Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2019 г. N 38-АПА19-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по апелляционным жалобам губернатора Тульской области и Тульской областной Думы, а также апелляционному представлению заместителя прокурора Тульской области на решение Тульского областного суда от 14 августа 2019 года, которым удовлетворен административный иск Шамоты Валерия Юрьевича об оспаривании абзаца первого статьи 2 Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО "О внесении изменений в статью 2 Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя губернатора Тульской области Морозовой Е.В. и представителя Тульской областной Думы Петровичевой Л.М. возражения против удовлетворения апелляционных жалоб и представления Шамоты В.Ю. и его представителя Александрова В.А., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
7 июля 2005 года Тульской областной Думой принят и 25 июля 2005 года губернатором Тульской области подписан Закон Тульской области N 609-ЗТО "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области", согласно пункту 1 статьи 2 которого (в первоначальной редакции) право на доплату к пенсии имели лица, замещавшие не менее одного года государственные (муниципальные) должности, получавшие денежное вознаграждение за счет средств соответственно бюджета области или местного бюджета и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением лиц, которые прекратили исполнение полномочий в связи с вступлением в законную силу приговора суда, в соответствии с которым лицо было осуждено, или в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
На основании Законов Тульской области от 15 июля 2013 года N 1982-ЗТО и от 13 июля 2015 года N 2327-ЗТО пункт 1 статьи 2 Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" был дополнен словами "и достигшие возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) либо независимо от возраста имеющие право на страховую пенсию по инвалидности, инвалидность которых наступила до начала замещения государственной (муниципальной) должности, либо в период замещения государственной (муниципальной) должности, либо в течение одного года со дня прекращения полномочий".
На основании Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО пункт 1 статьи 2 Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" был изложен в новой редакции.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 2 Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" в редакции Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие не менее одного года государственные должности на профессиональной постоянной основе и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), достигшие пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности, за исключением лиц, которые прекратили осуществление своих полномочий в связи с подпунктами 1-5 пункта 1 статьи 2 Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области".
В соответствии с абзацем первым статьи 2 Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО лицам, которым доплата к пенсии была назначена в связи с приобретением права на страховую пенсию по инвалидности, инвалидность которых наступила до начала замещения государственной (муниципальной) должности либо в течение одного года со дня прекращения полномочий, выплата доплаты к пенсии прекращается по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего закона.
Прекращение выплаты доплаты к пенсии по такому основанию, согласно абзацу второму статьи 2 Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО, не является препятствием для обращения лица, имеющего право на ее получение в соответствии со статьей 2 Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" (в редакции Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО), за ее повторным назначением.
Шамота В.Ю., инвалидность которого наступила до начала замещения им государственной должности депутата и заместителя председателя Тульской областной Думы второго созыва и которому в связи с приобретением права на страховую пенсию по инвалидности была назначена ежемесячная доплата к пенсии, обратился в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании абзаца первого статьи 2 Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО недействующим в части применения данной нормы к лицам, которым доплата к пенсии была назначена в связи с приобретением права на страховую пенсию по инвалидности, инвалидность которых наступила до начала замещения государственной должности.
Решением Тульского областного суда от 14 августа 2019 года административный иск удовлетворен.
Абзац первый статьи 2 Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО признан не действующим с момента принятия в той части, в которой данной нормой лицам, которым доплата к пенсии была назначения в связи с приобретением права на страховую пенсию по инвалидности, инвалидность которых наступила до начала замещения государственной должности, выплата доплаты к пенсии прекращается по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего закона.
В апелляционных жалобах губернатор Тульской области и Тульская областная Дума просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Заместителем прокурора Тульской области принесено апелляционное представление об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Министерством труда и социальной защиты Тульской области представлены письменные объяснения по апелляционным жалобам, а представителем Шамоты В.Ю. - Александровым В.А. представлены письменные возражения на апелляционные жалобы и представление.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и представления, а также возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Тульской областной Думы с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Оснований не согласиться с решением суда в указанной части Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не установила.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Из приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 30 ноября 1995 года и от 1 февраля 1996 года, принятых в связи с запросами Калининградской областной Думы и администрации Читинской области, а также в ряде других решений, сохраняющих свою силу, следует, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения. При отсутствии соответствующего федерального закона субъект Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции. С принятием федерального закона закон субъекта Российской Федерации подлежит приведению в соответствие с ним (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 1998 года N 145-О).
Тульская областная Дума, приняв Закон Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области", предусматривающий право лиц, замещавших государственные должности Тульской области, на ежемесячную доплату к пенсии, действовала в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий, поскольку на момент принятия данного закона федеральных нормативных правовых актов, устанавливающих определенные социальные и иные гарантии лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, их размер, порядок и условия предоставления, кроме Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы", не имелось, в связи с чем, данный вопрос вплоть до его разрешения на федеральном уровне мог быть урегулирован законами субъектов Российской Федерации.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такого рода доплаты к пенсии являются дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях (определения от 15 января 2008 года N 107-О-О, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О, от 3 февраля 2010 года N 150-О-О и др.)
Согласно пункту 6 перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381, к лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, отнесены депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Условия осуществления депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, а число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, - законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 4, пункт 1 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
При осуществлении депутатских полномочий как в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, так и вне его (например, во взаимоотношениях с избирателями) все депутаты обладают равными правами и несут равные обязанности, однако на тех из них, кто осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, налагаются дополнительные ограничения, в частности, они не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 12 этого же федерального закона).
Ограничения на занятие другой, помимо депутатской, оплачиваемой деятельностью (так называемое требование о несовместимости) общеприняты в правовых государствах с развитыми традициями демократии и парламентаризма, для которого в современных условиях типичным является профессиональный характер депутатской деятельности, обеспечивающий ее эффективность и надлежащее качество (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 34-П). Вместе с тем установление подобных ограничений предполагает предоставление депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе и реализующим таким образом конституционное право на использование своих способностей к труду, гарантий, соответствующих их специальному конституционно-правовому статусу.
В рамках действующего правового регулирования право по установлению таких гарантий за счет собственных бюджетных средств депутатам как лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, до принятия соответствующего федерального закона предоставлено субъектам Российской Федерации.
Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" органам государственной власти субъектов Российской Федерации до принятия соответствующих федеральных законов рекомендовано установить социальные гарантии лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации.
В преамбуле Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" предусмотрено, что данный закон регулирует правоотношения, связанные с установлением ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области, за счет средств бюджета области и местных бюджетов соответственно.
Под ежемесячной доплатой к пенсии, согласно абзацу второму статьи 1 указанного закона Тульской области в редакции Закона Тульской области от 15 июля 2013 года N 1982-ЗТО, понимается ежемесячная денежная выплата лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области, право на получение которой определяется в соответствии с настоящим законом, при выходе на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 этого же закона Тульской области в первоначальной редакции было предусмотрено, что право на доплату к пенсии имели лица, замещавшие не менее одного года государственные (муниципальные) должности, получавшие денежное вознаграждение за счет средств соответственно бюджета области или местного бюджета и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением лиц, которые прекратили исполнение полномочий в связи с вступлением в законную силу приговора суда, в соответствии с которым лицо было осуждено, или в связи с прекращением гражданства Российской Федерации. Из этой же нормы в редакции Законов Тульской области от 15 июля 2013 года N 1982-ЗТО и от 13 июля 2015 года N 2327-ЗТО следовало, что указанные лица должны были достичь возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) либо независимо от возраста иметь право на страховую пенсию по инвалидности, при этом данная инвалидность могла наступить как до начала замещения государственной (муниципальной) должности либо в период замещения государственной (муниципальной) должности, либо в течение одного года со дня прекращения полномочий.
Таким образом, в отсутствие федеральных нормативных правовых актов, регламентирующих определенные социальные и иные гарантии лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, Тульской областью при принятии Закона "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" осуществлено собственное правовое регулирование по указанным вопросам, в связи с чем, лица, замещавшие государственные должности Тульской области и впоследствии достигшие возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) либо независимо от возраста имеющие право на страховую пенсию по инвалидности на период замещения таких должностей, приобретали право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии.
При этом в этой части Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым отметить, что указанные лица приобретали право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в связи с нетрудоспособностью как в связи с достижением определенного возраста, так и по инвалидности независимо от того, наступала ли она в период замещения государственной должности или нет, и, таким образом, данные лица составляли единую категорию нетрудоспособных граждан, которым законодатель субъекта Российской Федерации в лице Тульской областной Думы принял решение установить дополнительную социальную гарантию.
О принадлежности этих граждан к одной категории нетрудоспособных свидетельствуют и положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Так, согласно пункту 1 статьи 3 данного федерального закона страховая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. Исходя из приведенного определения, а также положений статьи 6 этого же федерального закона, страховая пенсия назначается как по старости, так и по инвалидности. Положениями статей 8 и 9 указанного федерального закона в редакции, действующей на день принятия оспариваемого Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО, было предусмотрено, что условием назначения страховой пенсии являлось достижение лицами возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) или признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности. При таких обстоятельствах названные выше лица составляют единую категорию нетрудоспособных граждан, которые имеют право на страховую пенсию вследствие достижения определенного возраста или наступления инвалидности.
Федеральный закон от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ дополнил статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" пунктом 4, предусматривающим условия, при соблюдении которых на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в случае принятия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации могут распространяться предусмотренные в нем дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно (пункт 1 статьи 1).
В этой связи в редакции оспариваемого по настоящему административному делу Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО право на ежемесячную доплату к пенсии имеют лица, замещавшие не менее одного года государственные должности Тульской области на профессиональной постоянной основе и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), достигшие пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности, за исключением лиц, которые прекратили осуществление своих полномочий в связи с подпунктами 1-5 пункта 1 статьи 2 Закона Тульской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области".
При этом, как было сказано выше, в соответствии с абзацем первым статьи 2 Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО лицам, которым доплата к пенсии была назначена в связи с приобретением права на страховую пенсию по инвалидности, инвалидность которых наступила до начала замещения государственной должности, выплата доплаты к пенсии прекращается по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего закона.
Действительно, исходя из приведенной выше позиции Конституционного Суда Российской Федерации, законодатель субъекта Российской Федерации вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям.
Вопрос об изменении порядка и условий предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в субъекте Российской Федерации, ранее назначенного дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям федеральными нормативными правовыми актами не урегулирован. При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, данный вопрос может быть разрешен законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако, обладая достаточно широкой дискрецией в указанной сфере, законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 29 января 2004 года N 2-П и др.).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что абзац первый статьи 2 Закона Тульской области от 28 апреля 2016 года N 27-ЗТО названным принципам не отвечает, поскольку оспариваемым законоположением из числа единой категории нетрудоспособных граждан - получателей страховой пенсии, замещавших государственные должности Тульской области, которым законодатель субъекта Российской Федерации в лице Тульской областной Думы ранее принял решение установить дополнительную социальную гарантию и к которым относились нетрудоспособные лица, достигшие возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) либо независимо от возраста имеющие право на страховую пенсию по инвалидности, выплата доплаты к пенсии прекращена только лицам, которым такая доплата была назначена в связи с приобретением права на страховую пенсию по инвалидности, инвалидность которых наступила до начала замещения государственной (муниципальной) должности.
Между тем последующим правовым регулированием, изменившим условия предоставления указанной выплаты, а именно Законом Тульской области от 25 октября 2018 года N 83-ЗТО, выплата доплаты к пенсии, назначенной в связи с достижением лицами, ранее замещавшими государственные должности Тульской области, пенсионного возраста, прекращена не всем лицам, а только тем из них, которые прекратили исполнение полномочий по государственной должности до достижения ими пенсионного возраста и которым доплата к пенсии в связи с достижением ими такого возраста была назначена после 9 мая 2016 года.
Так, на основании Закона Тульской области от 25 октября 2018 года N 83-ЗТО из абзаца первого пункта 1 статьи 2 Закона "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" исключены слова "55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно)", при этом в соответствии с абзацем первым статьи 2 Закона Тульской области от 25 октября 2018 года N 83-ЗТО выплата доплаты к пенсии прекращается лицам, прекратившим исполнение полномочий по государственной должности до достижения ими пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно), назначенной им после 9 мая 2016 года в связи с достижением ими такого возраста.
Таким образом, в отношении единой категории нетрудоспособных граждан, замещавших государственные должности Тульской области, которым законодатель субъекта Российской Федерации в лице Тульской областной Думы ранее принял решение установить дополнительную социальную гарантию, изменение правового регулирования было осуществлено различно, поскольку лицам, которым доплата к пенсии была назначена в связи с приобретением права на страховую пенсию по инвалидности, инвалидность которых наступила до начала замещения государственной должности, выплата доплаты к пенсии прекращена независимо от времени ее назначения указанным лицам, а выплата доплаты к пенсии лицам, прекратившим исполнение полномочий по государственной должности до достижения ими пенсионного возраста, назначенной им в связи с достижением ими такого возраста, прекращена только в отношении лиц, которым она назначена после 9 мая 2016 года.
При этом какое-либо финансово-экономическое обоснование или иные обстоятельства, свидетельствующие о необходимости изменения правил предоставления дополнительной выплаты именно таким образом, как следует из материалов административного дела и установлено судом при его рассмотрении и разрешении, отсутствуют. При таких обстоятельствах из единой категории нетрудоспособных граждан, замещавших государственные должности Тульской области, которым законодатель субъекта Российской Федерации в лице Тульской областной Думы ранее принял решение установить дополнительную социальную гарантию, данная гарантия в отсутствие какого-либо обоснования была отменена лицам, которым доплата к пенсии была назначена в связи с приобретением права на страховую пенсию по инвалидности, инвалидность которых наступила до начала замещения государственной должности, и, вместе с тем, сохранена лицам, прекратившим исполнение полномочий по государственной должности до достижения ими пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно) и выплата доплаты к пенсии которым в связи с достижением ими такого возраста была назначена до 9 мая 2016 года.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что такое изменение правового регулирования в части правил предоставления дополнительной выплаты только в отношении инвалидов не может быть признано правомерным, отвечающим принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и означает произвольную отмену прав, приобретенных гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с выявленными Конституционным Судом Российской Федерации и приведенными выше конституционными принципами и влечет нарушение прав отдельных граждан, которым доплата к пенсии уже была назначена в связи с наступлением инвалидности до начала замещения государственной должности, на дополнительное пенсионное обеспечение, лишая их ежемесячной доплаты к пенсии.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что обжалуемое решение Тульского областного суда о признании оспариваемого законоположения не действующим с момента принятия является законным и обоснованным и по доводам апелляционных жалоб и представления, основанным на неверном истолковании норм материального права, отменено быть не может.
Руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тульского областного суда от 14 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы губернатора Тульской области и Тульской областной Думы, апелляционное представление заместителя прокурора Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судья |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2019 г. N 38-АПА19-15
Текст определения опубликован не был