Информация Министерства образования РФ
"О совершенствовании организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии в системе образования России*"
Развитие службы практической психологии {далее - Служба), ее структурных подразделений на всех уровнях (от дошкольного до высшего) в системе образования России в последние годы получает необходимую поддержку как со стороны Минобразования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации.
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие сегодня становится неотъемлемой целью деятельности Службы, каждого образовательного учреждения. Актуальность психологического обеспечения образования повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе образования, которые были определены в Национальной доктрине образования на период до 2025 г., Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг. и конкретизированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями, как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие. Сегодня в результате целенаправленной и активной деятельности Служба востребована всеми участниками образовательного процесса - детьми и их родителями, педагогами, руководителями органов управления образованием - и обеспечивает психологическое просвещение и профилактику, диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную помощь на всех уровнях системы образования Российской Федерации.
Социальный заказ государства на необходимость подготовки детей к жизни в быстро меняющихся условиях, формирование современного мышления, новых жизненных установок, развитие личности с позитивными ценностями, формирование человека, способного взять ответственность за себя и свою судьбу, готовому к активному переустройству общества, обладающему практическими навыками и умениями в области поведения на рынке труда при переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют настоятельную необходимость совершенствования организационно-управленческой и научно-методической деятельности Службы.
Одним из основных механизмов реализации целей и задач по совершенствованию деятельности Службы стал План мероприятий по развитию Службы на 2000-2001 годы (далее - План), рассмотренный на коллегии министерства 08.02.2000 "О состоянии, проблемах и перспективах развития Службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации" и утвержденный приказом Минобразования России от 21.02.2000 N 515. Содержательный и управленческий характер Плана позволил структурным подразделениям Минобразования России в соответствии со своей компетенцией, совместно с учеными РАО и психологами, органами управления образованием субъектов Российской Федерации осуществить мероприятия, направленные на обеспечение первоочередных организационных, научно-методических, нормативных, кадровых условий для развития Службы. Сегодня можно констатировать, что План мероприятий по развитию Службы на 2000-2001 годы в основном выполнен.
В практику работы Управления специального образования введен мониторинг по количественным и отдельным качественным показателям развития организационной структуры Службы, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее - ППМС-центры), психолого-педагогические и медико-социальные консилиумы и комиссии (далее - ПМПк, ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты, центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса. Мониторинг проводится по единым формам один раз в два года по всем субъектам Российской Федерации.
Согласно статистическим данным мониторинга 2001 года, в Службе на должности педагога-психолога работает более 64 тыс. человек. В соответствии с "Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.98 N 867, в России действуют более 850 государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и учреждений образования, оказывающих специализированную и методическую помощь участникам образовательного процесса. Общее количество постоянно работающих и периодически создаваемых психолого-медико-педагогических комиссий составляет более 1400.
Произошли изменения в качественном составе кадров педагогов-психологов образовательных учреждений. Если в 1995 году базовое психологическое образование имел каждый четвертый педагог-психолог, то в 2001-м - каждый третий. Около 60% от общего числа педагогов-психологов составляют специалисты, прошедшие переподготовку на базе высшего педагогического образования, 70% из них прошли курсы повышения квалификации. В настоящее время около 40% педагогов-психологов имеют квалификационную категорию.
Особое внимание в ходе реализации Плана было уделено вопросам совершенствования организации и управления деятельностью Службы. Минобразованием России проведены 12 научно-практических семинаров и совещаний с участием ответственных за деятельность Службы в органах управления образованием субъектов Российской Федерации. На них рассматривались и обсуждались перспективные модели управления и организации деятельности региональных Служб, нормативное правовое и научно-методическое обеспечение, проблемы и пути решения психологического обеспечения образовательного процесса, создание условий для проектирования образовательной среды в образовательных учреждениях.
С целью создания оптимальных условий, обеспечивающих деятельность педагогов-психологов, различных видов образовательных учреждений, а также ряда структурных подразделений Службы, Министерством осуществлен ряд практических мер, направленных на совершенствование нормативной правовой базы. Разработаны: проект "Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", "Концепция специальной психологической помощи в системе образования", "О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения", "Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения", инструктивное письмо "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения" и др. В целях защиты ребенка от негативного воздействия детских игр и игрушек, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка, его психическое здоровье, издан приказ Минобразования России "Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей" от 26.06.2000 N 1917, обеспечивающий введение порядка социально-психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек.
В Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России по разработанным совместно с Управлением специального образования программам на курсах повышения квалификации прошли обучение более 620 специалистов органов управления образованием, руководителей и специалистов Службы. Кроме теоретического курса для слушателей были организованы практические занятия, ознакомление с инновационными формами организации, управления и содержания деятельности педагогов-психологов, ППМС-центров на базе образовательных учреждений г. Москвы.
Органами управления образованием субъектов Российской Федерации была проведена большая работа по развитию Службы, приняты важные решения по развитию ее структурных подразделений. Так, в 62 субъектах Российской Федерации приняты региональные Положения о деятельности Службы, определены региональная модель и организационно-функциональная структура, утверждены нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях, созданы координационные и научно-методические советы Службы. В органах управления образованием 79 субъектов Российской Федерации и 60% муниципальных образований назначены ответственными за деятельность Службы, определена сфера их компетенции. В региональные программы развития образования многих субъектов Российской Федерации внесены подпрограммы по психологическому обеспечению системы образования, развитию Службы, сети образовательных учреждений, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь обучающимся, воспитанникам.
В деятельности Службы реализованы принципы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, индивидуальная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку, ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии, сотрудничество семьи и школы и др. Служба является основой интеграции действий педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Неотъемлемой частью в организации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения выступают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), службы раннего и надомного сопровождения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском, Краснодарском, Хабаровском краях, Брянской, Калининградской, Кировской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Пермской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях и многих других созданы уникальные организационно-функциональные модели службы практической психологии в системе образования как в условиях города, так и сельской местности, с учетом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона.
Множество факторов риска для подрастающего поколения в современной России ведет к целому ряду проблем, требующих решения как на федеральном, так и на региональном уровнях. Особую тревогу вызывают увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, детей со школьной и социальной дезадаптацией, высокий уровень детской преступности. Служба осуществляет эффективную помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, осуществляет диагностику, комплексные коррекционно-развивающие, реабилитационные мероприятия, направленные на создание оптимальной среды обитания и адаптацию детей к социуму. В настоящее время педагоги-психологи образовательных учреждений, ППМС-центры решают проблемы десятков Тысяч детей, как правило, из неблагополучных и малообеспеченных семей, которые по разным причинам уже оказались вне школы или могут оставить ее в ближайшее время, если им не будет оказана своевременная профессиональная психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка. В основу работы с безнадзорными детьми положены принципы гуманистической педагогики и психологии: уважение к личности, признание ее индивидуальности, вера в собственные силы и возможности ребенка, опора на его лучшие качества; формирование гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, осознание ответственности перед обществом. Специалистами Службы осуществляется формирование (коррекция) индивидуально-психологических особенностей детей, способствующих школьной и социальной адаптации, повышению их обучаемости. По данным проведенного мониторинга эффективности работы ППМС-центров, дети, втянутые в асоциальные формы поведения, назвали психолога наиболее востребованным специалистом, который помог им в разрешении их проблем.
С целью обмена существующим в Российской Федерации опытом работы Службы Минобразованием России, равно как и органами управления образованием, педуниверситетами и пединститутами страны систематически проводятся научно-практические конференции, совещания, семинары по актуальным вопросам практической психологии в образовании, в процессе работы которых отрабатываются концептуальные основы содержания и деятельности структурных подразделений Службы, профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях всех видов и типов, научно-методические программы и технологии. Особое внимание уделялось:
- вопросам школьной неуспешности; профилактики безнадзорности и беспризорности, поведенческих рисков подростков; организации социально-психологической помощи семье (всероссийская научно-практическая конференция "Укрепление здоровья в школе", 4-6 апреля 2000 г., г. Казань);
- психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья, профилактики употребления психоактивных веществ, психокоррекционной и реабилитационной работе с детьми "группы риска" (Всероссийский форум школ, содействующих здоровью, 13-15 декабря 2000 г., г. Иваново).
Перспективы и проблемы становления системы комплексного динамического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе были рассмотрены на международной российско-фламандской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка", состоявшейся в марте 2001 года в г. Санкт-Петербурге, и всероссийском совещании-семинаре "Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в условиях сельской местности" в апреле 2001 года в г. Краснодаре. По результатам обсуждения в органы управления образованием субъектов Российской Федерации были направлены материалы и методические рекомендации по организации межведомственного и междисциплинарного взаимодействия, деятельности образовательных учреждений по оказанию помощи детям, имеющим затруднения в обучении, укреплении их здоровья, в подготовке и повышении квалификации педагогов-психологов и специалистов Службы.
Министерством образования Российской Федерации с 27 мая по 2 июня 2000 г. организован и проведен марафон по городам Поволжья "Ребенок на перекрестке эпох", посвященный Международному дню защиты детей, при активном участии Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел Российской Федерации, главного управления образованием Самарской области, иностранных партнеров по реализации совместных программ из Бельгии, Италии, Польши, других общественных организаций. Акция поддерживалась средствами массовой информации - "Учительской газетой", еженедельником "Школьный психолог" и др. Рейд проходил по маршруту "Самара - Казань - Чебоксары - Городец - Плес - Кострома - Ярославль - Нижний Новгород - Самара". Научно-методическая и практическая поддержка, знакомство с практикой организации Службы городов Поволжья являлась одной из основных целей проведения акции. Педагоги, психологи, директора ППМС-центров, специалисты органов управления образованием из 18 субъектов Российской Федерации, представители Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, ведущих вузов страны, иностранные партнеры на пленарных заседаниях обсуждали стратегические направления совместной деятельности по оказанию наиболее эффективной психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам в процессе социализации. Особое внимание было уделено научно-методической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на решение проблем охраны здоровья в процессе обучения, разработке принципов профилактической деятельности по предупреждению употребления психоактивных веществ детьми и подростками, профилактики школьной дезадаптации, безнадзорности детей. Благодаря этой акции в образовательные учреждения городов Поволжья при содействии ЮНЕСКО было доставлено более 1000 экземпляров тематической и методической психолого-педагогической литературы.
Организация работы по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии и оказанию им ранней комплексной помощи - одно из приоритетных направлений в деятельности Службы. Основной причиной возросшего внимания специалистов к проблеме ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей является в первую очередь нарастание инвалидизации детского населения. По данным Минздрава России, 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% - имеют перинатальное поражение центральной нервной системы. Раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет жизни позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в развитии, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате - значительно снизить степень социальной недостаточности детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования и социализации.
Министерством в последние годы предприняты существенные шаги в этом направлении: в феврале 1999 года создано ГНУ "Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии" Министерства образования Российской Федерации. В 2000 году Центром выполнены три научно-методических проекта: "Методическое обеспечение коррекционной помощи детям младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии", "Модель единой системы раннего выявления и коррекции нарушений слуха у детей", "Создание комплекта организационно-методического обеспечения групп кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии". В 2001 году выполнены 6 проектов, в результате реализации которых разработана рабочая версия новой информационной технологии по проблеме выявления и коррекции нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни, концептуальный подход к диагностике психического развития ребенка раннего и дошкольного возрастов, создан оригинальный диагностический инструментарий для систематического контроля психического развития детей данной возрастной категории. Для специалистов ППМС-центров в 35 регионах страны проведены стажировки по ранней помощи детям с отклонениями в развитии и психологической помощи семье, в которых приняли участие более 250 человек.
Модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей действует в течение восьми лет в Санкт-Петербурге. В течение последних двух лет такая модель проходит апробацию в Новгородской области на базе городской психолого-медико-педагогической комиссии, где организован систематический прием детей младенческого и раннего возрастов, налажено взаимодействие с детскими поликлиниками города, специализированными дошкольными учреждениями. Региональные программы по развитию ранней диагностики и специальной помощи детям с отклонениями в развитии приняты в Самарской и Ростовской областях; организована система ранней помощи детям с отклонениями в развитии в г. Архангельске, подобные подходы обозначились в других субъектах Российской Федерации.
Основным структурным элементом в системе ранней помощи становятся ПМПК, государственные и муниципальные ППМС-центры, группы кратковременного пребывания при учреждениях дошкольного образования й учреждениях, создаваемых на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов. Они максимально приближены к месту жительства семьи и организованы с учетом региональных экономических возможностей, местных условий и традиций.
Дальнейшее развитие этого направления в деятельности Службы позволит обеспечить раннюю диагностику и комплексную помощь детям с отклонениями в развитии, внедрение механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия при переходе ребенка на следующий возрастной этап.
Важное место в совершенствовании деятельности Службы занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). Количество ППМС-центров не только растет, но и расширяется спектр их деятельности:
- центры диагностики и консультирования;
- центры психолого-медико-социального сопровождения;
- центры социально-трудовой адаптаций и профориентации;
- центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
- центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения;
- и другие.
ППМС-центры организуют и направляют совместные действия педагогов-психологов, медицинских работников, педагогов, ряда других специалистов на реализацию психолого-педагогических программ и технологий по формированию активной мотивации на здоровье, норм и ценностей здорового образа жизни, на режим двигательной активности. Важнейшей задачей Службы является координация усилий различных служб и ведомств, технологий и программ взаимодействия педагогов-психологов, педагогов, социальных работников, врачей, юристов и т.д. Поэтому можно рассматривать Службу как значимую объединяющую силу междисциплинарного и межведомственного взаимодействия, осуществляющую совместные проекты с министерствами, ведомствами и организациями, направленные на повышение качества образовательного процесса и защиту прав ребенка, вносит большой вклад в дело укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и в первую очередь психического и психологического.
Минобразованием России оказывается помощь ППМС-центрам в методическом и материально-техническом оснащении.
В рамках международного сотрудничества Минобразованием России отрабатывается модель "Российская лекотека", которая может рассматриваться как новое структурное звено в деятельности Службы, системы образования детей с отклонениями в развитии, их сопровождения в процессе обучения, ранней диагностики и коррекции отклонений (от 0 до 4 лет). Работа лекотеки также направлена на стимуляцию и расширение возможностей игровой деятельности ребенка, создание безопасных условий жизнедеятельности, психоэмоционального и физического комфорта, обучение простейшим способам общения, формирования элементарных навыков самообслуживания.
В рамках федеральной программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования" разработаны методические рекомендации по содержанию деятельности педагогов-психологов, единые формы рабочей и отчетной документации педагога-психолога, в образовательных учреждениях проходили апробацию технологии консультативно-диагностической работы с детьми и их родителями. Научно-методическим центром "Д.А.Р." им. Л.С. Выготского Минобразования России выполнены три научно-методических проекта: "Создание нормативно-правовой базы деятельности ППМС-центров в системе образования Российской Федерации", "Создание программно-методической базы деятельности ППМС-центров в системе образования Российской Федерации", "Нормативное и научно-методическое обеспечение системы сертификации ППМС-центров в системе образования Российской Федерации. Рекомендации по аттестации персонала". В результате их реализации были разработаны рекомендации по лицензированию образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации ППМС-центров, требования к содержанию и оформлению индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ и технология их апробации. Предложен эффективный способ решения проблем стандартизации программно-методического обеспечения ППМС-центров, создания федеральных стандартизированных программ работы с различными категориями детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, системы. В 2001 году разработан первый пакет программ: "Ведение ребенка 5-6 лет, страдающего фонетико-фонематическим недоразвитием речи", "Профилактика трудностей школьной адаптации: развитие произвольной регуляции психической деятельности", "Диагностика и коррекция пространственных нарушений у детей", "Медико-психологическое сопровождение детей, страдающих бронхиальной астмой".
Полученные по проектам результаты способствуют решению задач дальнейшего развития нормативного правового и методического обеспечения деятельности педагогов-психологов и специалистов Службы, формирования механизмов государственного и общественного контроля за качеством и результатами деятельности ППМС-центров.
Только за последние два года по федеральным целевым программам "Развитие социального обслуживания семьи и детей" и "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 109 ППМС-центров 72 субъектов Российской Федерации были поставлены комплекты коррекционно-развивающего и компьютерного оборудования, автотранспорт, слесарные и столярные мастерские для мальчиков, швейные мастерские для девочек, комплекты психологических диагностических методик. Поставка автотранспорта в государственные и муниципальные ППМС-центры способствовала организации и проведению экстренной психологической помощи, комплексной диагностико-коррекционной и реабилитационной работы с детьми в отдаленных районах сельской местности. Дальнейшее оснащение ППМС-центров научно-методическими разработками и коррекционно-развивающим оборудованием позволит значительно повысить уровень оказания профессиональной психолого-педагогической помощи детям.
В рамках российско-бельгийского проекта "ППМС-центры" специалистам ППМС-центров Москвы, Калининграда, Орла, Томска, Сочи, Ярославля оказана методическая помощь по вопросам профилактики наркомании, суицида среди подростков, формирования учебных и социальных навыков. Лекционная часть семинаров обеспечивалась методическими пособиями и сопровождалась изучением практического опыта работы ППМС-центров России и Фландрии. Реализация международных проектов способствовала повышению квалификации специалистов, обмену диагностическими и терапевтическими программами, выработке общих критериев и показателей эффективности деятельности специалистов, внедряемых технологий. Было бы важно расширить действие международных проектов за счет включения в них новых регионов России, поддержать разработку совместных комплексных научно-практических программ в области психологии.
Управлением специального образования и Исполнительной дирекцией по Президентской программе "Дети России" Минобразования России в 2001 году проведены обучающий семинар "Создание адаптивной среды. Технологии использования оздоровительно-развивающего и реабилитационного оборудования" в г. Вязьма Смоленской области и Всероссийский конкурс коррекционных и развивающих программ. В соответствии с условиями конкурса к его заключительному этапу были допущены 25 программ, представленных авторскими - коллективами образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Республик Башкортостан, Карелия, Марий Эл, Татарстан, Чувашия; Алтайского, Красноярского, Ставропольского краев; Амурской, Архангельской, Воронежской, Вологодской; Курганской, Липецкой, Оренбургской, Нижегородской, Новосибирской, Смоленской (2), Ростовской (2), Тамбовской, Ярославской областей (2). За разработку коррекционных и развивающих программ и технологий для их использования применительно к поставленному в ППМС-центры реабилитационному оборудованию (кабинеты психологической разгрузки, сенсорные комнаты и др.) вручены почетные грамоты и призы (комплекты коррекционно-развивающего оборудования). Материалы семинара и конкурса положены в основу разработки методических рекомендаций по использованию оздоровительно-развивающего и реабилитационного оборудования.
В целях повышения эффективности психологического обеспечения образовательных учреждений, выявления и внедрения лучших психологических диагностических методик, используемых в образовательных учреждениях, дальнейшего совершенствования содержания деятельности Службы в 2001 году проведен первый Всероссийский конкурс на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации, в котором приняло участие 50 авторских коллективов из 19 субъектов Российской Федерации. В Санкт-Петербурге проведена IV Всероссийская выставка достижений практической психологии. В программу выставочных мероприятий вошли лекции и семинары для населения. Все это позволяет психологам и специалистам познакомиться с новейшими методическими разработками в различных областях психологии, представить новые проекты, расширить свой кругозор, пополнить библиотеки.
В рамках федеральной целевой программы "Дети Чернобыля" Минобразованием России разработана модель системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения участников образовательного процесса с учетом специфики чернобыльского региона. В основу концепции региональной модели службы сопровождения положен принцип эффективности социально-педагогического взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности в рамках протокола согласованных действий. Так, в 2001 году ППМС-центрами Орловской области, расположенными в районах, загрязненных в результате аварии на ЧАЭС, принято 32 615 человек (42,9% от общего числа детей, родителей, педагогов, обращавшихся во все учреждения службы помощи). Эти центры провели диагностику, консультирование, осуществляли коррекционно-развивающие и иные занятия с 7864 детьми и подростками (около 25% от всех детей и подростков до 18 лет, проживающих на загрязненных территориях). Областной Центр службы практической психологии "Помощь" Тульской области, который был создан в рамках ФЦП "Дети Чернобыля", стал инициатором и непосредственным разработчиком ряда региональных программ по профилактике и преодолению школьной и социальной дезадаптации среди детей и подростков. В 2000-2001 гг. специалистами центра проведено 19 учебно-методических семинаров по различной проблематике, 11 обучающих курсов. Участниками семинаров стали 656 специалистов службы социально-психологической помощи Тульской области.
Помимо услуг различных специалистов Служба реализует организационно-методические и учебно-воспитательные задачи, проведение социально-психологических исследований, научную и экспериментальную работу по реализации в образовательных учреждениях личностно-ориентированных психолого-педагогических, социально-психологических, образовательных программ и технологий и др. Это возможность быстрого реагирования на чрезвычайные обстоятельства, требующие незамедлительной психологической помощи жертвам кризисных ситуаций (чрезвычайные ситуации в Москве 1999 г., в Волгодонске 1999 г., на Северном Кавказе, Видяево), организация профессиональной методической помощи специалистам образовательных учреждений всех типов, т.е. интегративные взаимодействия.
Деятельность Минобразования России и органов управления образованием всех уровней по развитию Службы свидетельствует о том, что в регионах определены и реализованы основные подходы в управлении, организации и научно-методическом обеспечении деятельности Службы, активизирована работа по внедрению в педагогическую практику новейших достижений в области психологии.
Возрастающие требования к деятельности, как педагогов-психологов, так и Службы в целом, выявили ряд актуальных проблем, снижающих эффективность психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам:
- в штатном расписании многих образовательных учреждений отсутствует ставка педагога-психолога, остается низкой укомплектованность образовательных учреждений педагогами-психологами, особенно в сельской местности;
- многие педагоги-психологи не обеспечены кабинетами и единым психолого-педагогическим сертифицированным инструментарием, что приводит к снижению доступности и качества психологических услуг участникам образовательного процесса;
- не отработан единый механизм систематического повышения квалификации педагогов-психологов и специалистов Службы;
- в ряде случаев деятельность педагога-психолога зависит от субъективного понимания руководителями образовательных учреждений целей, задач и методов деятельности Службы;
- не задействованы механизмы эффективного управления Службой в деятельности многих региональных органов управления образованием, отсутствует четкая дифференциация и координация ее структурных подразделений.
Статус педагога-психолога в системе образования требует более четкого юридического определения, необходимо установить общие принципы и правила определения соотношения численности педагогов-психологов в образовательных учреждениях и ППМС-центров от количества детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Дефицит бюджетного финансирования не должен быть причиной сокращений ППМС-цетров и педагогов-психологов в образовательных учреждениях.
Важными элементами развития ППМС-центров представляются:
- государственная поддержка Центров, ведущих инновационную и научно-методическую деятельность, придание им статуса опорных федеральных экспериментальных площадок;
- развитие договорной деятельности между ППМС-центром и образовательным учреждением другого типа, определяющей права и обязанности обеих сторон.
Следует поддержать введение ответственных за деятельность службы практической психологии в органах управления образованием регионов, определение их должностных обязанностей, совершенствование вертикали управления, определение действенных механизмов взаимодействия структурных подразделений Службы.
Подготовка специалистов для Службы в качестве неотъемлемой части вошла в образовательные программы многих высших учебных заведений. При подготовке педагогов-психологов огромное значение имеет комплексное научно-методическое обеспечение учебного процесса, создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и учебно-методических средств обучения, необходимых для полного и качественного профессионального образования. Поддерживая эту тенденцию, предстоит решить вопрос участия вузов в оказании действенной научно-методической помощи педагогам-психологам в создании единой системы повышения квалификации специалистов Службы.
Требуют решения вопросы нормативного правового обеспечения педагогов-психологов и специалистов Службы, совершенствования системы социальных гарантий, льгот, материального и морального поощрения. Так, до сих пор работа в качестве педагога-психолога, социального педагога не засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 г. N 79).
Редко используется возможность введения практико-ориентированного факультатива или курса психологии в образовательных учреждениях, отмечается несовершенство программ по психологии. Педагоги-психологи, ведущие уроки психологии как предмет или факультативы по психологии, не обеспечиваются комплектом учебно-методических материалов. Следует поддержать практику введения курса психологии в школьный и региональный компоненты базисных учебных планов.
В настоящее время наметился определенный разрыв между академической наукой и внедрением научных разработок в практику Службы. Деятельность отдельных лабораторий не может решить проблем комплексного научно-методического обеспечения Службы, своевременно обеспечивать развитие и расширение сферы деятельности ее структурных подразделений. Требуется создание научных структур, решающих проблемы разработки перспективных прикладных исследований и апробации конкретных технологий применения научных разработок и методического обеспечения в деятельности Службы.
Необходимо существенно улучшить информационное обеспечение педагогов-психологов и специалистов Службы. Организовать изучение деятельности структурных подразделений Службы научно-обоснованными методами мониторинга и ввести единые формы государственной статистической отчетности. Ограниченность информации, ее недоступность руководителю, специалисту, родителю, дублирование в деятельности различных подразделений Службы, отсутствие прочных механизмов взаимосвязи становятся тормозом в развитии как самой системы, так и ограничителем в помощи ребенку.
Дальнейшее развитие Службы как одного из важных факторов обеспечения нового качества образования в условиях модернизации российского образования требует решения ряда организационно-управленческих, нормативно-правовых, научно-методических, информационных и кадровых задач.
Процесс развития Службы предстоит сделать планомерным, перевести в область обдуманной стратегической политики, в которой будут четко определены цели и критерии развития всех ее структурных подразделений, выявлены потенциальные точки роста, определены этапы становления.
Начальник Управления |
Т.В. Волосовец |
______________________________
* Справка подготовлена к заседанию коллегии 19.11.2002.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Министерства образования РФ "О совершенствовании организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии в системе образования России"
Текст информации опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", декабрь 2002 г., N 36