Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.B. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.B. Кузьминой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Г.С. Рахматуллиной,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Г.С. Рахматуллина с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод частями 1 и 3 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" (далее также - Закон Республики Татарстан).
Оспариваемыми положениями статьи 3 Закона Республики Татарстан определены полномочия Государственного Совета Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в Республике Татарстан.
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что заявительница является собственником 1/2 доли земельного участка, расположенного в границах территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Городской сад "Черное озеро", нач. XIX в.", и 1/2 доли находящегося на данном земельном участке здания общественного туалета. С целью изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с реконструкцией указанного здания в объект общественного питания она обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, а также в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и в Министерство культуры Республики Татарстан. В ответах вышеназванных органов на ее обращения отмечается, что реконструкция здания общественного туалета, расположенного в границах территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Городской сад "Черное озеро", нач. XIX в.", возможна только в рамках работ по его сохранению на основании письменного задания и разрешения Министерства культуры Республики Татарстан. Письменное разрешение выдается на основании согласованной указанным Министерством проектной документации, получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Проектной документацией на проведение работ по реставрации и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия предусмотрен ремонт здания общественного туалета с соответствующим видом разрешенного использования.
Гражданка Г.С. Рахматуллина подчеркивает, что оспариваемая часть 3 статьи 3 Закона Республики Татарстан к полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия установление режима использования территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения не относит. Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан к полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан отнесено законодательное регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Как полагает заявительница, установление режима использования территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения является регулированием отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и, следовательно, относится к полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан. Утверждение же режима использования территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенных в городе Казани, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, по ее утверждению, свидетельствует о наличии неопределенности в оспариваемых положениях в части разграничения полномочий Государственного Совета Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан.
В этой связи она отмечает, что особая процедура принятия и внесения изменений в законодательные акты, в отличие от процедуры принятия и внесения изменений в решения Кабинета Министров Республики Татарстан, повышает уровень правовой защищенности граждан при регулировании соответствующих вопросов на законодательном уровне. Это, по ее мнению, связано с публичным характером принятия законов лицами, наделенными особым статусом и доверием избирателей.
Таким образом, гражданка Г.С. Рахматуллина считает, что обжалуемые нормы Закона Республики Татарстан нарушают ее конституционные права и не отвечают конституционному принципу правовой определенности, в связи с чем она просит признать части 1 и 3 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" не соответствующими статьям 18 (часть 1), 19 (часть 1), 28 (части 1 и 2), 29 (часть 1), 49 Конституции Республики Татарстан.
2. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон). В силу статьи 9.2 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесено, в том числе, принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением, а также иные полномочия, предусмотренные данным Федеральным законом и иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение положений Федерального закона в Республике Татарстан вопросы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Татарстан урегулированы оспариваемым Законом Республики Татарстан, которым в обжалуемых нормах определены полномочия Государственного Совета Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. При этом полномочия по утверждению Кабинетом Министров Республики Татарстан границ, режимов охраны и использования территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) или местного (муниципального) значения были предусмотрены пунктом 3 статьи 25 Закона Республики Татарстан в редакции от 11 марта 2013 года, действующей на момент принятия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2013 года N 266 "Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенных в г. Казани, и режима их использования".
Таким образом, оспариваемое правовое регулирование принято Государственным Советом Республики Татарстан в пределах своих дискреционных полномочий, предоставленных федеральным законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в Республике Татарстан, а также основано на положениях статьи 75 (пункт 2) Конституции Республики Татарстан, согласно которым законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан осуществляется Государственным Советом Республики Татарстан. Обжалуемые нормы сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе заявительницы, и, следовательно, не содержат неопределенности в вопросе об их соответствии Конституции Республики Татарстан. В связи с этим согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба гражданки Г.С. Рахматуллиной не является допустимой.
Внесение же целесообразных, с точки зрения заявительницы, изменений в оспариваемое правовое регулирование не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктом 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73, 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.С. Рахматуллиной на нарушение ее конституционных прав и свобод частями 1 и 3 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан", поскольку жалоба в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой, а разрешение поставленного заявительницей вопроса Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Г.С. Рахматуллиной и в Государственный Совет Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 30 октября 2019 г. N 34-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.С. Рахматуллиной на нарушение ее конституционных прав и свобод частями 1 и 3 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 24 января 2020 г.