В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 N 582 "Об утверждении Положения о департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области", приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Самарской области, на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы (далее - Программа профилактики нарушений) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Должностным лицам департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области обеспечить в пределах своей компетенции выполнение Программы профилактики нарушений.
3. Управлению правового обеспечения и организационной работы департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области (http://tarif.samregion.ru/).
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Врио руководителя департамента |
А.А. Гаршина |
Приложение
к приказу департамента ценового
и тарифного регулирования
Самарской области
от 28 января 2020 г. N 10
Программа
профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Самарской области, на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы
Паспорт
Наименование программы |
Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Самарской области, на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы |
Правовое - основание разработки Программы |
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" |
Разработчик Программы |
Департамент ценового; и тарифного регулирования Самарской области |
Цели Программы |
повышение прозрачности системы регионального государственного контроля (надзора) осуществляемого Департаментом; - предупреждение нарушений обязательных требований подконтрольными субъектами, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований; мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов; - разъяснение подконтрольным субъектам обязательных; требований законодательства |
Задачи Программы |
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной деятельности; - повышение уровня правовой грамотности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов); - выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов их устранения; - оценка состояния подконтрольной сферы; - создание системы взаимодействия между подконтрольными субъектами и Департаментом, обеспечивающей наиболее полное информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и проводимой Департаментом профилактической работы, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий |
Сроки и этапы реализации Программы |
1 этап - 2020 год (краткосрочный период) 2 этап - 2021-2022 годы (долгосрочный период) |
Источники финансирования. |
Бюджет Самарской области (в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание Департамента) |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований законодательства; - увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов; - развитие системы профилактических мероприятий Департамента; - повышение прозрачности деятельности Департамента; - уменьшение административной нагрузки на подконтрольных субъектов; - повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов; - мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению; - снижение числа нарушений законодательства, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий. |
Общие положения
Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Самарской области (далее - Программа), разработана в целях организации проведения департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее - Департамент) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области, определения видов и форм профилактических мероприятий, оценки эффективности и результативности данных мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
Основные понятия:
обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов, а также к производимой и (или) реализуемой хозяйствующими субъектами продукции (выполняемым работам, предоставляемым услугам), имеющие обязательный характер и установленные федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области;
подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое Департаментом в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 N 582, Департамент является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области, в том числе за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами и нормативно-методическими документами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, Уставом Самарской области, законами Самарской области, правовыми актами Правительства Самарской области, Положением о Департаменте, а также иными правовыми актами.
Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) определен:
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 434 "О региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов";
постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2017 N 923 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Самарской области";
постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2017 N -922 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении. и о повышении энергетической эффективности на территории Самарской области";
приказом Департамента от 22.07.2019 N 193 "Об утверждении Административного регламента департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов)";
приказом Департамента от 22.07.2019 N 194 "Об утверждении Административного регламента департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля, размещен на официальном сайте Департамента в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" (http://tarif.samregion.ru.").
Контрольная (надзорная) деятельность Департамента осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок подконтрольных субъектов, проведения систематического наблюдения и анализа за исполнением обязательных требований.
В связи с тем, что Департамент образован с 01.01.2019 года (постановление Правительства Самарской области от 10.10.2018 N 582), План проведения Департаментом плановых проверок на 2019 год отсутствует по причине невозможности его разработки в сроки, определенные статьей 9 Закона N 294-ФЗ, до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
а) истечение срока исполнения подконтрольным субъектом ранее выданного Департаментом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
б) поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов Российской Федерации.
В 2019 году внеплановые проверки Департаментом не проводились по причине отсутствия оснований для их проведения.
Значительную долю контрольной (надзорной) деятельности Департамента в 2019 году занимала работа по проведению систематического наблюдения и анализа за исполнением обязательных требований, работа с поступившими обращениями граждан, организаций и своевременной подготовки ответов на них.
Подраздел 1.1. Административное производство
К подконтрольным субъектам государственного контроля (надзора), допустившим нарушения обязательных требований, Департаментом применялись меры административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). По результатам выявленных правонарушений должностным лицом Департамента составлялись протоколы об административных правонарушениях, в том числе в разрезе видов нарушений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Статья КоАП РФ |
2019 год |
Общее количество составленных протоколов об административных правонарушениях, в том числе: |
45 |
Статья 19.7.1 "Непредставление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)" |
35 |
Статья 19.8.1 "Непредоставление сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами" |
8 |
Статья 9.15 "Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" |
1 |
Статья 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" |
1 |
Одним из наиболее распространенных нарушений, совершаемых подконтрольными субъектами, является непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) (статья 19.7.1 КоАП РФ). В частности подконтрольными субъектами в текущем году не соблюдены Нормы:
пункта 14 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406;
пункта 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075;
пункта 6 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484.
Также типичными нарушениями, совершаемые подконтрольными субъектами, является нарушение Стандартов раскрытия информации (часть 1 статьи 19.8.1, статья 9.15 КоАП РФ).
В ходе рассмотрения обращения граждан выявлено нарушение порядка ценообразования (завышение регулируемых государством цен (тарифов)), за которое предусмотрена административная ответственность (часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ).
В рамках полномочий Департамента в 2019 году рассмотрено 51 дело об административных правонарушениях, в том числе поступившие из министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства (3 дела), прокуратуры Кинель-Черкасского района (2 дела), прокуратуры Ставропольского района (1 дело).
Итоги рассмотрения дел об административных правонарушениях приведены в таблице 2:
Таблица 2
Решение, принятое по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях |
Количество виновных лиц |
привлечено к административной ответственности с наложением административных штрафов на общую сумму 350 793,92 руб. |
8 |
административное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение по основаниям, предусмотренным статьёй 4.1.1 КоАП РФ |
19 |
освобождены от административной ответственности с вынесением устных замечаний (статья 2.9 КоАП РФ) |
22 |
административное производство прекращено по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ |
2 |
Информация об административной практике размещена на официальном сайте Департамента в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" подразделе "Информация об административной практике" (http://tarif.samregion.ru/index.php?r=site/page&id=259).
Подраздел 1.2. Анализ и оценка профилактической работы в 2019 году
В 2019 году проводилась работа по профилактике административных правонарушений:
1. Приказом Департамента от 08.02.2019 N 31 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требования законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Самарской области, на 2019 год (далее - Программа профилактики нарушений).
2. Приказом Департамента от 13.03.2019 N 61 утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - Приказ N 61).
Редакции актов, отраженных в Приказе N 61, размещены на сайте Департамента в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" в подразделе "Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора)" (http://tarif.samregion.ru/index.php?r=site/page&id=262y).
3. Проводилось информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов) посредством доведения до сведения подконтрольных субъектов необходимой информации путем разработки информационных писем, проведения консультаций при личном общении должностных лиц регулируемых организаций.
В случае возникновения вопросов, связанных со Стандартами раскрытия информации, сотрудники сектора ЕИАС оказывали консультативную помощь.
4. Подконтрольным субъектам выдано 82 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных законодательством, в основном, выявленных по результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, а именно ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет".
5. Проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики:
03.07.2019 - в области осуществления регионального государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии за первое полугодие 2019 года.
25.12.2019 - в части соблюдения обязательных требований законодательства в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в 2019 году.
Участники публичных обсуждений были проинформированы об основных результатах контрольной деятельности Департамента с указанием наиболее часто. встречающихся случаев нарушения обязательных требований. Были даны рекомендации, в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений.
Информация о публичных обсуждениях размещена на официальном сайте Департамента в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" подразделе "Публичные обсуждения" http://tarif.samregion.ru/index.php?i=site/page&id=267.
Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы
2.1. Профилактика рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области регулируемых государством цен (тарифов) - это системно организованная деятельность Департамента по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
повышение прозрачности системы регионального государственного контроля (надзора) осуществляемого Департаментом;
предупреждение нарушений обязательных требований подконтрольными субъектами, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований законодательства
2.2. Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной деятельности;
повышение уровня правовой грамотности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен. (тарифов), энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов их устранения оценка состояния подконтрольной сферы;
создание системы взаимодействия между подконтрольными субъектами и Департаментом, обеспечивающей наиболее полное информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и проводимой Департаментом профилактической работы, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий
Раздел 3. Программные мероприятия
N п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения мероприятия |
Ответственный исполнитель |
1 |
Поддержание в актуальном состоянии размещенного на официальном сайте Департамента в сети. "Интернет" (далее - сайт Департамента) перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
По мере внесения изменений в нормативные правовые акты |
руководители структурных подразделений Департамента |
2. |
Подготовка и размещение разъяснительных материалов, информационных писем, руководств по вопросам соблюдения обязательных требований, об изменениях, вносимых в. действующие нормативные правовые акты, на сайте Департамента |
по мере необходимости |
руководители структурных подразделений Департамента |
3. |
Выдача подконтрольным субъектам предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
не позднее 30 дней со дня получения сведений, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона. N 294-ФЗ |
ответственное лицо управления правового обеспечения и организационной работы |
4. |
Обобщение практики осуществления контроля (надзора), в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений. Размещение на сайте Департамента |
до 20 декабря |
ответственное лицо управления правового обеспечения и организационной работы |
Раздел 4. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется в пределах установленной штатной численности Департамента за счет областного бюджета, выделяемого на обеспечение деятельности Департамента. Дополнительных финансовых и иных ресурсов, необходимых для реализации Программы, не требуется.
Представители экспертных организаций и эксперты к проведению мероприятий по контролю Департамента не привлекались.
Раздел 5. Механизм реализации Программы
Цели и задачи настоящей Программы могут быть достигнуты только при условии создания действенных механизмов её реализации.
Организация и координация работы по проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется управлением правового обеспечения и организационной работы Департамента.
Ответственными должностными лицами Департамента (далее - ответственные лица) за осуществление мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в курирующей сфере деятельности назначаются руководители управлений Департамента.
Ответственное должностное лицо управления правового обеспечения и организационной работы Департамента:
на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" поддерживает в актуальном состоянии раздел "Контрольно-надзорная деятельность";
в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, готовит доклад об итогах профилактической работы за прошедший год.
Раздел 6. Оценка эффективности Программы
Оценка эффективности профилактических мероприятий деятельности Департамента осуществляется в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
Реализация настоящей Программы будет способствовать достижению следующих конечных результатов:
снижению рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований законодательства;
увеличению доли законопослушных подконтрольных субъектов;
развитию системы профилактических мероприятий Департамента;
повышению прозрачности деятельности Департамента;
уменьшению административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
повышению уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
мотивации подконтрольных субъектов к добросовестному поведению;
снижению числа нарушений законодательства, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий.
Конечные результаты - социальный и экономический эффект от реализованных мероприятий:
1. ожидаемый социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований может быть достигнут только в условиях конструктивного сотрудничества с подконтрольными субъектами в постоянном режиме по вопросам соблюдения обязательных требований.
2. Экономический эффект от реализованных мероприятий:
снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
увеличение числа подконтрольных субъектов, вовлеченных в регулярное взаимодействие с Департаментом;
повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Департаменту. Количественный показатель оценки эффективности Программы:
Наименование показателя |
Расчет показателя |
Интерпретация значений |
Планируемое значение показателя |
Количество проведенных мероприятий по профилактике правонарушений |
|
|
100% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28 января 2020 г. N 10 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Самарской области, на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы"
Настоящий приказ вступает в силу с 29 января 2020 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 29 января 2020 г., в газете "Волжская коммуна" от 31 января 2020 г. N 15