Определение Верховного Суда РФ от 24 января 2020 г. N 302-ЭС19-23923 по делу N А58-8414/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее также - министерство) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.10.2019 по делу N А58-8414/2018 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)
по заявлению администрации муниципального образования "Алданский район" (далее также - администрация) к министерству о признании недействительным приказа от 19.06.2018 N 01-04/0904 в части бесспорного взыскания денежных средств в сумме 17 375 128 рублей 20 копеек, об обязании произвести возврат неправомерно взысканных денежных средств в указанной сумме,
установила:
решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.12.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.10.2019, решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительным приказ министерства в части бесспорного взыскания денежных средств в сумме 12 381 955 рублей 40 копеек. На министерство возложена обязанность произвести возврат в бюджет муниципального образования "Алданский район" денежных средств в сумме 12 381 955 рублей 40 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) ставит вопрос об отмене указанных судебных актов в части, в которой заявленные требования удовлетворены, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке из содержания доводов жалобы не усматривается.
Как следует из судебных актов, приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 19.06.2018 N 01-04/0904 к муниципальному образованию "Алданский район" в лице администрации применены бюджетные меры принуждения вследствие выявленных бюджетных правонарушений, выразившихся в нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств, предоставленных в 2016-2017 годах в виде субвенций и субсидий из бюджета Республики Саха (Якутия), в частности:
- 13 021 915 рублей субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений;
- 442 767 рублей 71 копейки субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку производства картофеля.
Признавая в указанной части приказ министерства несоответствующим действующему законодательству, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 34, 38, 139, 140, 306.1, 306.4, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и правовыми актами муниципального образования "Алданский район", условиями соглашений о предоставлении субвенций от 13.05.2016 N 14-ДС/16, от 28.03.2017 N 7-ДС/17.
Изучив обстоятельства, установленные судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводом о том, что в действиях администрации по эпизоду расходования субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам имеется неэффективное использование бюджетных средств, поскольку показатель результативности использования субвенции в 2016, 2017 годах, выражающий количество детей, обеспеченных жилыми помещениями, не был достигнут. Однако приобретение жилья ненадлежащего качества, которым было обусловлено недостижение показателя результативности, имело место в 2015 году, т.е. за пределами периода проверки, проведенной Министерством финансов Республики Саха (Якутия). Ввиду этого суд пришел к выводу, что обжалуемый приказ министерства вынесен за пределами имевшихся у него контрольных полномочий.
Нарушения в финансовой деятельности администрации, связанные с предоставлением субсидии КФХ Иванову В.И. в целях поддержки производства картофеля, также нашли подтверждение. КФХ Ивановым В.И. не были выполнены принятые обязательства по представлению в муниципальное казенное учреждение "Управление сельского хозяйства Алданского района" отчетов о выполненных работах по посеву картофеля. Однако суд счел данные нарушения формальными, не свидетельствующими о нецелевом использовании бюджетных средств, поскольку последующие отчеты о результатах сбора урожая картофеля, представленные предпринимателем, указывают, что работы по его выращиванию производились.
Суд кассационной инстанции проверил выводы суда апелляционной инстанции применительно к материалам дела и поддержал их правильность и обоснованность.
Содержание судебных актов показывает, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанции основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права и правильной оценке обстоятельств, значимых для разрешения спора.
Доводы кассационной жалобы министерства не опровергают законность и обоснованность выводов судов, не указывают на допущенную ими ошибку. Ранее аналогичные доводы заявлялись министерством в ходе судебного разбирательства и были мотивированно отклонены судами апелляционной и кассационной инстанций.
Существенного нарушения судами норм права, которое в силу статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могло бы явиться основанием для пересмотра судебных актов, не усматривается. Оснований для отмены либо изменения судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать Министерству финансов Республики Саха (Якутия) в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 24 января 2020 г. N 302-ЭС19-23923 по делу N А58-8414/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4347/19
04.06.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-720/19
21.05.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-8414/18
23.04.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-8414/18
02.04.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-8414/18
24.12.2018 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-8414/18