Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Ханты-Мансийского района
от 23.01.2020 N 16
Порядок
оценки налоговых расходов Ханты-мансийского района
I. Общие положения
1. Порядок оценки налоговых расходов Ханты-Мансийского района (далее также - Порядок, район) определяет процедуру проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых расходов района (далее - налоговые расходы), правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов.
2. Понятия, используемые в Порядке, соответствуют терминам и определениям, установленным общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 (далее - Общие требования).
3. Оценка налоговых расходов направлена на оптимизацию перечня налоговых преференций и обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления муниципальной поддержки в виде налоговых льгот.
Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики района, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ района.
4. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых расходов осуществляется с использованием:
показателей, предоставляемых налогоплательщиками - организациями, являющимися юридическими лицами, осуществляющими деятельность в районе и входящими в льготную категорию налогоплательщиков (далее - налогоплательщики-организации);
данных статистической налоговой отчетности;
статистических данных о целевых индикаторах муниципальных программ района.
Указанная информация предоставляется налогоплательщиками - организациями в разрезе предоставляемых налоговых льгот за прошедший налоговый период; по налоговым льготам, планируемым к предоставлению, - за текущий налоговый период и 2 налоговых периода, предшествующих текущему налоговому периоду.
5. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых расходов осуществляется в отношении налоговых льгот, пониженных ставок и иных преференций для:
1) налогоплательщиков - организаций по земельному налогу;
2) налогоплательщиков - физических лиц (далее - налогоплательщики - физические лица) по следующим налогам:
налогу на имущество физических лиц;
земельному налогу;
3) физических лиц, являющихся в соответствии с законодательством о налогах и сборах индивидуальными предпринимателями, по следующим налогам:
налогу на имущество физических лиц;
земельному налогу.
II. Правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов
6. В целях обеспечения сбора информации для оценки эффективности предоставленных налоговых расходов комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского район (далее - уполномоченный орган) осуществляет учет информации о налоговых расходах в электронном виде (в формате электронной таблицы) в разрезе показателей, входящих в перечень информации, включаемый в паспорт налогового расхода района (далее - паспорт налогового расхода), приведенный в приложении 1 к Порядку.
7. Для сбора и учета информации о нормативных и целевых характеристиках налоговых расходов кураторы налоговых расходов представляют в электронном виде в уполномоченный орган информацию по пунктам 17, 18 паспорта налогового расхода ежегодно до 15 апреля.
8. Информацию по пунктам 19, 21, 22, 23, 24 паспорта налогового расхода уполномоченный орган использует на основании данных Межрайонной ИФНС России N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС России N 1 по автономному округу) в порядке, указанном в соглашении между МИФНС России N 1 по автономному округу и администрацией Ханты-Мансийского района.
9. В целях проведения оценки эффективности предоставленных налоговых расходов уполномоченный орган направляет кураторам налоговых расходов информацию по пунктам 19 - 22 паспорта налогового расхода ежегодно до 1 мая.
10. Уполномоченный орган ежегодно до 1 мая размещает информацию о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, включенных в перечень налоговых расходов (информацию по пунктам 1 - 20 паспорта налогового расхода), на официальном сайте администрации Ханты-Мансийского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт) в разделе "Бюджет и финансы".
III. Оценка эффективности предоставляемых налоговых расходов
11. Оценку эффективности предоставляемых налоговых расходов проводят кураторы налоговых расходов.
Оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов проводит уполномоченный орган в соответствии с пунктами 33, 34 Порядка.
12. Перечень налоговых расходов и кураторов налоговых расходов, ответственных за проведение оценки эффективности налоговых расходов, утверждается приказом председателя комитета по финансам администрации Ханты-Мансийского района.
13. Кураторы налоговых расходов проводят оценку эффективности предоставленных налоговых расходов за отчетный период и направляют в уполномоченный орган отчет об оценке эффективности предоставленных налоговых расходов до 1 июня по форме согласно приложению 2 к Порядку с приложением произведенных расчетов и аналитической записки, содержащей:
заключение о признании налоговых расходов эффективными (неэффективными) на основе результатов оценки их эффективности;
заключение о значимости вклада налоговых расходов в достижение соответствующих показателей (индикаторов);
заключение о наличии (отсутствии) более результативных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения поставленных целей и задач;
предложения о необходимости сохранения, корректировки или отмены налоговых расходов.
IV. Порядок обобщения результатов оценки эффективности предоставляемых налоговых расходов
14. Уполномоченный орган рассматривает отчеты кураторов налоговых расходов об оценке эффективности предоставленных налоговых расходов (далее - отчеты кураторов налоговых расходов), подготовленные в соответствии с пунктом 13 Порядка, ежегодно до 15 июня.
По результатам рассмотрения уполномоченный орган согласовывает отчеты кураторов налоговых расходов в случае отсутствия замечаний и предложений либо направляет на доработку с замечаниями и предложениями.
В случае возвращения указанного отчета на доработку куратор налогового расхода в течение 5 рабочих дней, следующих за днем его возвращения, устраняет замечания и направляет его на повторное рассмотрение.
15. На основе полученных результатов оценки самоокупаемости налоговых расходов и согласованных отчетов кураторов налоговых расходов уполномоченный орган готовит сводный отчет об оценке эффективности предоставленных налоговых расходов за отчетный период (далее - Сводный отчет).
16. По результатам подготовки Сводного отчета уполномоченный орган готовит аналитическую записку об оценке эффективности предоставленных налоговых расходов за отчетный период (далее - аналитическая записка).
Аналитическую записку уполномоченный орган направляет в Бюджетную комиссию (далее - Комиссия) на очередной финансовый год и плановый период до 25 июля.
После рассмотрения Комиссией уполномоченный орган до 15 августа направляет Аналитическую записку с учетом замечаний, предложений Комиссии главе Ханты-Мансийского района.
17. Уполномоченный орган размещает Аналитическую записку на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня ее рассмотрения главой Ханты-Мансийского района.
V. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов
18. Субъектами оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов выступают органы администрации Ханты-Мансийского района согласно полномочиям, установленным нормативными правовыми актами района, за достижение соответствующих налоговым расходам целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района, на основании обращений о предоставлении налоговых расходов, поступивших от заинтересованных лиц.
19. В случае внесения кураторами налоговых расходов предложений об установлении новых налоговых расходов оценку эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляют указанные кураторы налоговых расходов.
20. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляется в следующем порядке:
1) определяются цели (целевые индикаторы) предлагаемого к введению налогового расхода, которые должны:
соответствовать целям муниципальных программ района и (или) целям социально-экономической политики района, не относящимся к муниципальным программам района, при которых допустимо предоставление предлагаемых к введению налоговых расходов;
иметь информационную базу для оценки (данные за период не менее чем за 3 последних налоговых периода, содержащиеся в статистической, налоговой отчетности и характеризующие динамику развития и (или) ситуацию, процессы в отношении субъектов и (или) объектов налогообложения, в отношении которых планируется установить налоговый расход);
подлежать оценке по истечении отчетного периода;
2) проводится сравнительный анализ результативности применения альтернативных механизмов путем сопоставления, планируемого к предоставлению налогового расхода для бюджета района и возможного бюджетного эффекта в результате применения определенных альтернативных механизмов, в том числе мер прямого финансирования (субсидирования) из местного бюджета для достижения определенного уровня целевого индикатора;
3) определяется механизм предоставления налогового расхода, подтверждения права на его применение, особенности его будущего администрирования;
4) выполняется анализ и выявление индикаторов, на основе которых будет производиться мониторинг и оценка критериев эффективности предлагаемого к введению налогового расхода;
5) определяется ожидаемый период достижения целевых индикаторов предлагаемого к введению налогового расхода;
6) проводится оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов на основе критериев, приведенных в пунктах 39, 40 Порядка;
7) определяется возможный источник компенсации выпадающих доходов бюджета района в связи с предоставлением налоговых расходов.
21. По результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов кураторы налоговых расходов подготавливают аналитический материал о результатах оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов и их целесообразности (далее - аналитический материал), который направляют в уполномоченный орган не позднее 1 мая текущего года по форме согласно приложению 3 к Порядку.
22. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней, следующих за днем получения аналитического материала, готовит заключение о целесообразности (нецелесообразности) предоставления рассматриваемых налоговых расходов (далее - заключение).
23. Заключение содержит:
предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты района, предусматривающее предоставление в районе представленных к рассмотрению налоговых расходов;
цель, основания и порядок предоставления предлагаемых к введению налоговых расходов;
ожидаемый результат от предоставления налоговых расходов;
вид, размер и срок действия предлагаемых к предоставлению налоговых расходов;
расчет прогнозного объема выпадающих доходов бюджета района в связи с предоставлением налоговых расходов;
наличие или отсутствие более эффективных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения планируемого результата от предоставления налоговых расходов;
преимущества предлагаемых к предоставлению налоговых расходов относительно доступных альтернативных механизмов муниципальной поддержки.
24. В случае принятия решения о целесообразности предоставления рассматриваемых налоговых расходов по результатам подготовки заключения уполномоченный орган вносит предложения для рассмотрения на Комиссии.
25. В случае принятия решения о нецелесообразности предоставления рассматриваемых налоговых расходов по результатам подготовки заключения уполномоченный орган направляет инициатору соответствующее уведомление с приложением обоснований.
26. Предложения, поступившие после даты, указанной в пункте 21 Порядка, уполномоченный орган рассматривает и направляет в Комиссию в очередном финансовом году.
VI. Критерии оценки эффективности предоставляемых налоговых расходов
27. Оценка эффективности предоставляемых налоговых расходов включает:
1) оценку целесообразности предоставляемых налоговых расходов;
2) оценку результативности предоставляемых налоговых расходов.
28. Критериями целесообразности предоставляемых налоговых расходов являются:
их соответствие целям муниципальных программ района и (или) целям социально-экономической политики района, не относящимся к муниципальным программам района;
востребованность плательщиками предоставленных налоговых расходов, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на применение налоговых расходов, и общей численности плательщиков, относящихся к данной категории, за 5-летний период.
29. В случае несоответствия предоставляемых налоговых расходов целям муниципальных программ района и (или) целям социально-экономической политики района, не относящимся к муниципальным программам района, хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 28 Порядка, куратор налогового расхода представляет в уполномоченный орган предложения о сохранении (уточнении, отмене) налогового расхода.
30. Оценка результативности предоставляемых налоговых расходов включает:
оценку бюджетной эффективности предоставляемых налоговых расходов;
оценку вклада предусмотренного налогового расхода в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района.
31. В целях оценки бюджетной эффективности предоставляемых налоговых расходов осуществляются:
сравнительный анализ результативности предоставления налоговых расходов и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ района, и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района;
оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов.
32. Сравнительный анализ включает сопоставление объемов расходов бюджета района в случае применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района, и объемов предоставленных налоговых расходов (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов бюджета района для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов) по следующим формулам:
,
где:
- коэффициент бюджетной результативности для налогового расхода;
- фактический вклад налогового расхода в достижение целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района;
- объем предоставленных налоговых расходов.
,
где:
- коэффициент бюджетной результативности для альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района;
ВкладАльтМех - вклад расходов бюджета района (альтернативных механизмов) для достижения целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района;
Объем РасхАльт - объем расходов бюджета района в рамках соответствующего альтернативного механизма финансирования для достижения целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района.
В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района, могут учитываться в том числе:
а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы по налогам, за счет средств бюджета района;
б) предоставление муниципальных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы по налогам;
в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы по налогам.
33. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами отдельно по каждому налоговому расходу.
Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет (в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет на день проведения оценки эффективности налогового расхода) по следующей формуле:
где:
E - совокупный бюджетный эффект (самоокупаемость) стимулирующих налоговых расходов;
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
- количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;
j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;
- объем налогов, подлежащих уплате в бюджет района j-м плательщиком в i-м году.
При определении объема налогов, задекларированных плательщиками для уплаты в бюджет района, учитываются начисления по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, налогам, подлежащим уплате в связи с применением специальных налоговых режимов и земельному налогу;
- базовый объем налогов, для уплаты в бюджет района j-м плательщиком в базовом году;
- номинальный темп прироста налоговых доходов бюджета района в i-м году по отношению к показателям базового года;
r - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований, которая рассчитывается по формуле:
r = i инф + p + c,
где:
i инф - целевой уровень инфляции, определяемый Центральным банком Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
p - реальная процентная ставка, определяемая Правительством Российской Федерации;
c - кредитная премия за риск, рассчитываемая для целей Порядка зависимости от отношения муниципального долга района по состоянию на 1 января текущего финансового года к доходам (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный период.
34. Базовый объем налогов для уплаты в бюджет района j-м плательщиком в базовом году (B 0j ) рассчитывается по формуле:
B 0j = N 0j + L 0j ,
где:
N 0j - объем налогов для уплаты в бюджет района j-м плательщиком в базовом году;
L 0j - объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.
Под базовым годом в Порядке понимается год, предшествующий году начала получения j-м плательщиком льготы по налогу, либо 6-й год, предшествующий отчетному году, если льгота предоставляется плательщику более 6 лет.
35. Оценка вклада предусмотренных для плательщиков льгот по налогам в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района, определяется как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот по налогам и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот по налогам путем расчета коэффициента эффективности вклада налогового расхода в достижение целей:
,
где:
- коэффициент эффективности вклада налогового расхода в отчетном периоде;
- планируемый вклад налогового расхода в достижение целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района;
- фактический вклад налогового расхода в достижение целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района.
При значении коэффициента эффективности вклада налогового расхода не ниже 75 процентов налоговый расход расценивается как эффективный.
Запланированное значение показателя (индикатора) достижения целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района, определяет куратор налогового расхода до начала отчетного периода как ожидаемый вклад непосредственно налоговых расходов в изменение целевого индикатора по формуле:
,
где:
- планируемое значение целевого индикатора в отчетном периоде;
- значение целевого индикатора в базовом периоде;
ВкладПрФ план - запланированный вклад прочих (неналоговых) факторов в изменение значения целевого индикатора.
Планируемый вклад прочих факторов определяет куратор налогового расхода на основе экспертного прогноза вклада постоянных ключевых факторов, влияющих на изменение целевого индикатора, отдельно по каждой категории налоговых расходов.
Вклад прочих факторов численно выражается в коэффициенте-мультипликаторе, который может принимать любые значения, как положительные, так и отрицательные, в зависимости от того, ожидается ли, что совокупность прочих факторов окажет положительное или отрицательное влияние на изменение целевого индикатора.
Определяются вклады следующих типов прочих факторов в изменение целевых индикаторов:
экономических факторов,
факторов бюджетных расходов,
фактора нормативного регулирования.
Фактическое значение показателя (индикатора) вклада налогового расхода в достижение целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района, определяется по формуле:
,
где:
- фактическое значение целевого индикатора в отчетном периоде;
- значение целевого индикатора в базовом периоде;
- фактический вклад уникальных фактов и обстоятельств, характерных для конкретного отчетного периода, определяемый куратором налогового расхода на основе экспертного анализа и мониторинга показателей в рассматриваемом периоде.
36. Кураторы налоговых расходов вправе предусматривать дополнительные критерии оценки эффективности предоставляемых налоговых расходов. Рекомендуемый перечень критериев оценки бюджетной, экономической и социальной эффективности предоставляемых налоговых расходов и алгоритм их расчета приведен в приложении 4 к Порядку.
37. Совокупность значений всех критериев, включая рекомендуемые, при которых предоставляемые налоговые расходы считаются эффективными, должна соответствовать значениям, приведенным в приложении 5 к Порядку.
VII. Критерии оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов
38. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляется с использованием метода экстраполяции, который предусматривает предположение о продолжении в будущем периоде (периодах) существующих экономических тенденций.
39. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляется по следующим критериям:
соответствие предоставляемых налоговых расходов целям муниципальных программ района и (или) целям социально-экономической политики района, не относящимся к муниципальным программам района;
сравнительный анализ результативности предоставления налоговых расходов и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ района и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам района, проводится в соответствии с пунктом 32 Порядка;
ожидаемая бюджетная эффективность планируемых к предоставлению налоговых расходов для отдельной категории налогоплательщиков.
40. Оценка бюджетной эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов на основе показателя ожидаемого бюджетного эффекта производится по следующей формуле:
,
где:
- бюджетная эффективность планируемой к введению налоговой льготы;
- ожидаемая сумма налоговых поступлений в бюджет района в текущем финансовом году для j-ой категории налогоплательщиков;
- прогнозируемая сумма налоговых поступлений в бюджет района на очередной финансовый год, с которого планируется предоставление льготы для j-ой категории налогоплательщиков;
- прогнозируемая сумма налоговых поступлений в бюджет района на финансовый год, следующий за годом, с которого планируется предоставление льготы для j-ой категории налогоплательщиков;
- прогнозируемая сумма налоговых поступлений в бюджет района на второй финансовый год, следующий за годом, с которого планируется предоставление льготы для j-ой категории налогоплательщиков;
- сумма налоговых льгот, планируемых к предоставлению j-й категории налогоплательщиков в планируемом году, с которого планируется предоставление льготы;
- сумма налоговых льгот, планируемых к предоставлению j-й категории налогоплательщиков в году, следующем за годом, с которого планируется предоставление льготы;
- сумма налоговых льгот, планируемых к предоставлению j-й категории налогоплательщиков во втором году, следующем за годом, с которого планируется предоставление льготы.
В случае, если полученное значение выше 1, то планируемую к введению льготу следует рассматривать как эффективную с бюджетной точки зрения. В случае значения данного показателя, которое меньше 1, планируемую к введению льготу следует расценивать как неэффективную для бюджета района.
41. Совокупность значений всех критериев, при которых планируемые к предоставлению налоговые расходы считаются эффективными, должна соответствовать значениям, приведенным в приложении 6 к Порядку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.