Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 30.12.2019 N 756-п
Государственная программа
Кировской области "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности"
Паспорт
государственной программы Кировской области "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности"
Ответственный исполнитель Государственной программы |
министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области |
Соисполнители Государственной программы |
региональная служба по тарифам Кировской области; государственная жилищная инспекция Кировской области; министерство строительства Кировской области |
Наименования подпрограмм |
"Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры Кировской области"; "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области"; |
Наименование проекта |
региональный проект "Чистая вода в Кировской области" |
Цели Государственной программы |
повышение качества жилищно-коммунальных услуг; повышение энергоэффективности; развитие системы газоснабжения |
Задачи Государственной программы |
создание условий для обеспечения надлежащего качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; создание условий для обеспечения повышения энергоэффективности; повышение уровня газификации и использования природного газа |
Срок реализации Государственной программы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы |
удовлетворенность населения городских и муниципальных округов, муниципальных районов Кировской области жилищно-коммунальными услугами; энергоемкость валового регионального продукта; уровень газификации природным газом жилищного фонда Кировской области |
Ресурсное обеспечение Государственной программы |
общий объем финансирования Государственной программы - 15 190 965,90 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1 420 906,90 тыс. рублей; средства областного бюджета - 8 397 156,90 тыс. рублей; налоговые расходы - 2 595,00 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 134 083,40 тыс. рублей; внебюджетные средства - 5 236 223,70 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Общая площадь жилищного фонда Кировской области на 01.01.2019 составляла 31953,9 тыс. кв. метров.
Увеличение доли многоквартирных домов, имеющих значительный физический износ, являлось основной проблемой жилищного фонда. Так, износ свыше 65% имеет 17,5% многоквартирных домов, от 31 до 65% - 52,0% многоквартирных домов.
Реализация областной программы "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 N 254/210 "Об областной программе "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" (далее - областная программа), направлена на увеличение количества многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества. В 2019 году исполнение областной программы составило 88,5% по сравнению с 2017 годом (68%) и 2018 годом (75,7%).
Одной из проблем, возникающих в процессе реализации областной программы, является отсутствие достоверных данных о техническом состоянии общего имущества в многоквартирных домах. Для решения указанной проблемы необходимо создание проектного отдела в некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кировской области", в полномочия которого будут входить сбор и анализ информации об износе и техническом состоянии многоквартирных домов, разработка типовых проектов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Кроме того, создание проектного отдела позволит оперативно вносить изменения в проектно-сметную документацию без приостановки работ на объекте.
Отсутствие достаточного количества квалифицированных местных подрядных организаций для выполнения объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных областной программой, приводит к тому, что часть конкурсных процедур, направленных на определение подрядных организаций, признаются несостоявшимися. Из проведенных в 2018 году 38 электронных аукционов 15 аукционов не состоялось из-за отсутствия заявок, в 2019 году из 314 электронных аукционов не состоялось 103 аукциона.
Для решения проблемы недостатка подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Кировской области, в том числе выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, оказание услуг по осуществлению строительного контроля, планируется увеличение количества проводимых предварительных отборов организаций и индивидуальных предпринимателей, включаемых в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Всего областной программой в 2020 - 2024 годах предусматривается проведение капитального ремонта общего имущества в более чем 2 тыс. многоквартирных домов, что позволит улучшить жилищные условия порядка 300 тыс. человек и снизить динамику перехода жилья в статус аварийного.
Система питьевого водоснабжения муниципальных образований Кировской области включает в себя 4245 объектов питьевого водоснабжения, что составляет 6732 километра водопроводных сетей и 1873 источника водоснабжения. По результатам оценки технического состояния объектов питьевого водоснабжения, проведенной в 2019 году, их амортизационный износ превышает 79%, физический износ составляет 73%. Высокий уровень износа централизованных систем водоснабжения некоторых населенных пунктов Кировской области не позволяет обеспечить население коммунальной услугой по водоснабжению надлежащего качества на постоянной основе.
Недостаточное финансирование отрасли жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях Кировской области в связи с отсутствием в течение длительного периода капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры привело к ряду проблем, основными из которых являются:
невозможность технологического развития систем коммунальной инфраструктуры и неравномерное распределение мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
низкая ресурсная эффективность объектов коммунальной инфраструктуры;
высокий уровень морального и физического износа систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, который составляет в разрезе муниципальных образований региона от 50 до 91%;
сверхплановые потери коммунального ресурса в процессе его производства и транспортировки до потребителей.
С целью решения комплекса проблем в жилищно-коммунальной сфере и выработки системного решения, обеспечивающего комфортность проживания населения на территории Кировской области, для повышения ресурсной эффективности при оказании жилищно-коммунальных услуг необходимо использовать программно-целевой метод.
В результате реализации Государственной программы планируется стабилизировать технико-экономическую ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве Кировской области, обеспечить повышение надежности предоставляемых коммунальных услуг и их качества.
Основной проблемой топливно-энергетического комплекса Кировской области является дефицит собственных энергоресурсов. Перечень используемых энергетических ресурсов формируется в основном за счет энергоресурсов, поступающих из других субъектов Российской Федерации, и в незначительной степени за счет местных видов топлива (торфа, дров, щепы, опила). Зависимость от цен и условий поставки энергоресурсов, устанавливаемых внешними поставщиками, снижает энергетическую эффективность их использования, что может негативно отразиться на стоимости выпускаемой продукции и оказываемых коммунальных услуг.
Низкая эффективность использования дорогостоящих энергоресурсов в Кировской области во многом обусловлена несовершенством системы управления энергосбережением, недостатком или отсутствием реальных финансово-экономических механизмов, а также их некомпетентным применением. Данная ситуация не стимулирует производителей и потребителей энергоресурсов в полной мере снижать затраты на энергоносители.
Одной из основных причин недостаточной конкурентоспособности товаров и услуг, производимых на территории Кировской области, является низкая энергетическая эффективность экономики. Расход энергетических ресурсов в Российской Федерации в расчете на единицу валового регионального продукта значительно превышает показатель стран с развитой экономикой, которые активно проводят государственную энергосберегающую политику, осуществляют финансовую поддержку энергосбережения и законодательное регулирование энергоэффективности в сфере энергопотребления.
По уровню энергоемкости валового регионального продукта Кировская область по состоянию на 01.11.2018 занимает 50-е место в Российской Федерации и 9-е место в Приволжском федеральном округе.
Кроме того, реализация мероприятий в сфере энергоэффективности является альтернативой обеспечению экономики Кировской области дополнительными энергомощностями, поскольку инвестиции в энергосберегающие проекты до 8 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей.
Уровень газификации жилищного фонда природным газом на 01.01.2019 в среднем по России составляет 68%, по Кировской области - 41,74%.
Низкий уровень газификации жилищного фонда частично обусловлен большой площадью территории Кировской области (120 тыс. кв. километров), низкой плотностью населения (11 человек на 1 кв. километр), значительными расстояниями между населенными пунктами региона.
Поскольку проектирование и строительство объектов транспортировки газа является дорогостоящим процессом, газификация Кировской области сетевым природным газом требует больших финансовых вложений.
В результате реализации Государственной программы планируется увеличить удовлетворенность населения городских и муниципальных округов, муниципальных районов Кировской области жилищно-коммунальными услугами, снизить энергоемкость валового регионального продукта, а также повысить уровень газификации природным газом жилищного фонда Кировской области.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, сроки реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплекса (в сфере реализации Государственной программы) сформированы на основе положений:
Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";
постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р;
распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.04.2018 N 703-р;
стратегии социально-экономического развития Кировской области.
Целями Государственной программы являются:
повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
повышение энергоэффективности;
развитие системы газоснабжения.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
создание условий для обеспечения надлежащего качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
создание условий для обеспечения повышения энергоэффективности;
повышение уровня газификации и использования природного газа.
Целевыми показателями эффективности реализации Государственной программы являются:
удовлетворенность населения городских и муниципальных округов, муниципальных районов Кировской области жилищно-коммунальными услугами;
энергоемкость валового регионального продукта;
уровень газификации природным газом жилищного фонда Кировской области.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы представлены в приложении N 1.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Государственной программы приведена в приложении N 2.
Срок реализации Государственной программы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Государственной программы
3.1. На решение задачи "Создание условий для обеспечения надлежащего качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг" направлена реализация подпрограммы "Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры Кировской области" согласно приложению N 3, а также отдельного мероприятия "Обеспечение создания условий для реализации Государственной программы".
Описания отдельных мероприятий и регионального проекта "Чистая вода в Кировской области", реализуемых в рамках подпрограммы "Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры Кировской области", представлены в соответствующем разделе указанной подпрограммы.
При реализации отдельного мероприятия "Обеспечение создания условий для реализации Государственной программы" планируются:
финансовое обеспечение деятельности министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, реализующего государственную политику в сфере жилищно-коммунального комплекса и повышения энергетической эффективности на территории Кировской области;
финансовое обеспечение деятельности Кировского областного государственного бюджетного учреждения института "Кировкоммунпроект" (далее - КОГБУ институт "Кировкоммунпроект"), выполняющего работы, оказывающего услуги в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в сферах теплоснабжения, электроэнергетики и формирования комфортной городской среды на территории Кировской области;
исполнение судебных актов к Кировской области.
3.2. На решение задачи "Создание условий для обеспечения повышения энергоэффективности" направлена реализация подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" согласно приложению N 4.
Описания отдельных мероприятий, реализуемых в рамках подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области", представлены в соответствующем разделе указанной подпрограммы.
3.3. На решение задачи "Повышение уровня газификации и использования природного газа" направлена реализация подпрограммы "Газификация Кировской области" согласно приложению N 5.
Описания отдельных мероприятий, реализуемых в рамках подпрограммы "Газификация Кировской области", представлены в соответствующем разделе указанной подпрограммы.
4. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Общий объем финансирования Государственной программы составит 15 200 472,60 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1 420 906,90 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 8 431 099,50 тыс. рублей;
налоговые расходы - 2 595,00 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 109 647,50 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 5 236 223,70 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета планируется привлекать в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Государственной программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Средства местных бюджетов привлекаются по соглашениям.
К внебюджетным источникам финансирования Государственной программы относятся средства организаций, осуществляющих деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности), а также потребителей коммунальных услуг в сфере промышленности, предприятий агропромышленного комплекса, иных коммерческих и некоммерческих организаций при условии обоснованности их участия в реализации Государственной программы. Внебюджетные средства привлекаются по соглашениям.
Объемы финансирования по основным направлениям финансирования Государственной программы представлены в таблице 1.
Таблица 1
(тыс. рублей)
Основные направления финансирования |
Объемы финансирования в 2020 - 2024 годах |
|||||
всего |
в том числе |
|||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
Государственная программа - всего |
15190965,90 |
2639824,78 |
2516372,78 |
2780796,28 |
4571883,38 |
2682088,68 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения |
4598222,40 |
661388,50 |
450791,90 |
597887,50 |
2388974,60 |
499179,90 |
прочие расходы |
10592743,50 |
1978436,28 |
2065580,88 |
2182908,78 |
2182908,78 |
2182908,78 |
Ресурсное обеспечение Государственной программы представлено в приложении N 6.
5. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
В ходе реализации Государственной программы могут возникнуть группы рисков, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Негативный фактор |
Способ минимизации рисков |
Существенные отклонения фактических параметров инфляции, в том числе цен на энергоресурсы, от параметров, определенных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации |
осуществление прогнозирования развития сфер жилищно-коммунального хозяйства и энергетики с учетом возможного ухудшения экономической ситуации; предоставление государственной поддержки организациям коммунального комплекса за счет изменения доли их финансового участия в реализации мероприятий Государственной программы |
Изменение федерального законодательства, применяемого в сфере реализации Государственной программы |
актуализация нормативных правовых актов Кировской области по результатам проводимого мониторинга изменений, вносимых в федеральное законодательство |
Недостаточное финансирование мероприятий Государственной программы за счет средств областного бюджета |
проведение мониторинга хода реализации Государственной программы, позволяющего своевременно принимать управленческие решения о направлениях эффективного использования бюджетных средств и ресурсов; привлечение средств федерального и местных бюджетов, внебюджетных источников на реализацию мероприятий Государственной программы |
Несоответствие достигнутых значений показателей эффективности реализации Государственной программы запланированным значениям |
проведение ежегодного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Государственной программы; анализ причин отклонения достигнутых значений показателей эффективности реализации Государственной программы от запланированных значений; оперативная разработка и выполнение комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий Государственной программы |
Нестабильность экономики, в том числе связанная с колебаниями цен на энергоносители |
своевременное выявление причин, сдерживающих реализацию мероприятий Государственной программы; принятие управленческих решений |
Отсутствие финансирования (недостаточное финансирование) мероприятий Государственной программы за счет средств местных бюджетов в соответствии с соглашениями, заключенными с муниципальными образованиями Кировской области |
активное взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области с целью своевременного предупреждения недостатка финансирования; принятие управленческих решений |
6. Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Государственной программы
В реализации мероприятий регионального проекта "Чистая вода в Кировской области" и отдельных мероприятий подпрограммы "Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры Кировской области" принимают участие муниципальные образования Кировской области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Кировской области разрабатывают и утверждают муниципальные программы, предусматривающие объемы финансирования мероприятий Государственной программы.
Органы исполнительной власти Кировской области как главные распорядители бюджетных средств заключают с муниципальными образованиями Кировской области соглашения о предоставлении субсидий местным бюджетам из областного бюджета.
Прогнозируемый объем расходов местных бюджетов на ресурсное обеспечение Государственной программы представлен в приложении N 6.
7. Участие акционерных обществ, созданных с участием Кировской области, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Государственной программы
К реализации мероприятий подпрограмм "Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры Кировской области", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" и "Газификация Кировской области" Государственной программы могут привлекаться организации, осуществляющие деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности), а также потребители коммунальных услуг в сфере промышленности, предприятия агропромышленного комплекса, иные коммерческие и некоммерческие организации.
Прогнозный объем внебюджетных средств, привлекаемых в рамках реализации Государственной программы, указан в приложении N 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.