Во исполнение решения совместного заседания коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 16 июня 2010 года "О состоянии законности при исполнении законодательства о военно-патриотическом воспитании молодежи и дополнительных мерах по повышению эффективности работы в данной сфере" Минспорттуризм России совместно с Минобрнауки России и Общероссийской общественно-государственной организацией ДОСААФ России разработал и направляет для сведения и использования в работе методические рекомендации по организации и проведению оборонно-спортивного оздоровительного лагеря и примерное положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере.
Данные документы разработаны в целях оказания содействия органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным учреждениям по делам молодежи, а также общественным объединениям в организации работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и допризывной подготовке молодежи.
Приложение: на 15 л.
|
В.Л. Мутко |
Методические рекомендации
по организации и проведению молодежных оборонно-спортивных оздоровительных лагерей
1. Введение
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" в целях оказания содействия органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным учреждениям по делам молодежи, а также общественным объединениям в организации работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и допризывной подготовке молодежи.
2. Основные положения
Оборонно-спортивный оздоровительный лагерь (далее - ОСОЛ) - важнейшая форма военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, обеспечивающая путем моделирования условий, приближенных к условиям современной военной службы, комплексное и многостороннее развитие личных качеств будущего защитника Отечества, его способности и готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционной обязанности по защите интересов своей Родины в мирное и военное время.
Организаторами ОСОЛ могут являться органы по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, физкультуры и спорта, государственные и муниципальные учреждения, а также общественные объединения при содействии органов военного управления, военных комиссариатов, воинских частей и ДОСААФ России.
Задачи, решаемые в условиях ОСОЛ:
формирование у молодых граждан положительной мотивации к военной службе и последующему выбору военной профессии;
укрепление здоровья несовершеннолетних, формирование у них навыков здорового образа жизни;
преодоление негативных явлений в подростковой среде, профилактика правонарушений и асоциального поведения;
содействие активной самореализации молодежи, развитию ее творческих способностей;
подготовка молодежи допризывного возраста по основам военной службы и знакомство с военно-учетными специальностями;
вовлечение молодежи в занятия военно-прикладными видами спорта.
3. Участники
Основной состав участников ОСОЛ - учащиеся 8-10-х классов общеобразовательных учреждений, кадетских школ (школ-интернатов) и других типов образовательных учреждений, реализующих основные программы общего образования, а также воспитанники военно-патриотических молодежных объединений. В ОСОЛ могут принимать участие как юноши, так и девушки. Допускается также участие в ОСОЛ несовершеннолетних разного возраста. При этом в ОСОЛ следует формировать однородные по полу и возрасту группы (подразделения) участников, а также принимать меры для обеспечения раздельного проживания юношей и девушек, организации специализированных мероприятий, соответствующих возможностям, возрастным особенностям и интересам участников из указанных групп.
Особое внимание при наборе и формировании смен в ОСОЛ уделяется детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, несовершеннолетним, которые могут составлять значительную или даже большую часть от общего количества участников лагерного сбора. В этом случае требуют значительного усиления социально-психологический и социально-правовой компоненты программы.
4. Программа оборонно-спортивного оздоровительного лагеря
Большая часть занятий и мероприятий, проводимых в ОСОЛ, имеет явно выраженный военно-патриотический и военно-прикладной характер (до 70 процентов от их общего объема). Прежде всего, это занятия и мероприятия по основам военной службы и военно-прикладным видам спорта. В этом состоит принципиальное отличие ОСОЛ от других типов и разновидностей специализированных детских и молодежных лагерей (летних, трудовых, туристских, спортивных, археологических и т.п.).
В таком лагере, во-первых, организация всей работы с детьми и молодежью тесно связана с условиями жизни и деятельности, приближенными к тем, в которых проходит служба в армии и на флоте. Во-вторых, почти все занятия проводятся в полевых условиях, интенсивно и разнообразно, с максимальным использованием игровых форм работы, с активным привлечением военнослужащих или граждан, пребывающих в запасе. В-третьих, вся обстановка лагерной жизни способствует значительному возрастанию возможностей для систематического и целенаправленного педагогического воздействия, для формирования многих необходимых качеств будущих воинов. В-четвертых, мероприятия в ОСОЛ способствуют выработке полезных практических умений и навыков, необходимых для прохождения в дальнейшем военной службы.
Пребывание детей и молодежи в оборонно-спортивном оздоровительном лагере дает им возможность достаточно быстро привыкнуть к распорядку дня, а также помогает формированию у несовершеннолетних способности к преодолению трудностей и навыков решения различных задач в рамках совместной деятельности.
ОСОЛ представляет собой наиболее универсальную форму военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи допризывного возраста к военной службе. Это объясняется тем, что учебные занятия в ОСОЛ представляют собой единый целенаправленный и последовательный учебно-воспитательный комплекс.
Диапазон используемых форм мероприятий может быть очень многообразен, поскольку включает самые различные направления патриотического и военно-патриотического воспитания, начиная от тематических утренников и вечеров и завершая фестивалями, концертами, спортивными состязаниями, играми, экскурсиями и т.д.
В течение всей лагерной смены учебные и спортивные занятия готовят участников ОСОЛ к его главному итоговому мероприятию, представляющему собой тактические учения на местности, а при невозможности их проведения - военно-спортивную игру ("Зарница", "Орленок").
ОСОЛ могут различаться по своей специализации. В частности, могут проводиться ОСОЛ, имеющие целью подготовку к военной службе в каком-либо виде вооруженных сил (роде войск), воинских формированиях и органах (Пограничные войска, Воздушно-десантные войска, морская пехота и т.д.) или по военно-учетной специальности (танкист, радист, разведчик и т.п.).
Кроме того, ОСОЛ могут различаться в зависимости от продолжительности смены. По этому критерию ОСОЛ может подразделяться на три основные категории:
полная (развернутая) программа (21-24 дня);
сокращенная программа (14-16 дней);
минимальная программа (7-10 дней).
Оптимальной продолжительностью пребывания в ОСОЛ является программа, рассчитанная на 24 дня. В течение этого времени предоставляется возможность выполнить все основные задачи ОСОЛ и достичь ожидаемого результата.
Благодаря формированию и развитию у подростков и юношей таких важнейших социально значимых качеств, как гражданственность, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, физическая закалка, психологическая устойчивость существенно возрастут возможности молодежи к активному участию в различных сферах деятельности российского общества, особенно в воинской и других, связанных с обеспечением безопасности и защитой Отечества.
Освоение программы ОСОЛ, ориентированной на изучение основ военной службы позволяет обеспечить достаточно высокий уровень готовности юношей не только к военной службе, но и к социальной адаптации в рамках будущей профессии.
5. Организация и проведение оборонно-спортивного оздоровительного лагеря
Место, время, продолжительность, а также порядок проведения ОСОЛ определяются организаторами.
Открытие лагеря разрешается в порядке, утвержденном соответствующими нормативными правовыми актами Роспотребнадзора и Госпожнадзора.
Оздоровительно-образовательная и воспитательная работа в ОСОЛ проводится под руководством органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации с привлечением педагогических работников образовательных учреждений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, общественных объединений и военно-патриотических организаций.
6. Примерное штатное расписание оборонно-спортивного оздоровительного лагеря
Штатное расписание оборонно-спортивного оздоровительного лагеря составляется в соответствии с СанПиН 2.4.4.1204-03 и СанПиН 2.4.4.2605-10.
Работу ОСОЛ организуют:
1) директор лагеря - 1;
2) заместитель директора по учебно-воспитательной работе - 1;
3) заместитель директора по медицинской части - 1;
4) заместитель директора по хозяйственной части - 1;
5) инструкторы по физической культуре и туризму - 2;
6) руководители групп (из расчета 1 на 20-30 чел.).
Директор лагеря, его заместители и руководители групп подбираются из числа специалистов, имеющих педагогическое, гуманитарное и специальное образование, общевойсковую или военно-техническую подготовку и опыт работы с подростками.
Для проведения отдельных учебных занятий могут привлекаться офицеры, сержанты и солдаты воинских частей и курсанты военных учебных заведений.
Директор лагеря, его заместители и руководители групп допускаются к работе только после прохождения специальной подготовки (курсов).
Для руководства работой лагеря создается педагогический совет, в который входят директор, его заместители и руководители групп.
Педагогический совет рассматривает вопросы содержания и организации работы ОСОЛ, заслушивает отчеты руководителей групп, подводит итоги каждого этапа проведения лагеря.
Директор лагеря определяет обязанности должностных лиц, утверждает распорядок дня, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за ее состояние.
Заместитель директора по образовательно-воспитательной работе организует деятельность руководителей групп, проводит методические занятия с ними и несет ответственность за эффективность проводимых в лагере мероприятий учебно-воспитательного характера.
Заместитель директора по медицинской части осуществляет постоянный контроль за состоянием здоровья молодежи, качеством питания, выполнением распорядка дня, санитарным состоянием помещений и территории лагеря.
Руководитель группы проводит работу в группе и дополнительно может вести занятия в одном из профильных кружков.
В целях формирования у участников лагеря навыков самостоятельности и эффективного самоуправления целесообразно разделять однородные группы участников на подразделения численностью 5-9 человек и назначать их руководителей из числа наиболее ответственных и способных воспитанников.
Инструктор (тренер) по физической подготовке и туризму организует в ОСОЛ занятия по физической культуре, спортивно-массовые мероприятия, спартакиады, руководит работой спортивных секций и ежедневно проводит оздоровительные мероприятия в соответствии с распорядком дня. Для успешной работы ОСОЛ необходимо включить в штатное расписание следующие должности: заместитель директора по хозяйственной части, шеф-повар, повар, сторож-пожарный, бухгалтер-калькулятор, медсестра.
Обязанности обслуживающего персонала определяются правилами внутреннего распорядка, утвержденными директором лагеря.
7. Финансирование мероприятий по подготовке и проведению оборонно-спортивного оздоровительного лагеря
Финансирование ОСОЛ осуществляется из средств соответствующих бюджетов на основе местных нормативов их финансирования, разрабатываемых и утверждаемых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно, но не ниже государственных (в том числе ведомственных нормативов), предусматриваемых на финансирование молодежной политики, образования по соответствующим разделам бюджетной классификации в Российской Федерации в соответствии с ведомственной принадлежностью.
Примерное положение
об оборонно-спортивном оздоровительном лагере
1. Общие положения
1.1. Оборонно-спортивный оздоровительный лагерь (далее - ОСОЛ) - специализированная организация отдыха и оздоровления детей и молодежи, деятельность которой направлена на обеспечение отдыха и оздоровления, патриотическое воспитание детей и молодежи, обучение их начальным знаниям в области обороны государства и подготовку к военной службе.
ОСОЛ - форма военно-патриотического воспитания и подготовки по основам военной службы, начальной военно-профессиональной и допризывной подготовки молодежи, обеспечивающая путем моделирования условий, приближенных к условиям современной военной службы, комплексное и многостороннее развитие личных качеств будущего защитника Отечества, его способности и готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционной обязанности по защите интересов своей Родины в мирное и военное время.
1.2. Работа ОСОЛ организуется в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе";
Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей" (СанПиН 2.4.4.1204-03), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 марта 2003 г. N 20, и "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул" (СанПиН 2.4.4.2605-10), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 29;
ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления".
2. Цели и задачи
2.1. Целью ОСОЛ является развитие творческого потенциала личности, укрепление здоровья детей и молодежи, патриотическое воспитание, получение молодыми людьми начальных знаний в области обороны государства и подготовка их по основам военной службы.
2.2. В рамках ОСОЛ осуществляется решение следующих задач:
формирование у молодых граждан положительной мотивации к военной службе и последующему выбору военной профессии;
формирование у детей и молодежи навыков здорового образа жизни, организация занятий физической культурой, спортом и туризмом;
преодоление негативных явлений в подростковой среде, профилактика правонарушений и асоциального поведения;
содействие активной самореализации молодежи, развитию ее творческих способностей;
подготовка молодежи допризывного возраста по основам военной службы и знакомство с военно-учетными специальностями;
вовлечение молодежи в занятия военно-прикладными видами спорта.
3. Участники
3.1. Основной состав участников ОСОЛ - учащиеся 8-10 классов общеобразовательных учреждений, кадетских школ (школ-интернатов) и других типов образовательных учреждений, реализующих основные программы общего образования, а также воспитанники военно-патриотических молодежных объединений.
3.2. В состав участников ОСОЛ могут входить как юноши, так и девушки. Допускается также участие в ОСОЛ несовершеннолетних разного возраста. При этом формируются однородные по полу и возрасту группы (подразделения) участников, обеспечивается раздельное проживание юношей и девушек. Для указанных групп организуются специализированные мероприятия, соответствующие возможностям, возрастным особенностям и интересам их участников.
4. Сроки и место проведения
Сроки и место проведения ОСОЛ устанавливаются организаторами указанного мероприятия.
5. Руководство
5.1. Общее руководство ОСОЛ осуществляет директор лагеря. Директор лагеря определяет обязанности должностных лиц, утверждает распорядок дня и программу лагеря, руководит всей его работой и несет ответственность за ее состояние.
5.2. Для руководства работой лагеря создается педагогический совет, в который входят директор, его заместители и руководители групп.
Педагогический совет рассматривает вопросы содержания и организации работы ОСОЛ, заслушивает отчеты руководителей групп, подводит итоги каждого этапа проведения лагеря.
5.3. Заместитель директора по образовательно-воспитательной работе организует деятельность руководителей групп, проводит методические занятия с ними и несет ответственность за эффективность проводимых в лагере мероприятий учебно-воспитательного характера.
5.4. Заместитель директора по медицинской части осуществляет постоянный контроль за состоянием здоровья молодежи, качеством питания, выполнением распорядка дня, санитарным состоянием помещений и территории лагеря.
5.5. Руководитель группы проводит работу в группе и дополнительно может вести занятия в одном из профильных кружков.
5.6. В целях формирования у участников лагеря навыков самостоятельности и эффективного самоуправления однородные группы участников разделяются на подразделения численностью 5-9 человек, руководители которых назначаются из числа наиболее ответственных и способных воспитанников.
5.7. Инструктор (тренер) по физической подготовке и туризму организует в ОСОЛ занятия по физической культуре, спортивно-массовые мероприятия, спартакиады, руководит работой спортивных секций и ежедневно проводит оздоровительные мероприятия в соответствии с распорядком дня.
5.8. В состав персонала лагеря включаются также следующие сотрудники: заместитель директора по хозяйственной части, шеф-повар, повар, сторож-пожарный, бухгалтер, врач, медсестра.
Обязанности обслуживающего персонала определяются правилами внутреннего распорядка, утвержденными директором лагеря.
6. Правила для участников
Пребывание участников в лагере организуется в соответствии с правилами внутреннего распорядка, утверждаемыми педагогическим советом.
6.1. Участники ОСОЛ обязаны соблюдать следующие правила:
достойно вести себя в общественных местах, проявлять уважение друг другу, выполнять приказы директора лагеря и руководителя своей группы;
строго соблюдать распорядок дня, следить за чистотой территории, своих вещей и порядком в комнате (палатке);
заботиться о сохранности лагерного имущества;
не покидать территорию лагеря без разрешения директора лагеря;
купаться только по разрешению директора лагеря в строго определенном месте в сопровождении руководителя группы.
6.2. В ОСОЛ запрещается:
курение, употребление наркотических веществ и алкогольных напитков;
нецензурные выражения;
самовольное купание.
6.3. При несоблюдении данных правил нарушитель может быть исключен из состава участников и направлен к месту жительства решением директора лагеря.
7. Минимум содержания образовательных программ
Программа ОСОЛ включает занятия по следующим дисциплинам:
7.1. Организационная структура Вооруженных сил Российской Федерации. Виды и рода войск ВСРФ, их назначение и история создания.
7.2. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.
7.3. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение.
7.4. Боевые традиции Вооруженных Сил и символы воинской чести.
7.5. Уставы Вооруженных сил Российской Федерации. Суточный наряд роты и его обязанности. Практическое несение службы дневальным. Место дневального, обязанности дневального. Размещение военнослужащих, распределение времени, повседневный порядок жизни в воинской части.
7.6. Строевая подготовка. Строевая стойка. Выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Головные уборы снять", "Головные уборы надеть". Строй отделения. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия.
7.7. Огневая подготовка. Основные виды огнестрельного оружия, боеприпасов, специальных средств и средств бронезащиты, находящихся на вооружении в Российской армии. Назначение и общее устройство автомата и пулемета Калашникова. Основные тактико-технические характеристики оружия. Неполная разборка и сборка автомата АК-74. Чистка и смазка автомата. Постановка на хранение. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Подготовка к стрельбе, заряжание, доклады о готовности. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. Практическая стрельба из пневматической винтовки с корректировкой стрельбы. Назначение и общее устройство ручных осколочных гранат. Подготовка гранаты к бою.
7.8. Тактическая подготовка. Основы общевойскового боя. Обязанности солдата в бою. Действия солдата в наступлении и обороне. Способы передвижения в бою. Топографическая карта, компас, магнитный азимут, курвиметр и его назначение.
7.9. Прикладная физическая подготовка. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, подвижные игры, спортивные соревнования, комплексная военизированная эстафета.
7.10. Рукопашный бой. Роль рукопашного боя, меры безопасности, приемы самостраховки, самообороны, защита от оружия. Выполнение приемов без оружия и с макетами.
7.11. Химическая защита. Использование приборов радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки, выполнение нормативов по одеванию противогазов и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).
7.12. Инженерное оборудование местности фортификационными сооружениями, их параметры и назначение. Оборудование индивидуального стрелкового окопа.
7.13. Правила оказания первой медицинской помощи. Содержимое войсковой санитарной сумки. Наложение повязки, шины. Изготовление носилок из подручного материала, способы эвакуации раненых с поля боя.
7.14. Туристские навыки и умения. Формирование группы, прокладка маршрута. Снаряжение туристов. Рюкзак и палатка. Обеспечение безопасности в походе. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по компасу, часам, солнцу и местным предметам. Компас. Порядок движения по магнитным азимутам. Поход с соревнованиями по ориентированию на местности.
7.15. Современный комплекс проблем безопасности. Сферы жизнедеятельности человека и проблемы его безопасности в современном мире. Проблемы безопасности жизнедеятельности, связанные с пределами роста человеческой цивилизации на планете с ограниченными ресурсами. Проблемы безопасности жизнедеятельности, вызванные достижениями современных технологий и их влиянием на окружающую среду.
В течение всей лагерной смены учебные и спортивные занятия готовят участников ОСОЛ к его главному итоговому мероприятию, представляющему собой тактические учения на местности - военно-спортивной игре.
8. Финансирование
Финансирование ОСОЛ осуществляется из средств соответствующих бюджетов на основе местных нормативов их финансирования, разрабатываемых и утверждаемых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно, но не ниже государственных (в том числе ведомственных нормативов), предусматриваемых на финансирование молодежной политики, образования по соответствующим разделам бюджетной классификации в Российской Федерации в соответствии с ведомственной принадлежностью.
Приложение
Список личного снаряжения участника ОСОЛ
Рюкзак - 1 шт.
Униформа (согласно положению о форме участника ОСОЛ) - 1 компл.
Футболка - 2 шт.
Брюки - 2 шт.
Шорты - 1 шт.
Свитер - 1 шт.
Головной убор - 1 шт.
Плащ-накидка (ветровка) - 1 шт.
Кожаные походные ботинки - 1 пара
Обувь спортивная (кроссовки) - 1 пара
Нижнее белье - 3 смены
Носки хлопчато-бумажные - 2-3 пары
Носки теплые - 1-2 пары
Плавки (купальник) - 1 шт.
Носовой платок - 2 шт.
Средства личной гигиены (шампунь, мыло, зубная щетка, паста) - 1 компл.
Полотенце - 1 шт.
Посуда походная (кружка, ложка, миска, нож, вилка) - 1 компл.
Аптечка индивидуальная - 1 шт.
Часы - 1 шт.
Фонарик - 1 шт.
Фляга - 1 шт.
Компас жидкостный - 1 шт.
Блокнот формата А6 - 1 шт.
Ручка/карандаш - 2 шт.
Документы (паспорт/свидетельство о рождении, медицинский полис, медицинская справка и др.) - 1 компл.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ от 24 февраля 2011 г. N ВМ-05-07/924 "Об оборонно-спортивном оздоровительном лагере"
Текст письма опубликован не был