Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии проект Рекомендаций по организации национальных центров экологической безопасности, Межпарламентская Ассамблея постановляет:
1. Принять Рекомендации по организации национальных центров экологической безопасности (прилагаются).
2. Направить указанные рекомендации в парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать для использования в национальном законодательстве.
Председатель Совета Ассамблеи |
В.И. Матвиенко |
Санкт-Петербург
22 ноября 2019 года
N 50-11
Приложение
к постановлению МПА СНГ
от 22 ноября 2019 года N 50-11
Межпарламентская Ассамблея государств - участников
Содружества Независимых Государств
Рекомендации
по организации национальных центров
экологической безопасности
Национальные центры экологической безопасности в государствах - участниках СНГ (далее - национальные центры) создаются с целью поддержки деятельности главы государства по обеспечению экологической безопасности и защиты экологических интересов государства.
1. Актуальность проблемы создания национальных центров
В соответствии со стратегиями национальной безопасности ряда государств - участников СНГ обеспечение экологической безопасности и защита национальных экологических интересов отнесены к стратегическим сферам государственной деятельности. Это обусловило разработку и принятие в государствах - участниках СНГ документов, определяющих обеспечение экологической безопасности как предмет внутренней и внешней экологической политики государства.
К практическим мерам по правовому обеспечению деятельности в области экологической безопасности относится принятие государствами - участниками СНГ экологических доктрин, концепций экологической безопасности и стратегий экологической безопасности.
Одним из первых шагов государств - участников СНГ, направленных на создание гармонизированной межгосударственной системы экологического права, стала разработка рекомендательного законодательного акта "О принципах экологической безопасности в государствах Содружества Независимых Государств", принятого постановлением МПА СНГ 29 декабря 1992 года.
Активизации процесса межгосударственной гармонизации правового регулирования общественных отношений в области экологической безопасности в государствах - участниках СНГ послужил модельный закон "Об экологической безопасности" (новая редакция), принятый на двадцать втором пленарном заседании МПА СНГ (постановление N 22-18 от 15 ноября 2003 года).
Важное значение для дальнейшего развития модельного экологического законодательства имело принятие на двадцать седьмом пленарном заседании МПА СНГ Общей части модельного Экологического кодекса для государств - участников СНГ (постановление N 27-8 от 16 ноября 2006 года).
В последующие годы в МПА СНГ были разработаны еще несколько модельных законодательных актов в области экологической безопасности.
На заседаниях Постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии парламентарии государств - участников СНГ неоднократно отмечали положительное воздействие модельных законодательных актов на развитие национального экологического законодательства.
Задача гармонизации законодательства государств - участников СНГ приобрела свое значение в последние годы в связи с проходящим в них реформированием государственной экологической политики. Важная роль в ней отводится правовому обеспечению гарантий экологической безопасности и защите национальных экологических интересов.
Актуализация стратегической проблемы национальной и международной экологической безопасности способствовала расширению деятельности в указанной сфере государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, хозяйствующих субъектов (организаций) и общественных объединений.
Парламентарии из государств - участников СНГ сообщают о положительных аспектах новой экологической политики своих стран, а также сложностях, связанных с ее практической реализацией.
В частности, почти для всех государств - участников СНГ характерны недостатки в системе координации деятельности в области экологической безопасности, как на национальном, так и на межгосударственном уровне.
Эта проблема обсуждалась на VII Невском международном экологическом конгрессе (28-29 мая 2015 года, Таврический дворец, Санкт-Петербург) и на VIII Невском международном экологическом конгрессе (25-26 мая 2017 года, Таврический дворец, Санкт-Петербург).
В процессе обсуждений парламентариями государств - участников СНГ было принято решение о необходимости разработки проекта Рекомендаций по организации национальных центров экологической безопасности в государствах - участниках СНГ.
2. Основные понятия
Для целей настоящих Рекомендаций используются следующие основные понятия и определения:
гарантии экологической безопасности - официальные документы, которые организация должна иметь и предоставлять в соответствии с законодательством государства для подтверждения экологической безопасности своей деятельности, а также производимой продукции (товаров, работ и услуг);
национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, достойные качество и уровень жизни граждан, территориальную целостность и устойчивое развитие государства;
национальные экологические интересы государства - совокупность внутренних и внешних потребностей государства, связанных с сохранением и защитой окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов, а также ликвидацией экологических последствий хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата;
стратегические национальные экологические приоритеты - важнейшие направления внутренней и внешней экологической политики государства, по которым реализуются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечивается устойчивое социально-экономическое развитие государства на долгосрочную перспективу;
система обеспечения экологической безопасности - совокупность сил и средств обеспечения экологической безопасности;
силы обеспечения экологической безопасности - органы государственной власти, хозяйствующие субъекты (организации), независимо от форм собственности, общественные объединения и граждане, принимающие в соответствии с законодательством государства участие в обеспечении экологической безопасности;
средства обеспечения экологической безопасности - нормативные правовые акты, институциональные методы, инструменты и процедуры регулирования управленческих экологических отношений, наилучшие доступные технологии, наилучшие экологические практики, меры экологической ответственности производителей и другие средства, используемые для обеспечения защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от экологических угроз в настоящем и будущем времени;
угроза экологической безопасности (экологическая угроза) - прямая или косвенная возможность причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам человека в результате негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
экологическая безопасность - состояние защищенности окружающей среды, личности, общества и государства от внутренних и внешних экологических угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и поддерживать природно-ресурсную базу устойчивого социально-экономического развития государства на долгосрочную перспективу.
3. Организация деятельности
Государства - участники СНГ принимают решения о создании национальных центров в форме самостоятельных организаций со статусом юридического лица или в форме структурных подразделений юридических лиц, на которые возлагаются функции национальных центров.
Национальные центры осуществляют свою деятельность по плановым заданиям и оперативным поручениям главы государства.
4. Основные направления деятельности национальных центров
Для реализации цели создания национальным центрам рекомендуется вести работу по следующим основным направлениям:
1) обеспечение законотворческой деятельности в области экологической безопасности государства;
2) экспертная деятельность;
3) аналитическая деятельность;
4) координационная деятельность;
5) информационно-аналитическая деятельность;
6) организационная деятельность;
7) публичная деятельность;
8) представительская деятельность.
5. Основные задачи, выполняемые национальными центрами
Задачи, выполняемые национальными центрами, формулируются в соответствии с основными направлениями их деятельности.
5.1. Обеспечение законотворческой деятельности в области экологической безопасности государства
1. Разработка проектов нормативных правовых актов в области экологической безопасности для обеспечения нормотворческой деятельности главы государства.
2. Разработка и обоснование проектов изменений, вносимых главой государства в действующие нормативные правовые акты для выполнения требований экологической безопасности и устойчивого развития национальной экономики.
3. Другие задачи.
5.2. Экспертная деятельность
1. Экспертиза соблюдения норм и требований экологической безопасности в законопроектах и проектах иных нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение главы государства.
2. Подготовка экспертных заключений о соблюдении норм и требований экологической безопасности при формировании государственных программ и проектов в сферах, отнесенным к стратегическим национальным приоритетам.
3. Экспертные оценки действующих средств обеспечения экологической безопасности государства.
4. Другие задачи.
5.3. Аналитическая деятельность
1. Мониторинг и анализ деятельности центральных, региональных и местных органов государственной власти по обеспечению экологической безопасности.
2. Мониторинг, обработка и анализ статистической информации о состоянии экологической безопасности государства:
- о результатах внедрения в организациях экологических стандартов, наилучших доступных технологий, включения в состав организаций служб экологического менеджмента (в штат или на условиях аутсорсинга), применения организациями комплексных разрешений на природопользование;
- о количестве объектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с экологическими рисками, застрахованных в системе экологического страхования;
- о количестве товаров, имеющих принятую государством экологическую маркировку.
3. Анализ и обобщение результатов мониторинга состояния экологической безопасности государства.
4. Анализ и оценка эффективности мер, принятых территориальными органами государственной власти с целью обеспечения условий для:
- ресурсо- и энергосбережения в сферах материального производства и потребления;
- создания, использования и развития возобновляемых источников энергии;
- применения экономических методов и инструментов, стимулирующих экологическую ответственность хозяйствующих субъектов;
- успешного решения проблем накопленного экологического вреда;
- повышения инвестиционной привлекательности территорий, введенных в хозяйственный оборот после рекультивации;
- применения дистанционных методов, включая аэрокосмические, и интеллектуальных телеметрических систем ранней диагностики и оперативного предупреждения о возникновении угроз экологической безопасности на различных объектах, например в системах жизнеобеспечения городов и поселений;
- создания новых и поддержания существующих особо охраняемых природных территорий и природных объектов, внесенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
5. Подготовка научно-методических рекомендаций по составлению экологического рейтинга субъектов территориального деления государства по критериям экологической безопасности.
6. Другие задачи.
5.4. Координационная деятельность
1. Разработка практических мер по координации деятельности органов государственной власти в области экологической безопасности государства.
2. Разработка рекомендаций по координации государственных программ и планов действий (дорожных карт), обеспечивающих практическую реализацию стратегии экологической безопасности.
3. Оценка опыта и разработка рекомендаций по гармонизации процедур экологической сертификации при внедрении и использовании экологических стандартов организациями, независимо от форм их собственности.
4. Контроль включения требований об экологической безопасности деятельности и продукции хозяйствующих субъектов в документацию по государственным закупкам.
5. Распространение опыта успешного функционирования систем обеспечения экологической безопасности городов и поселений, в первую очередь систем водоснабжения и водоотведения.
6. Координация проводимых в государствах - участниках СНГ работ по унификации технических условий, процедур испытаний и экспертиз для сертификации и допуска на товарные рынки продукции, полученной в национальной индустрии обращения с отходами производства и потребления.
7. Разработка институциональных мер по межгосударственной кооперации государств - участников СНГ для решения проблем обращения с высокотоксичными отходами.
8. Координация деятельности по оперативному предупреждению об угрозах экологической безопасности.
9. Координация научных исследований, направленных на выявление новых факторов и источников негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
10. Подготовка рекомендаций по координации работы органов государственной власти, хозяйствующих субъектов (организаций) и общественных объединений, связанной с решением проблем обеспечения экологической безопасности.
11. Другие задачи.
5.5. Информационно-аналитическая деятельность
1. Информационно-аналитическая поддержка деятельности главы государства по обеспечению экологической безопасности и защиты экологических интересов государства.
2. Сбор и подготовка информационно-аналитических материалов по конкретным направлениям деятельности в области экологической безопасности для передачи в консультативно-совещательные органы при главе государства.
3. Сбор и подготовка информационно-аналитических материалов для формирования размещаемых в открытом доступе официальных сведений о современном состоянии экологической безопасности государства.
4. Подготовка информационно-аналитических обзоров международного опыта в сфере решения проблем экологической безопасности.
5. Другие задачи.
5.6. Организационная деятельность
1. Организация оперативного рассмотрения материалов, необходимых для подготовки к принятию решений на высшем уровне по вопросам возникновения масштабных внутренних и внешних угроз экологической безопасности.
2. Организация работ по оперативной диагностической оценке, выявлению основных тенденций и прогнозированию состояния экологической безопасности государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
3. Организация работ по сбору, систематизации и научной экспертизе информации для ежегодных национальных докладов о состоянии экологической безопасности и защите экологических интересов государства.
4. Другие задачи.
5.7. Публичная деятельность
1. Подготовка материалов (аналитических обзоров) для организации публичного освещения позиции главы государства по вопросам внутренней и внешней политики, направленной на обеспечение экологической безопасности и защиты национальных экологических интересов государства.
2. Подготовка материалов и организация работ по оперативному освещению в средствах массовой информации деятельности главы государства, направленной на реализацию экологической политики, представленной в стратегии экологической безопасности государства.
3. Другие задачи.
5.8. Представительская деятельность
1. Представительство в межведомственных комиссиях по экологической безопасности совета безопасности государства.
2. Представительство в общественных (экспертных) советах при законодательных, исполнительных и судебных органах государственной власти.
3. Участие в работе экологических фондов, ассоциаций и иных организаций, содействующих реализации внутренней и внешней политики по обеспечению экологической безопасности и защите национальных экологических интересов государства.
4. Другие задачи.
6. Заключительные положения
Рекомендации по организации национальных центров экологической безопасности могут служить основой для подготовки политической платформы взаимодействия на высшем уровне в области обеспечения экологической безопасности и защиты национальных экологических интересов государств - участников СНГ.
Национальным центрам рекомендуется участвовать в деятельности органов государственной статистики по разработке инструктивно-методических документов и классификаторов, используемых для сбора и обработки статистических сведений в области экологической безопасности, а также содействовать развитию служб экологического менеджмента.
На национальные центры рекомендуется возложить подготовку и согласование с органами государственной власти, уполномоченными в области экологической безопасности, проектов ежегодных открытых национальных докладов о состоянии экологической безопасности и защите экологических интересов государства.
Для координации деятельности в области экологической безопасности и защиты национальных экологических интересов государств - участников СНГ Исполнительному комитету СНГ рекомендуется разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке форму представления ежегодных национальных докладов о состоянии экологической безопасности и защите экологических интересов государства.
Ежегодные национальные доклады о состоянии экологической безопасности и защите экологических интересов государства после прохождения процедур их рассмотрения и утверждения в аппарате главы государства по согласованной форме и в соответствии с установленным графиком рекомендуется направлять в Исполнительный комитет СНГ и Межпарламентскую Ассамблею СНГ.
На основании анализа и обобщения официальных сведений, представленных в ежегодных национальных докладах, рекомендуется подготовка ежегодного доклада о состоянии экологической безопасности и защите экологических интересов в государствах - участниках СНГ.
Приняты на пятидесятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 50-11 от 22 ноября 2019 года)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 22 ноября 2019 г. N 50-11 "О Рекомендациях по организации национальных центров экологической безопасности"
Текст постановления опубликован не был