Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Гадалиной А.Д.,
членов комиссии:
начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Сарксяна А.Г.,
исполняющей обязанности начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа Бондаренко Д.В.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Ешиевой Б.Б. (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО АНК "Башнефть": Быстрова А.А. (доверенность от 30.01.2019 N 77АГ0223194),
представители ООО "Новая Уральская компания" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Новая Уральская компания" от 13.12.2019 N 20599 (далее - Заявитель), направленное письмом Башкортостанского УФАС России от 17.12.2019 N 8/18018, на действия (бездействие) заказчика ПАО АНК "Башнефть" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку клапанов отсечных для установки Гидрокрекинг (извещение N 31908061989), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)
установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Новая Уральская компания" (далее - Заявитель) от 13.12.2019 N 20599 на действия (бездействие) заказчика ПАО АНК "Башнефть" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку клапанов отсечных для установки Гидрокрекинг (извещение N 31908061989) (далее - Жалоба, Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика на момент проведения Запроса предложений регламентировалась Положением компании о закупках товаров, работ, услуг N П2-08 Р-0019 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещениями об осуществлении закупок, документацией о закупках, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Запроса предложений, закупочная документация (далее - Извещения, Документации) размещена в единой информационной системе в сфере закупки (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС)
- 03.07.2019;
2. Дата окончания подачи заявок - 01.08.2019;
3. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов Запросе предложений - 30.01.2020;
4. Начальная (максимальная) цена договора - 577 393 041, 36 рубль;
5. На участие в Запросе предложений подано 25 заявок, из них 3 заявки признаны соответствующими требованиям Документации.
В целях полного и всестороннего изучения материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 20.12.2019 по 23.12.2019.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы Заявителя следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно:
1. Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений;
2. Заказчиком в Документации неправомерно установлены ненадлежащие требования к участникам Запроса предложений.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 3.16.3 блока 3 Документации в ходе отбора заявок организатор закупки проверяет соответствие заявок участников закупки каждому из требований, установленных в извещении, документации о закупке и принимает решение о допуске либо об отказе в допуске каждого заявки Участника закупки к дальнейшему участию в процедуре закупки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 03.12.2019 N ЗК-БН-83-19 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе предложений, ввиду отсутствия опыта поставки товара по предмету закупки (клапана отсечные) в адрес юридических лиц (предприятий), эксплуатирующих установки Гидрокрекинга на территории Российской Федерации для использования (эксплуатации) такого товара непосредственно на установках Гидрокрекинга Российской Федерации за период последние 10 лет, предшествующих дате размещения Извещения (пункт 3.2.3 информационной карты Документации), а также в связи с непредставлением необходимых разрешительных документов на предлагаемый товар, действующих на дату окончания приема заявок, а именно:
- Копии Сертификата соответствия требованиям Технического регламента ТР ТС 012/2011 "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" на клапан шаровый производства ООО "НПП СтелсПромМаш";
- Копии Сертификата безопасности согласно IEC 61508 SIL2 или сертификата данных FMEDA или Сертификата соответствия ГОСТ Р МЭК 61508 или расчет уровня полноты безопасности по ГОСТ Р МЭК 61508 на клапан шаровый производства ООО "НПП СтелсПромМаш".
1.1. Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Пунктом 3.2.3 информационной карты Документации установлено, что участник закупки должен обладать опытом поставки товара по предмету закупки (Клапаны отсечные) в адрес юридических лиц (предприятий), эксплуатирующих установки Гидрокрекинга на территории Российской Федерации для использования (эксплуатации) такого товара непосредственно на установках Гидрокрекинга Российской Федерации за период последние 10 лет, предшествующих дате размещения извещения о закупке.
В подтверждение соответствия указанному требованию участник в составе заявки должен представить сведения об опыте поставки товара по лоту (ам), указанным в описании предмета закупки, на который участником подается заявка (отсечные клапаны) по форме приложения "А" (Референс-лист).
Вместе с тем, согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержанием договора поставки является обязанность поставщика доставить соответствующий товар в установленный таким договором срок Заказчику.
Кроме того, поставщик может не являться производителем товара по предмету Запроса предложений, при этом ранее осуществлять поставки соответствующих предмету закупки товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.
Учитывая природу договора поставки, отсутствие у данного поставщика фактов поставки товара по предмету закупки, а также подтверждающих документов, указанных в Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений.
1.2. Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Подпунктом 7 пункта 3.2.3 информационной карты Документации предусмотрено, что участник в составе заявки должен представить все необходимые разрешительные документы на предлагаемый товар, действующие на дату окончания приема заявок участников, а именно:
1. Сертификат соответствия требованиям Технического регламента ТР ТС 012/2011 "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах";
2. Сертификат (декларацию) соответствия требованиям Технического регламента ТР ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств";
3. Сертификат (декларацию) соответствия требованиям Технического регламента ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением";
4. Сертификат (декларацию) соответствия требованиям Технического регламента ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" и приложения к сертификату;
5. Копию Сертификата безопасности согласно IEC 61508 SIL2 или сертификата данных FMEDA или Сертификата соответствия ГОСТ Р МЭК 61508 или расчет уровня полноты безопасности по ГОСТ Р МЭК 61508;
6. Для манометров Свидетельство об утверждении типа средства измерения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ, либо письмо Росстандарта, что данный манометр не является средством измерения и не подлежит поверке.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт, сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать на момент подачи заявки, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие документы (сертификат/декларацию соответствия , паспорт качества, технические условия и так далее), а также документы, подтверждающие результаты испытания соответствующих товаров (протоколы испытаний, заключения, подтверждающие свойства товара и так далее).
Кроме того, согласно Протоколу по вышеуказанным основаниям отклонены заявки участников NN 2, 6, 14, 21, 25.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные положения в Документации, и, как следствие, отклонившего заявки Заявителя, участников NN 2, 6, 14, 21, 25 по указанным основаниям, ограничивают количество участников закупки и нарушают часть 6 статьи 3, пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлены ненадлежащие требования к участникам Запроса предложений.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений - 01.08.2019
в 10:00. Вместе с тем, Жалоба направлена Заявителем в Башкортостанское УФАС России 13.12.2019, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя на положения Документации не подлежат рассмотрению Комиссией ФАС России.
Учитывая, что текст Жалобы содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
3. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в ЕИС размещаются информация о закупке, в том числе протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол.
При этом часть 12 статьи 4 Закона о закупках установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" (далее - Постановление N 908) протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются также в графическом виде.
Согласно пункту 9 Постановления N 908 под графическим видом понимается файл с графическим образом оригинала документа.
Вместе с тем, изучив сведения, размещенные в ЕИС, Комиссией ФАС России установлено, что при проведении Запроса предложений Заказчиком не размещены протоколы в графическом виде.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего протоколы в графическом виде, не соответствуют пункту 35 Постановления N 908, нарушают части 5, 12 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно требованиям подпункта 6 пункта 3.2.3 информационной карты Документации предложение участника по предмету закупки должно соответствовать описанию и требованиям закупочной документации, требованиям опросных листов и запросов на техническое предложение.
Техническое предложение представляется участником по форме, установленной Документацией, а именно "Формы для заполнения Участником закупки о подтверждении соответствия требованиям опросного листа и запроса на техническое предложение в отношении отсечных клапанов для проекта "Восстановление и реконструкция установки "Гидрокрекинг" филиала ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим"; 2. Заполненные опросные листы (ОЛ) и запросы на техническое предложение (ЗТП) в местах для заполнения Участником. 3. Подробную техническую спецификацию по форме Приложения Б (Образец спецификации) (расшифровку маркировки предложенной модели с описанием клапана, привода и всего навесного оборудования: позиционер, электромагнитный клапан, концевые выключатели, фильтр-редуктор), спецификация должна содержать перечень составных элементов с указанием их названия, типа, названия изготовителя (если элемент изготовлен другим производителем), ссылки на стандарты или ссылочные номера изготовителя (п. 5.1.4 ЗТП), перечень запасных частей для пуска и работы (п. 10. раздел 4 ЗТП)".
При этом согласно указанной форме Документации участник должен также указать производителя, а также модель и марку предлагаемого к поставке товара по предмету закупки.
Вместе с тем, положения Гражданского Кодекса Российской Федерации не содержат понятия такого средства индивидуализации товара как "марка" и не устанавливают обязанность производителя иметь торговую марку в обязательном порядке, в связи с чем, у производителя может отсутствовать торговая марка на конкретную произведенную продукцию. Также, Документация не содержит определение понятия "марки", что в вводит участников закупки в заблуждение.
Также, Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не обладать информацией о марке, модели и производителе товара, предлагаемого к поставке при заполнении заявки на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с приложением N 1 к Документации установлено описание предмета закупки и его условий.
При этом разделом "привлечение субподрядчиков (соисполнителей)" установлено, что возможность привлечения субподрядных организаций не допускается.
Вместе с тем, ограничение привлечения к исполнению обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения Запроса предложений, субподрядных организаций является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления Заказчика.
Кроме того, в соответствии с положениями Закона о закупках, Заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Таким образом, условия и порядок привлечения третьих лиц - субподрядных организаций устанавливаются исполнителем по договору самостоятельно, без согласования с Заказчиком.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
6. Согласно пункту 6 приложения N 2 Документации (соответствие специальным требованиям Документации) участником закупки должен быть производитель товара или организация оптово-розничной торговли, контролируемая производителем товара, или официальный представитель производителя товара.
При этом установлено, что "В случае если участник является производителем товара: - предоставить письмо-уведомление о том, что участник является производителем товара, являющегося предметом закупки и предлагаемого к поставке, а также подтверждает предоставление гарантии на предлагаемый к поставке товар. В случае если участник является организацией оптово-розничной торговли, контролируемой производителем товара: - представить копии выписки из ЕГРЮЛ/выписки из реестра акционеров/учредительного договора/иных документов, подтверждающих аффилированность участника закупки с производителем товара с учетом действующего российского законодательства или законодательства страны, в которой учреждено юридическое лицо, являющееся участником закупки с предоставлением документов/писем от производителя товара, подтверждающие, что участник обладает правом на поставку товара, являющегося предметом закупки и предлагаемого к поставке с распространением гарантий производителя на данный товар. В случае если участник является официальным представителем производителя товара: - предоставить копию действующего договора/иного соглашения между производителем и участником закупки и/или копии документов/писем от производителя товара, подтверждающие, что участник является официальным представителем производителя товара, и обладает правом на поставку товара, являющегося предметом закупки и предлагаемого к поставке с распространением гарантий производителя на данный товар".
Вместе с тем, участник Запроса предложений может не являться производителем товара или не иметь дилерские отношения с производителем, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.
Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении подтверждающих документов о том, что участник обладает правом поставки оборудования, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в Запросе предложений, возможность участников закупки подать заявку на участие в Запросе предложений в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих ли производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в Запросе предложений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, ограничивающее количество участников закупки, нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Пунктом 3 приложения N 2 Документации (соответствие специальным требованиям Документации) установлено требование к участнику Запроса предложений о том, что у участника закупки должно отсутствовать отрицательное заключение по результатам проведенного технического аудита участника закупки (если участник закупки является производителем предлагаемой продукции) или производителя предлагаемой участником закупки продукции в отношении закупаемых МТР за период в течение 2-х лет, предшествующих дате размещения извещения о закупке, а также в течение срока проведения процедуры закупки.
При этом если технический аудит проводился, участник должен представить в составе заявки: - письмо на фирменном бланке (в свободной форме) за подписью уполномоченного лица участника закупки, скрепленной оттиском оригинальной печати (при наличии), с указанием выводов из отчета по техническому аудиту, номера отчета и периода проведения аудита с приложением копии заключения технического аудита участника закупки или производителя. Если технический аудит не проводился/истек срок действия технического аудита участник должен представить: - письмо-подтверждение о не проведении/истечении срока действия технического аудита участника закупки или производителя. В случае наличия нескольких отчетов по результатам проведенных технических аудитов информация предоставляется по отчету с наиболее поздней датой его проведения.
Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что Документация не содержит порядка и требований к проводимому аудиту, а также Документация не содержит критериев оценки сведений, предоставленных участником Запроса предложений, прошедшим такой аудит.
Кроме того, отсутствие положительного заключения пройденного аудита, а также подтверждающих документов, указанных в Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, выразившиеся в установлении вышеуказанных требовании Документации, нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Согласно подпункту "б" пункта 3.8.2 блока 3 Документации в состав квалификационной части заявки должна входить, в том числе информация о собственниках (акционерах) организации-участника закупки с указанием всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), аффилированных и взаимосвязанных лицах по форме 2 (Блок 4 "Образцы форм документов, включаемых в заявку на участие в закупке").
Вместе с тем, в случае если участником Запроса предложений, с которым принято решение заключить договор, или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.
При этом представление сведении о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
9. Согласно пункту 3.10.3 Документации коллективный участник закупки должен представить в составе коммерческой части заявки план распределения объемов поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) коллективного участника закупки по форме 11 (Блок 4 Документации "Образцы форм документов, включаемых в заявку на участие в закупке") либо иной форме, установленной в пункте 20 информационной карты Документации.
Вместе с тем, установление Заказчиком в Документации вышеуказанных требований Документации к составу заявки участника консорциума является неправомерным, поскольку распределение номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору и не влияет на надлежащее исполнение участником обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации вышеуказанных требований, нарушают положения пункта 2 части 10 статьи 4, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. Согласно пункту 3.16.4 блока 3 Документации организатор закупки вправе при рассмотрении исправлять выявленные в заявке арифметические ошибки и запрашивать исправленные документы.
Кроме того, пунктом 3.19.1 блока 3 Документации Заказчик вправе до заключения договора провести преддоговорные переговоры с лицом, с которым планируется заключить договор.
Вместе с тем, возможность участия в Запросе котировок с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию и осуществлять преддоговорные переговоры может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.
Кроме того, право Заказчика проводить преддоговорные переговоры не способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения договора при проведении Запроса предложений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
11. Согласно пункту 3.5.1 Блока 3 Документации организатор закупки вправе установить в проекте договора Документации условие об осуществлении взаиморасчетов с использованием счетов, обслуживаемых Банком "ВБРР" (АО) /ПАО "Дальневосточный банк".
При этом в соответствии с формой "А" Документации (сведения об участнике закупки) участник должен подтвердить, что в случае выбора такого участника Запроса предложений победителем, обязуется открыть счет в Банке "ВБРР" (АО) /ПАО "Дальневосточный банк" (в случае его отсутствия) и использовать его для осуществления взаиморасчетов.
Вместе с тем, осуществление взаиморасчетов с использованием счетов в иных банках не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам закупки, либо на качество исполнения обязательств по договору, а также обременяет участника закупки в случае признания его победителем по результатам Запроса предложений открыть счет в указанном в Документации Заказчиком банке.
Учитывая изложенное, установление в Документации указанного требования ограничивает количество участников Запроса предложений, а также противоречит пункту 3.2.2. Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
12. Согласно пункту 3.2.1 Блока 3 Документации участники закупки, претендующие на заключение договора с Заказчиком, должны удовлетворять минимальным требованиям, указанным в Блоке 8 Документации (пройти аккредитацию).
Согласно пункту 11 Блока 8 Документации установлено требование об отсутствии в деятельности Поставщика/Участника закупки нарушений требований законодательства Российской Федерации, а также применимого законодательства любой страны, где Компания ведет или планирует вести деятельность в сфере противодействия коррупционной деятельности и мошенничеству, в том числе, в деятельности поставщика должны отсутствовать признаки корпоративного мошенничества и коррупционных действий, поставщик не должен быть включен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Вместе с тем, ни Документация, ни Положение о закупке не определяют, что относится к вышеуказанным признакам и каким образом Заказчик будет устанавливать данные признаки. Кроме того, уполномоченным на то органом, в соответствии законодательством Российской Федерации, является исключительно правоохранительный орган.
Кроме того, в пункте 12.2 Блока 8 Документации установлено, что если имеется факт совмещения должностей собственника, руководителя и/или главного бухгалтера Поставщика/ Участника, ставится "1", нет факта совмещения должностей - "0".
Вместе с тем, факт совмещения должностей не может являться основанием для ограничения участников Закупки, поскольку не свидетельствует о недобросовестности участника закупки, в случае совмещения должности, поскольку не свидетельствует об отсутствии соответствующей бухгалтерской службы и/или отсутствие договорных отношений с организацией осуществляющей бухгалтерское обслуживание такого участника.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации вышеуказанных требований, нарушают положения пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
13. Пунктом 3.2.2 блока 2 информационной карты Документации к участникам Запроса предложений установлено требование об отсутствии в течение последних 2 (двух) лет до даты окончания срока подачи заявок и в течение проведения закупочной процедуры случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ПАО "НК "Роснефть" или Обществом Группы в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев расторжения ПАО "НК "Роснефть" или Обществами Группы в одностороннем порядке договора в связи с существенными нарушениями договора.
Вместе с тем, указанное требование не может быть признано равноправным, поскольку участники, имеющие судебные разбирательства с ПАО "НК "Роснефть" или Обществом Группы, так и с иным хозяйствующим субъектом (например ОАО "РЖД" ПАО "Газпром", ПАО "Ростелеком") не может быть применено в равной степени к двум участникам, так как один из участников подлежит отклонению, а другой к допуску к участию в закупке, при этом имея судебные разбирательства с иными хозяйствующими субъектами.
Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного требования к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений, поскольку несоответствие указанным требованиям, относящимся к деловой репутации перед Заказчиком, не подтверждает невозможность участника закупки исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации вышеуказанных требований, нарушают положения пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Новая Уральская компания" (ИНН: 0266027709, ОГРН: 1060266011277) от 13.12.2019 N 20599 на действия (бездействие) заказчика ПАО АНК "Башнефть" (ИНН: 0274051582, ОГРН: 1020202555240) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку клапанов отсечных для установки Гидрокрекинг (извещение N 31908061989) обоснованной.
2. Признать в действиях ПАО АНК "Башнефть" нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, частей 5, 12 статьи 4, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 23.12.2019 по делу N 223ФЗ-1167/19.
4. Передать материалы дела от 23.12.2019 по делу N 223ФЗ-1167/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.Д. Гадалина |
Члены Комиссии |
А.Г. Сарксян |
|
Д.В. Бондаренко |
|
Б.Б. Ешиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 декабря 2019 г. N 223ФЗ-1167/19 "По результатам рассмотрения жалобы ООО "Новая Уральская Компания" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Текст решения опубликован не был