Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2020 г. N 4-КА19-35
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Елагиной Татьяны Сергеевны на решение Пушкинского городского суда Московской области от 1 октября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 20 февраля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Елагиной Т.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании решений, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., выслушав объяснения Елагиной Т.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Прокопенко К.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
по договору купли-продажи от 1999 года Елагина Т.С. приобрела в собственность земельный участок площадью 500 кв.м с кадастровым номером ... в СНТ ...
В 2012 году на основании заявления истца и представленного ею межевого плана филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области осуществлён кадастровый учёт изменений сведений о местоположении границ принадлежащего Елагиной Т.С. земельного участка, в результате чего площадь участка увеличилась до 1040 кв.м.
С целью уточнения границ принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером ... Елагина Т.С. в 2017 году обратилась в суд с иском к СНТ ... об установлении границ.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 20 февраля 2018 года по гражданскому делу N 2-1190/2018 установлены новые границы земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., принадлежащего Елагиной Т.С.; за ней признано право собственности на данный объект недвижимости.
Указанным решением суд устранил реестровые ошибки в описании границ земельного участка Елагиной Т.С. путем внесения в государственный кадастр недвижимости новых сведений о его границах и координатах.
Вступившее в законную силу решение суда послужило поводом для обращения административного истца к административному ответчику с заявлением от 10 мая 2018 года о государственном кадастровом учёте изменений характеристик земельного участка и регистрации права собственности.
Помимо копии указанного судебного акта к заявлению Елагиной Т.С. был приложен межевой план земельного участка, подготовленный кадастровым инженером по состоянию на 25 апреля 2018 года.
Решением Управления Росреестра по Московской области от 21 мая 2018 года осуществление кадастрового учёта изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ... приостановлено на основании пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации). Ответчиком указано, что истец представил ненадлежащим образом подготовленный межевой план, поскольку одна из границ земельного участка пересекает границы муниципальных образований - сельского поселения Царевское и городского поселения Софрино.
Решением Управления Росреестра по Московской области от 21 августа 2018 года в регистрации права собственности на упомянутый земельный участок и в учете названных изменений отказано, поскольку право собственности на участок с кадастровым номером ... ранее зарегистрировано за Елагиной Т.С., а также не устранены нарушения, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учёта.
Елагина Т.С. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными и отмене решения от 21 мая 2018 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., и решения от 21 августа 2018 года N МО-18/РКФ-410585 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта названных изменений, возложении обязанности осуществить кадастровый учёт изменений сведений о земельном участке.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 1 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 20 февраля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить состоявшиеся судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, без учёта вступившего в законную силу решения Пушкинского городского суда Московской области от 20 февраля 2018 года по гражданскому делу N 2-1190/2018, установившего границы земельного участка площадью 1477 кв.м и право собственности Елагиной Т.С. на него.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 сентября 2019 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 28 ноября 2019 года кассационная жалоба Елагиной Т.С. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела усматриваются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным федеральным законом. Пунктом 7 части 1 статьи 16 указанного закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Вместе с тем данная норма не относит к полномочиям названного органа проверку законности вступивших в законную силу решений судов.
Обстоятельств, при которых вступивший в законную силу судебный акт можно не исполнять, действующее законодательство не предусматривает.
Исходя из изложенного приостановление государственного кадастрового учёта изменений характеристик земельного участка и отказ в осуществлении государственного кадастрового учёта изменений при наличии вступившего в законную силу решения Пушкинского городского суда Московской области от 20 февраля 2018 года со всей очевидностью свидетельствует о незаконности решений Управления Росреестра по Московской области от 21 мая 2018 года и от 21 августа 2018 года.
Доводы представителя Управления Росреестра по Московской области, представленные в суд кассационной инстанции о наличии в представленных документах неточностях, препятствующих совершению регистрационных действий, Судебной коллегией отклоняются. Управление Росреестра по Московской области не лишено возможности устранить эти противоречия в рамках межведомственного взаимодействия, но не посредством неисполнения судебного решения, вступившего в законную силу.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 1 октября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 20 февраля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение. Признать незаконными и отменить решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 21 мая 2018 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., и от 21 августа 2018 года N МО-18/РКФ-410585 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта названных изменений.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области возложить обязанность осуществить кадастровый учёт изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером ...
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2020 г. N 4-КА19-35
Текст определения опубликован не был