Распоряжение Министерства образования Московской области
от 23 декабря 2019 г. N 146
"Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением муниципальными образованиями Московской области условий, целей и порядка предоставления из бюджета Московской области межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Министерстве образования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 07.02.2014 N 41/2 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Московской области":
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля за соблюдением муниципальными образованиями Московской области условий, целей и порядка предоставления из бюджета Московской области межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее - Порядок).
2. Отделу совершенствования функциональной деятельности и организации финансового контроля обеспечить осуществление контроля за соблюдением муниципальными образованиями Московской области условий, целей и порядка предоставления из бюджета Московской области межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
3. Управлению информационно-аналитической работы Министерства образования Московской области направить копию настоящего распоряжения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и Прокуратуру Московской области в пятидневный срок после его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра образования Московской области Московской области Лазарева А.А.
Министр образования |
И.А. Каклюгина |
Утвержден
распоряжением Министерства
образования Московской области
от 23.12.2019 N 146
Порядок
осуществления контроля за соблюдением муниципальными образованиями Московской области условий, целей и порядка предоставления из бюджета Московской области межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок осуществления контроля за соблюдением муниципальными образованиями Московской области условий, целей и порядка предоставления межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Московской области (далее - Порядок) определяет механизм реализации финансового контроля за муниципальными образованиями Московской области в рамках заключенных соглашений с Министерством образования Московской области о предоставлении из бюджета Московской области субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов (далее соответственно - муниципальные образования, соглашение, Министерство, трансферты).
2. Настоящий Порядок разработан на основании пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации Министерством полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных Положением о Министерстве образования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 07.02.2014 N 41/2 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Московской области".
3. Контроль осуществляется Министерством в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области, настоящим Порядком.
4. Осуществление контроля возлагается на отдел совершенствования функциональной деятельности и организации финансового контроля Министерства (далее - отдел финконтроля).
II. Основные направления контроля
5. Контроль осуществляется на основании соглашений по следующим направлениям:
1) соблюдение условий предоставления трансфертов;
2) соблюдение целевого характера использования выделенных трансфертов;
3) соблюдение правомерного и эффективного расходования трансфертов;
4) соблюдение порядка и сроков получения и перечисления трансфертов;
5) достижение значений показателей результативности, предусмотренных соглашениями;
6) устранение выявленных нарушений федерального законодательства и законодательства Московской области.
III. Организация и проведение контроля
6. Контроль представляет собой систему обязательных контрольных действий в части проверки законности, обоснованности, экономической эффективности и целесообразности предоставления трансфертов за определенный период времени.
7. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
8. Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу контрольного мероприятия.
9. Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу контрольного мероприятия.
10. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу контрольного мероприятия принимает руководитель контрольного мероприятия, исходя из содержания вопроса контрольного мероприятия, объема финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета, срока проведения контрольного мероприятия.
11. Финансовый контроль осуществляется в следующей последовательности:
планирование контрольных мероприятий;
подготовка к проведению контрольного мероприятия;
проведение контрольного мероприятия, оформление его результатов;
контроль за своевременностью и полнотой устранения муниципальными образованиями нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий.
12. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения приказом министра образования Московской области (далее соответственно - приказ, министр) не позднее 25 декабря года, предшествующего планируемому периоду, Плана контрольных мероприятий на год (далее - План) и размещения Плана в течение пяти рабочих дней со дня его утверждения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства).
13. В Плане указывается наименование объекта (объектов) контроля, тема контрольного мероприятия, форма контрольного мероприятия, сроки проведения и проверяемый период.
14. Внесение изменений в План допускается не позднее, чем до начала проведения контрольного мероприятия, в отношении которой вносятся такие изменения.
Информация о внесении изменений в План размещается в течение трех рабочих дней со дня издания соответствующего Приказа на официальном сайте Министерства.
15. Руководитель отдела финконтроля осуществляет контроль за исполнением Плана.
16. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся по поручению министра образования Московской области (далее - министр), на основании служебной записки структурного подразделения Министерства, в случае получения от органов государственной власти, юридических лиц и граждан информации о нарушении или наличии признаков (рисков) возможных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Основанием для проведения контрольного мероприятия является распорядительный акт Министерства образования Московской области (далее - распорядительный акт) о проведении внепланового контрольного мероприятия.
17. Плановые контрольные мероприятия в отношении одного и того же проверяемого объекта (объектов) контроля по одним и тем же вопросам проводятся не чаще чем один раз в год.
18. Контрольные мероприятия по форме проведения подразделяются на камеральные и выездные.
Камеральные контрольные мероприятия проводятся по месту нахождения отдела финконтроля, на основании документов, представленных по запросу отдела финконтроля.
Выездные контрольные мероприятия, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов, проводятся по месту нахождения муниципальных образований.
19. При подготовке контрольного мероприятия отделом финконтроля в соответствии с Планом:
готовится проект распорядительного акта о проведении контрольного мероприятия, содержащий:
форму контрольного мероприятия;
тему контрольного мероприятия;
наименование муниципальных образований;
перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия;
сроки проведения контрольного мероприятия.
программу контрольного мероприятия;
перечень уполномоченных лиц (фамилия, имя, отчество, должность).
В состав уполномоченных лиц включаются сотрудники отдела финконтроля. В соответствии с законодательством Российской Федерации возможно привлечение экспертов для проведения независимых экспертиз, сотрудников структурных подразделений Министерства, работников государственных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству.
Распорядительный акт о проведения контрольного мероприятия должен быть издан не позднее 3 рабочих дней до дня его начала.
20. Срок проведения контрольного мероприятия не может превышать 30 рабочих дней.
Распорядительным актом может быть установлен сокращенный срок проведения контрольного мероприятия.
21. Срок проведения контрольного мероприятия может быть продлен распорядительным актом Министерства, но не более чем на 30 рабочих дней.
Служебная записка за подписью заведующего отделом финансового контроля (его заместителя) о продлении срока контрольного мероприятия представляется заместителю министра, курирующему финансовый блок Министерства, в срок не позднее пяти рабочих дней до дня его окончания, указанной в распорядительном акте о проведении контрольного мероприятия.
Распорядительный акт о продлении срока проведения контрольного мероприятия доводится до сведения муниципальных образований в срок не позднее пяти рабочих дней со дня издания соответствующего распорядительного акта.
22. Уполномоченные лица имеют право:
1) запрашивать и получать у муниципальных образований на основании запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольного мероприятия.
Запрос должен содержать необходимые вопросы, перечень документов, материалов и сведений, срок и порядок их представления, а также сведения о необходимости организации рабочих мест для уполномоченных лиц на время проведения выездных контрольных мероприятий.
При невозможности представить истребуемые документы и материалы должностные лица проверяемого муниципального образования обязаны представить письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их представления;
2) при осуществлении выездных проверок по предъявлении служебных удостоверений и копии распорядительного акта о проведении контрольного мероприятия осуществлять беспрепятственный доступ в помещения проверяемых муниципальных образований, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
3) делать выводы по результатам контрольного мероприятия и вносить предложения об устранении выявленных при проведении контрольного мероприятия недостатков (нарушений).
23. Уполномоченные лица обязаны:
1) уведомлять проверяемые муниципальные образования о проведении контрольного мероприятия не позднее, чем за три рабочих дня до дня начала проведения контрольного мероприятия;
2) ознакомить руководителей муниципальных образований или иное уполномоченное должностное лицо с копией распорядительного акта о проведении контрольного мероприятия (продлении срока проведения контрольного мероприятия), а также с результатами проведенного контрольного мероприятия (актами и заключениями).
24. При выявлении в ходе контрольного мероприятия действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, преступления, материалы контрольного мероприятия направляются соответственно в Главное контрольное управление Московской области, правоохранительные органы, Прокуратуру Московской области.
25. Во время проведения контрольного мероприятия должностные лица муниципальных образований обязаны:
1) не препятствовать проведению контрольного мероприятия, в том числе обеспечивать право доступа уполномоченных лиц в помещения с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;
2) обеспечивать необходимые условия для работы уполномоченных лиц, в том числе предоставлять отдельные помещения для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи);
3) принимать меры к устранению выявленных при проведении контрольного мероприятия недостатков (нарушений);
4) по письменному запросу уполномоченных лиц представлять в установленные в запросе сроки необходимые документы и сведения.
26. Документы и материалы, необходимые для проведения контрольного мероприятия, представляются в подлиннике или их копии, заверенные уполномоченными должностными лицами муниципальных образований.
27. Должностные лица муниципальных образований, препятствующие проведению контрольного мероприятия, уклоняющиеся от их проведения и (или) представления предусмотренной настоящим Порядком и необходимой для осуществления проверки информации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
28. В ходе контрольного мероприятия проводятся контрольные действия по проверке:
соблюдения муниципальными образованиями условий, установленных при предоставлении трансфертов, выделяемых из федерального бюджета и бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований;
использования трансфертов, выделяемых из федерального бюджета и бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований;
принятых мер по устранению нарушений, возмещению трансфертов, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам контрольного мероприятия.
29. По результатам контрольного мероприятия составляется акт проверки (далее - Акт).
Акт состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
Вводная часть Акта содержит следующую информацию:
наименование темы контрольного мероприятия;
дату и место составления Акта;
основание проведения контрольного мероприятия (номер и дата распорядительного акта, а также указание на плановый/внеплановый характер проверки);
проверяемый период и сроки проведения контрольного мероприятия;
полное наименование и адрес муниципального образования, в отношении которого проводится контрольное мероприятие, наименование организации, осуществляющей бухгалтерский учет проверяемых объектов;
фамилия, имя, отчество, должность лиц, проводивших предыдущее контрольное мероприятие, дата проведения аналогичного контрольного мероприятия, мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений.
Аналитическая часть Акта может состоять из разделов в соответствии с вопросами программы контрольного мероприятия.
В итоговой части Акта отражаются выводы и предложения по выявленным в ходе контрольного мероприятия нарушениям.
Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для муниципального образования, второй экземпляр - для Министерства.
30. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе контрольного мероприятия составляется промежуточный акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается уполномоченным лицом, ответственным за проверку конкретного вопроса программы контрольного мероприятия, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами проверяемой организации в муниципальном образовании.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в основной Акт.
31. Каждый экземпляр Акта подписывается уполномоченными лицами, согласно распорядительным актом о проведении контрольного мероприятия.
32. Акт направляется (вручаются) муниципальным образованиям в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания, по межведомственной системе электронного документооборота (далее - МСЭД), нарочно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления (получения).
33. Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в Акте, должны подтверждаться документами, объяснениями должностных лиц проверенного муниципального образования, другими материалами. Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к документам проверки. Документация подлежит хранению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, положения которых нарушены, за какой период, в чем выразилось нарушение, а также могут приводиться ссылки на приложения к Акту (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных лиц и иные сведения и документы).
34. В течение десяти рабочих дней со дня получения Акта проверяемое муниципальное образование вправе представить отделу финконтроля письменные возражения по фактам, изложенным в Акте, которые приобщаются к материалам контрольного мероприятия.
Отдел финконтроля в срок до пяти рабочих дней со дня получения письменных возражений по Акту рассматривают обоснованность этих возражений, подготавливают по ним письменное заключение в двух экземплярах, один из
которых направляется в проверенное муниципальное образование, второй приобщается к материалам контрольного мероприятия.
В случае непредставления возражений по Акту в течение десяти рабочих дней со дня получения акта муниципальным образованием считается, что акт принят без возражений.
35. Материалы проверки представляются для рассмотрения министру в течение 20 рабочих дней с даты подписания Акта (или заключения по возражениям).
36. По итогам рассмотрения материалов контрольного мероприятия и в случае наличия нарушений министр принимает решение:
о направлении предложений проверенному муниципальному образованию о необходимости устранения выявленных нарушений (замечаний) в установленный в Акте срок, применении дисциплинарных взысканий к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
о направлении материалов в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный на осуществление государственного финансового контроля, в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в отношении которых возможность устранения отсутствует.
IV. Составление и представление отчетности о результатах контрольных мероприятий
37. По результатам контрольных мероприятий осуществляется аналитический учет по устранению выявленных нарушений, составляются отчеты и справочная информация в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по запросу Главного контрольного управления Московской области и иных органов внешнего контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 23 декабря 2019 г. N 146 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением муниципальными образованиями Московской области условий, целей и порядка предоставления из бюджета Московской области межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 31 декабря 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства образования Московской области от 27 декабря 2023 г. N Р-1175
Распоряжение Министерства образования Московской области от 23 декабря 2022 г. N Р-838