Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Техэкспо" (далее - Заявитель) на действия ГБУ Владимирской области "Облстройзаказчик" (далее - Заказчик), Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Реконструкция терапевтического корпуса под акушерский корпус Ковровской многопрофильной городской больницы N 1" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0128200000119008966) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом установлены неисполнимые сроки и условия исполнения государственного контракта;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединено в один лот выполнение строительно-монтажных работ и поставка оборудования, функционально несвязанного с выполнением работ;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено казначейское сопровождение контракта.
Представители Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.12.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 444 367 771,98 рубль;
4) источник финансирования - областной бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 18.12.2019;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок не подана ни одной заявки.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены неисполнимые сроки и условия исполнения государственного контракта.
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и максимальному значению цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса, предусматривающим заключение государственных контрактов, предметом которых является поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, части 13 статьи 83.2 протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.
Согласно проекту проекта государственного контракта документации об Аукционе, а также сведениям, размещенным в ЕИС, предусмотрены лимиты финансирования исполнения контракта, в том числе, на 2019 год. В соответствии с пунктом 2.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе поэтапная оплата за выполненные в отчетном периоде работы (отчетным периодом является календарный месяц) осуществляется ежемесячно.
Согласно графику выполнения работ не позднее 31.12.2019 подрядчику необходимо выполнить подготовительные и демонтажные работы, а также вынос наружных сетей.
На основании вышеизложенного, а также с учетом срока устранения Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией нарушений, связанных с объединением в один лот поставки товаров и выполнения работ, исполнить до конца текущего года обязательства отчетного периода 2019 года в соответствии с лимитами 2019 года не представляется возможным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что контракт не может быть заключен и исполнен на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, что не соответствует части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединено в один лот выполнение строительно-монтажных работ и поставка оборудования, функционально несвязанного с выполнением работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по объекту "Реконструкция терапевтического корпуса под акушерский корпус Ковровской многопрофильной городской больницы N 1".
Согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта и локальному ресурсному сметному расчету N 02-01-33 на технологическое медицинское оборудование в ходе исполнения государственного контракта поставляются, в том числе следующие товары и немонтируемое медицинское оборудование: "Стол медицинский", "Кровать для новорожденных", "Трехместная банкетка", "Глюкометр", "Стетоскоп", "Кресло гинекологическое" и другие.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно осуществлено объединение в один предмет закупки вышеуказанных товаров, поскольку вышеуказанные товары образуют разные товарные рынки, не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеют функциональную и технологическую связь между собой, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, объединившего в один лот выполнение работ и поставку немонтируемого оборудования, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено казначейское сопровождение контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Закон о федеральном бюджете) утверждены правила казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации.
Частью 2 статьи 5 Закона о федеральном бюджете установлено, что казначейскому сопровождению подлежат целевые средства, направляемые в том числе на реализацию национальных проектов.
При этом согласно части 3 статьи 5 Закона о федеральном бюджете положения части 2 статьи 5 Закона о федеральном бюджете не распространяются на средства, в том числе, предоставляемые на основании государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению.
В соответствии с пунктом "а" части 4 Постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (далее - Постановление N 963) установлено, что минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд, составляет в отношении банковского сопровождения контракта, заключающегося в проведении банком, привлеченным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не менее 1 млрд рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн рублей (для муниципального образования).
Пунктом 9.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что по контракту осуществляется банковское сопровождение, предусмотренное статьей 35 Закона о контрактной системе, постановлением администрации Владимирской области от 30.12.2014 N 1372 "Об определении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов для нужд заказчиков Владимирской области", в соответствии с правилами осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 N 963.
При этом согласно извещению о проведении закупки, разделу 8 проекта государственного контракта документации об Аукционе по контракту устанавливается казначейское сопровождение средств, что не соответствует Закону о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Решением Комиссии от 19.12.2019 по делу N 19/44/105/3527 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе положения о казначейском сопровождении контракта;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении в ЕИС проектной документации не в полном объеме, а также в объединении в один лот выполнения строительно-монтажных работ и поставки оборудования;
- части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неисполнимых сроков и условий исполнения государственного контракта;
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе видов и объемов работ из числа возможных видов и объемов работ, которые участник закупки обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
В связи с чем, Комиссией выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию об Аукционе. Срок исполнения предписания - до 10.01.2020.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Техэкспо" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 10 статьи 83.2, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 19.12.2019 по делу N 19/44/105/3527, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 19.12.2019 по делу N 19/44/105/3527 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 декабря 2019 г. N 19/44/105/3573 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был