Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 30 июля 2019 г.
по делу N 3а-70/2019
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Маховой Ю.А.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Абакана "Абаканские электрические сети" о признании недействующими в части приложение N 2 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия N 128-э от 30 декабря 2014 г. "Об установлении плановых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Республики Хакасия на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 гг.", приложение 1 к приказу Министерства экономического развития Республики Хакасия N 9-э от 28 декабря 2018 г. "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год", установил:
30 декабря 2014 г. Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия издан приказ N 128-э "Об установлении плановых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Республики Хакасия на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 гг." (далее - Приказ N 128-э).
Приказ Госкомтарифэнерго Хакасии N 128-э действует в редакции приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 26 декабря 2018 г. N 7-э.
Пунктом 2 Приказа установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы (без учета оплаты потерь) согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
28 декабря 2018 г. Министерством экономического развития Республики Хакасия издан приказ N 9-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год" (далее - Приказ N 9-э).
Пунктом 1 Приказа на 2019 год установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия, поставляемой прочим потребителям, согласно приложению 1.
Муниципальное унитарное предприятия города Абакана "Абаканские электрические сети" (далее - МУП "АЭС") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приложение N 2 к Приказу N 128-э и пункта 5 таблицы 1 приложения 1 к Приказу N 9-э в части установления необходимой валовой выручки МУП "АЭС" на 2019 год в размере 241726,17 тыс. рублей.
Мотивировало требование тем, что установленные на основе долгосрочных параметров регулирования необходимая валовая выручка (НВВ) на 2019 год и единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год определены органом регулирования в экономически необоснованном заниженном размере.
Указывает, что при установлении тарифа регулирующий орган не учел в составе НВВ обоснованно понесенные расходы в части неподконтрольных расходов по статьям "Плата за аренду имущества и лизинг", "Теплоснабжение", неверно рассчитал размер неподконтрольных расходов; неверно произвел расчет корректировки НВВ в связи с неисполнением инвестиционной программы за 2017 год; безосновательно произвел корректировку НВВ за установленные в 2011 - 2014 годах приборы учета в рамках программы "Энергоснабжение и повышение энергоэффективности МУП г. Абакана "Абаканские электрические сети" на 2010 - 2015 гг. с перспективой до 2020 г.". Также полагает, что расчет корректировки НВВ произведен с нарушением Методических указаний.
В судебном заседании представители административного истца Ожигова С.О., Дегтярева Н.В., Рашкован И.Л. требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, письменных пояснениях.
Представитель административного ответчика Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия Манишева И.А. административный иск не признала, представила письменные возражения. Поясняла, что органом регулирования при издании оспариваемых в части приказов необходимая валовая выручка МУП "АЭС" определена в соответствии с требованиями действующего законодательства в области регулирования тарифов.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития Республики Хакасия Головина И.Г. требования не признала, поддержала правовую позицию, изложенную представителем Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия.
Определением суда от 13 июня 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного истца привлечены ООО "Межрайонные распределительные электрические сети", ОАО "Российские железные дороги", ООО "Электросервис", ООО "Энергосервис", ПАО "МРСК Сибири".
Представитель заинтересованного лица ПАО "МРСК Сибири" Белоглазова М.В. поддержала позицию административного истца, представила письменный отзыв, полагала, что орган регулирования расчет корректировок неподконтрольных расходов произвел с нарушением пункта 11 Методических указаний (формулы 7), расчет по изменению инвестиционной программы - с нарушением формулы 9 пункта 11 Методический указаний.
Представители заинтересованных лиц ООО "МРЭС", ОАО "Российские железные дороги", ООО "Электросервис", ООО "Энергосервис" в судебное заседание не явились, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение участвующего прокурора Пименовой Е.А., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 6 данной статьи закрепляет, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
На основании пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно пункту 6 поименованной статьи Закона об электроэнергетике предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней цен (тарифов) учитываются долгосрочные тарифы, установленные для субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
На основании подпунктов 55, 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1.1 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 06 июня 2012 г. N 372, Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомитет) являлся государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
В области (ценообразования) электрической энергии (мощности) Госкомитет устанавливал цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя. Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, согласно приложению N 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства (пункт 2.1.2 указанного Положения).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 июля 2017 г. N 388 "О реализации постановления Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 14.07.2017 N 41-ПП "О внесении изменения в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 N 07-ПП "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" Министерство экономического развития Республики Хакасия реорганизовано путем присоединения к нему Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
11 февраля 2019 г. Правительством Республики Хакасия принято постановление N 21 "О реализации постановления Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 29.12.2018 N 87-ПП "О внесении изменений в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 N 07-ПП "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия".
Подпунктом 3 пункта 1 указанного постановления Министерство экономического развития Республики Хакасия реорганизовано путем выделения из него Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия.
На основании подпункта 5 пункта 3 постановления Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия переданы функции реорганизуемого Министерства экономического развития Республики Хакасия, в том числе в сферах тарификации (ценообразования) электрической энергии (мощности); тарификации (ценообразования) тепловой энергии (мощности); энергосбережения и повышения энергетической эффективности; регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. N 175 утверждено Положение о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия.
В силу пункта 1.1 Положения Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Госкомитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим полномочия по реализации на территории Республики Хакасия государственной политики в сфере электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
29 мая 2019 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия.
Согласно статье 12 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" приказ исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, имеющий нормативный характер, - нормативный правовой акт, принятый по вопросам, входящим в полномочия исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия, постановлений Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, постановлений Правительства Республики Хакасия.
В соответствии с частью 1 статьи 28 названного Закона официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хабар"; в бюллетене "Вестник Хакасии"; или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
До вступления в силу указанного Закона действовал Закон Республики Хакасия от 05 декабря 2005 г. N 87-ЗРХ, статья 35 которого предусматривала, что официальными изданиями, предназначенными для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Хакасия, являются газета "Хакасия", газета "Хабар-Известия", бюллетень "Вестник Хакасии" и сетевое издание "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
30 декабря 2014 г. Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия издан приказ N 128-э "Об установлении плановых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Республики Хакасия на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 гг.".
Пунктом 2 Приказа N 128-э установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы (без учета оплаты потерь), согласно приложению к настоящему приказ.
Согласно Приложению N 2 к Приказу N 128-э размер НВВ муниципального унитарного предприятия города Абакана "Абаканский электрические сети" на 2019 год составил 241726,17 тыс. рублей.
Приказ и приложения к нему опубликованы 17 января 2015 г. в официальном печатном издании "Хакасия" (N 5).
В Приказ N 128-э вносились изменения приказами Госкомтарифэнерго Хакасии от 28.12.2015 N 12-э, от 26.12.2016 N 6-э, от 29.12.2016 N 8-э, от 25.12.2017 N 3-э, приказа Минэкономразвития Республики Хакасия от 26.12.2018 N 7-э. Указанные приказы опубликованы в официальном печатном издании "Хакасия", 15.01.2016 N 5, 27.01.2017 N 15, 19.01.2018 N 10; приказ N 7-э - 17.01.2019 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
28 декабря 2018 г. Министерством экономического развития Республики Хакасия издан приказ N 9-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год" в части установления необходимой валовой выручки муниципальному унитарному предприятию города Абакана "Абаканские электрические сети".
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 9-э на 2019 год установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия, поставляемой прочим потребителям, согласно приложению 1.
Пунктом 5 таблицы 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год", являющейся приложением 1 к Приказу N 9-э для муниципального унитарного предприятия города Абакана "Абаканские электрические сети" необходимая валовая выручка установлена в размере 241726,17 тыс. рублей.
Приказ и приложение N 1 к нему опубликованы 17 января 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пункт 2 статьи 23 Закон об электроэнергетике закрепляет, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться в том числе следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
МУП "АЭС" 26 апреля 2018 г. обратилось в Министерство экономического развития Республики Хакасия об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 г. в составе долгосрочного периода регулирований 2015 - 2019 гг.
Приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия от 08 мая 2018 г. N Э-6/19 открыто дело "Об установлении тарифов на услуги по передачи электрической энергии на 2019 год" для МУП "АЭС".
Из протоколов заседания правления Министерства экономического развития Республики Хакасия 26 декабря 2018 г. N 6 и 28 декабря 2018 г. N 7 следует, что в повестку дня входит в том числе: корректировка необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годов на 2019 год; утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год.
Пункт 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе с учетом базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.
Приказом Федеральной службой по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания N 98-э).
Подпункт 3 пункта 7 Методических указаний N 98-э предусматривает, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов.
На основании решения Правления Министерства экономического развития Республики Хакасия 26 декабря 2018 г. на очередной 2019 г. долгосрочного периода регулирования МУП "АЭС" произведена корректировка необходимой валовой выручки, размер которой составил 241726,17 тыс. рублей.
Тарифным органом по статье "Теплоэнергия" экономически обоснованными фактическими затратами за 2017 г. признаны расходы в размере 835,42 тыс. рублей, рассчитанные с учетом планового объема потребления тепловой энергии и горячей воды на 2017 год.
Отчетная информация за 2017 год МУП "АЭС", направленная в орган регулирования не содержит доказательств, обосновывающих увеличение объемов потребления тепловой энергии и горячей воды. В "Пояснительной записке к смете затрат Муниципального унитарного предприятия города Абакана "Абаканские электрические сети" за 2017 год" указано на увеличение объемов потребления теплоресурсов в целом по предприятию. Вместе с тем конкретных обоснований по увеличению объемов потребления ресурсов в орган регулирования не представлено.
В ходе судебного заседания представитель административного истца поясняла, что увеличение потребления тепловой энергии произошло за счет обслуживания, взятых в аренду складов и гаражей по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Кирова, 20В, в подтверждение представлены договор аренды земельного участка от 10 июля 2017 г. и договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 22 февраля 2017 г., последний сроком действия с 01.01.2017 по 31.01.2017.
Вместе с тем доказательств наличия на указанном земельном участке складов и гаражей, используемых в производственной деятельности МУП "АЭС", органу регулирования не представлены.
С учетом указанного доводы административного истца о том, что у органа регулирования отсутствовали основания для исключения расходов, связанных с арендой земельного участка в размере 128607,75 тыс. рублей является необоснованным.
Административным ответчиком также из необходимой валовой выручки исключены расходы предприятия на установку приборов учета в 2014 году, заявленные сетевой организацией в размере 27403,50 тыс. рублей.
Административный истец в обоснование необходимости включения данных расходов сослался на реализацию программы Энергоснабжение и повышение энергоэффективности МП г. Абакана "Абаканские электрические сети" на 2010 - 2015 гг.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие: 1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения; 2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.
Частью 7 статьи 25 указанного Федерального закона предусмотрено, что расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Вместе с тем материалы тарифного дела свидетельствуют, что информация, представленная сетевой организацией не содержит отдельно стоимости приборов учета, что не позволило органу регулирования произвести сравнительный анализ стоимости установленных приборов учета с действующими ценами на аналогичную продукцию.
Сумма расходов на установку приборов учета в 2011, 2013 годах, не исключенная при предшествующем тарифном регулировании в размере 40647,95 тыс. рублей отражена в протоколе заседания Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 25 декабря 2017 г. N 8.
МУП "АЭС" не представлено доказательств, подтверждающих то, что расходы по установке дополнительных приборов учета в 2014 году не связаны с коммерческой деятельностью предприятия, а направлены на реализацию названной программы.
Административный истец также выражает несогласие с проведенной тарифным органом корректировкой неподконтрольных расходов за 2017 г. по статье "Амортизация основных средств".
В силу подпункта 7 пункта 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг.
На основании пункта 27 (абзац 2) Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации (абзац 3).
Органом тарифного регулирования по формуле N 7 Методических указаний N 98-э произведена корректировка неподконтрольных расходов по статье "Амортизация основных средств" за 2017 год с учетом фактически произведенных затрат (вычтены расходы по установке приборов учета, расходы на амортизацию средств, не участвующих в производстве электрической энергии).
Утверждение административного истца, заинтересованного лица ПАО "МРСК Сибири" о включении в расчет расходов на финансирование капитальных вложений не подтверждено документально.
Согласно приказу Госкомтарифэнерго Хакасии от 14 августа 2014 г. N 5-п "Об утверждении инвестиционной программы МП г. Абакана "Абаканские электрические сети" на 2015 - 2019 годы" (в редакции приказа от 25 апреля 2016 г. N 3-п) плановый размер финансирования инвестиционной программы, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на 2017 год, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам) составил 119880,00 тыс. рублей. Источником финансирования является амортизация.
Анализ исполнения инвестиционной программы организации позволил тарифному органу прийти к выводу, что экономически обоснованный объем фактического финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств в 2017 г. МУП "АЭС" составил 49050 тыс. рублей.
На основании пункта 27 (абзац 4) Основ ценообразования в случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.
В соответствии с пунктом 32 (абзац 9) Основ ценообразования, в случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). При пересмотре указанной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). Положения настоящего абзаца не применяются при регулировании тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала.
Из приведенных норм следует, что необходимым условием реализации мероприятий инвестиционной программы является обеспечение расходов на инвестиции выручкой регулируемой организации.
Основанием для исключения таких расходов из необходимой валовой выручки предприятия на следующий год долгосрочного периода регулирования является невыполнение инвестиционной программы в конкретной ее части и только в том случае, если ранее запланированные мероприятия, которые не реализованы и расходы, по которым были включены в расчет тарифов, компенсированы доходами организации, полученными по результатам ее регулируемой деятельности.
Из экспертного заключения следует, административным ответчиком на основании пункта 11 Методических указаний N 98-э корректировка необходимой валовой выручки на 2019 год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2017 год рассчитана по формуле N 9, исходя из утвержденного размера финансирования инвестиционной программы.
При таких обстоятельствах оспариваемые в части нормативные правовые акты принят Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия, Министерством экономического развития Республики Хакасия в пределах предоставленной федеральным законодателем компетенции, соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного искового требования муниципального унитарного предприятия города Абакана "Абаканские электрические сети" о признании недействующим приложение N 2 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 декабря 2014 г. N 128-э "Об установлении плановых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Республики Хакасия на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 гг." в части установления необходимой валовой выручки муниципальному унитарному предприятию города Абакана "Абаканские электрические сети" на 2019 год в размере 241726,17 тыс. рублей отказать.
В удовлетворении административного искового требования муниципального унитарного предприятия города Абакана "Абаканские электрические сети" о признании недействующим пункт 5 таблицы 1 приложения 1 к приказу Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 г. N 9-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год" в части установления необходимой валовой выручки муниципальному унитарному предприятию города Абакана "Абаканские электрические сети" в размере 241726,17 тыс. рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 05 августа 2019 г.
Председательствующий |
Е.П. Редько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 30 июля 2019 г. N 3а-70/2019
Текст решения опубликован не был