Постановление Верховного Суда РФ от 16 января 2020 г. N 51-АД19-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу Дерябина С.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Барнаула Алтайского края от 18 июня 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 июля 2019 года и постановление исполняющего обязанности председателя Алтайского краевого суда от 13 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Дерябина Сергея Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Барнаула Алтайского края от 18 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 июля 2019 года и постановлением исполняющего обязанности председателя Алтайского краевого суда от 13 сентября 2019 года, Дерябин С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Дерябин С.В. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации") проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
Согласно пункту 299 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (Приложение N 1 к Приказу МВД России от 23 августа 2017 года N 664) (далее - Административный регламент) прокуроры относятся к должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности.
В случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного судьей или прокурором, сотрудник составляет об этом рапорт, который с другими материалами незамедлительно передается руководителю подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) для их последующего направления прокурору, вышестоящему прокурору (пункт 303 Административного регламента).
При наличии достаточных оснований полагать, что судья или прокурор, управляя транспортным средством, находится в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чем сообщает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) для немедленного информирования органов прокуратуры (пункт 304 Административного регламента).
Как усматривается из материалов дела, 29 декабря 2018 года в 06 часов 35 минут на ул. 10-я Западная, д. 5 в г. Барнаул, сотрудниками ДПС был доставлен Дерябин С.В., состоявший в тот момент в должности помощника прокурора Индустриального района г. Барнаула Алтайского края, который управлял транспортным средством "Лексус RX-350", государственный регистрационный знак ... с признаками опьянения: запах алкоголя изо рта (л.д. 11).
По факту дорожно-транспортного происшествия на пересечении Павловского тракта - ул. Просторная, 194 по Павловскому тракту в г. Барнауле факту инспектором ДПС Самойловым К.В. был составлен рапорт и сообщено в дежурную часть для немедленного информирования органов прокуратуры (л.д. 8-9).
В связи с наличием признаков опьянения должностным лицом в порядке, предусмотренном Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475, Дерябину С.В. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, от которого он отказался.
В соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил Дерябин С.В. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Из содержания протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения N 22 AM 574736 от 29 декабря 2018 года следует, что в присутствии понятых Г. и К. Дерябин С.В. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние, пройти которое он согласился, о чем собственноручно указал в соответствующей графе (л.д. 12).
Впоследствии в КГБУЗ "Алтайский краевой наркологический диспансер" от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения Дерябин С.В. отказался. Отказ Дерябина С.В. зафиксирован в акте медицинского освидетельствования N 495 от 29 декабря 2018 года, который подписан врачом Д. (л.д. 13).
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Дерябину С.В. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и названных выше Правил, участие понятых при отстранении Дерябина С.В. от управления транспортным средством и направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должностным лицом обеспечено (л.д. 10, 12).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 42 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и пунктов 303-304 Административного регламента начальником ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу материалы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дерябина С.В. были направлены в органы прокуратуры для дальнейшей проверки сообщения о факте правонарушения (л.д. 8).
Рассмотрев материалы проверки по факту совершения помощником прокурора Индустриального района г. Барнаула Алтайского края Дерябиным С.В. административного правонарушения, прокурором Алтайского края 25 января 2019 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1-7).
Таким образом, особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности Дерябина С.В., состоявшего в тот момент в должности помощника прокурора Индустриального района г. Барнаула Алтайского края, были соблюдены, а доводы, заявленные в жалобе Дерябиным С.В., не находят своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Дерябин С.В. обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Дерябину С.В. в пределах санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Дерябина С.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Барнаула Алтайского края от 18 июня 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 июля 2019 года и постановление исполняющего обязанности председателя Алтайского краевого суда от 13 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Дерябина Сергея Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Дерябина С.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 16 января 2020 г. N 51-АД19-2
Текст постановления опубликован не был