Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления проект модельного закона "О принципах разграничения имущества между государством, его субъектами и муниципальными образованиями", Межпарламентская Ассамблея постановляет:
1. Принять модельный закон "О принципах разграничения имущества между государством, его субъектами и муниципальными образованиями" (прилагается).
2. Направить указанный модельный закон в парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать для использования в национальном законодательстве.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Санкт-Петербург
22 ноября 2019 года
N 50-13
Приложение
к постановлению МПА СНГ
от 22 ноября 2019 года N 50-13
Межпарламентская Ассамблея государств -
участников Содружества Независимых Государств
Модельный закон
О принципах разграничения имущества между государством, его субъектами и муниципальными образованиями
Настоящий Закон определяет принципы разграничения имущества между государством, его субъектами (регионами) и муниципальными образованиями с учетом формы территориального устройства в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и видов собственности, определенных конституциями государств - участников СНГ.
В зависимости от особенностей государственно-территориального устройства страны в соответствии с национальным законодательством имущество может быть закреплено как собственность государства в целом (единый общегосударственный фонд) либо как раздельная собственность государства, его субъектов (регионов) и муниципальных образований.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Правовые основы разграничения имущества между государством, субъектами государства (регионами) и муниципальными образованиями
1. Настоящий Закон регулирует отношения по разграничению имущества между государством, субъектами государства (регионами) и муниципальными образованиями.
К указанным отношениям в части, не урегулированной положениями настоящего Закона, применяется гражданское законодательство, а в части реализации полномочий государственных органов - административное и иное публично-правовое законодательство.
2. Участниками регулируемых настоящим Законом отношений являются государство, субъекты государства (регионы), а также муниципальные образования.
3. Настоящий Закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на государственную собственность, собственность субъектов государства (регионов) и собственность муниципальных образований.
Статья 2. Основные принципы разграничения имущества между государством, его субъектами (регионами) и муниципальными образованиями
Разграничение имущества между государством, субъектами государства (регионами) и муниципальными образованиями осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- приоритет органов государственной власти при осуществлении разграничения государственной собственности на государственную собственность, собственность субъектов (регионов) государства, а также собственность муниципальных образований; контроль при осуществлении разграничения собственности;
- безвозмездность приобретения имущества государством, субъектом государства (регионами), муниципальными образованиями в результате разграничения;
- единство порядка регистрации права государственной и муниципальной собственности, образованной в результате разграничения собственности;
- сохранение и обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц на частную собственность при разграничении имущества между государством, субъектами государства (регионами) и муниципальными образованиями;
- сохранение и учет стратегического, экономического и исторического значения объектов собственности, подлежащих разграничению;
- регулирование порядка распоряжения имуществом, не оформленным в собственность к моменту разграничения.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. субъект государства (регион) - государственно-территориальное (административно-территориальное) образование (единица) в составе государства - участника Содружества Независимых Государств, определенное национальным законодательством;
муниципальное образование - территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;
Вариант
муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
имущество (объект собственности) государства, его регионов (субъектов); муниципальных образований (муниципальное имущество) - любое движимое или недвижимое имущество, которое в силу закона, сделок или иных оснований государство или его субъекты (регионы), муниципальные образования приобрели в собственность;
собственность государства (государственная собственность) - имущество государственной казны и имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами, не приобретающими на него право собственности в соответствии с национальным законодательством;
собственность субъектов государства (регионов) - имущество казны субъекта государства и имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами, не приобретающими на него право собственности в соответствии с национальным законодательством, либо переданное в доверительное управление;
государственное юридическое лицо - организация, предприятие, учреждение, участником которого является государственное образование;
собственность муниципальных образований - имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям; средства местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами и не переданное в доверительное управление;
право собственности государства, его регионов (субъектов), муниципальных образований - возможность по своему усмотрению осуществлять владение, пользование и распоряжение соответственно имуществом государства, его регионов (субъектов), муниципальных образований;
разграничение имущества - перераспределение объектов собственности между различными видами публичных образований;
отчуждение имущества - возмездная либо безвозмездная передача объектов собственности юридическим, физическим лицам, административно-территориальным единицам;
перепрофилирование - изменение целевого назначения отдельных объектов собственности.
2. В случае функционирования в государстве системы местных органов государственной власти и управления, в тексте настоящего Закона термин "муниципальное образование" заменяется термином "административно-территориальная единица, в пределах которой функционируют местные органы государственной власти и управления", а термин "местное самоуправление" - термином "местное государственное управление" или иными терминами в соответствии с законом об организации таких органов. Термины "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, находящихся в муниципальной собственности организаций и объектов, а также в иных случаях, касающихся осуществления местного самоуправления.
Статья 4. Сфера действия закона
1. Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности осуществляется в соответствии с национальным законодательством.
2. Разграничение государственной собственности, субъектов государства (регионов) осуществляется в соответствии с конституцией государства и национальным законодательством.
3. Разграничение государственной и муниципальной собственности осуществляется национальным законодательством в соответствии с ее целевым назначением.
Глава 2. Осуществление права государственной собственности, собственности субъектов государства (регионов) и собственности муниципальных образований
Статья 5. Целевое предназначение государственного имущества, имущества субъектов государства (регионов) и имущества муниципальных образований
1. Право государственной собственности имеет строго целевой характер. Государству принадлежит имущество, которое ему необходимо для выполнения его публичных функций.
2. Государственное имущество делится на имущество, изъятое из гражданского оборота (внеоборотное имущество), и имущество, включенное в гражданский оборот (оборотное имущество).
3. Внеоборотное государственное имущество, относящееся к публичному достоянию, фактически не используемое для обеспечения выполнения публичных функций, должно быть приспособлено для выполнения таких функций уполномоченным государственным органом в течение одного года после выявления факта его неиспользования для обеспечения выполнения публичных функций в порядке, установленном национальным законодательством.
4. При невозможности дальнейшего использования данного имущества для обеспечения выполнения публичных функций оно по истечении указанного в пункте 3 настоящей статьи срока подлежит переводу в состав оборотного государственного имущества. В таком случае оно должно быть в установленном национальным законодательством порядке закреплено на ограниченном вещном праве, на ином титуле за государственным юридическим лицом или иными лицами либо включено в план приватизации государственного имущества.
5. При выявлении неиспользуемого государственного имущества уполномоченным государственным органом в порядке, установленном национальным законодательством, в течение одного года после выявления факта его неиспользования оно должно быть в установленном национальным законодательством порядке закреплено на ограниченном вещном праве за государственным юридическим лицом или на ином титуле - за иными лицами, либо по истечении указанного срока включено в план приватизации государственного имущества.
6. Право собственности муниципальных образований имеет строго целевой характер и необходимо для экономического и социального развития и выполнения задач, стоящих перед муниципальными образованиями в соответствии с национальным законодательством.
Статья 6. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина при реализации права государственной собственности, собственности субъектов государства (регионов) и собственности муниципальных образований
1. При реализации права собственности государства, собственности субъектов государства (регионов) и собственности муниципальных образований на принадлежащее им имущество должна обеспечиваться реализация и защита прав и свобод человека и гражданина.
2. Реализация права собственности государством, субъектами государства (регионами) и муниципальными образованиями не должна приводить к ограничению права собственности частных лиц.
Статья 7. Баланс частных и публичных интересов
1. При реализации права собственности государства, собственности субъектов государства (регионов) и собственности муниципальных образований на принадлежащее им имущество должен обеспечиваться баланс частных и публичных интересов.
2. Нормотворческая деятельность и правоприменительная практика публичной администрации при регулировании свободного использования имущества государства, имущества субъектов государства (регионов) и имущества муниципальных образований общего пользования должны определяться исключительно потребностями его нормирования в целях соблюдения баланса интересов отдельных пользователей, поддержания порядка при общем пользовании, защиты публичных интересов.
Статья 8. Правомерность решений государственных органов
1. Решения государственных органов, связанные с реализацией права собственности государства, собственности субъектов государства (регионов) и собственности муниципальных образований, могут приниматься на основании действующего законодательства в пределах компетенции соответствующих государственных органов и не должны приводить к ограничению прав и законных интересов граждан и юридических лиц в случаях, если действующее законодательство прямо не предусматривает таких ограничений.
2. Решения государственных органов, связанные с реализацией права государственной собственности, собственности субъектов государства (регионов) и собственности муниципальных образований, должны приниматься в соответствии с направлениями государственной политики в сфере управления собственностью, определенными соответствующими программными документами.
Такие программные документы утверждаются уполномоченными органами публичной власти не реже чем один раз в пять лет.
Статья 9. Разграничение полномочий государственных органов по управлению государственной собственностью, собственностью субъектов государства (регионов) и собственностью муниципальных образований
1. Правомочия государства как собственника принадлежащего ему имущества реализуются органами государственной власти в пределах их компетенции.
2. Правомочия субъектов государства (регионов) как собственников принадлежащего им имущества реализуются региональными органами государственной власти.
3. Правомочия муниципальных образований как собственников принадлежащего им имущества реализуется органами местного самоуправления.
4. Органы государственной власти издают нормативные акты, определяющие принципы и порядок управления государственной собственностью и ее приватизации.
5. Органы государственной власти, если иное не предусмотрено национальным законодательством, не вправе издавать распорядительные акты в отношении конкретных объектов государственной собственности.
Глава 3. Состав имущества, находящегося в собственности государства, субъектов государства (регионов) и муниципальных образований
Статья 10. Виды имущества, находящегося в собственности государства, субъектов государства (регионов) и муниципальных образований
1. В государственной собственности находятся имущество органов государственной власти и управления, природные ресурсы, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства государственного бюджета, государственные банки, алмазные и валютные фонды, пенсионный, страховые, резервные и иные фонды. В государственной собственности могут находиться средства производства в промышленности, предприятия транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и иное имущество, необходимые для осуществления функций государства.
2. В собственности субъектов государства (регионов) находятся имущество региональных органов государственной власти, средства регионального бюджета, предприятия и учреждения всех отраслей хозяйства на региональном рынке товаров (работ, услуг), а также иное имущество.
3. В муниципальной собственности находятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства) и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей, а также иное имущество.
4. В муниципальной собственности могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями в соответствии с национальным законодательством.
5. Состав имущества, необходимого для осуществления полномочий на государственном, региональном и местном (муниципальном) уровне, определенный в настоящем Законе, конкретизируется национальным законодательством.
Статья 11. Состав имущества, предназначенного для решения вопросов государственного значения
В состав имущества, предназначенного для решения вопросов государственного значения, входят:
- земля, ее недра; ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны прибрежных государств; охраняемые природные объекты (заповедники, национальные природные парки, курорты, заказники, имеющие государственное значение); объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности, учреждения культуры общегосударственного значения;
- государственная казна (средства государственного бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, природные ресурсы, а равно и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами и не переданное в доверительное управление);
- имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами, не приобретающими на него право собственности в соответствии с национальным законодательством или приобретающими право доверительной собственности, если таковая допускается национальным законодательством, либо переданного в доверительное управление частным лицам;
- имущество вооруженных сил, других войск и воинских формирований, органов безопасности, органов внутренних дел и других учреждений, финансирование которых осуществляется из государственного бюджета;
- имущество, закрепленное за высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями, предприятиями, и другое имущество академий наук, министерств образования, министерств науки, министерств здравоохранения, государственных научных центров;
- иное имущество, определенное национальным законодательством.
Статья 12. Состав имущества, предназначенного для решения вопросов регионального значения
В состав имущества, предназначенного для решения вопросов регионального значения, входят:
- имущество региональных органов государственной власти;
- средства регионального бюджета;
- имущество предприятий и учреждений всех отраслей хозяйства на региональном рынке товаров (работ, услуг);
- имущество учреждений здравоохранения и образования, культуры и спорта, предназначенное для решения вопросов регионального значения;
- иное имущество, определенное национальным законодательством.
Статья 13. Состав имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения
В состав имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, входят:
- жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной администрации;
- жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты инженерной инфраструктуры муниципальных образований;
- предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения на местном уровне;
- иное имущество, определенное национальным законодательством.
Статья 14. Состав совместно используемого имущества
Состав совместно используемого имущества, отнесенного к собственности государства, субъектов государства (регионов) и муниципальных образований, устанавливается национальным законодательством.
Глава 4. Процедура перераспределения и разграничения имущества между государством, субъектами государства (регионами) и муниципальными образованиями и его передачи
Статья 15. Правовые режимы разграничения имущества между государством, субъектами государства (регионами) и муниципальными образованиями
Правовые режимы разграничения государственной собственности регулируются конституцией государства, гражданским, земельным, жилищным и иным национальным законодательством.
Статья 16. Перераспределение государственного имущества в связи с разграничением полномочий
1. Перераспределение государственного имущества в связи с разграничением полномочий представляет собой административно-правовой механизм безвозмездной передачи имущества между публичными собственниками при трансформации функций государства и местного самоуправления, основанный на принципе распределения государственного имущества между государством, субъектами государства (регионами) и муниципальными образованиями, с учетом распределения предметов ведения и полномочий.
2. К отношениям по разграничению и перераспределению государственной собственности между государством, субъектами государства (регионами) и муниципальными образованиями в связи с разграничением или перераспределением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления применяются соответствующие нормы публичного права государства.
Для регулирования таких отношений гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено национальным законодательством.
3. Основаниями для перераспределения государственного имущества являются:
- невозможность принадлежности имущества с учетом его целевого назначения прежнему публичному собственнику, в том числе по причине изъятия у него полномочий, реализация которых обеспечивалась соответствующими объектами;
- возможность нахождения такого имущества в собственности другого публичного образования, органам власти которого необходимо использовать это имущество для осуществления возложенных на него функций или полномочий.
Статья 17. Сроки перераспределения и разграничения имущества между государством, его субъектами (регионами) и муниципальными образованиями
Сроки перераспределения и разграничения имущества между государством, его субъектами (регионами) и муниципальными образованиями устанавливаются национальным законодательством.
Статья 18. Общий порядок перераспределения и разграничения имущества
Процедура перераспределения и разграничения имущества включает следующие этапы:
- проведение инвентаризации имущества, находящегося в государственной собственности, собственности субъекта государства (региона) или муниципальной собственности;
- проверка соответствия имеющегося у публично-правового образования имущества установленным национальным законодательством целевым видам его использования;
- подготовка и направление предложений о передаче имущества соответствующим органам государственной власти или органам местного самоуправления;
- принятие органами государственной власти решений о передаче имущества;
- подписание уполномоченными органами передаточного акта;
- утверждение передаточного акта и внесение изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества;
- регистрация возникших прав на недвижимое имущество.
Статья 19. Порядок разграничения имущества, не оформленного в собственность к моменту разграничения
1. Имущество, не оформленное в собственность государства, субъекта государства (региона) или муниципального образования, подлежит разграничению на основании закона и решения специально уполномоченного органа государственной власти, в зависимости от:
- вида имущества (объекта собственности);
- целевого назначения имущества (объекта собственности);
- территориальной принадлежности имущества (объекта собственности);
- принадлежности имущества (объекта собственности) к перечню имущества, необходимого для реализации отдельных государственных полномочий, полномочий субъектов государства (регионов) и муниципальных полномочий.
2. Имущество, переданное в собственность, подлежит оформлению, государственной регистрации с внесением сведений в государственный реестр организаций и предприятий государственной и муниципальной форм собственности.
3. Затраты по оформлению объекта имущества в собственность государства, субъекта государства (региона) или муниципального образования производится за счет средств соответствующего бюджета, предусматриваемых на соответствующий финансовый год.
4. Расходы, связанные с государственной регистрацией права собственности на объекты государственного и муниципального имущества, возникающего в порядке разграничения, оплатой услуг независимых оценщиков, и другие расходы, необходимые для передачи объектов имущества, производятся за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на соответствующий финансовый год.
Статья 20. Подготовка к передаче имущества
1. Варианты перераспределения имущества определяются нормативно-правовыми актами, принимаемыми на трех уровнях - государственном, региональном и местном (муниципальном):
- передача имущества из государственной собственности в собственность субъекта государства (региона);
- передача имущества из государственной собственности в муниципальную собственность;
- передача имущества из собственности субъекта государства (региона) в муниципальную собственность;
- передача имущества из муниципальной собственности в государственную собственность или собственность субъекта государства (региона).
2. Передача государственного имущества в собственность субъектов государства (регионов) и наоборот осуществляется на основании решения полномочного органа государственной власти.
Передача имущества субъекта государства (региона) в муниципальную собственность и наоборот производится на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта государства (региона).
Передача государственного имущества в муниципальную собственность осуществляется на основании решений органов исполнительной власти государства.
3. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные (муниципальные) автономные и бюджетные учреждения, которые подлежат передаче, а также иное имущество. Данные решения содержат указание о времени передачи имущества и являются основанием возникновения права собственности у субъектов, получающих соответствующее имущество.
Статья 21. Оформление передачи и приема имущества
1. Передача и прием имущества оформляются составлением передаточного акта.
2. Форма передаточного акта определяется на основе национального законодательства органами, передающими имущество, в том числе органами местного самоуправления.
3. Передаточный акт, составленный с учетом требований законодательства, является одним из документов, служащих основанием государственной регистрации права собственности.
Статья 22. Государственная регистрация прав на имущество
Государственной регистрации подлежат право собственности на объекты недвижимости, ограничения прав на них, обременения объекта недвижимости, которые возникают на основании акта органа государственной власти, акта органа местного самоуправления либо сделки с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления.
Статья 23. Учет государственной собственности, собственности субъектов государства (регионов) и муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций
1. Обязательное ведение учета объектов государственной собственности, собственности субъектов государства (регионов) и муниципальной собственности и всех проводимых с ними операций возлагается на органы государственной власти и осуществляется в соответствии с национальным законодательством.
2. Реестр государственного имущества, имущества субъектов государства (регионов) и имущества муниципальных образований ведется на электронных носителях в единой базе данных и подлежит учету в реестре государственных информационных систем.
Статья 24. Контроль за сохранностью и использованием государственной собственности, собственности субъектов государства (регионов) и муниципальной собственности
Контроль за использованием по назначению и сохранностью государственного и муниципального имущества осуществляется в соответствии с национальным законодательством путем плановых и внеплановых проверок, проводимых уполномоченными органами государственной и муниципальной власти.
Принят на пятидесятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 50-13 от 22 ноября 2019 года)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 22 ноября 2019 г. N 50-13 "О модельном законе "О принципах разграничения имущества между государством, его субъектами и муниципальными образованиями"
Текст постановления опубликован не был