Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии проект модельного закона "Об оценке экологического ущерба", Межпарламентская Ассамблея постановляет:
1. Принять модельный закон "Об оценке экологического ущерба" (прилагается).
2. Направить указанный модельный закон в парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать для использования в национальном законодательстве.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Санкт-Петербург
22 ноября 2019 года
N 50-9
Приложение
к постановлению МПА СНГ
от 22 ноября 2019 года N 50-9
Межпарламентская Ассамблея государств - участников
Содружества Независимых Государств
Модельный закон
Об оценке экологического ущерба
Настоящий Закон регулирует отношения в области экономической оценки ущерба, нанесенного окружающей среде, в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
вред окружающей среде - негативные изменения состояния окружающей среды, вызванные деятельностью человека, в результате загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, повреждения, разрушения экологических систем природы, создающие реальную угрозу здоровью и жизни человека, растительному и животному миру, материальным ценностям;
затраты - затраты, подтвержденные необходимостью исполнения настоящего Закона, включая затраты: на оценку объема ущерба окружающей среде и (или) надвигающейся угрозы такого ущерба; проведение превентивных мероприятий; проведение мероприятий по ликвидации вреда окружающей среде; на сбор данных; мониторинг и надзор;
мероприятия по восстановлению объектов охраны - любые действия по восстановлению, реабилитации или замене поврежденных объектов охраны до возвращения их в устойчивое позитивное состояние в системе окружающей среды;
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
специально уполномоченный орган - государственный орган по охране окружающей среды, который в соответствии с положением о нем наделяется полномочиями по охране окружающей среды и природных ресурсов и осуществляет координацию деятельности других государственных органов в этой области;
хозяйствующие субъекты - юридические лица всех организационно-правовых форм (в том числе иностранные), занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров, их объединения, а также физические лица, осуществляющие самостоятельную или совместную с другими лицами предпринимательскую деятельность;
экологическая ответственность - сознательное отношение хозяйствующего субъекта к нормативно-правовым требованиям охраны окружающей среды на основе понимания им последствий осуществляемой хозяйственной деятельности для окружающей среды и добровольно принятых на себя обязанности и готовности осуществлять превентивные мероприятия по предотвращению ущерба окружающей среде, а также добровольно ликвидировать нанесенный ей вред; обязанность субъекта правоотношений претерпеть неблагоприятные последствия в связи с нанесением им вреда окружающей среде;
экологический ущерб - исчисляемые в денежном выражении экономические и внешнеэкономические потери общества, физических и юридических лиц, возникающие в результате причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека и имуществу;
экономическая оценка ущерба окружающей среде - стоимостное выражение затрат на восстановление окружающей среды до устойчивого состояния;
экономическая оценка экологического ущерба - стоимостное выражение затрат на восстановление окружающей среды до устойчивого состояния, затрат на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью физических лиц, и затрат на возмещение вреда имуществу, причиненного экологическим правонарушением.
Статья 2. Принципы правового регулирования отношений, связанных с экономической оценкой экологического ущерба
Настоящий Закон основывается на принципах:
- принятия мер предосторожности;
- "загрязнитель платит" в части компенсации экологического ущерба хозяйствующими субъектами;
- перенесения бремени компенсации нанесенного ущерба окружающей среде с общества в целом на хозяйствующих субъектов, чья деятельность причинила вред окружающей среде;
- доступа общественности к информации в области окружающей среды;
- ответственности за причинение вреда окружающей среде и компенсации экологического ущерба;
- соразмерности ответственности за причиненный ущерб и его возмещения.
Статья 3. Цель и задачи настоящего Закона
1. Целью настоящего Закона является определение основных положений о порядке экономической оценки ущерба, нанесенного окружающей среде, как одного из направлений экологической ответственности для предупреждения, предотвращения, пресечения и ликвидации вреда окружающей среде.
2. К числу задач настоящего Закона относятся:
- установление основанной на принципе "загрязнитель платит" и гармонизированной с нормами международного права системы возмещения экологического ущерба;
- рассмотрение в первоочередном порядке возможности осуществления мероприятий по восстановлению окружающей среды хозяйствующим субъектом, причинившим вред окружающей среде;
- установление приоритета экономической оценки экологического ущерба по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния объектов охраны с учетом упущенной выгоды.
Статья 4. Сфера действия настоящего Закона
1. Положения настоящего Закона распространяются на случаи причинения вреда компонентам окружающей среды, жизни и здоровью человека, имуществу физических и (или) юридических лиц, государству в результате деятельности хозяйствующих субъектов.
2. Настоящий Закон не применяется в отношении случаев причинения экологического вреда, вызванного:
- форс-мажорными обстоятельствами (вооруженными конфликтами, природными явлениями непреодолимого характера);
- диффузным загрязнением атмосферы от передвижных транспортных средств (за исключением случаев, когда можно установить причинную связь между ущербом и деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта);
- радиоактивным загрязнением;
- аварийными ситуациями, ответственность за которые подпадает под действие любой из международных конвенций, членом которых является государство.
3. Действие настоящего Закона не распространяется на виды деятельности, основной целью которых является обеспечение национальной и международной безопасности либо единственной целью которых является защита объектов охраны от природных катастроф.
Глава 2. Возмещение экологического ущерба
Статья 5. Обязательность возмещения экологического ущерба
1. Хозяйствующие субъекты, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить причиненный ими экологический ущерб в соответствии с настоящим Законом и законодательными актами государства, в том числе с использованием механизмов обязательного экологического страхования и с учетом способности к самовосстановлению компонентов окружающей среды.
2. В первоочередном порядке экологический ущерб, причиненный окружающей среде, возмещается в натуральной форме путем осуществления мероприятий по восстановлению окружающей среды хозяйствующим субъектом, причинившим вред окружающей среде.
3. К денежным формам возмещения экологического ущерба относятся финансовые средства для восстановления объектов охраны до состояния, имевшегося к моменту причинения вреда, выполнения мероприятий по воспроизводству природных ресурсов, а также возмещения упущенной выгоды.
4. Размер возмещения экологического ущерба, причиненного объектам охраны, определяется в приоритетной форме по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния объектов охраны с учетом упущенной выгоды в порядке, предусмотренном законодательством.
5. При определении размера экологического ущерба учитываются затраты по возмещению такого ущерба в натуральной форме, понесенные причинителем вреда.
Статья 6. Экологический ущерб, подлежащий возмещению
1. Возмещению подлежит экологический ущерб, причиненный окружающей среде, жизни и здоровью человека, имуществу физических и (или) юридических лиц вследствие:
- уничтожения и повреждения природных ресурсов;
- загрязнения окружающей среды, в том числе в результате несогласованных залповых выбросов и сбросов, размещения отходов производства и потребления;
- незаконного и нерационального использования природных ресурсов;
- самовольных или сверхнормативных эмиссий в окружающую среду.
2. Для целей настоящего Закона юридически значимым является загрязнение, которое превышает допустимые нормативы качества окружающей среды либо, хотя и не превышает их, но впоследствии причиняет окружающей среде существенный вред. Под нормативами качества окружающей среды понимаются показатели, характеризующие благоприятное для жизни и здоровья человека состояние окружающей среды и природных ресурсов.
3. К числу основных факторов загрязнения окружающей среды относятся:
- хозяйственная и иная деятельность, осуществляемая с нарушением установленных норм и правил в области охраны окружающей среды;
- промышленные аварии;
- размещение на территории государства отходов.
Статья 7. Права и обязанности хозяйствующих субъектов в области возмещения вреда окружающей среде и экологического ущерба
1. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности, не вправе осуществлять свою деятельность без лицензий, других разрешительных документов, предусмотренных законодательством, а также без заключения договора обязательного экологического страхования.
2. Хозяйствующие субъекты, причинившие вред окружающей среде, вправе добровольно выполнить мероприятия по восстановлению окружающей среды до состояния, имевшегося к моменту причинения вреда, компенсировать экологический ущерб в стоимостном выражении за счет собственных или страховых средств путем перечисления денежных средств в бюджет соответствующего уровня или непосредственно потерпевшему лицу.
3. Хозяйствующий субъект, причинивший вред окружающей среде, обязан предоставить гарантийное письмо в специально уполномоченный орган с указанием конкретных мероприятий по восстановлению окружающей среды и сроков их проведения.
Глава 3. Порядок экономической оценки экологического ущерба
Статья 8. Компетенция специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и должностных лиц по осуществлению экономической оценки ущерба окружающей среде
1. Экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде, осуществляется должностными лицами в области охраны окружающей среды при выявлении нарушений экологического законодательства в ходе реализации государственного экологического надзора. Должностные лица, осуществляющие экономическую оценку ущерба окружающей среде, должны получить дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов исполнительной власти.
2. Должностные лица специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды в месячный срок с даты установления факта нанесения вреда окружающей среде проводят сбор и анализ необходимых материалов и осуществляют экономическую оценку ущерба окружающей среде.
3. Экономическая оценка ущерба окружающей среде осуществляется должностными лицами специально уполномоченного органа прямым или косвенным методом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, в зависимости от того, возможна ли полная ликвидация последствий нанесенного вреда путем проведения мероприятий по восстановлению окружающей среды.
4. При осуществлении экономической оценки ущерба окружающей среде должностные лица специально уполномоченного органа должны исходить из стоимости затрат на восстановление окружающей среды и потребительских свойств природных ресурсов.
5. Стоимость мер по ликвидации последствий вреда окружающей среде определяется специально уполномоченным органом по их рыночной стоимости или с учетом заключения независимого эксперта, уполномоченного проводить экспертизы в области охраны окружающей среды. Независимый эксперт может привлекаться по инициативе хозяйствующего субъекта или общественных экологических организаций.
Статья 9. Разрешение споров о возмещении экологического ущерба
1. Споры о возмещении экологического ущерба разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
2. В случае возникновения сомнений в правильности представленных расчетов либо при наличии возражений одной из сторон суд с целью проверки и устранения противоречий вправе привлечь специалиста или назначить соответствующую судебную экспертизу.
Статья 10. Правила экономической оценки ущерба окружающей среде
1. Расчет ущерба окружающей среде, причиненного природопользователем без надлежащего разрешения, должен производиться отдельно по каждому источнику загрязнения по правилам, установленным настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами.
2. Превышение установленных нормативов определяется путем инструментального замера либо расчетным путем в соответствии с утвержденной в установленном законодательством порядке методикой определения нормативов эмиссий в окружающую среду.
3. Результаты инструментальных замеров и анализов, свидетельствующие о превышении установленных нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, распространяются на период с последней проверки, проведенной в ходе государственного экологического контроля, до истечения срока исковой давности.
4. При определении возможности осуществить ликвидацию нанесенного вреда окружающей среде специально уполномоченный орган должен принимать во внимание только прямой метод экономической оценки ущерба с целью немедленного принятия мер по устранению последствий нанесенного вреда окружающей среде путем проведения мероприятий по восстановлению окружающей среды до устойчивого состояния и обязательных превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах.
5. При осуществлении экономической оценки ущерба окружающей среде принимаются во внимание:
- стоимость мер по восстановлению окружающей среды и ликвидации последствий нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
- ставки платы за загрязнение окружающей среды, утвержденные местными представительными органами на текущий год;
- степень экологической опасности нанесенного ущерба;
- степень экологического риска.
Статья 11. Порядок оценки экологического ущерба, причиненного жизни, здоровью человека и имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
1. Экологический ущерб, причиненный жизни, здоровью человека и имуществу физических и юридических лиц негативным воздействием окружающей среды в результате деятельности хозяйствующих субъектов, подлежит возмещению в полном объеме.
2. Определение объема и размера возмещения экологического ущерба, причиненного жизни, здоровью человека и имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, а также законодательством об охране здоровья и социальном обеспечении в добровольном или судебном порядке.
Глава 4. Методы экономической оценки экологического ущерба
Статья 12. Методы экономической оценки ущерба окружающей среде Экономическая оценка ущерба, причиненного окружающей среде, осуществляется прямым или косвенным методом, в зависимости от того, возможна ли полная ликвидация последствий нанесенного вреда путем проведения мероприятий по восстановлению окружающей среды.
Статья 13. Прямой метод экономической оценки ущерба окружающей среде
1. Прямой метод экономической оценки ущерба окружающей среде состоит в определении фактических затрат и наиболее эффективных инженерных, организационно-технических и технологических мероприятий, необходимых для восстановления окружающей среды, восполнения деградировавших природных ресурсов и оздоровления живых организмов.
2. Прямой метод экономической оценки ущерба окружающей среде применяется тогда, когда последствия нанесенного ущерба могут быть ликвидированы путем проведения инженерных, организационно-технических и технологических мероприятий либо иных адекватных мер.
3. Должностными лицами специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды в первую очередь рассматривается возможность осуществления мероприятий по восстановлению окружающей среды лицом, нанесшим вред окружающей среде.
4. При определении возможности осуществить полную ликвидацию нанесенного вреда окружающей среде путем мероприятий по восстановлению окружающей среды принимается во внимание только прямой метод экономической оценки ущерба с целью немедленного принятия мер по устранению последствий загрязнения и обязательных превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах.
5. Ущерб окружающей среде может быть возмещен добровольно, в натуральной форме, а также по решению суда путем возложения на ответчика обязанности по устранению ущерба, нанесенного окружающей среде, либо путем взыскания с ответчика фактических затрат на восстановление окружающей среды, восполнение деградировавших природных ресурсов и оздоровление живых организмов, а также причиненных убытков.
6. Стоимость мер по ликвидации последствий ущерба определяется по их рыночной стоимости.
7. При экономической оценке ущерба окружающей среде прямым методом должностные лица специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды могут привлекать независимых экспертов. В качестве экспертов могут выступать экологические аудиторы, специалисты проектных, инженерных и научных организаций.
8. Обязанность по оплате работы независимых экспертов возлагается на лицо, нанесшее ущерб окружающей среде.
9. Если на момент предъявления исковых требований не представляется возможным исчерпывающе определить объем затрат на проведение восстановительных мероприятий, то размер причиненного ущерба может быть исчислен косвенным методом и уточнен окончательно после завершения всего комплекса восстановительных работ.
Статья 14. Косвенный метод экологической оценки ущерба окружающей среде
1. Косвенный метод экономической оценки ущерба окружающей среде применяется тогда, когда не может быть применен прямой метод экономической оценки ущерба, поскольку нанесенный ущерб не может быть восполнен мероприятиями по восстановлению окружающей среды и принятием мер по ликвидации последствий нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Косвенный метод экономической оценки ущерба окружающей среде основывается на соотношении между фактическим воздействием на окружающую среду и установленным нормативом, а также на ставках платы за загрязнение окружающей среды, уровнях экологической опасности и экологического риска.
3. Косвенный метод экономической оценки ущерба окружающей среде применяется в основном в случаях загрязнения атмосферного воздуха, а также сверхнормативного изъятия природных ресурсов.
4. Экономическая оценка ущерба окружающей среде косвенным методом осуществляется в зависимости от видов воздействия на окружающую среду путем суммирования ущерба по каждому ингредиенту или изъятому ресурсу.
5. Уровень экологической опасности, вызванной нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, а также уровень экологического риска определяются должностными лицами уполномоченного органа в области охраны окружающей среды на основании критериев, установленных утвержденными методиками.
Глава 5. Особенности экономической оценки экологического ущерба, причиненного почвам
Статья 15. Метод экономической оценки экологического ущерба, причиненного почвам
1. Экономическая оценка экологического ущерба, причиненного почвам, осуществляется прямым методом с учетом фактических затрат на проведение наиболее эффективных инженерных, организационно-технических и технологических мероприятий, необходимых для восстановления почв.
2. Фактические затраты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, определяются путем суммирования затрат на осуществление необходимых мер для обеспечения удаления соответствующих загрязнителей (первичное восстановление), проведение рекультивации нарушенных земель для восстановления их для сельскохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
3. Затраты на рекультивацию земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, учитывают стоимость проведения двух этапов рекультивации: технического и биологического.
4. Под затратами на проведение технического этапа рекультивации понимается стоимость мероприятий по планировке, формированию откосов, снятию и нанесению плодородного слоя почвы, устройству гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронению токсичных вскрышных пород, а также проведению других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
5. В сумму затрат на проведение биологического этапа рекультивации земель включаются затраты на проведение комплекса агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
6. Суммы, выплачиваемые на добровольной основе или взыскиваемые по решению суда для возмещения ущерба, причиненного почвам, перечисляются в государственный бюджет или в целевой бюджетный экологический фонд, учитываются обособленно и расходуются на восстановление земель.
Статья 16. Особенности экономической оценки экологического ущерба, повлекшего существенную потерю ценности земель
1. В случае причинения вреда окружающей среде, повлекшего за собой существенную потерю специфической хозяйственной, ландшафтно-рекреационной и экосистемной (водорегулирующей, почвозащитной) ценности земель, экономическая оценка ущерба осуществляется прямым методом в размере стоимости затрат, необходимых для восстановления утраченных качеств почвы путем комплексной технологии ремедиации (восстановления или освобождения) почв, которая предусматривает:
- предварительные аналитические исследования почв на предмет количественного и качественного содержания загрязняющих веществ, исследование агрохимических показателей и оценку биоценоза;
- определение наличия вертикальной и горизонтальной миграции, уровней насыщенности горизонтов загрязняющими веществами;
- подбор компонентов технологии исходя из специфики местности, аборигенных, синантропных и рудеральных видов;
- проведение технологических мероприятий (длительность проведения мероприятий зависит от вышеперечисленных факторов; средняя длительность не менее пяти лет);
- контроль степени очистки территории;
- последующий мониторинг содержания предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и состояния биоценоза.
2. В случае если причиненный вреда окружающей среде повлек за собой полную потерю хозяйственной, ландшафтно-рекреационной и экосистемной ценности земель и ремедиация не может быть осуществлена, то территория, подвергшаяся загрязнению, должна быть увеличена за счет прилежащей территории, имеющей равную экологическую ценность. Экономическая оценка такого экологического ущерба осуществляется косвенным методом, исходя из фактического объема самовольного сброса сточных вод либо объема самовольного размещения отходов, а также упущенной выгоды.
Глава 6. Особенности экономической оценки экологического ущерба, причиненного загрязнением атмосферного воздуха от стационарных источников
Статья 17. Основные виды вреда окружающей среде, причиняемого загрязнением атмосферного воздуха
1. Основными видами вреда окружающей среде, причиняемого загрязнением атмосферного воздуха, являются:
- загрязнение атмосферного воздуха организованными выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения;
- загрязнение атмосферного воздуха неорганизованными выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения.
2. Положения настоящего Закона не применяются для экономической оценки ущерба окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха от передвижных источников загрязнения, принадлежащих физическим и юридическим лицам, за исключением случаев, когда можно установить причинную связь между ущербом и деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта.
Статья 18. Метод экономической оценки экологического ущерба, причиненного загрязнением атмосферного воздуха от стационарных источников
1. В случае загрязнения атмосферного воздуха в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, включая нарушение правил эксплуатации сооружений и устройств, вызвавшее сверхнормативный (несанкционированный) выброс загрязняющих веществ, в том числе аварийный, произошедший из-за разгерметизации оборудования, разрывов трубопроводов, поломок резервуаров, экономическая оценка экологического ущерба осуществляется косвенным методом.
2. При отсутствии методик оценки ущерба, причиненного загрязнением атмосферного воздуха от стационарных источников, экономическая оценка ущерба может осуществляться как прямым, так и косвенным методом в отношении поврежденных загрязнением атмосферного воздуха компонентов окружающей среды, а также жизни и здоровья человека, имущества физических и юридических лиц.
3. Экологический ущерб, причиненный загрязнением атмосферного воздуха от стационарных источников, подлежит возмещению в полном объеме за счет средств хозяйствующих субъектов, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.
4. Суммы, выплачиваемые на добровольной основе или взыскиваемые по решению суда для возмещения ущерба, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха от стационарных источников, перечисляются в государственный бюджет или в целевой бюджетный экологический фонд, учитываются обособленно и расходуются на охрану воздушного бассейна, в том числе на выполнение мероприятий по предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Глава 7. Особенности экономической оценки экологического ущерба, причиненного водным объектам
Статья 19. Основные виды вреда окружающей среде, причиняемого загрязнением водных объектов
В качестве основных видов вреда окружающей среде, причиняемого загрязнением водных объектов, в настоящем Законе рассматриваются следующие:
- загрязнение водных объектов с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором;
- засорение водных объектов в результате сплава древесины;
- загрязнение и засорение водных объектов в результате сброса в водные объекты и захоронения в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов);
- загрязнение водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций;
- загрязнение и засорение водных объектов пестицидами, агрохимикатами и другими опасными для здоровья человека веществами и соединениями вследствие превышения предельно допустимых уровней установленных нормативов;
- загрязнение и засорение водных объектов в результате сброса в них сточных вод, содержание в которых пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты;
- загрязнение и засорение водных объектов токсичными веществами в результате проведения на водных объектах взрывных работ;
- загрязнение водных объектов в результате сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также в случае нарушения установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты, в том числе в результате сброса абонентами сточных вод в централизованную систему водоотведения с нарушением нормативов допустимых сбросов абонентов и (или) лимитов, установленных в соответствии с законодательством о водоснабжении и водоотведении, а также нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод;
- забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
- загрязнение и засорение водных объектов вследствие сброса в водные объекты сточных вод, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций;
- загрязнение, засорение, заиление водных объектов и истощение их вод вследствие нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории водоохранных зон водных объектов;
- иные случаи загрязнения водных объектов, предусмотренные водным законодательством.
Статья 20. Метод экономической оценки экологического ущерба, причиненного поверхностным водным объектам
1. В случае причинения вреда поверхностным водным объектам экономическая оценка ущерба осуществляется прямым методом, исходя из стоимости фактических затрат на восстановление водных ресурсов, которое достигается с помощью первоочередных и дополнительных мероприятий, направленных на восстановление окружающей среды до ее устойчивого состояния.
2. Затраты на первоочередные мероприятия включают затраты на осуществление мер, направленных на восстановление водных ресурсов до устойчивого состояния. Если поврежденные водные ресурсы не достигают своего устойчивого состояния в результате первоочередных мер, то должны быть проведены дополнительные мероприятия.
3. В случае невозможности провести экономическую оценку ущерба, причиненного водным ресурсам, прямым методом такая оценка осуществляется косвенным методом в соответствии с утвержденными методиками.
4. Экологический ущерб, причиненный загрязнением водных объектов, подлежит возмещению за счет средств хозяйствующих субъектов, виновных в загрязнении водных объектов.
5. Суммы, выплачиваемые на добровольной основе или взыскиваемые по решению суда для возмещения ущерба, причиненного загрязнением водных объектов, перечисляются в государственный бюджет или в целевой бюджетный экологический фонд, учитываются обособленно и расходуются на восстановление и охрану водных объектов, в том числе на выполнение мероприятий по предотвращению сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Статья 21. Метод экономической оценки экологического ущерба, причиненного подземным водным объектам
Экономическая оценка ущерба от загрязнения подземных вод может быть осуществлена прямым методом, исходя из стоимости мероприятий по их очистке, либо косвенным методом, исходя из фактического объема самовольного сброса сточных вод, в соответствии с утвержденной методикой.
Статья 22. Особенности экономической оценки экологического ущерба, причиненного водным объектам загрязнением нефтью и нефтепродуктами
1. Площадь и концентрация нефти и нефтепродуктов определяются на основании данных по обследованию водной поверхности и лабораторных анализов, проведенных в соответствии с нормативными и методическими документами.
2. Масса нефти и нефтепродуктов, загрязняющих водные объекты, определяется суммированием массы растворенных и эмульгированных в воде нефти и нефтепродуктов, значение которой соответствует предельной концентрации в условиях максимального растворения, и массы пленочных нефти и нефтепродуктов на поверхности водного объекта.
3. Основными факторами, определяющими величину ущерба, наносимого окружающей среде при проливе нефти на водную (морскую) поверхность, являются:
- площадь загрязнения водного объекта;
- масса пролитой нефти;
- степень загрязнения водного объекта.
4. Площадь нефтяного загрязнения водных объектов может быть определена государственными экологическими инспекторами:
- методом экспертных оценок;
- инструментальным методом;
- методом аэрофотосъемки.
5. Масса нефти, разлитой на поверхности водного объекта, определяется одним из следующих способов:
- по результатам инструментальных измерений на загрязненной нефтью поверхности водного объекта;
- по количеству нефти, собранной нефтесборными средствами при ликвидации аварийных разливов;
- по фактическим данным объема разлитой нефти, в случае если они известны или имеется возможность их определения расчетными способами.
6. Экономическая оценка экологического ущерба, причиненного водным объектам загрязнением нефтью и нефтепродуктами, осуществляется прямым методом, исходя из стоимости фактических затрат на возмещение вреда, причиненного водным ресурсам, которое достигается с помощью первоочередных и дополнительных мероприятий, направленных на восстановление окружающей среды до ее устойчивого состояния. В случае невозможности провести экономическую оценку ущерба, причиненного водным ресурсам загрязнением нефтью и нефтепродуктами, прямым методом такая оценка осуществляется косвенным методом в соответствии с утвержденными методиками.
Глава 8. Особенности экономической оценки экологического ущерба, причиненного лесным ресурсам
Статья 23. Основные виды вреда окружающей среде, причиняемого в результате нарушений лесного законодательства
1. В соответствии с положениями настоящего Закона устанавливается порядок определения размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, в результате нарушения лесного законодательства.
2. Вред лесным ресурсам может быть причинен вследствие загрязнения путем воздействия сточных вод, химических и других вредных веществ, отходов производства и потребления или иного негативного воздействия, в том числе, лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, незаконной рубки деревьев, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие.
3. Для выявления фактов негативного воздействия на лесные ресурсы осуществляется мониторинг их состояния, в том числе спутниковый мониторинг лесов в соответствии с законодательством государства.
Статья 24. Метод экономической оценки экологического ущерба, причиненного лесным ресурсам
1. Экономическая оценка экологического ущерба, причиненного лесным ресурсам, за исключением оценки ущерба, причиненного лесными пожарами, осуществляется прямым методом с учетом фактических затрат на проведение наиболее эффективных инженерных, организационно-технических и технологических мероприятий, необходимых для восстановления до их исходного состояния.
2. Фактические затраты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, определяются путем суммирования затрат на осуществление мероприятий по приведению соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также необходимых мер для восстановления лесных ресурсов до их исходного состояния путем первичного и дополнительного восстановления.
3. Затраты на первичное восстановление определяются стоимостью прямого восстановления поврежденных лесных ресурсов до их исходного состояния или приближения к нему за короткий промежуток времени, в том числе путем естественного восстановления.
4. Если причиненный вред лесным ресурсам не может быть возмещен путем первичного восстановления до их исходного состояния, то должно быть предпринято дополнительное восстановление, которое состоит в проведении мероприятий по дальнейшему восстановлению лесных ресурсов на поврежденной территории. При определении затрат на дополнительное восстановление лесных ресурсов учитывается стоимость восстановительных мер, обеспечивающих появление лесных ресурсов того же вида, качества и количества, при этом могут быть применены подходы эквивалентности соотношения ресурсов и их использования.
5. Суммы, выплачиваемые на добровольной основе или взыскиваемые по решению суда для возмещения ущерба, причиненного лесным ресурсам, перечисляются в государственный бюджет или в целевой бюджетный экологический фонд, учитываются обособленно и расходуются на восстановление и охрану лесов.
Статья 25. Метод экономической оценки экологического ущерба, причиненного лесными пожарами
1. Суммарный экологический ущерб от лесного пожара включает:
- ущерб лесным ресурсам;
- расходы на тушение лесных пожаров;
- стоимость сгоревших объектов и готовой продукции в лесу (снижение стоимости объектов и готовой продукции, поврежденных пожаром);
- расходы на расчистку горельников и дополнительные санитарные рубки в насаждениях, поврежденных лесными пожарами;
- ущерб от снижения почвозащитных, санитарно-гигиенических, водоохранных и других средообразующих функций леса;
- ущерб от загрязнения воздушной среды продуктами горения;
- ущерб от гибели животных.
2. Экономическая оценка ущерба от лесного пожара осуществляется косвенным методом по результатам экономической оценки ущерба, причиненного лесным ресурсам, а также других видов ущерба, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в совокупном объеме в соответствии с действующим законодательством.
3. Расходы на тушение лесного пожара включают:
- заработную плату (с начислениями) занятых тушением пожара рабочих лесхоза, баз авиационной охраны лесов (мехотрядов, авиаотделений), привлеченных к тушению пожара работников других организаций и предприятий, иных категорий населения;
- стоимость услуг машин, тракторов, других механизмов, в том числе собственных, использованных при тушении лесного пожара, которая рассчитывается исходя из отработанных смен, а также налета часов воздушных судов (самолетов, вертолетов) на доставке людей, средств пожаротушения и других грузов, используемых при тушении лесного пожара;
- стоимость израсходованных при тушении пожара материалов, средств тушения и другого имущества, используемого при тушении пожара;
- расходы на питание работников, занятых на тушении лесного пожара, почтово-телеграфные и другие расходы на тушение лесного пожара, предусмотренные действующим законодательством.
4. Размер ущерба, причиненного лесным пожаром повреждением или уничтожением зданий, сооружений, другого имущества лесхоза, находящегося в лесу (ограничительные знаки, вывески, другие предметы наглядной агитации, малые архитектурные формы и др.), учитывается в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Ущерб, причиненный лесным пожаром повреждением или уничтожением заготовленной лесной продукции, определяется исходя из рыночной цены и объема уничтоженной продукции или процента снижения ее товарной ценности.
5. В сумму ущерба от лесного пожара включаются расходы на проведение следующих мероприятий на площадях, пройденных огнем:
- расчистка горельников для приведения их в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства и лесопользования;
- выборочные и сплошные санитарные рубки в насаждениях, пройденных лесным пожаром.
6. Ущерб от загрязнения окружающей природной среды продуктами горения, выделяющимися во время лесного пожара, рассчитывается по следующим четырем видам загрязняющих веществ, выделяющихся в воздух при горении биомассы лесных насаждений (древесины, листьев, подстилки и т. п.): оксиду углерода; углеводородам; оксиду азота; взвешенным частицам. Оценка ущерба осуществляется по правилам главы 6 настоящего Закона.
7. Ущерб животному миру определяется по правилам главы 9 настоящего Закона.
Глава 9. Особенности экономической оценки экологического ущерба, причиненного животному миру, среде обитания животных, рыбным запасам и гидробионтам
Статья 26. Метод экономической оценки экологического ущерба, причиненного животному миру и среде обитания животных
1. Настоящий Закон определяет порядок экономической оценки ущерба, причиненного животному миру вследствие:
- незаконного изъятия животных и (или) уничтожения животных;
- незаконного приобретения, хранения, сбыта, ввоза, вывоза, пересылки, перевозки объектов животного мира;
- нарушения или уничтожения среды обитания животных, если в результате этого объекты животного мира навсегда (или временно) покинули территорию обитания (акваторию), что повлекло за собой их гибель, сокращение численности, снижение продуктивности их популяций, а также ухудшение репродуктивной функции отдельных особей.
2. Экономическая оценка ущерба, причиненного животному миру и среде обитания животных незаконным добыванием, заготовкой, повреждением или уничтожением животных и растений, осуществляется косвенным методом согласно требованиям земельного, лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях, а также об охране, воспроизводстве и использовании животного мира.
3. Экономическая оценка ущерба, причиненного животному миру и среде обитания животных непосредственно через загрязнение, уничтожение или повреждение земельных, водных и растительных ресурсов, осуществляется косвенным методом по результатам экономической оценки ущерба, причиненного земельным, водным и растительным ресурсам в совокупном объеме, в соответствии с действующим законодательством.
4. Суммы, выплачиваемые на добровольной основе или взыскиваемые по решению суда для возмещения ущерба, причиненного животному миру или среде обитания животных, перечисляются в государственный бюджет или в целевой бюджетный экологический фонд, учитываются обособленно и расходуются на восстановление и охрану животного мира, среды обитания животных.
Статья 27. Метод экономической оценки экологического ущерба, причиненного рыбным запасам и гидробионтам
1. Экономическая оценка ущерба, причиненного рыбным запасам и гидробионтам, с учетом требований водного законодательства, осуществляется прямым методом, исходя из затрат на восстановление нарушенного состояния рыбных ресурсов.
2. При осуществлении экономической оценки ущерба, причиненного рыбным запасам и гидробионтам, предусматриваются следующие расчеты и определения размера причиненного им ущерба:
- расчет ущерба, причиненного рыбным запасам и гидробионтам в результате нарушения законодательства, а также в результате аварийных ситуаций техногенного характера;
- расчет ущерба рыбному хозяйству, причиненного в результате гибели рыбы, беспозвоночных, морских животных;
- расчет ущерба промысловым запасам, причиненного снижением рыбопродуктивности в результате ухудшения условий обитания и воспроизводства;
- определение размера ущерба рыбным запасам и гидробионтам в результате аварийных разливов углеводородного сырья (нефти) или его производных;
- расчет размера неизбежного ущерба рыбным запасам и гидробионтам при проектировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние рыб и среды их обитания;
- расчет вложений финансовых средств (расчет финансовых вложений) на проведение мероприятий по компенсации неизбежного ущерба рыбным запасам и гидробионтам при проектировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
3. Размер экологического ущерба, причиненного рыбным запасам и гидробионтам, определяется в денежном выражении и является суммарной величиной понесенных убытков, в том числе затрат на восстановление нарушенного состояния рыбных ресурсов. Экологический ущерб определяется одинаково как для освоенных (закрепленных), так и для неосвоенных (резервных) рыбохозяйственных водоемов.
4. Основными исходными данными для расчета ущерба, причиненного рыбным запасам и гидробионтам, служат документы (акты, донесения, рапорты, служебные записки, фотографии, видеосъемки и другие документы), подтверждающие факт гибели рыбных ресурсов и загрязнения среды их обитания, результаты обследований, исследований, лабораторных анализов и экспертиз, проводимых в рамках мероприятий по контролю и надзору, государственного мониторинга рыбных ресурсов, производственного экологического контроля, данные научно-исследовательских, экологических проектных организаций и подразделений уполномоченного органа в области охраны рыбных ресурсов.
5. В качестве исходных данных для расчета экологического ущерба рыбным запасам и гидробионтам применяются следующие показатели:
- количество погибших икры, личинок, молоди, взрослых особей;
- средние размерно-весовые показатели взрослых особей в районе воздействия;
- площадь (объем) негативного воздействия (утрата мест нереста и размножения, зимовки, нагульных площадей, нарушение путей миграции);
- гидрохимические и гидрологические характеристики водного объекта до и после негативного воздействия;
- количественный и качественный состав рыбных ресурсов до и после негативного воздействия;
- коэффициенты промыслового возврата от икры, личинок, молоди утраченных рыбных ресурсов;
- кормовые коэффициенты планктонных и бентосных организмов;
- рыбопродуктивность водного объекта или его отдельного участка (общая и (или) промысловая по видам рыбных биоресурсов).
6. Суммы, выплачиваемые на добровольной основе или взыскиваемые по решению суда для возмещения ущерба, причиненного рыбным запасам и гидробионтам, перечисляются в государственный бюджет или в целевой бюджетный экологический фонд, учитываются обособленно и расходуются на восстановление и охрану рыбных запасов и гидробионтов.
Глава 10. Особенности экономической оценки экологического ущерба, причиненного недрам
Статья 28. Метод экономической оценки экологического ущерба, причиненного недрам
1. Экономическая оценка экологического ущерба, причиненного недрам, повлекшего за собой утрату запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, осуществляется прямым методом, путем суммирования стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, и фактических или предусмотренных техническими проектами расходов на ликвидацию последствий вреда.
2. Экономическая оценка экологического ущерба, причиненного недрам, не повлекшего за собой утрату запасов полезных ископаемых, но нарушившего свойства участка недр, либо вреда, причиненного особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, осуществляется прямым методом, исходя из стоимости фактических или предусмотренных техническими проектами расходов на ликвидацию последствий вреда.
3. Стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется исходя из стоимости единицы полезного ископаемого, определяемой по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения.
4. Суммы, выплачиваемые на добровольной основе или взыскиваемые по решению суда для возмещения ущерба, причиненного недрам, перечисляются в государственный бюджет или в целевой бюджетный экологический фонд, учитываются обособленно и расходуются на восстановление и охрану недр.
Глава 11. Заключительные положения
Статья 29. Приведение в соответствие с настоящим Законом законодательных и иных нормативных правовых актов в области оценки экологического ущерба, предупреждения и ликвидации вреда объектам охраны
1. Законодательные и иные нормативные правовые акты государства в области оценки экологического ущерба, предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде приводятся в соответствие с настоящим Законом.
2. Настоящий Закон не должен препятствовать государству в разработке и принятии более строгих правил по предупреждению и ликвидации вреда окружающей среде (объектам охраны), включая запрещение опасных видов деятельности.
3. Настоящий Закон не должен препятствовать государству в принятии таких мер, как запрет на двойное возмещение причиненного ущерба, в отношении ситуаций, в которых требование о двойном возмещении может возникать как результат действий специально уполномоченного органа в соответствии с настоящим Законом.
Принят на пятидесятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 50-9 от 22 ноября 2019 года)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 22 ноября 2019 г. N 50-9 "О модельном законе "Об оценке экологического ущерба"
Текст постановления опубликован не был