Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Веритех" (далее - Заявитель) на действия Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание автотранспортных услуг для обеспечения нужд Министерства просвещения Российской Федерации на 2020 - 2021 годы (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0195400000419000237 (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требование о наличии лицензии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" (далее - Лицензия);
2. В документации об Аукционе неправомерно не установлена типовая форма заявки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2019 N 1401 "О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке и внесении изменения в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок" (далее - Постановление N 1401).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 03.12.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 132 111 912 рублей;
3) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 07307090250790019244;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20.12.2019;
6) дата проведения Аукциона - 24.12.2019.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено в документации об Аукционе требование о наличии Лицензии.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, за исключением перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
Пунктом 19 информационной карты документации об Аукционе установлено в том числе следующее требование к составу второй заявки на участие в Аукционе "Участник закупки обязан предоставить лицензию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами".
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является оказание автотранспортных услуг.
При этом в соответствии техническим заданием документации об Аукционе услуги оказываются легковыми автомобилями.
Вместе с тем, в соответствии с приложением N 1 к техническому заданию документации об Аукционе в рамках оказания автотранспортных услуг также требуется 1 микроавтобус, что составляет 4,2 процента от общего объема, установленного техническим заданием документации об Аукционе.
При этом действующим законодательством Российской Федерации установлено требование о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о наличии лицензии в составе второй части заявки на участие в Аукционе не соответствуют части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В документации об Аукционе неправомерно не установлена типовая форма заявки в соответствии с Постановлением N 1401.
В соответствии с частью 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов. Правительство Российской Федерации вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, а также вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Такие типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки.
Постановлением N 1401 установлена, в том числе типовая форма заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах обязательная к применению.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что требования к составу заявки на участие в Аукционе установлены в соответствии с Постановлением N 1401, что не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Решением Комиссии ФАС России от 17.12.2019 по делу N 19/44/105/3477 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе выразившиеся в установлении ненадлежащих требований к составу заявки на участие в Аукционе;
- части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в предоставлении разъяснений положений документации об Аукционе, изменяющих суть документации об Аукционе;
- части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе выразившееся в нарушении сроков внесения изменений в документацию об Аукционе.
На основании Решения Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Веритех" обоснованной в части установления ненадлежащего требования о наличии у участников закупки Лицензии.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 17.12.2019 по делу N 19/44/105/3477, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 17.12.2019 по делу N 19/44/105/3477, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 декабря 2019 г. N 19/44/105/3575 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был