В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета от 27.03.2018 N 2 приказываю:
1. Утвердить Доклад Министерства образования и науки Удмуртской Республики с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 2019 год (при осуществлении Министерством образования и науки Удмуртской Республики полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации)
2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника Управления по контролю и надзору в сфере образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики Т.В. Ворожцову.
Министр |
С.М. Болотникова |
Доклад
Министерства образования и науки Удмуртской Республики с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение,какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 2019 год (при осуществлении Министерством образования и науки Удмуртской Республики полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации)
(утв. приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 28 декабря 2019 г. N 1782)
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Министерство образования и науки Удмуртской Республики (далее - Министерство) является органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим переданные Российской Федерации полномочия в сфере образования. В соответствии со структурой Министерства, утвержденной Указом Главы Удмуртской Республики от 24 августа 2018 года N 160 "О структуре Министерства образования и науки Удмуртской Республики", государственный контроль (надзор) в сфере образования (включая федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования) лицензионный контроль за образовательной деятельностью, на территории Удмуртской Республики осуществляется структурным подразделением Министерства - Управлением по контролю и надзору в сфере образования.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) Управление по контролю и надзору в сфере образования (далее - Управление) осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований.
К числу таких профилактических мероприятий относится проведение публичных обсуждений правоприменительной практики, в рамках которых проводится разъяснение обязательных требований, информирующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
К необходимому условию правомерного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следует отнести знание и владение актуальной информацией о введении в действие новых законодательных актов, изменений и дополнений к действующей законодательной базе.
I. Разъяснение неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требований
Возможность использования договора о сетевой форме реализации образовательных программ в качестве законного основания использования ресурсов другой организации (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, используемых для осуществления образовательной деятельности), необходимость государственной регистрации права пользования ресурсами другой организации (здания, строения, сооружения, помещения и территория), закрепленное в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") допускается использование ресурсов иных организаций на основании договора, который должен содержать характер и объем ресурсов, используемых организациями, участвующими в реализации образовательной программы посредством сетевой формы.
Если в соответствии с договором о сетевой форме предполагается систематическое проведение учебных занятий и иных мероприятий, предусмотренных образовательной программой, вне мест осуществления образовательной деятельности, указанных в лицензиях, к новому месту осуществления образовательной деятельности также предъявляются лицензионные требования.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966) лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 1 указанного закона государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Необходимость переоформления лицензии (как документа, подтверждающего специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности) на право осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения в случае изменения места осуществления образовательной деятельности, которое не подлежит указанию в приложении в силу части 4 статьи 91, но подлежит указанию в приказе о ее предоставлении
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий и другим действиям.
По смыслу нормы права, содержащейся в пункте 2 статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", юридический термин "лицензия" имеет 2 значения:
1) специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности,
2) документ, подтверждающий это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом.
Согласно части 4 статьи 91 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в приложении к лицензии, являющемся неотъемлемой частью лицензии, наряду со сведениями о видах, уровнях образования, о подвидах дополнительного образования указываются также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения ("лицензия" = "документ").
В соответствии с пунктом 8 указанной статьи место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен и (или) используется при его осуществлении деятельности, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" решение о предоставлении лицензии ("лицензия" = "разрешение") или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа, в который согласно части 1 стать 15 включаются наряду с другими сведениями адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Статьей 18 указанного закона установлено, что лицензия подлежит переоформлению в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
II. Разъяснение новых требований нормативных правовых актов
2.1. Изменения в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральным законом от 27.12.2019 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статьи 67 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования" были внесены изменения по приему на обучение по образовательным программам дошкольного образования в государственные или муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, посредством использования региональных информационных систем доступности дошкольного образования.
В целях сбора сведений о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми предусмотрено создание федеральной информационной системы доступности дошкольного образования.
Установлена обязанность предоставления родителю (законному представителю) ребенка на бумажном носителе и (или) в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг информации о подаче заявления, его дальнейшем статусе, зачислении ребенка уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления, а также по решению указанных органов подведомственной им организацией.
Федеральным законом от 02.12.2019 N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" были внесены изменения в части права преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования для проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей имеют право преимущественного приема на обучение в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
Федеральным законом от 02.12.2019 N 403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено понятие "практическая подготовка" (форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы). Предусмотрено освоение основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ в форме практической подготовки. Определены места организации практической подготовки:
1) непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для проведения практической подготовки;
2) в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между указанной организацией и организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Предусмотрена ответственность образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
Внесены изменения в статью 15 "Сетевая форма реализации образовательных программ", изменены требования к договору о сетевой форме реализации образовательных программ. Установлено, что порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Изменения в статье 91, внесенные Федеральным законом от 02.12.2019 N 403-ФЗ устанавливают отсутствие необходимости вносить в приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности адреса мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации.
Федеральным законом от 17.06.2019 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предусматривают обязанность лицензирующего органа лицензировать расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Такое лицензирование осуществляется во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся соответствующие филиалы организации, осуществляющей образовательную деятельность, в части осуществления лицензионного контроля.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-Ф3 "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополнены статьи 11 и 14 в части определения русского языка как родного языка из числа языков народов Российской Федерации.
Уточнено, что свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.
2.2. Внесение сведений в ФИС ФРДО
В соответствии с частью 9 статьи 98 Федерального закона об образовании Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки формируется и ведётся федеральная информационная система "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"(далее - ФИС ФРДО), целью которой является обеспечение учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, представляют в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, сведения о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении путем внесения этих сведений в ФИС ФРДО.
Перечень вносимых сведений по всем реализуемым видам образовательных программ, порядок доступа к содержащимся в ФИС ФРДО сведениям, порядок и сроки внесения сведений в ФИС ФРДО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1060в Правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" были внесены изменения в части внесения сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета лица, освоившего образовательные программы среднего профессионального образования, высшего образования, которому выдан документ об образовании (при наличии).
2.3. Изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях
Федеральным законом от 18.07.2019 N 180-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" были внесены изменения в статью 9.13, предусмотрено административное наказание за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Мероприятия, необходимые для реализации новых требований нормативных правовых актов
Для реализации нормативных правовых актов Управлением проводятся необходимые организационные мероприятия, в том числе:
на официальном сайте Министерства https://udmedu.ru/B сети "Интернет" размещены для каждого вида государственного контроля (надзора) перечни нормативных правовых актов или их отдельные части, содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также тексты соответствующих нормативных правовых актов (в 2019 году такие требования утверждены приказом Министерства от 25.03.2019 N 344 с изменениями, внесенными приказом Министерства от 06.05.2019 N 545);
предусмотрено направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий (приказом Министерства от 15.12.2017 N 1308 с изменениями, внесенными приказом Министерства от 28.12.2019 N 1784 утверждены перечень должностных лиц Министерства, уполномоченных направлять предостережения о недопустимости нарушения образовательных требований, примерные формы документов, связанных с направлением предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований);
специалисты Управления разъясняют требования нормативных правовых актов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" надзорная деятельность основана на принципах презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, открытости и доступности для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), ответственности органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора).
Вместе с тем, в Федеральном законе об образовании установлены обязанности и ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении образовательной деятельности:
обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реализацией принципа презумпции добросовестности со стороны подконтрольных объектов является, в том числе проведение ряда мероприятий, направленных на соблюдение требований качества и безопасности при осуществлении образовательной деятельности, соблюдение порядков организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования, выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов и (или) федеральных государственных требований.
В целях недопущения нарушений обязательных требований юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны доводить до своих работников обязательные требования, предусмотренные нормативными правовыми актами в сфере образования, путем закрепления в должностных инструкциях за конкретными ответственными лицами обязанностей и осуществлять контроль их соблюдения.
К необходимым условиям правомерного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следует отнести знание и владение актуальной информацией о введении в действие новых законодательных актов, изменений и дополнений к действующей законодательной базе в сфере образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 28 декабря 2019 г. N 1782 "Об утверждении Доклада Министерства образования и науки Удмуртской Республики с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 2019 год (при осуществлении Министерством образования и науки Удмуртской Республики полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации)"
Настоящий приказ вступает в силу с 28 декабря 2019 г.
Текст приказа размещен на официальном сайте Министерства образования и науки Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmedu.ru 28 декабря 2019 г.