1. В документации об Аукционе заказчик не вправе устанавливать требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 17.05.2019 N 28846 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе, поскольку участником не указан конкретный показатель крупности зерен по позиции 21 "Просеянный песок", что не соответствует требованиям технического задания документации об Аукционе.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе к товару "Просеянный песок" установлено, в том числе, следующее требование: "Песок: в виде природного неорганического сыпучего материала, с крупностью зерен до 5 мм с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц, полученного с использованием специального оборудования при разработке речного песчаного месторождения".
При этом положениями инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция) не регламентируется порядок указания значений характеристики с символом "до".
Также на заседании Комиссии установлено, что в техническом задании документации об Аукционе установлено, в том числе, следующие требования к товарам: "Просеянный песок" - "Крупность зерен до 5 мм с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц", "Мастика" - "Содержание наполнителя - не менее 12 и не более 30% по массе", "Бетон" - "Содержание фракции от 5 до 10 мм в крупном заполнителе бетона - не менее 25 и не более 100%" и другие.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Также Комиссия приходит к выводу, что в Приложении N 5 документации об Аукционе требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ, установлены ненадлежащим образом, в таблице, не позволяющей участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку на основании установленных в Приложении N 5 требований к характеристикам товаров не представляется возможным сделать вывод о том, какие именно характеристики подлежат указанию участниками закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что требования положений Инструкции, формы предоставления качественных и функциональных характеристик товаров, а также требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, не позволяют однозначным образом определить порядок заполнения сведений в отношении указанного товара и заполнить заявку надлежащим образом, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив представленную на заседании Комиссии заявку Заявителя, Комиссия установила, что Заявителем по товару "Просеянный песок" технического задания документации об Аукционе представлена, в том числе, следующая характеристика показателя товара "Песок: в виде природного неорганического сыпучего материала, с крупностью зерен до 5 мм с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц, полученного с использованием специального оборудования при разработке речного песчаного месторождения".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе повлекло ограничение количества участников Аукциона, а именно к отказу в допуске к участию в Аукционе Заявителя, что является нарушением части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2019 г. по делу N 17/04/7.30-488/2019)
2. Заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке показатели, ограничивающие количество участников закупки.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку оборудования для проведения видеоконференцсвязи.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, статьей 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя, а также запрещено указывать конкретные товарные знаки без использования слов "или эквивалент" (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
Согласно сведениям ЕИС и технического задания документации об Аукционе к поставке требуется программно-аппаратный комплекс видеоконференцсвязи (далее - ПАК ВКС).
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к ПАК ВКС: "Поддержка стандартов сжатия аудио - G.711, G.711A, G.722, G.722.1C, G.722.1, G.719, G.729A, Siren_ 14, Siren 22 и Siren 22 LPR; Поддерживаемы алгоритмы сжатия аудио - G.711, G.722, G.722.1 и G.722.1C, G.729A, Siren 14, Siren 22; Поддержка стандартов сжатия аудио - Polycom Siren 22, AAC-LD, Polycom Siren 14, G.722.1 Annex C, G.722, G.722.1, G.711, G.728, G.729A".
Согласно пояснениям Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования к показателям оборудования, поскольку указанные программные продукты являются проприетарными, принадлежат и используются исключительно компанией Polycom (США).
Представители Заказчика пояснили, что установление в техническом задании документации об Аукционе указанных требований к оборудованию связано с потребностью Заказчика, поскольку наличие вышеуказанных характеристик в ПАК ВКС, необходимо для подключения к защищенной сети передачи данных Федеральной службой охраны.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что отсутствие стандартов и алгоритмов сжатия аудио Siren_ 14, Sire N 22, Siren 22 LPR, Siren 14, Siren 22, Polycom Siren 22, Polycom Siren 14 у ПАК ВКС не свидетельствует о невозможности совместимости оборудования марки "Polycom" с оборудованием иной марки.
Кроме того, Заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие необходимость использования программных продуктов исключительно компании Polycom (США).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанные показатели ПАК ВКС при описании объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе не установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 1236.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) "установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению".
Согласно пункту 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236, обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
В соответствии с пунктом 3 Порядка размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, извещение о проведении закупки опубликовано 27.09.2019.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является поставка оборудования для проведения видеоконференцсвязи.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к наличию, в том числе, программного обеспечения для использования на личных устройствах сотрудников (на планшетах, смартфонах, ноутбуках, компьютерах), программного обеспечение сервера медиа контента (поставляется в бессрочное пользование, без ограничения по сроку использования продукта) и других.
Таким образом, в соответствии с Постановлением N 1236, в случае невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, размещается обоснование невозможности соблюдения такого запрета.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе не содержат запрет, предусмотренный Постановлением N 1236, при этом, обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения в соответствии с Постановлением N 1236 Заказчиком в ЕИС не размещено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
При этом, пунктом 3 Постановления N 878, установлено, что подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878.
Согласно пункту 22 информационной карты документации об Аукционе поименован перечень документов, входящих в состав второй части заявки на участие в закупке. При этом, наименование документа, который необходимо представить участникам закупки в составе заявок на участие в Аукционе для подтверждения производства товаров на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением N 878, отсутствует.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу вторых частей заявок на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 4.17 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Гарантийный срок производителя на Товар, все его комплектующие, составные части и принадлежности должен составлять не менее 12 месяцев". Вместе с тем, в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено требование об обеспечении гарантийных обязательств по государственному контракту.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.12.2019 г. по делу N 17/04/7.30-623/2019)
3. Заказчик должен установить надлежащую инструкцию в документации о закупке.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку оборудования системы видеоконференцсвязи.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, не позволяющая однозначным образом определить, какие характеристики товаров, используемых при выполнении работ в рамках исполнения государственного контракта, подлежат указанию в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Инструкция содержит, в том числе, следующие положения: "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель(-и) из данного диапазона, не включая крайние значения".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что установленная в документации об Аукционе Инструкция содержит стандартные термины и обозначения, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующее требования к товарам: "Регулировка угла наклона не уже от 0° до 15°"; "Поддержка режима работы 24/7"; "Контрастность экрана не менее 1400:1"; "Частотный диапазон не уже 20 Гц - 20 кГц"; "Угол панорамирования не менее 170°" и другие.
Вместе с тем, Инструкция не содержит порядок указания сведений при наличии характеристики слова "не уже" и символов "х", "/", ":", "-" "", при этом из положений Инструкции не представляется возможным определить порядок указания характеристик в таком случае.
Кроме того согласно пунктом 12 технического задания документации об Аукционе установлено в том числе следующее требование к товару "Сенсорная панель": "Поддерживаемое разрешение: не менее 1920x1080 пиксель (Full HD)".
Согласно Инструкции слово "не менее" - означает что, участнику следует предоставить конкретное(-ые) значение(-я), более указанного или равный ему.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что разрешение, например, 3840х2160 пикселей, что не противоречит документации об Аукционе, будет соответствовать формату Ultra HD. При этом указание показателя Ultra HD документацией об Аукционе не предусмотрено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что, в том числе, вышеизложенные положения Инструкции, вводят участников закупки в заблуждение, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и ограничивают количество участников закупки (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащую Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, документация об Аукционе не позволяет определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 5 Информационной карты документации об Аукционе: "Поставка товара осуществляется в 1 этап. Начало: с даты заключения Государственного контракта. Окончание: до 31.12.2019".
Пунктами 3.4.3, 4.1 - 4.6 проекта контракта документации об Аукционе установлены сроки оплаты выполненных работ, сроки приемки выполненных работ.
При этом в пункте 9.2 проекта государственного контракта установлено "Государственный контракт действует до исполнения Сторонами своих обязательств по Государственному контракту".
Кроме того, пунктом 24 Информационной карты документации об Аукционе установлено: "Срок действия представленного Исполнителем обеспечения исполнения Государственного контракта в виде безотзывной банковской гарантии должен превышать срок исполнения Государственного контракта не менее чем на один месяц".
Вместе с тем, согласно пункту 7.3.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Срок действия представленного Исполнителем обеспечения исполнения Государственного контракта в виде безотзывной банковской гарантии должен превышать срок действия Государственного контракта не менее чем на один месяц".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлен срок действия банковской гарантии, представляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, что нарушает часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технического задания документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, в том числе следующее требование к товару "Интерактивная панель": "Динамический коэффициент трения скольжения защитного стекла (для пары палец-стекло при измерении в условиях чистых и сухих поверхностей) не более 0,7", "Твердость защитного стекла по шкале Мооса не менее 7 единиц" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Вместе с тем, указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, за что частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 06.12.2019 г. по делу N 17/04/7.30-731/2019)
4. Комиссия заказчика не вправе изменять протокол оценки и сопоставления заявок.
Заказчик проводил электронный аукцион на право поставки медицинского оборудования.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в некорректном формировании протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протокол), что привело к невозможности проведения дальнейшего определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе устанавливает, что указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 67 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок.
На заседании Комиссии установлено, что в Протоколе от 18.04.2019 прикреплен файл "Протокол рассмотрения заявок в электронном аукционе", опубликованный в ЕИС, содержится информация о том, что участник Аукциона с идентификационным номером заявки 182 (далее Участник N 1) допущен к участию в Аукционе, при этом участнику Аукциона с идентификационным номером заявки 155 (далее Участник N 2) отказано в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем 18.04.2019 в 15:29 направлен Протокол, согласно которому Участник N 2 допущен к участию в Аукционе, при этом Участнику N 1 отказано в допуске к участию в Аукционе. 18.04.2019 в 15:51 в адрес Оператора электронной площадки Заявитель повторно направил протокол рассмотрения первых частей заявок с изменениями, согласно которому Участник N 1 допущен к участию в Аукционе, при этом Участнику N 2 отказано в допуске к участию в Аукционе.
Вместе с тем представитель Оператора электронной площадки пояснил, что так как 18.04.2019 в 15.29 в адрес Оператора электронной площадки от Заказчика поступил Протокол, согласно которому Участник N 2 допущен к участию в Аукционе, вторая часть заявки на участие в Аукционе данного участника направлена Оператором электронной площадки в адрес Заказчика в силу положений части 9 статьи 67 Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки не противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, некорректно сформировавшей протокол рассмотрения первых частей заявок, что как следствие привело к направлению в адрес Заказчика Оператором электронной площадки второй части заявки Участника N 2, которому отказано в допуске к участию в Аукционе, нарушают пункт 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.12.2019 г. по делу N 17/04/7.30-813/2019)
5. Заказчик обязан разместить платежное поручение по заключенному государственному контракту в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе.
Заказчик провел закупку на оказание услуг по внедрению и технической поддержке отечественного программного обеспечения в Федеральном агентстве связи, в том числе передача неисключительных прав.
По итогам закупки заказчиком заключен контракт.
Должностным лицом ФАС России установлено, что в нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) платежное поручение от 28.12.2018 размещено Заказчиком в единой информационной системе 23.01.2019, то есть с нарушением сроков.
Согласно части 2 статьи 7.31 КоАП за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 02.12.2019 г. по делу N 17/04/7.31-605/2019)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2020)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.