Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Главного управления
образования и молодежной политики
Алтайского края
от 29 августа 2012 г. N 3318
Программа
подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
10 декабря 2012 г., 29 октября 2014 г., 31 марта 2016 г., 27 февраля 2017 г.
Приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 27 февраля 2017 г. N 336 в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Пояснительная записка
Одним из приоритетов государственной политики на современном этапе является решение проблем семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, формирует новое семейное пространство - институт замещающей семьи.
Развитие замещающей семьи происходит по тем же законам, что и развитие любой другой семьи. При этом основная функция замещающих родителей - воспитание ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, свой опыт.
В связи с этим необходимо создать для граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, условия для успешного принятия ребенка на основе повышения их медико-психологической, социально-педагогической и правовой грамотности.
Данная программа разработана с учетом требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, (далее - "Граждане") утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623.
В Алтайском крае подготовка Граждан осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", законом Алтайского края от 25.12.2007 N 149-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей", постановлением Администрации Алтайского края от 24.08.2012 N 442 "Об утверждении Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами".
Цель программы - обеспечить психолого-педагогическую и социально-правовую подготовку Граждан, направленную на формирование у них родительских компетенций.
Задачи:
- выявление и формирование у Граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, развития и образования;
- оказание помощи Гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в осознании собственных возможностей, а также реальных проблем, с которыми предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
- ознакомление Граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями замещающих родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.
Общая трудоемкость программы подготовки для очной и очно-заочной форм составляет 56 академических часов, из них 40 академических часов практической работы (организованные занятия с элементами тренинга) и 16 часов самостоятельной работы, в т.ч. индивидуальных консультаций. При проведении очно-заочной формы используются дистанционные методы подготовки.
Продолжительность занятий в течение одного дня не более 8 часов.
При подготовке Граждан используются такие методы как интерактивная беседа, структурированное интервьюирование, социально-психологический тренинг, ролевые и деловые игры, решение проблемных и ситуационных задач, рефлексивная самодиагностика, методы выработки коллективных решений и др.
Занятия проводятся в группе, численность которой при проведении практических занятий (тренингов) не должна превышать 15 человек. Подготовка в очно-заочной форме осуществляется по индивидуальному графику, установленному органом опеки и попечительства или уполномоченной организацией и согласованному с Гражданином.
Для иностранных граждан, не владеющих русским языком, предоставляется возможность пройти подготовку с переводчиком.
Программа подготовки включает 13 разделов, раскрывающих вопросы социально-правовых основ семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей; психолого-педагогического сопровождения приемных детей; медико-дефектологического воспитания и развития детей, воспитывающихся в приемной семье.
Требования к уровню подготовки.
В результате освоения программы Граждане будут:
"Знать": отличительные особенности форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды; права и обязанности приемных родителей в отношении ребенка.
"Уметь": ориентироваться в выборе методов и приемов помощи и поддержки ребенку, оставшемуся без попечения родителей; оценивать возможные риски для жизни, здоровья и психического благополучия ребенка, создавать безопасную среду; понимать связи между потребностями ребенка и возможностями своей семьи.
"Владеть": способами конструктивного взаимодействия с ребенком, учитывая его психологические особенности; способностью осуществлять анализ собственных родительских установок и организовывать эффективное сотрудничество семьи и специалистов служб сопровождения при воспитании ребенка.
В ходе реализации программы у Граждан формируются следующие компетенции:
способность осуществлять анализ собственных родительских установок и выбирать оптимальные методы воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей;
умение понимать особенности личности и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, на разных этапах возрастного развития;
способность самостоятельно разрешать сложные жизненные ситуации детско-родительского взаимодействия в замещающей семье.
Эффективность освоения программы обеспечивается за счёт проведения:
текущего контроля - контрольные задания и результаты выполнения рефлексивных заданий, продукты самостоятельной деятельности;
итоговой аттестации - итоговый тест.
Приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10 декабря 2012 г. N 4957 в раздел II настоящего приложения внесены изменения
II. Учебно-тематический план
IV. Итоговая аттестация по программе. Выдача свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
По завершению программы всего курса подготовки организуется итоговая аттестация, которая проводится в форме собеседования посредством тестирования (Приложение 1). При успешном прохождении итоговой аттестации Гражданину выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. В случае его утери либо непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения, гражданину на основе личного заявления, выдается дубликат свидетельства, который регистрируется в журнале учета выданных свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.
V. Требования к составу и квалификации специалистов, реализующих программу
К проведению подготовки Граждан привлекаются: социальные педагоги (социальные работники), юрисконсульты, педагоги-психологи, медицинские работники (врач-педиатр, детский психиатр, психотерапевт), учитель-логопед, учитель-дефектолог. При отборе специалистов приоритет отдается имеющим базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с замещающими семьями и детьми, и владеющим навыками обучения взрослых.
К участию в подготовке могут быть привлечены замещающие родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
<< Назад |
>> III. Содержание программы по разделам |
|
Содержание Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 29 августа 2012 г. N 3318 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.