В целях совершенствования деятельности Контрольно-счетной палаты Московской области:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению проверки эффективности использования государственного имущества, в том числе земельных участков, одобренные решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Московской области от 23.12.2019 N 42/6.
Председатель Контрольно-счетной палаты |
В.В. Королихин |
Утверждены
Контрольно-счетной палаты
Московской области
от 30.12.2019 N 40Р-115
Одобрены
Коллегией
Контрольно-счетной палаты
Московской области
(Решение от 23.12.2019 N 42/6)
Методические рекомендации
по проведению проверки эффективности использования государственного имущества, в том числе земельных участков
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по проведению проверки эффективности использования государственного имущества, в том числе земельных участков (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Законом Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области", Регламентом Контрольно-счетной палаты Московской области, с учетом положений Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - общие правила проведения контрольного мероприятия) и Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий" (далее - общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия), а также иных нормативных правовых актов центральных исполнительных органов государственной власти, государственных органов Российской Федерации и Московской области.
2. Целью Методических рекомендаций является определение методических основ, правил и процедур осуществления проверки эффективности использования имущества, находящегося в собственности Московской области, в том числе земельных участков (далее по тексту областная собственность или имущество, находящееся в собственности Московской области).
3. Задачей Методических рекомендаций является установление единых подходов к организации и проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты Московской области проверки эффективности использования областной собственности.
4. Целями проведения проверки эффективности использования областной собственности являются:
- проверка экономической обоснованности, целевого и эффективного использования областной собственности;
- анализ результативности использования областной собственности;
- проверка эффективности деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области (далее - органы государственной власти Московской области), государственных учреждений Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области при использовании областной собственности.
5. Результатом осуществления проверки эффективности использования областной собственности является оценка эффективности использования имущества, находящегося в собственности Московской области.
6. Предметом проверки является деятельность органов государственной власти Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области, государственных учреждений Московской области по выполнению ими государственных функций и использованию областной собственности.
7. Объектами проверки являются органы государственной власти Московской области, государственные унитарные предприятия Московской области, государственные учреждения Московской области, использующие областную собственность.
8. Задачами проверки являются:
- проверка соблюдения порядка управления и распоряжения областной собственностью;
- проверка эффективности использования областной собственности.
II. Термины и определения
9. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие понятия:
- Областная собственность (имущество, находящееся в собственности Московской области) - движимое и недвижимое имущество, в том числе земельные участки, иные природные объекты, иное имущество, принадлежащее на праве собственности Московской области как субъекту Российской Федерации.
- Имущество, составляющее казну Московской области, - имущество, находящееся в собственности Московской области, не закрепленное за органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, государственными унитарными предприятиями Московской области и государственными учреждениями Московской области.
- Право оперативного управления - вид вещного права, дающее право правообладателю владеть, пользоваться имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
- Право хозяйственного ведения - вид вещного права, дающее право правообладателю владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
- Пользование имуществом - правомочие правообладателя, заключающееся в праве потребления имущества в зависимости от его назначения (эксплуатация имущества, получение доходов и т.п.). Право пользования означает, что пользователь получил от собственника имущества право на его пользование в течение определенного периода и на условиях, установленных собственником. Границы права пользования определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями.
- Распоряжение имуществом - правомочие правообладателя, позволяющее включать имущество в экономический оборот путем совершения распорядительных сделок (купля-продажа, аренда и др.). В результате распоряжения имуществом осуществляется его отчуждение, а также передача во временное владение и пользование другому лицу, в залог, сдача на хранение и др. Распоряжением имуществом прекращается, либо приостанавливается право собственности. Границы права распоряжения имуществом определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями.
- Реестр областной собственности - информационная система, содержащая перечень объектов учета и сведения, характеризующие эти объекты.
III. Правовая и информационная основа проверки эффективности использования областной собственности
10. К правовой базе, подлежащей изучению, при проведении проверки эффективности использования областной собственности, относятся:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
- Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
- Закон Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области";
- Закон Московской области N 33/99-ОЗ "О реестре имущества, находящегося в собственности Московской области";
- Закон Московской области N 88/2009-ОЗ "Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области";
- Закон Московской области N 115/2005-ОЗ "О приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области";
- Закон Московской области N 4/2007-ОЗ "О собственности Московской области";
- Постановление Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута";
- Постановление Правительства Московской области от 23.06.2014 N 485/20 "Об утверждении Положения о порядке передачи имущества, находящегося в собственности Московской области, в аренду и о внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 16.04.2010 N 245/13 "Об утверждении порядка передачи имущества, находящегося в собственности Московской области, в аренду, внесении изменения в постановление Правительства Московской области от 22.08.2003 N 501/31 "О коэффициентах при сдаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Московской области" и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области в сфере арендных отношений";
- Постановление Правительства Московской области от 08.06.2015 N 407/21 "Об утверждении Порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Московской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена";
- Постановление Правительства Московской области от 20.05.2015 N 364/19 "Об утверждении Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена";
- Постановление Правительства Московской области от 22.08.2003 N 501/31 "О коэффициентах при сдаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Московской области";
- Постановление Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области";
- Постановление Правительства Московской области от 16.02.2011 N 133/5 "О Порядке определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Московской области";
- Постановление Губернатора Московской области от 09.06.2015 N 202-ПГ "Об утверждении Порядка принятия распоряжения Губернатора Московской области о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду юридическому лицу без проведения торгов";
- иные правовые акты.
Приведенный перечень нормативных правовых актов может уточняться в связи с отменой, приостановлением или принятием новых документов.
11. Документы и материалы, являющиеся информационной основой для проведения проверки эффективности использования областной собственности:
- отчет об исполнении бюджета Московской области;
- отчет об управлении и распоряжении собственностью Московской области;
- бюджетная (бухгалтерская) отчетность и регистры бухгалтерского
учета;
- договоры аренды имущества, в том числе земельных участков;
- договоры купли-продажи имущества, в том числе земельных участков;
- договоры безвозмездного пользования имуществом, в том числе земельных участков;
- договоры хранения имущества, в том числе земельных участков;
- информация, содержащаяся в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области;
- балансы государственных унитарных предприятий Московской области;
- документы, являющиеся правовым основанием для предоставления соответствующего имущества;
- прочие документы, регулирующие вопросы использования и распоряжения областной собственностью.
IV. Критерии оценки эффективности использования областной собственности
12. Критерии оценки эффективности использования областной собственности определяются исходя из целей контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия, объекта контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия и формируются исходя из:
- качественных критериев оценки;
- количественных критериев оценки.
13. Для имущества, составляющего казну Московской области.
13.1. Качественные критерии оценки:
1) Вовлечение имущества, составляющего казну Московской области, в экономический оборот.
В данном критерии определяется удельный вес объектов, находящихся в собственности Московской области и составлявших казну Московской области, не предоставленных в пользование (не вовлеченных в экономический оборот), к общему количеству объектов, составляющих казну Московской области.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: от 70% и более - 0 баллов; от 30% до 70% - 3 балла; менее 30% - 5 баллов).
2) Государственная регистрация прав и оформление сведений в государственном кадастре недвижимости на объекты недвижимости, находящиеся в казне Московской области.
В данном критерии определяются:
- количество объектов недвижимости, находящихся в казне Московской области, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, к общему количеству объектов недвижимости, находящихся в казне Московской области.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: более 50% - 5 баллов; менее 50% - 0 баллов).
- количество объектов недвижимости из состава казны Московской области, по которым зарегистрировано право собственности Московской области в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, к общему количеству объектов недвижимости, находящихся в казне Московской области.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: более 50% - 5 баллов; менее 50% - 0 баллов).
3) Соблюдение требований ведения реестра имущества, находящегося в собственности Московской области.
В данном критерии определяется правильность и целостность внесения в реестр областной собственности сведений об объектах учета (областной собственности), обновление этих сведений и исключение их из реестра областной собственности.
Сведения, характеризующие объекты учета и подлежащие внесению в реестр областной собственности установлены Законом Московской области N 33/99-ОЗ "О реестре имущества, находящегося в собственности Московской области".
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: реестр содержит обязательные сведения - 3 балла; в реестре отсутствуют обязательные сведения - 0 баллов).
13.2. Количественные критерии оценки:
1) Расходы на содержание имущества, находящегося в казне Московской области.
В данном критерии оценивается динамика расходов на содержание имущества, составляющего казну Московской области, за отчетный и предшествующий период.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: снижение расходов на содержание к уровню прошлого года 5 баллов; расходы на содержание на уровне прошлого года 3 балла; рост расходов на содержание к уровню прошлого года - 0 баллов).
14. Для имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти Московской области, государственных учреждений Московской области.
14.1. Качественные критерии оценки:
1) Использование недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении.
В данном критерии определяется удельный вес площади объектов недвижимого имущества, переданных по договору третьим лицам, к общей площади объектов, находящихся на праве оперативного управления.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: менее 10% - 5 баллов; от 10% до 20% - 3 балла; более 20% - 0 баллов).
2) Оформление сведений в государственном кадастре недвижимости на объекты недвижимости, государственная регистрация прав на объекты недвижимости.
В данном критерии определяются:
- удельный вес количества объектов недвижимости, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, к общему количеству закрепленных объектов недвижимости.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: от 70% и более - 5 баллов; от 50% до 70% - 3 балла; менее 50% - 0 баллов).
- удельный вес количества объектов недвижимости, по которым зарегистрировано право оперативного управления, к общему количеству находящихся в оперативном управлении объектов недвижимости.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: от 70% и более - 5 баллов; от 50% до 70% - 3 балла; менее 50% - 0 баллов).
- удельный вес количества земельных участков, права пользования на которые зарегистрированы, к общему числу закрепленных земельных участков.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: от 70% и более - 5 баллов; от 50% до 70% - 3 балла; менее 50% - 0 баллов).
3) Надлежащее содержание недвижимого имущества, в том числе обеспечение сохранности недвижимого имущества.
В данном критерии определяются:
наличие договоров с обслуживающими и эксплуатирующими организациями на объекты недвижимого имущества, переданного в оперативное управление.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: договоры заключены - 5 баллов; договоры не заключены - 0 баллов).
- удельный вес количества выполненных предписаний надзорных органов по объектам недвижимого имущества, переданного в оперативное управление, к общему количеству выданных предписаний надзорных органов.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: выполнены на 100% 5 баллов; выполнены менее 100% - 0 баллов).
4) Правильность определения видов и перечней особо ценного движимого имущества учреждений.
В данном критерии определяется удельный вес количества объектов движимого имущества учреждения, определенного и (или) не определенного как особо ценное, в нарушение требований порядка такого отнесения к общему количеству объектов движимого имущества.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: от 50% и более - 0 баллов; от 20% до 50% - 3 балла; менее 20% - 5 баллов).
5) Соблюдение требований ведения реестра имущества, находящегося в собственности Московской области.
В данном критерии определяется правильность и целостность внесения в реестр областной собственности сведений об объектах учета (областной собственности), обновление этих сведений и исключение их из реестра областной собственности.
Сведения, характеризующие объекты учета и подлежащие внесению в реестр областной собственности установлены Законом Московской области N 33/99-ОЗ "О реестре имущества, находящегося в собственности Московской области".
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: реестр содержит обязательные сведения - 3 балла; в реестре отсутствуют обязательные сведения - 0 баллов).
6) Соблюдение требований порядка управления и распоряжения имуществом, в том числе соблюдения порядка закрепления имущества, за органами государственной власти Московской области, государственными учреждениями Московской области, соблюдения порядка страхования областной собственности.
В данном критерии устанавливается соблюдение объектами контроля порядка управления и распоряжения областной собственностью, определенного соответствующими нормативными правовыми актами Московской области в области использования и распоряжения имуществом.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: отсутствуют факты нарушений - 3 балла; имеются факты нарушений - 0 баллов).
7) Соблюдение требований бухгалтерского учета.
В указанном критерии определяется правильность, полнота и своевременность регистрации объектов бухгалтерского учета (областной собственности), отражение фактов хозяйственной жизни.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: отсутствуют факты нарушений - 3 балла; имеются факты нарушений - 0 баллов).
14.2. Количественные критерии оценки:
1) Сумма доходов, полученная от распоряжения недвижимым имуществом, в том числе:
- от сдачи в аренду недвижимого имущества (определяется динамика доходов, полученных учреждением от сдачи в аренду имущества для целей, предусмотренных уставом учреждения, за отчетный и предшествующий период).
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: рост доходов - 5 баллов; снижение доходов - 3 балла).
- от оказания платных услуг (выполнения работ) при использовании областной собственности (определяется динамика доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг (выполнения работ) за отчетный и предшествующий период).
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: рост доходов - 5 баллов; отсутствие динамики доходов - 3 балла, снижение доходов - 0 баллов).
2) Сумма, направленная на восстановление основных средств за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг.
В данном критерии определяется доля расходов учреждения на восстановление основных средств за счет оказания платных услуг (выполнения работ), в общем объеме средств, полученных от оказания платных услуг.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия. При определении значений указанного критерия также учитываются положения локальных актов учреждений об использовании средств, полученных от оказания платных услуг.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: доля расходов более 50% - 5 баллов; доля расходов от 20% до 50% - 3 балла, доля расходов менее 20% - 0 баллов).
15. Для имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Московской области.
15.1. Качественные критерии оценки:
1) Объекты недвижимого имущества, переданные государственным унитарным предприятием Московской области в аренду или субаренду, в безвозмездное пользование (с согласия собственника).
В данном критерии определяется динамика площади помещений, переданных предприятием в аренду или субаренду, в безвозмездное пользование за отчетный и предшествующий период.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: площади не сдаются - 5 баллов; уменьшение переданной площади - 3 балла, увеличение переданной площади - 0 баллов).
2) Оформление сведений в государственном кадастре недвижимости на объекты недвижимости, государственная регистрация прав на объекты недвижимости.
В данном критерии определяются:
- удельный вес объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, к общему количеству закрепленных за предприятием объектов недвижимости.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: 100% - 5 баллов; от 70% до 100% - 3 балла, менее 70% - 0 баллов).
- удельный вес объектов, по которым зарегистрировано право хозяйственного ведения, к общему количеству закрепленных за предприятием объектов недвижимости.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: 100% - 5 баллов; от 70% до 100% - 3 балла, менее 70% - 0 баллов).
- удельный вес земельных участков, права пользования на которые зарегистрированы, к общему количеству закрепленных за предприятием земельных участков.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: 100% - 5 баллов; от 70% до 100% - 3 балла, менее 70% - 0 баллов).
3) Использование движимого имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения.
В данном критерии определяется удельный вес объектов движимого имущества (автотранспорт, компьютерная техника, иное движимое имущество), переданных по договору третьим лицам, к общему количеству объектов движимого имущества, находящихся на праве хозяйственного ведения.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: менее 10% - 5 баллов; от 10% до 20% - 3 балла; более 20% - 0 баллов).
4) Соблюдение требований ведения реестра имущества, находящегося в собственности Московской области.
В данном критерии определяется правильность и целостность внесения в реестр областной собственности сведений об объектах учета (областной собственности), обновление этих сведений и исключение их из реестра областной собственности.
Сведения, характеризующие объекты учета и подлежащие внесению в реестр областной собственности установлены Законом Московской области N 33/99-ОЗ "О реестре имущества, находящегося в собственности Московской области".
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: реестр содержит обязательные сведения - 3 балла; в реестре отсутствуют обязательные сведения - 0 баллов).
5) Соблюдение требований порядка управления и распоряжения имуществом, в том числе соблюдения порядка закрепления имущества за государственными унитарными предприятиями Московской области, соблюдения порядка страхования областной собственности.
В данном критерии устанавливается соблюдение объектами контроля порядка управления и распоряжения областной собственностью, определенного соответствующими нормативными правовыми актами Московской области в области использования и распоряжения имуществом.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: отсутствуют факты нарушений - 3 балла; имеются факты нарушений - 0 баллов).
6) Соблюдение требований бухгалтерского учета.
В указанном критерии определяется правильность, полнота и своевременность регистрации объектов бухгалтерского учета (областной собственности), отражение фактов хозяйственной жизни.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: отсутствуют факты нарушений - 3 балла; имеются факты нарушений - 0 баллов).
15.2. Количественные критерии оценки:
1) Просроченная задолженность по налогам.
В данном критерии определяется наличие у предприятия просроченной кредиторской задолженности по земельному налогу, по налогу на имущество.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: отсутствие задолженности - 5 баллов; наличие задолженности - 0 баллов).
2) Сумма доходов, полученная в отчетном году от сдачи в аренду имущества, находящегося у предприятия.
В указанном критерии определяется динамика доходов, полученных предприятием от сдачи в аренду имущества за отчетный и предшествующий период.
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: снижение доходов - 5 баллов; доходы на уровне прошлого года - 3 балла, рост доходов - 0 баллов).
3) Обновление основных фондов государственного унитарного предприятия Московской области:
- коэффициент обновления основных средств.
Определяется относительное увеличение основных средств за счет их обновления за отчетный и предшествующий период по следующей формуле:
Кобн = Фвв / Фкон, где
Фвв - первоначальная стоимость вновь введенных основных средств за отчетный или предшествующий период;
Фкон - стоимость основных средств на конец того же периода.
В данном критерии также учитывается изменение кадастровой стоимости имущества, находящегося в собственности Московской области (в случае наличия такого изменения).
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: рост коэффициента к уровню прошлого года - 5 баллов; коэффициент на уровне прошлого года - 3 балла, снижение коэффициента к уровню прошлого года - 0 баллов).
- коэффициент выбытия основных средств.
Определяется доля основных средств, имевшихся к началу отчетного и предшествующего периода, выбывших за отчетный и предшествующий период из-за ветхости и износа по следующей формуле:
Квыб = Фвыб / Фнач, где
Фвыб - стоимость выбывших основных средств за определенный период;
Фнач - первоначальная стоимость основных средств на начало того же периода.
В данном критерии также учитывается изменение кадастровой стоимости имущества, находящегося в собственности Московской области (в случае наличия такого изменения).
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенным в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: рост коэффициента к уровню прошлого года - 0 баллов; коэффициент на уровне прошлого года - 3 балла, снижение коэффициента к уровню прошлого года - 5 баллов).
- коэффициент прироста основных средств.
Определяется относительное увеличение основных средств за счет их прироста за отчетный и предшествующий период по следующей формуле:
Кроет = (Фвв - Фвыб) / Фкон, где
Фвв - стоимость введенных основных средств за определенный период;
Фвыб - стоимость выбывших основных средств за определенный период;
Фкон - стоимость основных средств на конец того же периода.
В данном критерии также учитывается изменение кадастровой стоимости имущества, находящегося в собственности Московской области (в случае наличия такого изменения).
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенном в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: рост коэффициента к уровню прошлого года - 5 баллов; коэффициент на уровне прошлого года - 3 балла, снижение коэффициента к уровню прошлого года - 0 баллов).
4) Коэффициент фондоотдачи государственного унитарного предприятия Московской области.
Фондоотдача показывает, сколько выручки приходится на единицу стоимости основных средств и рассчитывается по следующей формуле:
Кфот = Фвыр / Фосн, где
Фвыр - выручка государственного унитарного предприятия за определенный период;
Фосн - стоимость основных средств (расчет показателя стоимости основных средств возможен как среднее арифметическое за период, за который взята выручка (т.е. сумма стоимости основных средств на начало периода и конец периода, деленная на 2) или как первоначальная стоимость основных средств).
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенном в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Показатель фондоотдачи не говорит об эффективности использования производственных фондов, а лишь показывает, как соотносится объем полученной от реализации продукции (т.е. выручки) со стоимостью имеющихся у организации средств труда. Сделать выводы именно об эффективности использования производственных фондов можно, сравнивая показатель фондоотдачи в динамике за ряд лет, либо сравнивая его с таким же показателем для других, аналогичных предприятий той же отрасли.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: рост коэффициента к уровню прошлых лет - 5 баллов; коэффициент на уровне прошлых лет - 3 балла, снижение коэффициента к уровню прошлых лет - 0 баллов).
5) Коэффициент фондоемкости государственного унитарного предприятия Московской области.
Показатель эффективности использования основных средств предприятия, рассчитанный как обратный показателю фондоотдача, рассчитывается по следующей формуле:
Кфем = Фосн / Фвыр, где
Фосн - стоимость основных средств (расчет показателя стоимости основных средств возможен как среднее арифметическое за период, за который взята выручка (т.е. сумма стоимости основных средств на начало периода и конец периода, деленная на 2) или как первоначальная стоимость основных средств);
Фвыр - выручка государственного унитарного предприятия за определенный период;
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенном в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Как и показатель фондоотдачи, фондоемкость может применяться для анализа эффективности использования основных средств, но только в рамках конкретной отрасли. Сделать выводы именно об эффективности использования производственных фондов можно, сравнивая показатель фондоемкости в динамике за ряд лет.
Справочно: в данном критерии используется система баллов к оценке критериев (например: рост коэффициента к уровню прошлых лет 5 баллов; коэффициент на уровне прошлых лет - 3 балла, снижение коэффициента к уровню прошлых лет - 0 баллов).
6) Коэффициент фондовооруженности государственного унитарного предприятия Московской области.
Указанный коэффициент выражает отношение среднегодовой стоимости основных фондов к среднесписочной численности рабочих и рассчитывается по следующей формуле:
Кфв = Фебе / Фссч, где
Фебе - средняя балансовая стоимость основных фондов за определенный период;
Фссч - среднесписочная численность персонала за определенный период;
Используются данные в соответствии с предметом и периодом, определенном в программе контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Рост или снижение коэффициента может являться как положительным, так и отрицательным значением оценки эффективности использования основных фондов предприятия и анализируется во взаимосвязи с фондоемкостью и фондоотдачей, а также иными показателями, рассчитываемыми в рамках проведения контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.
Справочно: Использование системы баллов к оценке указанного критерия возможно в зависимости от каждого конкретного случая на предприятии (например: рост коэффициента к уровню прошлых лет - 5 баллов (0 баллов); коэффициент на уровне прошлых лет - 3 балла, снижение коэффициента к уровню прошлых лет - 0 баллов (5 баллов)).
16. С учетом предмета контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия определяется максимальное количество баллов, свидетельствующее об эффективности (неэффективности) использования областной собственности, объектом проверки (путем суммирования фактического количества баллов). Также в зависимости от предмета контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия возможно установление предела (порога) установления результативности использования областной собственности.
Возможно установление оценки уровня эффективности использования имущества (фактическое количество баллов / максимальное количество баллов) х 100%.
Оценка уровня эффективности использования имущества |
Уровень эффективности использования имущества (%) |
Очень высокий |
90 - 100 |
Высокий |
70 - 89 |
Средний |
40 - 69 |
Низкий |
10 - 39 |
Отсутствует |
0 - 9 |
17. Указанные критерии и методы оценки эффективности использования областной собственности носят рекомендательный характер и могут дополняться и изменяться в соответствии с особенностями проведения проверки в каждом конкретном контрольном (экспертно-аналитическом) мероприятии.
V. Порядок проведения проверки эффективности использования областной собственности
18. Начальный этап проведения мероприятия включает в себя анализ нормативной правовой базы, регулирующей деятельность по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Московской области, а также изучение материалов проверок, проведенных ранее другими органами контроля или Контрольно-счетной палатой Московской области в предыдущем периоде.
19. Подготовка к проведению мероприятия включает осуществление следующих действий:
предварительное изучение предмета, объектов проверки и их специфики;
определение цели (целей) и основных направлений проверки эффективности использования областной собственности, методов сбора фактических данных и информации.
20. Для реализации цели и задач проверки эффективности использования областной собственности органами государственной власти Московской области, государственными унитарными предприятиями Московской области, государственными учреждениями Московской области руководителям объектов проверки направляются соответствующие запросы информации.
21. Проведение проверки заключается в сборе и анализе фактических данных и информации на объектах проверки и полученных по запросам Контрольно-счетной палаты Московской области в целях формирования подтверждающих фактов в соответствии с целями и вопросами проводимого мероприятия, содержащимися в программе его проведения.
Подтверждающие факты представляют собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в формировании и использовании государственных средств и деятельности объектов проверки, а также обосновывают выводы и предложения (рекомендации) по результатам проверки.
Процесс получения подтверждающих фактов включает следующие этапы:
1) сбор фактических данных и информации в соответствии с программой проведения мероприятия, определение их полноты, приемлемости и достоверности;
2) анализ собранных фактических данных и информации на предмет их достаточности для формирования подтверждающих фактов в соответствии с целями мероприятия;
3) проведение дополнительного сбора фактических данных и информации в случае их недостаточности для формирования подтверждающих фактов.
Подтверждающие факты получают путем проведения:
- проверки документов, полученных от объектов контроля;
- аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших показателей объектов проверки с целью выявления нарушений и недостатков, а также причин их возникновения;
- пересчета, который заключается в проверке точности арифметических расчетов в первичных учетных документах и бухгалтерских регистрах, либо выполнения самостоятельных расчетов;
- подтверждения, представляющего процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации от независимой (третьей)стороны.
22. Основной перечень вопросов, по которым может проводиться проверка:
- анализ исполнения бюджета Московской области по доходам, полученным от использования имущества;
- анализ изменения состава и стоимости имущества, закрепленного за государственными учреждениями Московской области и государственными унитарными предприятиями Московской области, имущества казны, а также изменения площади и кадастровой стоимости земельных участков, оформленных в собственность Московской области;
- проверка соблюдения порядка учета имущества;
- анализ порядка наделения объекта проверки имуществом Московской области и его учета: наличие правоустанавливающих документов на имущество, актов приема-передачи к ним, распоряжений уполномоченного органа исполнительной власти Московской области, уполномоченного осуществлять функции в сфере имущественных отношений о закреплении имущества, своевременность и полнота государственной регистрации объектов недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отражение принятого имущества в бухгалтерском учете;
- проверка соблюдения установленного порядка сдачи имущества в аренду и безвозмездное пользование сторонним организациям (наличие решений собственника о согласовании сдачи в аренду (безвозмездное пользование) имущества; обоснованность заключения договора аренды (безвозмездного пользования) имущества без проведения торгов; срок действия договора аренды; наличие расчета размера арендной платы и отчета об оценке рыночной стоимости имущества (для государственных унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений); обоснованность установления льготной ставки арендной платы; наличие договоров на возмещение предоставленных коммунальных и иных услуг, связанных с содержанием объекта аренды. Полнота и своевременность поступления арендных платежей и платежей по возмещению коммунальных и иных услуг, состояние дебиторской задолженности по данным платежам, в том числе просроченной, и принимаемые меры по взысканию (погашению) задолженности, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами; соответствие договора аренды требованиям действующего законодательства;
- проверка включения объектов приватизации в утвержденный прогнозный план (программу) приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области;
- оценка полноты, своевременности и правильности зачисления плательщиками в бюджет Московской области средств от приватизации имущества; меры, принимаемые продавцом имущества к неплательщикам;
23. Каждый из вышеуказанных вопросов может быть в необходимой степени дополнен и детализирован.
24. По итогам проверки дается оценка эффективности использования объектом проверки имущества. Также представляется целесообразным оценить полноту и необходимость совершенствования нормативной базы по вопросам управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Московской области.
VI. Оформление результатов проверки эффективности использования областной собственности
25. Заключительным этапом проведения проверки эффективности использования областной собственности состоит в подготовке ее результатов.
Результаты оформляются соответствующим документом, который должен содержать указания на выявленные нарушения, оценку эффективности использования областной собственности, а также рекомендации по каждой из целей проверки.
Выводы по каждой из целей проверки эффективности использования имущества, находящегося в собственности Московской области, должны:
- содержать обобщенную характеристику фактических результатов использования государственного имущества или деятельности объекта контроля;
- отражать степень, характер и значимость установленных нарушений;
- определять причины выявленных недостатков, существующих проблем и последствия, которые они влекут или могут повлечь за собой;
- содержать по каждой цели проверки оценку степени ее достижения, исходя из анализа совокупности сделанных заключений;
- давать общую оценку эффективности использования областной собственности на основе анализа совокупности оценок достижения поставленных целей проверки эффективности в зависимости от соотношения степени достижения каждой из них.
26. Оформление результатов проверки эффективности использования имущества, находящегося в собственности Московской области, осуществляется с учетом положений соответствующих стандартов внешнего государственного финансового контроля, определяющих общие правила проведения контрольного мероприятия или экспертно-аналитического мероприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 30 декабря 2019 г. N 40Р-115 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению проверки эффективности использования государственного имущества, в том числе земельных участков"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 30 декабря 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на сайте Контрольно-счетной палаты Московской области (http://ksp.mosreg.ru)