город Уфа |
28 января 2020 года |
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, заместителя Председателя Х.А. Валеева, судей М.М. Валеева, В.М. Крылова, заслушав в заседании заключение судьи В.М. Крылова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин В.А. Чикин просит проверить конституционность Распоряжения Главы Республики Башкортостан от 9 октября 2015 года N РГ-170, которым утверждено Решение постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Башкортостан от 5 октября 2015 года "Об организации взаимодействия органов внутренних дел с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при проведении работы по предупреждению правонарушений, совершаемых в отношении детей" (далее Решение).
Заявитель полагает, что пункт 3.1. Решения, предписывающий администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в срок до 30 июля 2016 года завершить работу по демонтажу незаконных строений вблизи образовательных организаций и дошкольных учреждений, позволяет не устанавливать собственника такого строения и находящегося в нем имущества, а также не признавать в судебном порядке факт бесхозности строений и необходимость их сноса.
По мнению гражданина В.А. Чикина, данное положение противоречит нормам Конституции Республики Башкортостан о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Республике Башкортостан; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Башкортостан как государства (статья 2); в Республике Башкортостан признаются и обеспечиваются равной защитой частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8).
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии с частью первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан и пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" Конституционный Суд Республики Башкортостан в целях защиты конституционного строя Республики Башкортостан, основных прав и свобод человека и гражданина разрешает дела о соответствии Конституции Республики Башкортостан:
1) законов Республики Башкортостан;
2) нормативных правовых актов Государственного Собрания Республики Башкортостан;
3) нормативных правовых актов Главы Республики Башкортостан;
4) нормативных правовых актов Правительства Республики Башкортостан и иных органов исполнительной власти Республики Башкортостан;
5) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
6) публично-правовых договоров между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления по вопросам, отнесенным к ведению Республики Башкортостан.
Критерии нормативности правового акта сформулированы в законодательстве, правовых позициях органов конституционной юстиции и судебной практике. Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения) постоянного или временного характера, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения (статья 2 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года N 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года N 17-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года N 58-О, Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 4 апреля 2013 года N 71-О, Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 20 ноября 2018 года N 38-П, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года N 2 и другие).
В своем Постановлении от 31 марта 2015 года N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации особо отметил, что нормативные свойства правового акта обусловлены не одними только его внешними, формальными атрибутами, а должны выявляться, прежде всего, на основе содержательных критериев, которые сводятся к определению того, в частности, оказывает ли правовой акт общерегулирующее воздействие на общественные отношения, содержатся ли в нем предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц - участников соответствующих правоотношений, рассчитан ли он на многократное применение.
Анализ истребованных Конституционным Судом Республики Башкортостан материалов показал, что Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 9 октября 2015 года N РГ-170, утвердившее Решение, не имеет общеобязательного характера и не регулирует различные сферы общественных отношений.
Из содержания Решения, утвержденного обжалуемым Распоряжением, следует, что оно принято по отдельным вопросам управления, включает индивидуально-правовые предписания, адресованные конкретным должностным лицам и соответствующим органам, направленные на организацию работы по предупреждению правонарушений и пресечению преступных посягательств, совершаемых в отношении несовершеннолетних, и не содержит каких-либо общих правил.
В пунктах 3 и 3.1 данного акта, обжалуемых заявителем, содержатся указания оперативно-распорядительного характера для администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, связанные с организацией и обеспечением исполнения ими возложенных на них функций в данной сфере управления в срок до 30 июля 2016 года.
Таким образом, Конституционный Суд Республики Башкортостан приходит к выводу, что оспариваемое Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 9 октября 2015 N РГ-170 не относится к числу нормативных правовых актов, а представляет собой акт индивидуально-правового регулирования.
Ненормативные правовые акты не подлежат рассмотрению в процедуре конституционного судопроизводства. В связи с этим жалоба заявителя не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Республики Башкортостан (часть 1 статьи 42 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 42, пунктом "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьями 77 и 78, частью 1 статьи 82 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.А. Чикина, поскольку она в соответствии с требованиями Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" не является допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
N 121-О |
Конституционный Суд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 28 января 2020 г. N 121-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чикина Валерия Анатольевича на нарушение конституционных прав Распоряжением Главы Республики Башкортостан от 9 октября 2015 года N РГ-170"
Текст определения опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 30 января 2020 г.