГПК РФ, сообщение о принятом по делу новом решении подлежит опубликованию в издании "Вечерний Барнаул".
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная Коллегия определила:
Апелляционную жалобу Барнаульской городской Думы удовлетворить частично.
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 марта 2012 года отменить.
Производство по делу в части требования об оспаривании в части пункта 10.2 Правил благоустройства города Барнаула, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 года N 77 (в редакции решений Барнаульской городской Думы от 02 октября 2009 года N 191, от 10 июня 2010 года N 318, от 28 октября 2011 года N 619, от 23 декабря 2011 года N 657, от 17 февраля 2012 года N 680) прекратить.
В остальной части вынести новое решение.
Заявления Алтайского межрайонного природоохранного прокурора и прокурора города Барнаула Алтайского края удовлетворить частично.
Признать недействующими абзацы 8-14 пункта 1.2 Правил благоустройства города Барнаула, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 года N 77 (в редакции решений Барнаульской городской Думы от 02 октября 2009 года N 191, от 10 июня 2010 года N 318, от 28 октября 2011 года N 619, от 23 декабря 2011 года N 657, от 17 февраля 2012 года N 680) со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Сообщение о принятом по настоящему делу судебной коллегией по гражданским делам Алтайского краевого суда новом решении подлежит опубликованию в издании "Вечерний Барнаул".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 1 августа 2012 г. N 33-5718/2012
Текст апелляционного определения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании