Заслушав и обсудив информацию министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края С.С. Балаевой о ходе выполнения постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 20 ноября 2013 года N 742-П "Об организации бальнеолечения на территории Краснодарского края", Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае совместно с предприятиями курортно-туристской сферы проводится комплекс мероприятий по созданию условий для круглогодичного использования бальнеологических ресурсов, обладающих особо ценными лечебно-оздоровительными свойствами, для профилактики и оздоровления широких слоев российских граждан, прибывающих на курорты Краснодарского края.
В целях рационального и эффективного использования природных лечебных ресурсов в сфере санаторного оздоровления населения были приняты законы Краснодарского края от 7 августа 1996 года N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" и от 15 июля 2005 года N 888-КЗ "О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края".
Природные лечебные ресурсы и, прежде всего, минеральные воды и лечебные грязи являются основой функционирования санаторно-курортных организаций Краснодарского края. Природные минеральные воды оказывают на организм человека лечебное действие, обусловленное основным ионно-солевым составом воды, повышенным содержанием полезных биологических активных компонентов и специфическими свойствами.
Бальнеотерапия предусматривает внутреннее (питьевое) и наружное применение минеральных вод в виде общих и местных ванн, орошений, купаний в бассейнах. Лечебно-столовые минеральные воды применяются в качестве лечебного средства при курсовом назначении и не систематически в качестве столового напитка. Лечебные питьевые воды обладают выраженным лечебным действием на организм человека и применяются только по назначению врача и в определенной дозировке.
В Краснодарском крае разведаны и числятся на балансе 41 месторождение минеральных вод. Кроме того, открыты еще 11 месторождений, которые находятся в нераспределенном фонде недр и подлежат включению в план проведения конкурсов и аукционов.
На балансе запасов Краснодарского края числятся пять месторождений лечебных грязей, из них два месторождения - в нераспределенном фонде недр.
В Краснодарском крае услуги санаторно-курортного лечения и оздоровления оказывают 200 организаций с общей коечной мощностью 97686 мест. Предприятия санаторно-курортного комплекса Краснодарского края специализируются на лечении практически всего спектра известных медицине заболеваний.
Количество граждан, получивших услуги санаторно-курортного лечения на территории Краснодарского края в 2017 году, составило 1270 тыс. человек, в 2018 году - 1300 тыс. человек, по состоянию на 1 сентября 2019 года - 1116 тыс. человек. Отмечается увеличение количества оздоровленных по курсовкам.
Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края ведется реестр санаторно-курортных организаций и пансионатов с лечением в целях учета и мониторинга их количества и характеристик. В структуре санаторно-курортных организаций Краснодарского края имеются 5 бальнеологических лечебниц, 103 бальнеологических и 96 грязевых отделений, 56 питьевых бюветов с минеральной водой, 12 из которых являются общедоступными. В период 2013 - 2019 годов на территории Краснодарского края построено 13 бюветов с минеральной водой.
В 2018 и 2019 годах ряд ранее не функционировавших санаторно-курортных объектов возобновил хозяйственную деятельность (санаторий "Дюна" ООО "Газпром добыча Оренбург" (город-курорт Анапа), ЗАО "Санаторий "Дружба", который возобновил деятельность в составе гостиницы ПАО "Пансионат "Приморье" (город-курорт Геленджик), бальнеологический комплекс "Термы" (ООО "Термы") на месте недействующего санатория-профилактория "Солнечный" (Белореченский район).
На территории муниципального образования Ейский район в настоящее время осуществляется строительство медицинского центра (Медикал Центр) с грязелечебницей, SPA-зоной и лечебно-реабилитационным центром.
Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края осуществляет ведение разделов реестра субъектов, объектов туристской индустрии и туристских ресурсов Краснодарского края "Санаторно-курортные и оздоровительные организации", "Лечебно-оздоровительные местности (курорты) краевого и местного значения", осуществляет мероприятия по ведению программно-информационного комплекса "Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации" (далее - Реестр) в части наполнения сведений о Краснодарском крае, в том числе раздела "Санаторно-курортные организации", и оказывает консультационную помощь при внесении данных. Так, с 2017 по 2019 год в Реестр внесены сведения о 182 хозяйствующих субъектах санаторно-курортного комплекса Краснодарского края.
В результате проведенного выборочного анализа стоимости медицинских услуг санаторно-курортных организаций (ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи", АО "ДиЛУЧ", ОАО Санаторий "Красная Талка", ОАО "ЦВМР "Краснодарская бальнеолечебница", ООО "Центр красоты и здоровья", ООО "Бальнеологическая лечебница "Приазовье") в динамике 2017 - 2019 годов можно сделать вывод, что увеличение стоимости базовой услуги по отдельным санаторно-курортным организациям составило от 7,6 процента до 28,6 процента. Вместе с тем количество пациентов, получивших услуги бальнеолечения в указанных объектах, увеличилось на 4,7 процента (с 75196 человек в 2017 году до 78758 человек в 2018 году).
Выборочный анализ стоимости санаторно-курортной путевки, приобретаемой по контракту министерством труда и социального развития Краснодарского края в целях оздоровления детей, в динамике 2017 - 2019 годов показал увеличение стоимости путевки на 17,5 процента по отдельным санаторно-курортным организациям (в 2017 году - 570 рублей в сутки, в 2019 году - 670 рублей в сутки). При этом количество оздоровленных детей увеличилось на 7 процентов (с 7003 человек в 2017 году до 7501 человека по итогам 2019 года).
В среднем в 2017 - 2018 годах количество пациентов, получивших услуги бальнеолечения, выросло на 10,3 процента.
В целях привлечения населения на отдых и оздоровление министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края осуществлялись информационные и рекламные мероприятия по популяризации и продвижению лечебных возможностей курортов Краснодарского края на территории Российской Федерации.
В период с 2017 года по настоящее время на телевизионных каналах федерального, регионального и местного значения и на радиоканалах выпущено более 30 радиопередач о санаторно-курортном и туристском потенциале Краснодарского края. На официальном сайте министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края было опубликовано свыше 960 статей о санаторно-курортном и туристском комплексе.
В целях организации доступного, качественного отдыха и оздоровления жителей Краснодарского края и России в целом с 2017 года министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края разработана и реализуется краевая маркетинговая программа "Южная здравница".
Участниками указанной программы за время ее существования стали 75 санаторно-курортных предприятий Краснодарского края. Предприятия - участники расположены на территории 12 муниципальных образований Краснодарского края (город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, город Ейск, город Краснодар, город-курорт Сочи, Апшеронский, Гулькевичский, Каневской, Лабинский, Славянский, Туапсинский районы). Наибольшее количество здравниц было заявлено от муниципального образования город-курорт Сочи - 32 объекта.
Предприятия предоставляют в период межсезонья комплексные оздоровительные и лечебные программы по различным категориям заболеваний, рассчитанные на 3, 7, 14 или 21 день и предусматривающие скидки от 5 до 50 процентов. Трехдневные оздоровительные туры выходного дня предполагают общее оздоровление организма, СПА-процедуры и психологическую разгрузку, в недельные туры входит комплекс оздоровительных процедур для высокоэффективного отдыха и восстановления, в двух- и трехнедельные путевки включено большее количество лечебных процедур в зависимости от вида заболевания. Здравницы Краснодарского края предлагают уникальные программы по оздоровлению и лечению, охватывающие практически весь спектр известных современной медицине заболеваний. Ежегодно санатории разрабатывают и внедряют новые программы, обновляют медицинское оборудование.
По информации муниципальных образований, объем денежных средств, затраченных на модернизацию, ремонт (капитальный, косметический), приобретение медицинского оборудования в санаторно-курортных организациях, в 2017 и 2018 годах составил: 2180,0 млн. рублей и 1470,0 млн. рублей соответственно - на капитальный ремонт, 130,0 млн. рублей и 160,0 млн. рублей соответственно - на косметический ремонт, 14,0 млн. рублей и 390,0 млн. рублей соответственно - на приобретение медицинского оборудования. Таким образом, вложения санаторно-курортных организаций в модернизацию своей лечебной базы, приобретение нового медицинского оборудования минимальны. При этом в целях создания условий для развития круглогодичного отдыха, эффективного функционирования санаторно-курортных организаций в период межсезонья первостепенное значение приобретает обеспеченность санаторно-курортных организаций материально-технической базой, оснащение современным медицинским оборудованием.
Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и норм при использовании минеральных вод, лечебных грязей в бальнеолечебницах, санаториях с бальнеологическими отделениями организован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю и его территориальными отделами.
За 2018 год и 9 месяцев 2019 года проведено 24 мероприятия по контролю, в том числе 6 плановых, 18 внеплановых (по проверке ранее выданного предписания должностному лицу). При проведении проверок нарушения при организации бальнеолечения выявлены в отношении АО "Санаторий "БФО" - по несвоевременному проведению ремонта грязехранилища. За выявленные нарушения при организации бальнеолечения юридическое и должностное лица привлечены к административной ответственности.
За период 2018 - 2019 годов проведены две внеплановые проверки баз отдыха, расположенных на территориях Мостовского и Апшеронского районов, по жалобам на качество воды в бассейнах. В результате проведения производственного контроля качества воды в плавательных бассейнах на базе отдыха "Старая мельница" Мостовского района (индивидуальный предприниматель Фукс В.В.) и базе отдыха, расположенной в станице Нижегородской Апшеронского района (индивидуальный предприниматель Ефремов К.Л.), выявлены нарушения санитарного законодательства.
Также необходимо отметить, что в 2019 году в рамках реализации государственной программы Краснодарского края "Дети Кубани", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N 964 (далее также - государственная программа Краснодарского края "Дети Кубани"), на организацию оздоровления и отдыха детей путем предоставления путевок и курсовок в детские оздоровительные лагеря, санаторные организации и бальнеолечебницы предусмотрено 822,3 млн. рублей, в 2018 году - 669,2 млн. рублей, в 2017 году - 657,8 млн. рублей.
Министерством труда и социального развития Краснодарского края в пределах объемов финансирования, предусмотренных государственной программой Краснодарского края "Дети Кубани", заключено 17 государственных контрактов в целях санаторно-курортного лечения в амбулаторных условиях 7501 ребенка на сумму 105,2 млн. рублей (в 2017 году заключено 8 государственных контрактов для 7003 детей на сумму 83,8 млн. рублей, в 2018 году - 10 государственных контрактов для 7000 детей на сумму 83,7 млн. рублей).
В станице Передовой Отрадненского района завершено строительство бальнеологического комплекса "Медуница", проектирование и строительство которого велось с 2007 года. Общая стоимость объекта составила 386,8 млн. рублей, из которых средства краевого бюджета составили 331,0 млн. рублей.
В 2016 году данный объект был передан в ведение министерства труда и социального развития Краснодарского края. В преддверии летнего курортного сезона 21 марта 2019 года состоялось открытие государственного автономного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Краевой комплексный центр реабилитации инвалидов "Медуница" (на 40 койко-мест), позволяющего удовлетворить потребность в комплексной реабилитации инвалидов, нуждающихся в реабилитации именно в стационарных условиях путем использования бальнеологического оборудования и собственного месторождения минеральных вод в рамках лечебно-оздоровительных процедур. На сегодняшний день в нем обслужено более 400 человек.
Вместе с тем в целях увеличения пропускной способности учреждения и формирования системы комплексной реабилитации инвалидов требуется строительство дополнительного корпуса на 60 мест, бассейна, питьевой галереи, а также расширение перечня предоставляемых услуг по бальнеолечению, включая грязелечение.
Учитывая важное значение природных ресурсов, обладающих особо ценными лечебно-оздоровительными свойствами, в бальнеологическом лечении и оздоровлении граждан, прибывающих на курорты Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края С.С. Балаевой о ходе выполнения постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 20 ноября 2013 года N 742-П "Об организации бальнеолечения на территории Краснодарского края" принять к сведению.
2. Рекомендовать министерству курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края продолжить работу:
1) по созданию условий для развития круглогодичного отдыха на курортах Краснодарского края и эффективного использования природных лечебных ресурсов;
2) по популяризации и продвижению лечебных возможностей курортов Краснодарского края в муниципальных образованиях Краснодарского края, а также в других субъектах Российской Федерации;
3) по ведению разделов "Санаторно-курортные и оздоровительные организации", "Лечебно-оздоровительные местности (курорты) краевого и местного значения" реестра субъектов, объектов туристской индустрии и туристских ресурсов Краснодарского края;
4) по проведению анализа состояния санаторно-курортных и оздоровительных организаций и использования в санаторно-курортном комплексе природных лечебных ресурсов.
3. Рекомендовать министерству труда и социального развития Краснодарского края продолжить работу по направлению детей на санаторно-курортное лечение в амбулаторных условиях в бальнео- и грязелечебницы, имеющие (использующие) источники минеральных вод и лечебных грязей, в том числе детей, проживающих на близлежащих к ним территориях, в рамках государственной программы Краснодарского края "Дети Кубани".
4. Рекомендовать министерству труда и социального развития Краснодарского края совместно с министерством финансов Краснодарского края рассмотреть вопрос о выделении финансирования за счет средств краевого бюджета государственному автономному учреждению социального обслуживания Краснодарского края "Краевой комплексный центр реабилитации инвалидов "Медуница" на реализацию мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности учреждения и расширение перечня предоставляемых услуг бальнеолечения, включая грязелечение.
5. Рекомендовать министерству курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края совместно с министерством труда и социального развития Краснодарского края и министерством финансов Краснодарского края рассмотреть вопрос о выделении финансирования за счет средств краевого бюджета:
1) на предоставление субсидий в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами санаторно-курортного и туристского комплекса в кредитных организациях для:
реконструкции и развития собственных основных фондов;
обеспечения круглогодичного функционирования и полной заполняемости организаций санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
2) на предоставление субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по оздоровлению и отдыху детей;
3) на предоставление субсидий, грантов в форме субсидий победителям смотров-конкурсов по определению лучших субъектов санаторно-курортного и туристского комплекса (включая субъектов туристской индустрии) Краснодарского края.
6. Рекомендовать министерству здравоохранения Краснодарского края совместно с министерством труда и социального развития Краснодарского края и министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края осуществлять взаимодействие с санаторно-курортными организациями в целях обеспечения доступности, повышения эффективности реабилитационных мероприятий и медицинских услуг в рамках санаторно-курортного и бальнеологического лечения для жителей Краснодарского края.
7. Рекомендовать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю продолжить работу по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей при использовании минеральных вод и лечебных грязей, а также открытых термальных источников свободного доступа, расположенных на территории Краснодарского края.
8. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) организовать работу по пропаганде лечебных возможностей санаторно-курортных и оздоровительных организаций, расположенных на территории муниципального образования и использующих в лечении природные лечебные ресурсы в целях оздоровления местного населения;
2) усилить муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения;
3) организовать взаимодействие с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю по вопросу использования открытых термальных источников свободного доступа, расположенных на территории муниципального образования.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
29 января 2020 года
N 1585-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 29 января 2020 г. N 1585-П "О ходе выполнения постановления Законодательного Собрания Краснодарского края "Об организации бальнеолечения на территории Краснодарского края"
Настоящее постановление вступает в силу с 29 января 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 4 февраля 2020 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 5 февраля 2020 г.