Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Департамента
Смоленской области
по образованию и науке
от 20.12.2019 N 215-УНК/19
Обобщение и анализ
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления по надзору и контролю в сфере образования Департамента Смоленской области по образованию и науке в области федерального государственного контроля качества образования за 2019 год
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента Смоленской области по образованию и науки за 2019 год (далее - Обзор практики) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и на основании Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, и приказа Департамента от 20.12.2019 N 212-УНК/19 "Об утверждении порядка организации работы в Департаменте Смоленской области по образованию и науке по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности".
I. Правоприменительная практика организации и проведения мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности
В рамках контрольно-надзорной деятельности Департамент Смоленской области по образованию и науке (далее - Департамент) осуществляет следующие виды государственного контроля (надзора):
государственный контроль (надзор) в сфере образования, который включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования (статья 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (далее - Закон об образовании);
лицензионный контроль за образовательной деятельностью (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") (далее - Закон о лицензировании).
Федеральный государственный контроль качества образования направлен на осуществление деятельности по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок в отношении общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (далее - образовательные организации) на территории Смоленской области, и принятие по их результатам мер, предусмотренных действующим законодательством.
В 2019 году отделом лицензирования, аккредитации и контроля качества управления по надзору и контролю в сфере образования Департамента Смоленской области по образованию и науке (далее - отдел) в отношении образовательных организаций, в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, осуществлено 54 контрольно-надзорных мероприятия.
Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя такие процедуры как:
составление ежегодного плана проведения Департаментом плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
использование оснований для проведения внеплановых проверок;
разработка и издание распорядительных актов Департамента о проведении проверок, их содержание;
выбор формы проведения проверки;
исчисление и соблюдение сроков проведения проверки;
соблюдение прав юридических лиц при организации и проведении проверки;
оформление результатов проверки;
работа с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда общественным отношениям в сфере образования.
Ежегодный план проведения Департаментом Смоленской области по образованию и науке плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.
Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
План проведения Департаментом Смоленской области по образованию и науке плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год утвержден начальником Департамента 28.10.2018 и направлен в прокуратуру Смоленской области.
Разработка и издание распорядительных актов Департамента о проведении проверки и их содержание
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ приказы Департамента о проведении проверок разрабатываются и издаются в соответствии с типовой формой распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (далее - Типовая форма). В приказах Департамента о проведении проверки указываются сведения, предусмотренные частью 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ и Типовой формой.
Формы проведения проверок (документарная и (или) выездная проверка)
Установление формы проведения проверок регламентировано Федеральным законом N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 11 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
При проведении проверок федерального государственного контроля качества образования Департаментом используется только выездная форма проверки.
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой документарной или выездной проверки не превышает двадцать рабочих дней.
В среднем срок проведения Департаментом комплексной проверки, включающей проведение контрольно-надзорных мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования, составляет 3 дня.
Соблюдение прав подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок
Руководствуясь статьей 18 Федерального закона N 294-ФЗ должностные лица отдела Департамента, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, соблюдают законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, в отношении которого проводится проверка.
При проведении отделом Департамента проверок соблюдались права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя образовательной организации, установленные статьей 21 Федерального закона N 294-ФЗ, а именно:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от должностных лиц Департамента информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и согласии/несогласии с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц Департамента;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Департамента, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оформление результатов проверки, оценка тяжести допущенных подконтрольными субъектами нарушений
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверок должностными лицами Департамента, проводящими проверку, в двух экземплярах составляется акт по Типовой форме.
Содержание акта проверки, включая приложение к нему, его оформление, вручение осуществляются в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ меры, принимаемые по результатам проведения проверок федерального государственного контроля качества образования, устанавливаются Законом об образовании.
В рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования отделом Департамента осуществляется оценка соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Закона об образовании.
В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам Департамент, согласно части 9 статьи 93 Закона об образовании, приостанавливает действие государственной аккредитации образовательной деятельности полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия Департамент должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления Департамент проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении образовательной организацией выявленного несоответствия.
Действие государственной аккредитации возобновляется по решению Департамента со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный Департаментом срок образовательная организация не устранила выявленное несоответствие, Департамент лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
Меры, принимаемые Департаментом по результатам проверок в отношении подконтрольных субъектов
По результатам федерального государственного контроля качества образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам в 2019 году изданы распорядительные акты Департаментом:
о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности - 11 (в 2018 - 14);
о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности - 0;
о возобновлении действия государственной аккредитации - 9.
По данным, в сравнении с 2018 годом, видно, что количество приказов о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации уменьшилось.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Департаментом федерального государственного контроля качества образования
На основании методических рекомендаций по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18.08.2016, были разработаны и утверждены приказом Департамента от 28.12.2017 N 509-л перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом федерального государственного контроля качества образования.
В связи с изданием и вступлением в силу нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, Департаментом на постоянной основе осуществляется мониторинг обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, применяемых при осуществлении Департаментом мероприятий по контролю и надзору, и актуализация указанных перечней.
На официальном сайте Департамента предусмотрена возможность установления обратной связи с подконтрольными субъектами, в отношении которых устанавливаются обязательные требования, для сбора предложений и замечаний по размещенным перечням актов. За период январь - декабрь 2019 года предложений и замечаний не поступило.
Типовые нарушения обязательных требований
В рамках федерального государственного контроля качества образования в 2019 году к наиболее часто встречающимся несоответствиям содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам относили
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.