Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.С. Сидорова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.С. Сидоров оспаривает конституционность следующих положений статьи 5 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края":
части 1, закрепляющей перечень мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам труда, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от прекращения ими трудовой деятельности;
части 2, согласно которой ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 данной статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляются при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Кроме того, заявитель оспаривает пункт 3 части 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 13 февраля 2006 года N 987-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006 - 2023 годы", в соответствии с которым право на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда на городском наземном электрическом транспорте, автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском, пригородном, междугородном сообщениях, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в пригородном сообщении, а также на смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок в пригородном сообщении, начальные и конечные остановочные пункты которых расположены в границах Краснодарского края, железнодорожном транспорте пригородного сообщения имеют граждане Российской Федерации - ветераны труда: достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины); после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации; получающие пенсию по иным основаниям либо получающие ежемесячное пожизненное содержание за работу (службу) - по достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Как следует из представленных материалов, заявителю в 2018 году было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда данными Законами Краснодарского края, поскольку он, являясь получателем пенсии, назначенной по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (наименование в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ), не достиг шестидесятилетнего возраста и ему не назначена пенсия в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правильность такого отказа была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой в том числе на оспариваемые положения, которые, по мнению заявителя, не соответствуют статьям 15 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой исключают возможность предоставления пенсионерам Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые признаны ветеранами труда, мер социальной поддержки независимо от возраста и факта назначения пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
С 1 января 2005 года порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" и меры социальной поддержки ветеранов труда в соответствии с пунктом 4 статьи 7 и статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, законодатель Краснодарского края в статье 5 Закона Краснодарского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" установил меры социальной поддержки для ветеранов труда, а в пункте 3 части 2 статьи 1 Закона Краснодарского края "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006 - 2023 годы" закрепил право данной категории граждан на дополнительные меры социальной поддержки, связав возможность их предоставления гражданам, получающим не страховые пенсии по старости, а пенсии иных видов либо ежемесячное пожизненное содержание, с достижением возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и тем самым сохранил предусматривавшиеся в пункте 4 статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 года N 124-ФЗ) условия предоставления мер социальной поддержки военным пенсионерам - ветеранам труда.
Следовательно, оспариваемые А.С. Сидоровым положения, будучи элементами правового регулирования, которое обеспечивает повышение социальной защищенности и равенство всех ветеранов труда независимо от вида получаемой ими пенсии, не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права указанных граждан, в том числе получателей пенсии за выслугу лет по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сидорова Анатолия Станиславовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 3391-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сидорова Анатолия Станиславовича на нарушение его конституционных прав частями 1 и 2 статьи 5 Закона Краснодарского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" и пунктом 3 части 2 статьи 1 Закона Краснодарского края "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006 - 2023 годы"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)