Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "РАДЭЛЬ" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта Ростовской области (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Азовском, Аксайском, Багаевском, Веселовском, Волгодонском, Дубовском, Егорлыкском, Заветинском, Зерноградском, Зимовниковском, Кагальницком, Мартыновском, Мясниковском, Неклиновском, Орловском, Песчанокопском, Пролетарском, Ремонтненском, Сальском, Целинском, Цимлянском районах Ростовской области (номер извещения 0158200000519000140) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно объединено в один предмет закупки выполнение не связанных между собой работ по ремонту автомобильных дорог, находящихся в разных районах Ростовской области, а также не связанных единым технологическим процессом работ и услуг, что ограничивает количество участников закупки;
2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе установлены ненадлежащие положения в отношении порядка заполнения приложений к проекту государственного контракта;
3. Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок и срок оплаты выполненных работ;
4. В проекте государственного контракта документации об Аукционе не учтены типовые условия, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 февраля 2019 г. N 37 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта" (далее - Типовые условия);
5. В документации об Аукционе установлены излишние требования к банковской гарантии, представляемой победителем закупки в качестве обеспечения исполнения государственного контракта;
6. Заказчиком ненадлежащим образом произведено обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 09.01.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 10.01.2020.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.12.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 021 109 900 рублей;
3) источник финансирования - бюджет Ростовской области, федеральный бюджет;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -09.01.2019;
6) Заказчиком в ЕИС 30.12.2019 размещено решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.12.2019 N ИО1.
1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки выполнение не связанных между собой работ по ремонту автомобильных дорог, находящихся в разных районах Ростовской области, а также не связанных единым технологическим процессом работ и услуг, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Ростовской области.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе необходимо выполнить следующие виды работ: Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом. Перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами. Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу. Полив водой уплотняемого грунта насыпей. Планировка площадей механизированным способом. Укрепление обочин щебнем.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что объединение в один лот вышеуказанных работ обусловлено потребностью Заказчика, а также, тем что работы по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, находящихся в разных районах Ростовской области, функционально и технологически связаны между собой.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлены ненадлежащие положения в отношении порядка заполнения приложений к проекту государственного контракта.
В соответствии с частью 1 стати 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
На заседании установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе содержит ряд приложений, в том числе: Приложение N 1: График выполнения строительно-монтажных работ. Приложение N 2: График оплаты выполненных работ. Приложение N 3: Расчет твердой договорной цены контракта. Приложение N 4: Локальная смета. Приложение N 5: Ведомость объемов работ. При этом все вышеуказанные приложения не заполнены и содержат ссылку: "*Заполняется на этапе заключения контракта".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные положения в проекте государственного контракта установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе. При этом в ЕИС размещены локальные сметы, а также ведомости объемов работ, содержащие сведения, о видах, стоимости и объемах работ, подлежащих исполнению в рамках государственного контракта.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено документов и сведений, позволяющих прийти к выводу об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок и срок оплаты выполненных работ.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
Пунктами 3.1 и 4.2 государственного контракта документации об Аукционе установлено:
"Результаты выполненных по контракту работ оплачиваются в размерах, установленных контрактом, графиком оплаты выполненных по контракту работ (приложение N 2) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 1) и срок не более тридцати дней с даты подписания Государственным заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
Срок действия контракта: начало - с момента заключения контракта;
окончание - 31.12.2020, а в части обязательств, не исполненных к указанной дате (в том числе обязательств по оплате) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные положения в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностью Заказчика, позволяют определить порядок и срок оплаты выполненных работ и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено документов и сведений, позволяющих прийти к выводу об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе не учтены Типовые условия в отношении гарантийного срока.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
В соответствии с пунктом 6.9 проекта государственного контракта документации об Аукционе, "гарантийный паспорт выдается с обязательством устранения за счет собственных средств дефектов, выявленных в процессе эксплуатации объекта на срок 4 (четыре) года с даты подписания акта приемки законченных работ по ремонту автомобильной дороги (далее - гарантийный срок) в отношении каждого Участка".
При этом, согласно приложению N 2 к Типовым условиям:
- гарантийный срок, принимаемый для земляного полотна и слоев основания дорожной одежды при капитальном ремонте, составляет не менее 6 лет.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные положения в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностью Заказчика, при этом в рамках исполнения государственного контракта предусмотрено выполнение текущего ремонта автомобильных дорог, в связи с чем, вышеуказанные положения Типовых условий о капитальном ремонте автомобильных дорог к данной закупке не применимы.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено документов и сведений, позволяющих прийти к выводу об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлены излишние требования к банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлены требования к условиям банковской гарантии.
Согласно части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, дополнительные требования к банковским гарантиям установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий") (далее - Постановление Правительства N 1005).
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 5.2.9 документации об Аукционе "Банковская гарантия должна содержать условие о рассмотрении споров, вытекающих из банковской гарантии, Арбитражным судом Ростовской области. Запрещается включение в текст банковской гарантии понятий "гарантийный срок", "гарантийный случай" в ином значении, нежели следующие:
гарантийный срок - срок, установленный государственным контрактом, в течение которого поставленный товар или выполненная работа (результат работ) по качеству должны соответствовать условиям контракта, а в случае отсутствия таковых быть пригодным для целей, указанных в государственном контракте, или если они не указаны - для целей, для которых товар, результат работ обычно используется;
гарантийный случай - случай выявления в пределах гарантийного срока, установленного государственным контрактом, недостатков в поставленном товаре, выполненных работах (результате работ), которые подлежат устранению поставщиком, подрядчиком".
Вместе с тем, указанные требования о подсудности рассмотрения споров, вытекающих из банковской гарантии, не предусмотрены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, а также Постановлением Правительства N 1005.
При этом представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о правомерности установления указанных требований.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения исполнителя (подрядчика), поскольку Заказчиком 30.12.2019 принято решение об отмене определения поставщика.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом произведено обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении:
соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;
соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе;
обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В связи с тем, что контроль обоснованности проведения закупок осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом произведено обоснование начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "РАДЭЛЬ" обоснованной в части установления в документации об Аукционе излишних требований к банковской гарантии, представляемой победителем закупки в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.
2. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе довод ООО "РАДЭЛЬ" в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что закупка отменена, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
5. Передать материалы от 10.01.2020 по делу N 20/44/105/7 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 января 2020 г. N 20/44/105/7 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был