Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан В.П. Буданова, В.П. Вотякова, Н.М. Зворыгина, С.Г. Ившина и Б.Н. Лисицына к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Граждане В.П. Буданов, В.П. Вотяков, Н.М. Зворыгин, С.Г. Ившин и Б.Н. Лисицын оспаривают конституционность следующих норм Федерального закона от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией":
подпункта 8 пункта 2 статьи 1, согласно которому дополнительное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР);
статьи 7, предусматривающей, что порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением, устанавливается Правительством Российской Федерации.
По мнению заявителей, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 7 (часть 1), 10, 11 (часть 1) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют однозначно определить круг лиц, имеющих право на получение дополнительного материального обеспечения, что умаляет право на него тех граждан, которым присуждались премии Правительства Российской Федерации.
Оспариваемые нормы применены в отношении заявителей судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Что касается статьи 7 указанного Федерального закона, то данная норма лишь определяет полномочия Правительства Российской Федерации и конституционные права заявителей не затрагивает.
Проверка же правомерности применения и истолкования в судебной и иной правоприменительной практике оспариваемых законоположений, в том числе с учетом их взаимосвязи с другими нормативными предписаниями, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Буданова Владимира Петровича, Вотякова Виталия Петровича, Зворыгина Николая Михайловича, Ившина Сергея Геннадьевича и Лисицына Бориса Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. N 3386-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Буданова Владимира Петровича, Вотякова Виталия Петровича, Зворыгина Николая Михайловича, Ившина Сергея Геннадьевича и Лисицына Бориса Николаевича на нарушение их конституционных прав подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 и статьей 7 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)