Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Государственной программе
Подпрограмма
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области"
Паспорт
подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" (далее - Подпрограмма)
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области |
Соисполнители Подпрограммы |
региональная служба по тарифам Кировской области |
Наименования проектов |
отсутствуют |
Цель Подпрограммы |
обеспечение ускорения перевода экономики Кировской области на энергоэффективный путь развития |
Задачи Подпрограммы |
совершенствование энергетического менеджмента; расширение практики применения энергосберегающих технологий |
Срок реализации Подпрограммы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы |
уровень декларирования потребления энергетических ресурсов (далее - ЭР) государственными и муниципальными учреждениями; доля зданий с классом энергетической эффективности не ниже D, эксплуатируемых государственными и муниципальными учреждениями |
Ресурсное обеспечение Подпрограммы |
общий объем финансирования - 1 007 464,60 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 6 257,30 тыс. рублей; внебюджетные средства - 1 001 207,30 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Кировская область с точки зрения потребления ЭР является энергодефицитной. 40% потребляемой электроэнергии поступает перетоками из других регионов, все первичные энергоресурсы, кроме торфа и древесины, являются завозными. Общий запас древесины составляет 1,2 млрд. куб. метров, Кировская область занимает 19-e место в России по ее запасам. Промышленные запасы торфа составляют 378,3 млн. тонн (484 промышленно значимых месторождения площадью более 10 га).
Энергосистема Кировской области охватывает всю ее территорию, работает в составе объединенной энергетической системы Урала и Единой энергетической системы России и имеет связи с энергосистемами Пермского края, Костромской области, Нижегородской области, Архангельской области, Вологодской области, Республики Татарстан, Республики Марий Эл, Республики Коми и Удмуртской Республики.
Производство тепловой и электрической энергии осуществляется на 4 тепловых электрических станциях: Кировская ТЭЦ-1, Кировская ТЭЦ-3, Кировская ТЭЦ-4 и Кировская ТЭЦ-5. Кировская ТЭЦ-1 принадлежит акционерному обществу "Кировская ТЭЦ-1". Суммарная установленная мощность электростанций в энергосистеме Кировской области составляет 971,3 МВт и 2928,2 Гкал/ч.
На территории Кировской области имеется в эксплуатации около 45 тыс. километров линий электропередач напряжением 500 - 0,4 кВ, около 12 тыс. трансформаторных подстанций. Основной объем электрооборудования и электрических линий находится на балансе четырех специализированных электросетевых организаций. Всего на территории Кировской области осуществляют деятельность по передаче электрической энергии 30 территориальных сетевых организаций.
В связи со снижением собственного максимума потребления электроэнергии и вводом новых генерирующих мощностей на Кировской ТЭЦ-3 и Кировской ТЭЦ-4 в энергосистеме Кировской области снизился дефицит мощности с 474 МВт в 2014 году до 366 МВт в 2018 году.
Энергоэффективность и энергосбережение Кировской области можно представить 4 стратегическими направлениями приоритетного технологического развития, а именно:
формирование нормативной базы;
реализация энергосервисных контрактов;
повышение эффективности потребления ЭР;
обеспечение популяризации энергосберегающего образа жизни.
В Кировской области, как и в других регионах, создана информационная система мониторинга энергоэффективности бюджетного сектора - государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - ГИС "Энергоэффективность").
Исходя из данных мониторинга бюджетного сектора определена степень эффективности потребления энергоресурсов зданиями бюджетной сферы, динамика показателей удельного потребления тепловой и электрической энергии, доля использования светодиодных светильников, уровень оснащенности приборами учета.
В 2018 году средний удельный расход тепловой энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений Кировской области снизился по отношению к прошлому году и составил 0,1788 Гкал/м. Средний удельный показатель снабжения электрической энергией государственных и муниципальных учреждений Кировской области также понизился и составил 28,47 кВт*ч/кв. м.
Средняя доля светодиодных источников света в уличном и дорожном хозяйстве государственных и муниципальных учреждений по Российской Федерации в 2017 году по данным энергетических деклараций составила 37%, в Кировской области в 2018 году - 22%, данный показатель по Кировской области повысился по отношению к прошлому году на 6%.
Средняя доля зданий, эксплуатируемых организациями бюджетного сектора, имеющих предварительный класс энергетической эффективности не ниже D, в 2018 году выросла на 1% и составила 15,5%, по Российской Федерации в 2017 году - 18,3%.
В Кировской области зарекомендовал себя и успешно реализуется механизм экономического стимулирования энергосбережения - предоставление беспроцентных займов на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Данный механизм является одним из способов оказания финансовой поддержки по внедрению энергосберегающих проектов предприятиям и организациям Кировской области.
За 2016 - 2018 годы беспроцентные займы по итогам конкурсных отборов были предоставлены 28 организациям на сумму 57,3 млн. рублей. Показатели победивших проектов указывают на высокую эффективность использования внебюджетных средств на энергосбережение. В среднем расчетный годовой экономический эффект проектов за 2016 - 2018 составил 35,5 млн. рублей, предоставленные средства в среднем окупаются за 1,5 года.
В 2018 году увеличилось количество заключаемых энергосервисных контрактов. В Кировской области реализуется 30 энергосервисных контрактов, из них 4 контракта заключено в I квартале 2019 года. Планируемая годовая экономия по всем реализуемым контрактам составит 69,5 млн. рублей.
Одной из основных причин низкой конкурентоспособности товаров и услуг, производимых на территории Кировской области, является низкая энергетическая эффективность экономики Кировской области. Расход первичных энергетических ресурсов в расчете на единицу валового внутреннего продукта значительно больше, чем у стран с развитой экономикой, которые активно проводят государственную энергосберегающую политику, осуществляют финансовую поддержку энергосбережения и законодательное регулирование энергоэффективности в сфере энергопотребления.
В Кировской области недостаточными темпами внедряются энергосберегающая техника и материалы, передовые энергосберегающие технологии, механизмы финансирования. Не развита сфера малой энергетики на основе утилизации органических отходов и переработки ресурсов сельского и лесного хозяйства. Такому положению дел способствует отсутствие надлежащей информационной базы, отсутствие финансовых средств у производителей и потребителей продукции, значительные сложности с получением кредитов и заемных средств, отсутствие государственного стимулирования в сфере энергосбережения.
Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в Кировской области во многом обусловлена несовершенством системы управления энергосбережением, а также недоработанностью или отсутствием необходимых нормативно-правовых, финансово-экономических механизмов, недостаточным и некомплексным их применением. Данная ситуация не стимулирует производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на энергоносители.
Ввод новых мощностей в электроэнергетике Кировской области существенно отстает от роста объема физически изношенного (выработавшего нормативный ресурс) и морально устаревшего оборудования. Объем ремонтных работ, а также мероприятий по техническому перевооружению и реконструкции основных фондов, проводимых электросетевыми компаниями, недостаточен для существенного улучшения состояния электросетевых активов. В связи с этим технический износ основных фондов имеет тенденцию к росту. Степень износа оборудования трансформаторных подстанций напряжением 35 - 110 кВ составляет 71,3%.
Также сказывается недостаток квалифицированных кадров в области энергосбережения. Не осуществляются целенаправленное обучение специалистов и пропаганда эффективных методов экономии ЭР на производстве и в быту. Не использован потенциал средств массовой информации в пропаганде вопросов энергосбережения.
Целью долгосрочной государственной энергетической политики России является максимально эффективное использование природных ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения.
Основными направлениями развития отраслей топливно-энергетического комплекса являются:
переход на путь инновационного и энергоэффективного развития;
изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов.
Реализация основных направлений предполагает активные действия по осуществлению мер, направленных на практическое энергосбережение и повышение энергоэффективности. Кировская область осуществляет постепенное увеличение вложений в энергоэффективное оборудование, технологии и организационные решения, как в секторе домашних хозяйств, так и в промышленности и энергетике.
Особая важность проблемы повышения энергоэффективности для экономики Кировской области диктуется тем, что она имеет весьма высокую удельную энергоемкость экономики по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. По уровню энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) Кировская область занимает 50 место в Российской Федерации и 9 место в Приволжском федеральном округе. Энергоемкость ВРП Кировской области за 2017 год составила 16,23 кг у.т./тыс. рублей, что ниже планового значения на 2 кг у.т./тыс. рублей и на 0,7 кг у.т./тыс. рублей фактического значения 2016 года. Энергоемкость ВРП Приволжского Федерального округа представлена в таблице 1.
Таблица 1
Энергоемкость ВРП, кгу.т./тыс. рублей | |||
Регион |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Республика Татарстан |
12,179 |
12,583 |
11,45 |
Пензенская область |
13,561 |
12,972 |
12,05 |
Удмуртская Республика |
13,538 |
13,395 |
12,14 |
Чувашская Республика |
15,643 |
15,321 |
13,77 |
Ульяновская область |
15,948 |
15,633 |
14,27 |
Нижегородская область |
17,359 |
18,351 |
14,72 |
Республика Мордовия |
18,108 |
17,109 |
15,30 |
Республика Марий Эл |
12,584 |
15,641 |
15,45 |
Кировская область |
18,055 |
16,959 |
16,23 |
Саратовская область |
16,579 |
16,886 |
16,60 |
Самарская область |
19,919 |
17,152 |
17,75 |
Республика Башкортостан |
19,927 |
21,105 |
17,82 |
Пермский край |
18,781 |
20,925 |
19,99 |
Оренбургская область |
24,272 |
25,834 |
22,83 |
Основными причинами низкой энергоемкости ВРП Кировской области являются наличие значительного объема устаревшего энергопотребляющего оборудования и технологий, недостаточные стимулы к энергосбережению на практике. Реализация мероприятий по энергоэффективности является альтернативой обеспечению экономики Кировской области в энергомощностях, поскольку инвестиции в энергосберегающие проекты до 8 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, сроки реализации Подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности (в сфере реализации Подпрограммы) сформированы в:
Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р;
распоряжении Правительства Российской Федерации от 19.04.2018 N 703-р;
стратегии социально-экономического развития Кировской области.
Целью Подпрограммы является обеспечение ускорения перевода экономики Кировской области на энергоэффективный путь развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
совершенствование энергетического менеджмента;
расширение практики применения энергосберегающих технологий.
Целевыми показателями эффективности реализации Подпрограммы являются:
уровень декларирования потребления энергетических ресурсов государственными и муниципальными учреждениями;
доля зданий с классом энергетической эффективности не ниже D, эксплуатируемых государственными и муниципальными учреждениями.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Подпрограммы приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Подпрограммы приведена в приложении N 2 к Государственной программе.
Срок реализации Подпрограммы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий,проектов Подпрограммы
3.1. На решение задачи "Совершенствование энергетического менеджмента" направлена реализация отдельного мероприятия "Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением".
В рамках реализации отдельного мероприятия планируется:
представление физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований Кировской области информации о требованиях законодательства об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности и о ходе реализации его положений путем представления указанной информации оператору государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за счет предоставления Кировскому областному государственному образовательному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр энергетической эффективности" субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания на предоставление государственных услуг в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Кировской области;
информационное обеспечение реализации Подпрограммы, в том числе освещение в средствах массовой информации, проведение конференций, выставок, семинаров и иных мероприятий по пропаганде энергосбережения;
проведение экспертизы программ по энергосбережению организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
3.2. На решение задачи "Расширение практики применения энергосберегающих технологий" направлена реализация следующих отдельных мероприятий:
"Повышение эффективности потребления энергетических ресурсов в потребительском секторе";
"Предоставление целевых займов за счет внебюджетных средств на мероприятия по энергосбережению победителям отбора".
3.2.1. В рамках реализации отдельного мероприятия "Повышение эффективности потребления энергетических ресурсов в потребительском секторе" планируется:
проведение мероприятий по модернизации оборудования, используемого для потребления ЭР, в том числе по замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрению инновационных решений и технологий в целях повышения энергетической эффективности при потреблении ЭР;
проведение мероприятий по анализу реализации энергосервисных контрактов, энергоэффективности зданий государственных и муниципальных учреждений на территории Кировской области.
3.2.2. В рамках реализации отдельного мероприятия "Предоставление целевых займов за счет внебюджетных средств на мероприятия по энергосбережению победителям отбора" планируется:
проведение отбора проектов по энергосбережению с целью их последующего финансирования за счет внебюджетных средств путем предоставления целевых займов на реализацию проектов по энергосбережению;
предоставление целевых займов победителям отбора на реализацию проектов по энергосбережению;
возврат целевых займов победителями отбора проектов по энергосбережению за счет получаемой экономии от реализации проектов по энергосбережению.
Порядок формирования, использования внебюджетных средств на энергосбережение, проведения отбора проектов по энергосбережению и их финансирования (далее - Порядок) приведен в приложении.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы составит 1 007 464,60 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 6 257,30 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 1 001 207,30 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Подпрограммы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Внебюджетными источниками финансирования являются средства организаций, осуществляющих деятельность в сфер топливно-энергетического комплекса (в том числе организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности), привлекаемые по согласованию, а также средства потребителей в сфере промышленности, жилищного фонда, предприятий агропромышленного комплекса, иных организаций.
Ресурсное обеспечение Подпрограммы приведено в приложении N 3 к Государственной программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "в приложении N 3" следует читать "в приложении N 6"
Объемы финансирования по направлениям финансирования Подпрограммы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Направления финансирования Подпрограммы |
Объемы финансирования Подпрограммы, тыс. рублей |
|||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
Подпрограмма - всего |
1007464,60 |
201396,90 |
201503,50 |
201511,40 |
201521,40 |
201531,40 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения |
1001207,30 |
200145,30 |
200252,00 |
200260,00 |
200270,00 |
200280,00 |
прочие расходы |
6257,30 |
1251,60 |
1251,50 |
1251,40 |
1251,40 |
1251,40 |
5. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками
В ходе реализации Подпрограммы могут возникнуть группы рисков, представленные в таблице 3:
Таблица 3
Негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
Недостаточное финансирование мероприятий Подпрограммы за счет средств областного бюджета |
определение приоритетных направлений финансирования, а также привлечение внебюджетных источников |
Неисполнение органами исполнительной власти Кировской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области, организациями требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности |
усиление контроля уполномоченными органами исполнительной власти Кировской области исполнения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности |
6. Участие акционерных обществ, созданных с участием Кировской области, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы
К реализации Подпрограммы могут привлекаться организации, осуществляющие деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности), а также потребители в сфере промышленности, жилищного фонда, предприятия агропромышленного комплекса, иные коммерческие и некоммерческие организации при условии обоснованности их участия.
В реализации отдельного мероприятия "Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением" участвует Кировское областное государственное унитарное предприятие "Агентство энергосбережения", которое проводит экспертизы программ по энергосбережению организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
В реализации отдельного мероприятия "Повышение эффективности потребления энергетических ресурсов в потребительском секторе" участвуют организации, осуществляющие деятельность в разных сферах экономики (в том числе организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности).
При реализации отдельного мероприятия "Предоставление целевых займов за счет внебюджетных средств на мероприятия по энергосбережению победителям отбора" Кировское областное государственное унитарное предприятие "Агентство энергосбережения" проводит в соответствии с действующим законодательством конкурсные процедуры по отбору проектов по энергосбережению. Размер внебюджетных средств на энергосбережение утверждается региональной службой по тарифам Кировской области для конкретной регулируемой организации. Формирование внебюджетных средств на энергосбережение осуществляется в соответствии с разделом 2 Порядка.
Прогнозный объем расходов средств из внебюджетных источников приведен в приложении N 6 к Государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.