Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии проект модельного закона "Об экологическом туризме", Межпарламентская Ассамблея постановляет:
1. Принять модельный закон "Об экологическом туризме" (прилагается).
2. Направить указанный модельный закон в парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать для использования в национальном законодательстве.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Санкт-Петербург
22 ноября 2019 года
N 50-10
Приложение
к постановлению МПА СНГ
от 22 ноября 2019 года N 50-10
Межпарламентская Ассамблея государств - участников
Содружества Независимых Государств
Модельный закон
Об экологическом туризме
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере экологического туризма с целью правовой регламентации экотуристской деятельности на территории государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ).
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия в экологическом туризме
Для целей настоящего Закона указанные ниже понятия имеют следующие определения:
национальная ассоциация туроператоров экотуристских услуг - некоммерческая организация, которая координирует экотуристскую деятельность на территории государства, регулирует деятельность членов и кандидатов в члены, представляет и защищает их интересы, ведет государственный реестр экотуристских услуг;
ваучер экотуриста - документ, подтверждающий факт оплаты и право на использование туристом пакета экотуристских услуг;
гид-инструктор - специалист, прошедший специальную подготовку и аттестацию, имеющий соответствующий квалификационный аттестат установленного образца и сертификаты, подтверждающие опыт организации и проведения экотуров;
гид-проводник - специалист, преимущественно из жителей территорий проведения экотуров, состоящий в трудовых отношениях с туроператором, прошедший специальную подготовку и аттестацию, имеющий соответствующий квалификационный аттестат установленного образца;
государственная политика в сфере экологического туризма - совокупность форм, методов, инструментов и процедур государственного регулирования общественных отношений, возникающих в сфере экотуристской деятельности, для достижения целей устойчивого туризма;
государственный реестр экотуристских ресурсов - формируемый и обновляемый в установленном национальным законодательством порядке список объектов экологического туризма;
государственный реестр экотуристских услуг - формируемый и обновляемый в установленном национальным законодательством порядке перечень экотуристских услуг, допущенных для реализации на территории государства;
объекты экологического туризма - природные комплексы общего пользования на территории государства, а также участки на территориях особо охраняемых природных территорий, объектов природного наследия национального уровня и объектов природы, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, отвечающие установленным национальным законодательством критериям и требованиям к объектам экотуристской деятельности и внесенные в государственный реестр экотуристских ресурсов;
особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, полностью или частично изъятые решениями органов государственной власти из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны и с выделением экотуристских дестинаций;
пакет экотуристских услуг - продукт экотуристской деятельности, представленный в экотуристском сегменте туристского рынка и включающий в себя все комбинации туристских услуг, за надлежащее оказание которых туроператор и турагент несут ответственность в соответствии с национальным законодательством;
турагент экотуристских услуг - коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, заключившие договоры с туроператорами, и осуществляющие деятельность по заключению договоров о предоставлении пакетов экотуристских услуг с потребителями;
туроператор экотуристских услуг - коммерческая организация, имеющая зарегистрированное членство в национальной ассоциации туроператоров экотуристских услуг, занимающаяся созданием, продвижением и продажей пакетов экотуристских услуг, предоставляемых на территориях конкретных экотуристских дестинаций, а также координацией и юридической поддержкой экотуристской деятельности турагентов, заключивших с ней договор;
уполномоченный государственный орган - государственный орган исполнительной власти соответствующего уровня, осуществляющий функции государственного регулирования экотуристской деятельностью;
устойчивый туризм - туризм, основанный на принципах и методах "зеленой экономики" и способствующий неограниченно долгому поддержанию экотуристских ресурсов;
экологическая тропа - путь следования экотуриста, обозначенный на карте местности и обустроенный средствами локальной видовой и дистанционной радиоэлектронной навигации в границах конкретной экотуристской дестинации;
экологический туризм (экотуризм) - ответственные путешествия по территории конкретной экотуристской дестинации, которые дают представление об их природных и культурно-этнографических особенностях, не нарушают целостности экосистем и способствуют повышению благосостояния местного населения;
экотурист - официальный участник экологического туризма, имеющий соответствующий ваучер;
экотур - ответственное путешествие, совершаемое в течение определенного срока по территории конкретной экотуристской дестинации;
экотуристская дестинация - управляемая социально-экономическая территориальная система экотуристской деятельности, обладающая экотуристским ресурсом и экотуристским кластером, обеспечивающими конкурентные преимущества различных экотуров;
экотуристская деятельность - профессиональная деятельность туроператоров и турагентов экотуристских услуг, связанная с созданием, продвижением и коммерческим использованием в экотуристском сегменте национального и международного туристского рынка пакетов экотуристских услуг;
экотуристский кластер - это система туроператоров и турагентов экотуристских услуг, уполномоченных государственных органов, а также организаций, которые работают в смежных с экотуризмом областях, объединенных деятельностью по использованию экотуристского ресурса конкретной дестинации и обеспечивающих квалифицированное предоставление экотуристских услуг;
экотуристский ресурс - институционально формализованный природно-хозяйственный комплекс, включающий в себя объекты экологического туризма и экотуристские маршруты;
экотуристская услуга - реализация продуктов экотуристской деятельности при проведении экотуров на территориях конкретных экотуристских дестинаций.
Статья 2. Предмет правового регулирования в экологическом туризме
Предметом правового регулирования в экологическом туризме является экотуристская деятельность в государстве.
Статья 3. Объекты правового регулирования в экологическом туризме
Основными объектами правового регулирования в сфере экологического туризма являются:
- деятельность туроператоров;
- деятельность турагентов;
- пакеты экотуристских услуг, которые представляют собой продукт экотуристской деятельности;
- права и интересы экотуристов;
- права и интересы жителей территорий экотуристских дестинаций;
- экологическая безопасность экотуристских ресурсов.
Статья 4. Классификация видов экотуристской деятельности
В зависимости от интересов экотуристов и предложений туроператоров экотуристских услуг экотуристская деятельность подразделяется на: волонтерскую, лечебно-оздоровительную, научную, природоохранную, рекреационную, образовательную, экокультурную и эстетическую. В соответствии с классификацией видов экотуристской деятельности туроператорами формируются пакеты экотуристских услуг.
Статья 5. Классификация объектов экотуристской деятельности
Классификация объектов экотуристской деятельности осуществляется национальной ассоциацией туроператоров экотуристских услуг с учетом видов экотуристской деятельности, условий предоставления экотуристских услуг, предусмотренных в договоре о проведении экотура, и с соблюдением требований экологической безопасности.
Глава 2. Государственное регулирование в сфере экологического туризма
Статья 6. Основы государственного регулирования общественных отношений в сфере экологического туризма
Государственное регулирование общественных отношений в сфере экологического туризма основывается на государственной политике в области развития экологического туризма.
Статья 7. Цели государственного регулирования экотуристской деятельности
Основными целями государственного регулирования экотуристской деятельности являются:
- обеспечение государственной поддержки развития экотуризма;
- создание благоприятных условий для привлечения частного капитала и реализации на принципах государственно-частного партнерства проектов, направленных на развитие экотуристских кластеров государства;
- обеспечение государственной защиты прав и интересов экотуристов, связанных с совершением путешествий в рамках экотуров;
- разумные ограничения свободы передвижения экотуристов, участвующих в экотурах, предусмотренные условиями договоров о приобретении пакета экотуристских услуг и обусловленные требованиями обеспечения экологической безопасности экотуристских ресурсов на всех этапах проведения экотуров;
- использование знаний и практического опыта, полученных в экотурах, для экологического образования и воспитания экотуристов и населения;
- создание новых рабочих мест и увеличение доходов государства за счет развития экотуризма;
- развитие межгосударственных связей с государствами - участниками СНГ и иных международных контактов в сфере экотуризма.
Статья 8. Направления государственного регулирования экотуристской деятельности
Приоритетными направления государственного регулирования экотуристской деятельности являются:
- развитие экотуризма как приоритетного, наукоемкого, социально востребованного и экономически рентабельного сектора туристской отрасли национальной экономики, обеспечивающего создание новых рабочих мест, формирующего имидж на национальном и международном уровнях экотуристских дестинаций государства;
- поддержка создания и развития экотуристских кластеров;
- защита национальных интересов, содействие развитию конкурентных преимуществ отечественных экотуристских дестинаций и пакетов экотуристских услуг;
- поддержка деятельности национальной ассоциации туроператоров экотуристских услуг;
- поддержка национальных и иностранных туроператоров и турагентов экотуристских услуг, осуществляющих экотуристскую деятельность на территории государства;
- содействие органам власти административно-территориальных образований (единиц) в поддержке предоставления туроператорами экотуристских услуг рабочих мест жителям территорий проведении экотуров;
- обеспечение экологической безопасности экотуристских ресурсов государства;
- организация специальных экотуров на льготных условиях и с обязательным сопровождением для лиц с ограниченными возможностями, а также для пожилых людей;
- создание благоприятного инвестиционного климата в сфере экотуризма.
Статья 9. Методы государственного регулирования экотуристской деятельности
К методам государственного регулирования экотуристской деятельности относятся:
- обеспечение рационального и безопасного использования экотуристских ресурсов государства;
- принятие стратегии и формирование государственной политики в сфере экологического туризма;
- принятие нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, которые возникают при осуществлении различных видов экотуристской деятельности;
- использование инструментов стратегического и пространственного планирования экотуров;
- стандартизация экотуристской деятельности;
- аккредитация туроператоров экотуристских услуг;
- ведение государственного реестра экотуристских ресурсов;
- ведение государственного реестра экотуристских услуг, отвечающих критериям и требованиям, установленным национальным законодательством;
- введение льготных условий для участия в экотурах учащейся молодежи;
- запрет размещения на туристском рынке государства экотуристских услуг, не отвечающих требованиям безопасности;
- мониторинг и учет состояния экотуристских ресурсов;
- информирование общественности об объектах и видах экотуристской деятельности, а также о пакетах экотуристских услуг, имеющих сертификаты и зарегистрированных в государственном реестре экотуристских услуг.
Статья 10. Полномочия центральных органов государственной власти в сфере экологического туризма
К полномочиям центральных органов государственной власти в сфере экологического туризма относятся:
- формирование и реализация государственной политики в сфере экологического туризма и правовых основ, учитывающих специфику экотуристских ресурсов и рынка экотуристских услуг государства;
- применение к экотуристской деятельности полномочий центральных органов государственной власти в сфере туризма;
- содействие работе национальной ассоциации туроператоров экотуристских услуг;
- содействие формированию моделей государственно-частного партнерства в сфере экотуризма;
- разработка национальных стандартов в сфере экотуризма и экотуристской деятельности;
- установление общего порядка проведения аккредитации туроператоров экотуристских услуг;
- принятие решений о включении туроператоров экотуристских услуг в государственный реестр туроператоров экотуристских услуг;
- утверждение процедур согласования и порядка ведения государственного реестра экотуристских услуг;
- установление порядка проведения классификации объектов экологического туризма;
- принятие решений о включении объектов экологического туризма в государственный реестр экотуристских ресурсов;
- определение мер ответственности туроператоров экотуристских услуг за надлежащее выполнение договоров с экотуристами о проведении экотуров;
- установление общих требований к критериям отбора кредитных организаций, в которых допускается хранение средств резервного фонда национальной ассоциации туроператоров экотуристских услуг;
- установление порядка и условий финансирования расходов на оказание экстренной помощи экотуристам из резервного фонда национальной ассоциации туроператоров экотуристских услуг;
- введение общих правил и порядка страхования рисков личной безопасности экотуристов, а также экологических рисков в период проведения экотуров;
- разработка и утверждение общих требований к экотурам и инструкций по экологически безопасному пребыванию экотуристов в экотурах;
- предоставление туроператорам и турагентам экотуристских услуг, а также экотуристам беспрепятственного доступа к средствам связи и навигации;
- принятие специальных требований к методам, системам и процедурам оперативного предупреждения туроператоров и турагентов экотуристских услуг, а также экотуристов об угрозах безопасности в период проведения экотуров;
- установление порядка и условий оказания экстренной помощи экотуристам в период проведения экотуров;
- подготовка рекомендаций по разработке и утверждению календарных планов, регламентирующих проведение экотуров;
- разработка и утверждение типовых статистических форм учета и отчетности в сфере экотуризма;
- оказание поддержки в организации и проведении мероприятий по демонстрации, а также в рекламе экотуристских ресурсов государства, используемых в пакетах экотуристских услуг;
- оказание поддержки в организации и проведении национальных открытых конкурсов на выполнение научных исследований, направленных на раскрытие фундаментальных проблем и решение прикладных задач в сфере экотуризма;
- оказание поддержки в подготовке и переподготовке специалистов различного квалификационного уровня для работы в сфере экотуризма;
- осуществление взаимодействия с национальными и международными общественными экотуристскими организациями;
- осуществление взаимодействия с Международным обществом экотуризма;
- организация международных и национальных рейтинговых конкурсов представителей экотуристских кластеров и освещение их деятельности на телевидении, радио и в других средствах массовой информации;
- содействие созданию и работе международных и национальных информационных экотуристских центров;
- иные полномочия.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти регионального уровня в сфере экологического туризма
К полномочиям органов государственной власти регионального уровня в сфере экологического туризма относятся:
- реализация на региональном уровне государственной политики в сфере экотуризма;
- применение к экотуристской деятельности полномочий органов государственной власти регионального уровня в сфере туризма;
- содействие работе региональных отделений национальной ассоциации туроператоров экотуристских услуг;
- содействие формированию моделей государственно-частного партнерства и обеспечение государственной поддержки развития экотуризма;
- подготовка региональных требований для разработки стандартов в сфере экотуризма и экотуристской деятельности;
- проведение аккредитации туроператоров экотуристских услуг;
- разработка и утверждение региональных календарных планов, регламентирующих проведение экотуров;
- разработка и утверждение региональных требований к экотурам и инструкций по экологически безопасному пребыванию экотуристов на территориях экотуристских дестинаций;
- оперативное предупреждение туроператоров и турагентов экотуристских услуг, а также экотуристов об угрозах безопасности в период проведения экотуров;
- обеспечение условий оказания экстренной помощи экотуристам с учетом специфики региональных объектов экологического туризма, внесенных в государственный реестр экотуристских ресурсов;
- реализация мероприятий на региональном уровне по предоставлению туроператорам и турагентам экотуристских услуг, а также экотуристам беспрепятственного доступа к средствам связи и навигации, к получению медицинской, правовой и иной неотложной помощи;
- организация открытых региональных конкурсов на проведение научных исследований, направленных на изучение региональных экотуристских ресурсов;
- оказание поддержки в подготовке и переподготовке специалистов различного квалификационного уровня для работы в сфере экотуризма;
- осуществление взаимодействия с региональными общественными экотуристскими организациями;
- организация региональных рейтинговых конкурсов представителей экотуристских кластеров и освещение их деятельности на телевидении, радио и в других средствах массовой информации;
- содействие созданию и работе региональных информационных экотуристских центров;
- иные полномочия.
Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления (местного государственного управления) в сфере экологического туризма
К полномочиям органов местного самоуправления (местного государственного управления) в сфере экотуризма относятся:
- разработка и реализация мер по развитию приоритетных направлений экотуризма на подведомственной территории с участием местных жителей;
- участие в аккредитации туроператоров экотуристских услуг;
- создание благоприятных условий для проведения экотуров;
- обеспечение туроператорам и турагентам экотуристских услуг, а также экотуристам беспрепятственного доступа к средствам связи, навигации, к получению медицинской, правовой и иной неотложной помощи;
- организация и осуществление мероприятий, формирующих имидж местных экотуристских дестинаций и проводимых экотуров на региональном, национальном и международном уровне;
- содействие созданию и работе местных экотуристских информационных центров;
- иные полномочия.
Глава 3. Экотуристские ресурсы и условия их использования в экотуристском секторе туристской отрасли государства
Статья 13. Классификация экотуристских ресурсов государства
Классификация и оценка экотуристских ресурсов государства, порядок разработки и утверждения режимов их охраны, использования и соблюдения принципов устойчивого туризма с учетом предельно допустимых экологических нагрузок на природные и природно-хозяйственные экосистемы, включая меры по их восстановлению, определяются национальным законодательством.
Статья 14. Создание и функционирование экотуристских кластеров
Создание и функционирование экотуристских кластеров поддерживается компетентными государственными органами, в обязанности которых входит государственное регулирование экотуристской деятельности и экологического контроля на объектах экологического туризма, при участии национальной ассоциации туроператоров экотуристских услуг.
Статья 15. Государственный реестр экотуристских ресурсов
Государственный реестр экотуристских ресурсов, включающий экотуристские дестинации регионального, национального и международного уровня, является официальным документом свободного доступа.
Регламент включения природных и природно-хозяйственных объектов в государственный реестр экотуристских ресурсов принимается в порядке, установленном национальным законодательством.
Статья 16. Экотуристский сектор туристской отрасли государства
Экотуристский сектор туристской отрасли государства представлен совокупностью экотуристских дестинаций, на территориях которых создаются и реализуются пакеты экотуристских услуг с использованием экотуристских ресурсов, отнесенных к объектам экологического туризма.
Статья 17. Организационные формы экотуризма
Организационные формы экотуризма в соответствии с национальным законодательством включаются в общие организационные формы туризма, такие как международный (въездной и выездной) и внутренний.
Глава 4. Требования к осуществлению экотуристской деятельности в государстве
Статья 18. Требования к организациям, осуществляющим экотуристскую деятельность
К организациям, осуществляющим экотуристскую деятельность на территории государства, предъявляются общие требования, установленные национальным законодательством о туристской деятельности.
Требования, учитывающие специфику проведения экотуристской деятельности на территориях конкретных дестинаций, включаются в перечень требований к аккредитации туроператоров экотуристских услуг.
Статья 19. Требования к профессиональному уровню туроператоров экотуристских услуг
Профессиональный уровень туроператоров экотуристских услуг подтверждается наличием:
- свидетельства о членстве в национальной ассоциации туроператоров экотуристских услуг;
- свидетельств об аккредитации на территориях конкретных экотуристских дестинаций;
- сертификатов по внедрению международных экологических стандартов, в том числе содержащих требования об использовании систем экологического менеджмента в сфере экотуристской деятельности, наилучших доступных технологий и экологических практик;
- документов, подтверждающих участие туроператора экотуристских услуг в территориальных экологических соглашениях;
- сведений об опыте работы на территориях конкретных экотуристских дестинаций;
- сведений об уровне квалификации кадров, работающих в структуре туроператора экотуристских услуг;
- других сведений.
Статья 20. Аккредитация туроператоров
Аккредитация туроператоров экотуристских услуг на территории конкретной экотуристской дестинации проводится уполномоченным государственным органом в соответствии с национальным законодательством о туристской деятельности с учетом специфики видов и объектов экотуристской деятельности.
Статья 21. Соблюдение интересов местного населения
Для соблюдения интересов местного населения аккредитация туроператоров экотуристских услуг на территории конкретной экотуристской дестинации проводится в порядке, установленном уполномоченным государственным органом, с участием представителей органов местного самоуправления (местного государственного управления).
Статья 22. Уведомление о проведении плановой аккредитации туроператоров экотуристских услуг
Уведомление о проведении плановой (раз в три года) аккредитации туроператоров экотуристских услуг на территории конкретной экотуристской дестинации субъекта территориального деления государства осуществляется не позднее чем за месяц до ее проведения.
Статья 23. Экспертиза документов, подготовленных для аккредитации туроператоров экотуристских услуг
Экспертиза документов, подготовленных для аккредитации туроператоров экотуристских услуг на территории конкретной экотуристской дестинации субъекта территориального деления государства, проводится национальной ассоциацией туроператоров экотуристских услуг в установленном национальным законодательством порядке.
Статья 24. Учет сведений о результатах аккредитации туроператоров экотуристских услуг
Уполномоченный государственный орган направляет сведения об аккредитованных им туроператорах экотуристских услуг на территории конкретной дестинации, а также сведения о туроператорах, действие аккредитации которых прекращено, в центральный уполномоченный государственный орган и в национальную ассоциацию туроператоров экотуристских услуг.
Статья 25. Требования к реализации пакетов экотуристских услуг
Реализация пакетов экотуристских услуг на внутреннем и внешнем туристском рынке осуществляется в соответствии с национальным законодательством.
Статья 26. Государственный реестр туроператоров экотуристских услуг
Центральный уполномоченный государственный орган ежегодно издает приказ о включении прошедших аккредитацию туроператоров экотуристских услуг в государственный реестр туроператоров экотуристских услуг, если иное не предусмотрено национальным законодательством.
Статья 27. Разработка и согласование пакетов экотуристских услуг
Разработка и согласование пакетов экотуристских услуг относятся к профессиональным компетенциям туроператоров экотуристских услуг и регулируются национальным законодательством.
Статья 28. Основные требования к экотуристским услугам
Экотуристские услуги являются объектом купли-продажи в экотуристском сегменте туристского рынка государства, и к ним предъявляются следующие основные требования:
- экотуристские услуги размещаются на туристском рынке и используются на территории государства только после регистрации в государственном реестре экотуристских услуг уполномоченным государственным органом;
- в государственный реестр экотуристских услуг включаются экотуристские услуги, имеющие документально подтвержденные гарантии экологической безопасности;
- регистрация экотуристских услуг в государственном реестре экотуристских услуг подтверждается свидетельством установленного образца;
- запрещается размещение на туристском рынке экотуристских услуг, не включенных в государственный реестр экотуристских услуг.
Статья 29. Продажа пакетов экотуристских услуг
Продажа пакетов экотуристских услуг осуществляется:
- аккредитованными на территории конкретных экотуристских дестинаций туроператорами экотуристских услуг;
- турагентами экотуристских услуг, заключившими договоры с туроператорами экотуристских услуг.
Статья 30. Подтверждение гарантий финансового обеспечения и страхования ответственности туроператоров экотуристских услуг
Подтверждением гарантий финансового обеспечения и страхования ответственности туроператоров экотуристских услуг является договор страхования ответственности туроператора или банковская гарантия, обеспечивающие выполнение туроператором всех обязательств, предусмотренных договором о приобретении пакета экотуристских услуг, заключенным с экотуристом или его законным представителем.
Статья 31. Размер финансового обеспечения и страхования ответственности туроператоров экотуристских услуг
Размер финансового обеспечения и страхования ответственности туроператоров экотуристских услуг в реализуемом экотуре определяется договором страхования ответственности туроператора экотуристских услуг или банковской гарантией, обеспечивающими выполнение туроператором всех обязательств, предусмотренных договором о приобретении пакета экотуристских услуг.
Статья 32. Реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства
Экотуристский рынок рассматривается как перспективное направление для осуществления инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства, включая проекты по подготовке и продаже пакетов экотуристских услуг, в которых участвуют зарубежные инвесторы.
Предоставление туроператорам экотуристских услуг права участия в проектах на условиях государственно-частного партнерства на территории конкретной экотуристской дестинации осуществляется на конкурсной основе.
Уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственное регулирование экотуристской деятельности на территории конкретной экотуристской дестинации:
- разрабатывает положения о конкурсах, включая требования к составу конкурсной комиссии;
- готовит и представляет в соответствии с нормами национального законодательства в определенный государственный орган документы, необходимые для прохождения процедур согласования и утверждения конкурсной документации;
- разрабатывает и утверждает своим постановлением (приказом) технические задания на проведение конкурсов и требования к обязательной информации, представляемой их участниками;
- организует и проводит открытые конкурсы на право заключения соглашения об осуществлении экотуристских проектов на условиях государственно-частного партнерства с использованием технологий и информационных форматов, соответствующих национальному законодательству о закупках товаров и услуг;
- размещает в соответствии с национальным законодательством информацию о проводимых конкурсах на право заключения соглашения об осуществлении экотуристских проектов на условиях государственно-частного партнерства на территории конкретной экотуристской дестинации;
- размещает на своих официальных сайтах информацию о результатах конкурсов и расширенную информацию о туроператорах экотуристских услуг - победителях конкурсов;
- заключает с туроператорами экотуристских услуг - победителями конкурсов договоры на предоставление обусловленной итогами конкурса государственной поддержки;
- осуществляет контроль соблюдения туроператорами экотуристских услуг обязательств, связанных с осуществлением экотуристских проектов на условиях государственно-частного партнерства на территории конкретной экотуристской дестинации;
- в установленный срок направляет информацию об осуществлении экотуристских проектов на условиях государственно-частного партнерства в национальную ассоциацию туроператоров экотуристских услуг.
Статья 33. Государственный реестр экотуристских услуг
Государственный реестр экотуристских услуг является официальным документом, подтверждающим, что включенные в него экотуристские услуги отвечают требованиям экологической безопасности и допущены для реализации при проведении экотуров на национальном туристском рынке.
Ведение государственного реестра экотуристских услуг осуществляется национальной ассоциацией туроператоров экотуристских услуг совместно с уполномоченным государственным органом.
Перечень документов, которые должен представить туроператор экотуристских услуг для прохождения процедур экспертизы и подготовки принятия решения о включении экотуристских услуг в государственный реестр экотуристских услуг, готовится национальной ассоциацией туроператоров экотуристских услуг и утверждается решением (приказом) уполномоченного государственного органа.
Статья 34. Национальная ассоциация туроператоров экотуристских услуг
Туроператоры, аккредитованные в сфере экотуристской деятельности, объединяются в национальную ассоциацию туроператоров экотуристских услуг, которая входит на правах профессионального объединения в национальную ассоциацию туризма, если иное не предусмотрено национальным законодательством.
Национальная ассоциация туроператоров экотуристских услуг как институт туристской отрасли государства выполняет следующие функции:
- участвует в разработке и содействует уполномоченным государственным органам в реализации государственной политики в сфере экологического туризма;
- координирует экотуристскую деятельность на национальном и международном уровне;
- представляет государство в международных туристских организациях по вопросам, входящим в ее компетенцию;
- открывает свои региональные подразделения в субъектах территориального деления государства;
- открывает свои зарубежные представительства;
- ведет совместно с уполномоченным государственным органом государственный реестр экотуристских услуг;
- участвует в подготовке документации и проведении процедур по внесению объектов экологического туризма в государственный реестр экотуристских ресурсов;
- выполняет экспертные функции при проведении уполномоченным государственным органом аккредитации туроператоров экотуристских услуг;
- осуществляет деятельность по оценке квалификаций специалистов, работающих в сфере экотуризма, создает в своей структуре совет по подтверждению квалификаций в сфере экотуристской деятельности;
- проводит консультации и оказывает юридическую поддержку туроператорам экотуристских услуг, входящим в ее структуру;
- организует и проводит мероприятия по демонстрации, а также рекламе экотуристских ресурсов государства, используемых в реализуемых пакетах экотуристских услуг;
- участвует в организации и проведении национальных открытых конкурсов на выполнение научных исследований, направленных на раскрытие фундаментальных проблем и решение прикладных задач в сфере экотуризма;
- устанавливает требования и определяет условия формирования резервного фонда национальной ассоциации туроператоров экотуристских услуг;
- устанавливает порядок и условия использования средств резервного фонда национальной ассоциации туроператоров экотуристских услуг для оказания экстренной помощи экотуристам;
- разрабатывает рекомендации по страхованию рисков личной безопасности экотуристов, а также экологических рисков в период проведения экотуров;
- разрабатывает рекомендации и инструкции по экологически безопасному пребыванию экотуристов в экотурах;
- разрабатывает рекомендации и инструкции по предоставлению туроператорам и турагентам экотуристских услуг, а также экотуристам беспрепятственного доступа к средствам связи и навигации;
- разрабатывает специальные требования к методам, системам и процедурам оперативного предупреждения туроператоров и турагентов экотуристских услуг, а также экотуристов об угрозах безопасности;
- разрабатывает рекомендации и инструкции по оказанию экстренной помощи экотуристам в период проведения экотуров;
- иные функции.
Статья 35. Профессиональные объединения юридических лиц, обеспечивающие поддержку экотуристской деятельности
В сфере экотуризма могут создаваться профессиональные объединения юридических лиц, обеспечивающие поддержку экотуристской деятельности на территориях конкретных экотуристских дестинаций на государственном и международном уровне.
Статья 36. Общественные объединения экотуристов
Направления деятельности общественных объединений экотуристов на местном, региональном, национальном и международном уровне определяются исходя из задач создания и поддержания экотуристских дестинаций.
Общественные объединения экотуристов способствуют реализации государственной политики в сфере экологического туризма и развитию международных связей, выполняют задачи по общественному обсуждению и контролю за соблюдением всеми субъектами экотуристской деятельности требований по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и поддержанию благоприятного экологического состояния экотуристских ресурсов государства.
Глава 5. Защита прав потребителей экотуристских услуг
Статья 37. Права экотуриста
Основные права экотуриста гарантируются национальным законодательством о туристской деятельности.
Дополнительные права экотуриста, связанные с приобретением пакета экотуристских услуг и участием в экотурах, включают:
- право на получение подробной информации о природных, исторических и иных особенностях объектов экологического туризма, посещаемых в рамках экотура;
- право на получение информации об ограничениях по состоянию здоровья, возрасту или другим причинам, определяющим выбор экотура или служащим основанием для заблаговременного отказа от предлагаемых экотуристских услуг;
- право на приобретение в процессе проведения экотура экотуристских услуг, не предусмотренных в купленном пакете;
- другие права, предусмотренные договором.
Статья 38. Обеспечение безопасности экотуристов при проведении экотуров
Под обеспечением безопасности экотуристов понимается обеспечение их личной безопасности, сохранности принадлежащего им имущества и обеспечение экологической безопасности окружающей среды во время путешествия по территории конкретной экотуристской дестинации.
Безопасность экотуристов гарантируется национальным законодательством.
Статья 39. Обязанности экотуриста
Экотурист должен пройти инструктаж и получить допуск к участию в экотуре.
Во время совершения экотура экотурист должен соблюдать правила участия в нем, выполнять требования безопасности в соответствии с полученными инструкциями, следовать четко по маршруту (экологической тропе) и содействовать безопасности других участников экотура.
Статья 40. Страхование экологических рисков в экотурах
Путешествия в экотурах связаны с риском опасных событий и являются объектом экологического страхования.
Национальным законодательством определяются экотуристские дестинации и виды экотуристской деятельности, для которых экологическое страхование обязательно.
Глава 6. Международное сотрудничество в сфере экологического туризма
Статья 41. Международные договоры в сфере экологического туризма
Правовую основу международного сотрудничества государства в сфере экологического туризма составляют международные договоры, заключенные в соответствии с национальным законодательством.
Статья 42. Общие правила размещения пакетов экотуристских услуг на туристском рынке государств - участников СНГ
Размещение пакетов экотуристских услуг на туристском рынке государств - участников СНГ осуществляется в соответствии со следующими общими правилами:
- на туристском рынке государства допускается продажа пакетов экотуристских услуг, которые включают услуги, зарегистрированные в государственном реестре экотуристских услуг;
- в пакет экотуристских услуг запрещено включение услуг, не имеющих документально подтвержденных гарантий экологической безопасности.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 43. Государственный надзор в экотуристской деятельности
Государственный надзор за деятельностью туроператоров и турагентов экотуристских услуг на территории государства осуществляет уполномоченный государственный орган в соответствии с национальным законодательством.
Государственный надзор в области экотуристской деятельности осуществляется в форме проверок, а также в иных формах, установленных национальным законодательством.
Проверки экотуристской деятельности осуществляются в соответствии с национальным законодательством.
Статья 44. Ответственность за нарушение законодательства в сфере экологического туризма
Ответственность за нарушение законодательства в сфере экологического туризма и устанавливается в соответствии с национальным законодательством.
Статья 45. О вступлении в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Принят на пятидесятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 50-10 от 22 ноября 2019 года)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 22 ноября 2019 г. N 50-10 "О модельном законе "Об экологическом туризме"
Текст постановления опубликован не был