Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту проект модельного закона "О социальном туризме", Межпарламентская Ассамблея постановляет:
1. Принять модельный закон "О социальном туризме" (прилагается).
2. Направить указанный модельный закон в парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать для использования в национальном законодательстве.
Председатель Совета Ассамблеи |
В.И. Матвиенко |
Санкт-Петербург
22 ноября 2019 года
N 50-14
Приложение
к постановлению МПА СНГ
от 22 ноября 2019 года N 50-14
Межпарламентская Ассамблея государств - участников
Содружества Независимых Государств
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О социальном туризме
Настоящий Закон призван обеспечивать развитие экономического сотрудничества и культурное взаимообогащение народов, способствовать укреплению гражданского мира и согласия, взаимопонимания, утверждению общечеловеческих ценностей на социальной основе, всемерно содействовать реализации принципов социального государства, снижению социально-экономических различий в уровне жизни населения в аспектах предоставления социальных льгот, обеспечивающих доступ этим слоям населения к туристским услугам, культурному и природному наследию, сближению правовых основ государств - участников Содружества Независимых Государств в соответствующей области регулирования правоотношений, их формированию и развитию в рамках цивилизованного туристского пространства.
Положения настоящего Закона направлены на регулирование общественных отношений в сфере социального туризма, обеспечение прав и свобод туристов на всем пространстве Содружества Независимых Государств без какой-либо дискриминации в отношении потребителей услуг социального туризма, а также на содействие развитию туризма.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Определение социального туризма, цели и задачи закона
Социальный туризм - вид туризма, направленный на преодоление социального неравенства в обществе и расширение доступа к туристской инфраструктуре различных категорий граждан, имеющих ограниченные физические или материальные возможности и (или) слабую социальную защищенность. Расходы по осуществлению социального туризма покрываются частично или полностью из государственных бюджетных средств или внебюджетных источников негосударственных фондов, профсоюзных, общественных и частных организаций, а также средств работодателей, профсоюзов и общественных организаций. Социальный туризм организуется в любом сегменте туристских поездок и предназначается для инвалидов, пенсионеров и лиц старшего возраста, иных категорий населения, имеющих социальные льготы и дотации, а также для детей и подростков.
2. Целью государственного регулирования деятельности в сфере социального туризма является поддержка и развитие внутреннего и международного туризма на пространстве Содружества Независимых Государств.
3. Основной задачей государственного регулирования в сфере социального туризма является обеспечение конституционных, общепризнанных мировым сообществом и охраняемых национальным законодательством прав граждан на оплачиваемый отпуск, отдых, свободу передвижения, досуг и иных прав при совершении туристских поездок, путешествий и связанных с ними социальных льгот, установленных национальным законодательством.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
базовый стандарт социального тура - минимально необходимый набор туристских услуг, входящих в состав социального тура;
договор реализации социального туристского продукта - гражданско-правовой договор между туроператором и заказчиком социального туристского продукта о реализации комплекса туристских услуг;
заказчик социального туристского продукта - юридическое или физическое лицо, заказывающее туристский продукт или отдельные туристские услуги от имени и по поручению гражданина, имеющего права на получение социальных льгот, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
организаторы социального туризма - туроператоры, турагенты и иные субъекты туристской индустрии;
реализация социального туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по осуществлению договора о реализации социального туристского продукта с туристом или иным заказчиком, действующим в интересах и по поручению гражданина, обладающего правами на получение социального туристского продукта;
социальная туристская путевка - единый защищенный от подделки формуляр бланка строгой отчетности, содержащий информацию об условиях путешествия (туристской поездки);
социальные льготы - преимущества, которые предоставляются разным категориям граждан, определенные национальным законодательством и (или) инициативно исполнителем туристской услуги;
социальные туристские услуги - услуги по перевозке, размещению, питанию, а также иные услуги (организации туристского путешествия, экскурсионные, медицинские и другие услуги), входящие в социальный тур;
социальный тур - комплекс туристских услуг для целей социального туризма, позволяющих совершить туристское путешествие и включающий минимально необходимый набор услуг в зависимости от целей путешествия, не превышающий базовый стандарт;
социальный туристский продукт - упорядоченный и взаимоувязанный комплекс туристских услуг, работ, товаров, реализуемых по общей цене и предоставляемых потребителю туристских услуг на льготных условиях;
специализированные средства размещения и обслуживания - объекты, которые выполняют не только услуги размещения, но и несут еще какие-либо другие специализированные функции, в том числе для удовлетворения потребностей различных категорий граждан, имеющих ограниченные физические возможности;
субъекты социальных туристских услуг - физические или юридические лица, предоставляющие в установленном национальным законодательством порядке социальные туристские услуги, и исполнители этих услуг, осуществляющие деятельность по организации и оказанию таких туристских услуг;
туристская дестинация - место назначения социальной туристской поездки, место посещения гражданами, не проживающими постоянно в данной местности;
туристское предложение - ответственное предложение на внутреннем и международном туристском рынке государств - участников СНГ упорядоченной совокупности туристского продукта и (или) отдельных туристских услуг дестинации (туроператора, туристской фирмы, туристского центра, туристского кластера региона (или межрегионального), страны или трансграничное);
туристское путешествие - путешествие (поездка, передвижение, пребывание) физических лиц за пределы их места жительства (места пребывания) с туристской целью;
услуги размещения (проживания) - услуги индустрии гостеприимства, деятельность по содержанию и обеспечению надлежащего уровня функционирования средства размещения (проживания) согласно стандарту и сертификату присвоенной классификации;
экстренная помощь - действия по организации эвакуации туриста с территории временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые уполномоченным правительством государства принадлежности объединением туроператоров в сфере внутреннего и выездного туризма в пределах СНГ и выездного туризма в соответствии с настоящим Законом.
Статья 3. Виды социального туризма
1. Социальный туризм организуется в любом сегменте туристского рынка и предназначается для инвалидов и престарелых, пенсионеров и лиц старшего возраста и иных категорий населения, имеющих социальные льготы и дотации, а также для детей и подростков. Приоритетными видами социального туризма являются:
- лечебно-оздоровительный;
- культурно-познавательный;
- образовательный;
- событийный.
2. Социальный туризм лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и пожилых граждан осуществляется с учетом физиологических и иных особенностях данной категории граждан на основании социальных льгот, установленных национальным законодательством.
3. Лечебно-оздоровительный туризм граждан, нуждающихся в рекреации и лечении, осуществляется на основании социальных льгот в соответствии с национальным законодательством.
4. Культурно-познавательный туризм представляет собой посещение объектов природного и культурного наследия, охраняемых природных территорий и осуществляется на основании социальных льгот, установленных национальным законодательством.
5. Образовательный туризм имеет четко выраженные образовательные цели и включает: учебные поездки с целью изучения общеобразовательных или специальных предметов; обучающие языковые туры; поездки, связанные с повышением квалификации специалистов; научные и учебные стажировки в научные учреждения и образовательные организации; поездки детей и молодежи в тематические и специализированные лагеря с целью получения дополнительного образования, новых знаний, умений, а также отдыха и оздоровления, - и осуществляется на основании социальных льгот, установленных национальным законодательством.
6. Событийный туризм представляет собой посещение организованными группами социальных туристов крупных мероприятий, носящих культурный, спортивный, образовательный или любой другой характер, точно локализованных во времени. Социальный событийный туризм осуществляется при поддержке государственных структур, заинтересованных в посещении и участии социальными туристами конкретных мероприятий, и реализуется на основании социальных льгот, установленных национальным законодательством.
Статья 4. Субъекты правовых отношений в сфере социального туризма
1. Участниками отношений в сфере социального туризма являются:
социальные туристы (далее - туристы),
исполнители туристских услуг;
организаторы социального туризма;
органы государственной власти;
органы местного самоуправления;
общественные объединения организаторов социального туризма;
профессиональные союзы работников различных сфер деятельности;
работодатели.
2. Местом реализации социального туристского продукта является страна, в которой фактически оказаны такие туристские услуги или заключен договор по их оказанию.
3. Местом оказания социальных туристских услуг является государство - участник СНГ, на территории которого потребителям непосредственно оказываются такие туристские услуги.
4. Участники, методы и способы, размеры финансирования социального туризма определяются национальным законодательством.
5. Право на получение услуг социального туризма имеют следующие категории лиц:
- лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
- лица, достигшие пенсионного возраста согласно национальному законодательству;
- молодежь в возрасте до 27 лет, обучающаяся в высших учебных заведениях государств - участников СНГ в рамках поездок с образовательными целями;
- подростки, не достигшие совершеннолетия по национальному законодательству, не имеющие постоянного дохода, участвующие в социально-культурной, спортивной и образовательной деятельности, поощряемой государствами - участниками СНГ, и совершающие путешествия в организованных группах с социокультурными, спортивными и образовательными целями;
- малоимущие семьи (одинокие граждане), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного национальным законодательством;
- все категорий детей, нуждающихся в социальной защите: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети из многодетных и неполных семей;
- другие льготные категории согласно национальному законодательству.
Статья 5. Социальный тур
1. Социальный тур предоставляется туристу за общую цену и включает в себя: услуги по перевозке, размещению, питанию, а также иные условия, согласованные сторонами договора о реализации социального туристского продукта.
2. Базовый стандарт социального тура включает в себя:
- услуги перевозки (транспортное обслуживание в рамках тура) - доставка туристов от места их проживания к месту назначения и обратно; трансфер; транспортное обеспечение программных услуг социального тура;
- услуги проживания (размещения) - ночевка в гостиничном предприятии (однозвездное, двухзвездное по национальной классификации или внекатегорийное);
- услуги питания - дневной рацион;
- сопутствующие услуги по программе социального тура (экскурсионное
обслуживание и другие услуги).
3. На основе базового стандарта с учетом региональных особенностей органами исполнительной власти устанавливаются соответственно национальные стандарты социального тура.
4. Правила оказания услуг социального туризма утверждаются правительством государства.
Глава 2. Государственное регулирование социального туризма
Статья 6. Принципы государственного регулирования социального туризма
1. Государственное регулирование социального туризма реализуется на основе следующих принципов:
- законность и приоритет прав граждан на социальную защиту;
- обеспечение безопасности туристов и правовой защищенности имущества;
- единство систем и методов правового регулирования отношений в сфере социального туризма с учетом местных особенностей, а также традиций и национальных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств;
- разграничение полномочий в сфере туризма между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- гласность и открытость мер государственного регулирования,
- экономическая целесообразность применения мер государственного регулирования в сфере социального туризма;
- справедливость и свобода конкуренции;
- добросовестность участников отношений в сфере социального туризма.
2. Государственная политика в области социального туризма основывается на всемерном содействии реализации прав граждан в сфере социального туризма, создании благоприятных условий для развития форм и направлений социального туризма и участия в них различных социальных категорий граждан, обеспечении безопасности граждан в сфере социального туризма.
Статья 7. Предмет ведения и полномочия государства в сфере социального туризма
1. Социальный туризм относится к совместному ведению органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые принимают нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
2. Государственная политика в сфере социального туризма является частью социально-экономической политики государств - участников Содружества Независимых Государств.
3. Государства - участники Содружества Независимых Государств:
- вырабатывают и осуществляют на практике целенаправленную политику в сфере социального туризма, содействующую устойчивому и гармоничному развитию туризма, субъектов туристской индустрии как эффективной и доходообразующей отрасли экономики государств и действенного средства сближения и взаимопонимания народов;
- гарантируют режим наибольшего благоприятствования в сфере социального туризма и деятельности туристской индустрии, рациональное развитие предприятий и учреждений социального туризма и использование туристских ресурсов;
- создают равные условия для осуществления туристской деятельности и деятельности туристской индустрии в сфере социального туризма юридическими и физическими лицами на основе фундаментальных принципов гостеприимства и взаимопонимания между народами;
- содействуют развитию международного сотрудничества и профессионального социального туристского образования, а также образования в сфере гостеприимства и торговли.
Статья 8. Направления и способы государственного регулирования социального туризма
1. Основными направлениями государственного регулирования деятельности в сфере социального туризма являются:
- создание условий для деятельности в сфере социального туризма, направленных на воспитание, образование, духовное и физическое оздоровление туристов;
- создание инфраструктуры туризма, обеспечивающей разумный доступ к туристским ресурсам, а также рациональное использование туристских ресурсов;
- обеспечение безопасности всех видов движимого и недвижимого имущества вне зависимости от форм собственности объектов и сооружений в сфере социального туризма и туристской индустрии;
- создание новых рабочих мест в туристских дестинациях;
- повышение профессионального мастерства лиц, занятых в сфере социального туризма;
- увеличение реальных доходов государства и граждан от деятельности в сфере социального туризма;
- снижение стоимости социальных туристских услуг при сохранении их качества.
2. Координацию деятельности в сфере социального туризма на национальном уровне осуществляет уполномоченный государственный орган по туризму совместно с уполномоченным государственным органом социальной защиты (развития, обеспечения).
Глава 3. Источники и методы финансирования
Статья 9. Источники финансирования социального туризма
Источниками финансирования социального туризма являются:
- бюджетные средства и средства внебюджетных фондов государств;
- средства благотворительных фондов;
- средства государственных и частных программ образовательного культурно-познавательного и событийного туризма;
- средства работодателей, выделяемые на организацию отдыха работников и членов их семей, организованных поездок социальных туристов с культурно-познавательными и оздоровительными целями, а также для посещения событийных мероприятий.
Статья 10. Расходы на программы социального туризма
1. Государство и органы местного самоуправления могут предусматривать в программах развития туризма соответствующего уровня мероприятия по социальному туризму и выделение в бюджетах соответствующих уровней бюджетных ассигнований, если иное не предусмотрено национальным законодательством.
2. Порядок и условия выделения бюджетных ассигнований на социальный туризм для категории граждан, участвующих в социальных программах, определяются в соответствии с национальным законодательством.
Статья 11. Туристские перевозки
1. Перевозки пассажиров (туристов) в сфере социального туризма осуществляются любыми видами пассажирского транспорта в пределах экономического пространства Содружества Независимых Государств.
2. Право получения пассажиром (туристом) социальной дотации на туристскую перевозку определяется правилами перевозчика и (или) нормами, установленным национальным законодательством.
3. Размеры и порядок дотационного финансирования туристских перевозок определятся в соответствии с национальным законодательством.
Статья 12. Средства работодателей
1. Работодатель имеет право выделения и направления средств, находящихся в его исключительном распоряжении, на цели поддержки установленного трудовым договором отдыха работников и членов их семей в лечебно-оздоровительных учреждениях и санаторно-курортных учреждениях.
2. Размеры и порядок компенсаций работодателям затрат на организацию социального туризма для работников и членов их семей регулируются национальным законодательством.
Статья 13. Благотворительные фонды
Законодательные и исполнительные органы государств - участников СНГ поддерживают выделение поощрительных средств, благотворительность и спонсорство предприятий, учреждений и физических лиц на цели оказания услуг социального туризма, особенно для организации отдыха в лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждениях для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, членов малоимущих семей, а также образовательного, культурно-познавательного и событийного туризма.
Глава 4. Организация хозяйственной деятельности организаторов туризма
Статья 14. Деятельность субъектов сферы социальных туристских услуг
1. Объем, количество и качество услуг социального туризма, оказываемых туристу, должны соответствовать нормам и стандартам для данного вида туризма.
2. Субъекты сферы социальных туристских услуг предоставляют статистическую отчетность, установленную уполномоченным государственным органом по туризму на основании национального законодательства.
Статья 15. Договор реализации социального туристского продукта
1. По договору реализации социального туристского продукта организатор туризма обязуется предоставить заказчику комплексную туристскую услугу, подготовленную им заранее, либо отдельную туристскую услугу, также организованную им по индивидуальному заданию заказчика, а заказчик обязуется указанную услугу (социальный туристский продукт) оплатить.
2. Исполнителем туристских и иных указанных в договоре услуг является организатор или исполнитель туристских услуг, который заключил договор оказания таких услуг.
3. Заказчиком по договору реализации социального туристского продукта может быть любое заинтересованное лицо, в том числе органы социального обеспечения.
4. Договор возмездного оказания отдельных или комплексных услуг туристского обслуживания является публичным договором, если из характера деятельности организатора туризма (туроператора) не вытекает иное.
5. Договор реализации социального туристского продукта заключается в письменной форме.
6. Гражданско-правовые договоры по оказанию социальных туристских услуг заключаются сторонами в соответствии с национальным законодательством.
7. Отношения между участниками в сфере туристского обслуживания могут быть оформлены путем совершения договора присоединения, условия которого должны соответствовать правилам оказания туристских услуг.
8. Для заключения договора между туроператором и туристом (заказчиком) социального туристского продукта должно быть достигнуто соглашение по существенным условиям, указанным в договоре в обязательном порядке:
- об услугах, входящих в туристский продукт;
- о стоимости туристского продукта;
- о сроках и порядке оплаты туристского продукта и других услуг и применяемых правовых социальных льготах;
- о третьих лицах - субъектах туристской индустрии, предоставляющих отдельные услуги (в случае привлечения туроператором для исполнения договора третьих лиц);
- о цене и других условиях перевозки туристов.
Статья 16. Социальная туристская путевка
1. Социальная туристская путевка - документ, подтверждающий факт заключения договора возмездного оказания услуг туристского обслуживания, является неотъемлемой частью договора.
2. Туристская путевка может быть оформлена в электронной форме или в форме формализованного бланка, установленной на национальном уровне подзаконным актом.
3. Туристская путевка содержит необходимую и достаточную информацию о представляемых в соответствии c договором оказания услуг туристского обслуживания и подтверждает их оплату.
4. Социальная туристская путевка выдается туристу (заказчику) социального туристского продукта или его официальному представителю.
Статья 17. Цена договора реализации туристского продукта
1. За оказание услуг туристского обслуживания взимается плата, установленная соглашением сторон в условиях договора, если иное не определено национальным законодательством.
2. Заказчик социального туристского продукта обязан оплатить услуги по договору в сроки и в порядке, указанными в договоре.
3. В случае когда договором заказчика социального туристского продукта с туроператором или иным организатором туризма предусмотрена оплата отдельных услуг непосредственно третьим лицам, такая оплата не является составной частью общей оплаты по договору.
4. В случае когда договором предусмотрена предварительная оплата услуг туроператора, неоплата заказчиком социального туристского продукта таких услуг в установленный договором срок признается отказом от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Глава 5. Права и обязанности участников отношений в сфере социального туризма
Статья 18. Права и обязанности туристов
1. В процессе реализации социального туристского продукта туристы имеют право:
- на получение достоверной информации о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и правилах пребывания, выезда из нее, объектах культурного и природного наследия и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, о состоянии окружающей природной среды;
- самостоятельно выбирать туристский продукт и услуги;
- обращаться в консульские, дипломатические и иные государственные, а также туристские представительства государства своего гражданства;
- на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
- на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения или некачественного выполнения условий договора оказания услуг туристского обслуживания;
- на получение правовой помощи и содействия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления места временного пребывания;
- на уважение человеческого достоинства, национальных традиций и религиозных верований.
2. Туристы должны осознавать риски для здоровья и безопасности, которые неизбежно связаны с выездами за пределы своей страны, и вести себя таким образом, чтобы свести эти риски к минимуму.
3. В процессе реализации социального туристского продукта туристы обязаны:
- соблюдать законодательство страны временного пребывания, уважать ее политическое и социальное государственное устройство, уклад жизни местного населения;
- уважать общественные моральные устои во время туристских мероприятий;
- бережно относиться к окружающей природной среде, объектам культурного наследия;
- соблюдать правила въезда и выезда из страны временного пребывания;
- заботиться о личной безопасности;
- добросовестно выполнять свои обязательства по заключенным договорам.
4. Турист обязан своевременно информировать туроператора о наличии обстоятельств, препятствующих потреблению услуги. Турист предоставляет туроператору сведения об ограничениях (противопоказаниях) участия в туре, связанных с особенностями состояния здоровья, об известных ему ограничениях, препятствующих выезду за пределы государства и въезду, а также транзиту, в иностранное государство временного пребывания (дестинацию), иную информацию, предусмотренную национальным законодательством. Туристы информируют туроператора об изменении состоянии здоровья, которое может произойти во время предполагаемого туристского мероприятия, а также следовать требованиям и инструкциям по безопасности во время проведения мероприятий.
5. В случае непредставления туристом необходимой информации или ее недостаточности туроператор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до получения такой информации. Турист несет ответственность за убытки, причиненные туроператору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации.
6. Туристы с ограниченными возможностями жизнедеятельности, пожилые и младшего возраста должны быть обеспечены всеми удобствами во время тура в соответствии с национальным законодательством, а также ознакомлены с соответствующими инструкциями и правилами.
7. Туристы имеют право запросить помощь в случае угрозы личной безопасности и сохранности их имущества. Туристы имеют право на компенсацию в случае посягательства на их личную безопасность и сохранность их имущества в соответствии с национальным законодательством.
Статья 19. Права и обязанности субъектов сферы социального туризма
1. Субъекты туристской индустрии в сфере социального туризма имеют право:
- формировать, производить и реализовывать услуги туристского обслуживания в соответствии с национальным законодательством;
- вносить предложения по охране туристских ресурсов, их сохранению и восстановлению, порядку использования;
- вносить предложения по совершенствованию образовательных программ по профессиональному обучению в отрасли туризма, повышению уровня профессиональной подготовки работников и специалистов, занятых в сфере социального туризма;
- на установление объектам туристской индустрии, собственниками которых они являются, соответствующей категории при прохождении предусмотренных процедур классификации, сертификации;
- на получение в установленном порядке информации, необходимой для осуществления их деятельности, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- принимать в установленном порядке участие в разработке программ развития туризма и курортно-рекреационной сферы;
- устанавливать минимальную численность туристов в группе.
2. Исполнители туристских услуг обязаны гарантировать, что товары и услуги, которые они предоставляют, соответствуют требованиям личной безопасности туристов и безопасности их имущества.
3. Исполнители туристских услуг, получившие соответствующий квалификационный уровень по стандартам качества, обязаны иметь технические средства, соответствующие этим стандартам.
Статья 20. Предоставление информации об услугах
1. Туроператор (организатор) социального туризма обязан своевременно предоставлять туристу необходимую и достоверную информацию о субъектах туристской индустрии, оказывающих отдельные услуги, обеспечивающую возможность ее правильного выбора, а также информацию о безопасности туристского путешествия, о местах назначения и об условиях поездки, приема и пребывания. Информация должна обеспечивать ясность положений договоров, предлагаемых клиентам, как в плане цены и качества услуг, которые организаторы социального туризма обязуются предоставить, так и в плане финансовых обязательств в случае одностороннего нарушения договорных обязательств с их стороны.
2. К необходимой информации относятся следующие сведения:
- о туроператоре, его местонахождении и почтовых реквизитах;
- о наличии у туроператора или иного организатора туризма договора страхования или иного финансового обеспечения ответственности и размерах возмещения по страховым случаям;
- об основных требованиях, предъявляемых к оформлению выездных (въездных) документов (виз), включая сведения о сроках их оформления и составе требуемой документации;
- о медицинских формальностях, соблюдение которых необходимо для осуществления тура, в том числе о противопоказаниях для участия туриста в туре при наличии у него определенных заболеваний, особенностях его физического состояния и возраста;
- общие сведения о государстве дестинации, политическом устройстве, национальных традициях, объектах культурного и природного наследия и других объектах туристского показа, существенных особенностях коммунального хозяйства коллективных средств размещения (проживания), состоянии окружающей природной среды, санитарной и эпидемиологической обстановке, источниках и формах риска, свойственных данной туристской дестинации;
- о направлениях маршрута и программе тура;
- виды и категории, наименование перевозчиков, характеристика транспортных средств, осуществляющих перевозку туриста на всех этапах путешествия;
- о правилах въезда в государство временного пребывания, нахождения на его территории и выезда из него;
- о видах и способах обеспечения питанием туриста во время совершения тура на всех этапах, включая перевозку;
- о видах и тематике экскурсионных услуг, квалификации экскурсовода, а также сведения о других социальных туристских услугах;
- о программе социального тура;
- о минимальной численности туристов в группе;
- указание страховщика, осуществляющего страхование рисков, связанных с предоставлением услуг туристского обслуживания, совершения туристской поездки на всех ее этапах;
- о порядке и сроках предъявления претензий туристом;
- о цене договора реализации туристского продукта, иных социальных туристских услугах, а также других сборах за счет туриста;
- об условиях доставки багажа туриста в пункт назначения;
- о месте нахождения принимающей туриста организации в туристской дестинации, а также об адресах и телефонах национальных дипломатических учреждений в государстве временного пребывания либо местных служб, к которым можно обратиться в случае возникновения трудностей во время тура.
Глава 6. Деятельность исполнителей туристских услуг
Статья 21. Экскурсионная деятельность
1. Правила оказания услуг экскурсоводов определяются в договорах организаторов туризма и туристов с лицами, оказывающими соответствующие услуги.
2. Экскурсионная деятельность является предметом ведения органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 22. Деятельность субъектов индустрии гостеприимства
1. Под средством размещения (проживания) понимается имущественный комплекс, предназначенный для предоставления услуг размещения. Средства размещения (проживания) разделяются на коллективные и индивидуальные.
2. Договоры оказания услуг средств размещения (проживания) заключаются в соответствии с нормами национального гражданского права по месту нахождения средств размещения (проживания).
3. Договор оказания гостиничных услуг является публичным договором. Гостиница обязана до заключения договора предоставить туристу необходимую и достоверную информацию о гостиничных услугах.
4. Гостиница осуществляет свою деятельность на основании правил предоставления гостиничных услуг, утвержденных на национальном уровне.
Статья 23. Профессиональная деятельность исполнителей туристских услуг
1. Образовательные учреждения, осуществляющие на основе лицензии образовательную деятельность, пользуются финансовой поддержкой фондов развития социального туризма в соответствии с национальным законодательством.
2. Лечебно-оздоровительные учреждения в соответствии с национальным законодательством вправе оказывать туристам медицинские услуги.
3. Организаторы событийных, культурных, спортивных и иных социально-ориентированных мероприятий пользуются финансовой поддержкой фондов развития социального туризма в соответствии с национальным законодательством.
Статья 24. Саморегулирование в социальном туризме
1. Саморегулируемые организации в сфере социального туризма могут регулировать сферу социального туризма в рамках собственной компетенции.
2. Перечень видов услуг туристской деятельности, на которые распространяется положение о регулировании деятельности саморегулируемых организаций в туризме, устанавливается правительством государства.
Глава 7. Безопасность социального туризма
Статья 25. Обязанность обеспечения безопасности
1. Правительства информируют своих граждан о сложных условиях, с которыми они могут столкнуться при поездках за границу; содержание таких возможных предупреждений может предварительно обсуждаться с властями принимающих стран и специалистами; выработанные рекомендации должны соответствовать серьезности сложившихся ситуаций и ограничиваться теми географическими зонами, в которых подтверждены проблемы с безопасностью; эти предупреждения должны смягчаться или отменяться, как только проблемы с безопасностью в дестинации решены.
2. Исполнители туристских услуг обязаны информировать туристов о факторах риска для безопасности туриста и его имущества.
Статья 26. Мероприятия по безопасности
1. Безопасность социального туризма включает в себя комплекс правовых, организационных, социально-экономических, информационных и других мер, направленных на обеспечение личной безопасности туристов в случае наличия опасности.
2. Безопасность социального туризма гарантируется государственными организациям страны, где находится турист.
3. Государство гарантирует своим гражданам, пребывающим за рубежом в целях туризма, консульскую защиту и покровительство.
Статья 27. Страхование туристов
1. Туристы, одновременно с заключением договора реализации туристского продукта, подлежат страхованию в соответствии с национальным законодательством.
2. Обязательность страхования и размеры страховых сумм устанавливаются государством по месту заключения договора реализации туристского продукта.
3. Обязательное медицинское страхование туристов необходимо в соответствии с общим правилом заключения договора реализации туристского продукта.
Статья 28. Финансовая ответственность организаторов туризма и исполнителей туристских услуг
1. Туроператоры и иные организаторы туризма могут быть частично освобождены от ответственности перед туристами в соответствии с национальным законодательством или договором.
2. Организаторы социального туризма участвуют в формировании компенсационного (резервного) фонда туризма так, как это предусмотрено национальным законодательством о туризме.
Статья 29. Контроль за соблюдением законодательства о социальном туризме
1. Уполномоченный государственный орган обладает правом контроля и надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов в сфере социального туризма и туристской индустрии.
2. Контроль деятельности в сфере социального туризма и туристской индустрии на местах осуществляется представителями уполномоченного государственного органа при содействии органов местного самоуправления и, при необходимости, правоохранительных органов.
3. Контроль деятельности в сфере социального туризма и туристской индустрии вправе осуществлять специализированные общественные (в том числе профсоюзные и саморегулируемые) организации на местах.
Статья 30. Разрешение споров
1. Споры между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере социального туризма, и туристами разрешаются по взаимному согласию в соответствии с условиями договора, а в случае невозможности прийти к мировому соглашению рассматриваются в суде.
2. По соглашению сторон споры могут передаваться на рассмотрение в третейские суды.
Глава 8. Международное сотрудничество в сфере социального туризма
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства о социальном туризме
1. Нарушение положений настоящего Закона влечет за собой юридическую ответственность в соответствии с законодательством того государства, где имели место общественно опасные последствия правонарушения и (или) был причинен моральный или материальный вред.
2. Субъекты хозяйствования в сфере туризма отвечают за безопасность обслуживаемых ими граждан в пределах компетенции и договорных обязательств, а также за причинение ущерба туристским ресурсам в результате их освоения и использования.
3. Туристы несут ответственность за нанесение ущерба туристским ресурсам, а также окружающей природной среде по праву места причинения вреда.
Статья 32. Международные соглашения в сфере туризма
1. Развитие совместных проектов государств в сфере социального туризма имеет важное значение для установления и поддержания добрососедских отношений, взаимоуважения к культурным, религиозным и социальным традициям граждан различных государств, повышения качества народного образования и общего уровня культурного развития населения.
2. Правовую основу международного сотрудничества в сфере социального туризма составляют международные соглашения.
Принят на пятидесятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 50-14 от 22 ноября 2019 года)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 22 ноября 2019 г. N 50-14 "О модельном законе "О социальном туризме"
Текст постановления опубликован не был