Рассмотрев проект основных направлений бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, руководствуясь Уставом Каменского района Пензенской области, постановлением от 12.02.2013 N 202 "Об утверждении порядка и сроков составления проекта бюджета Каменского района Пензенской области" (с последующими изменениями), администрация Каменского района Пензенской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Главным распорядителям средств бюджета Каменского района Пензенской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Каменского района Пензенской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области при формировании проектов бюджетов муниципальных образований Каменского района Пензенской области.
4. Настоящее постановление опубликовать в информационном бюллетене Каменского района Пензенской области "Вестник Каменского района и разместить (опубликовать) на официальном сайте администрации Каменского района Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Главу администрации Каменского района Пензенской области.
Глава администрации |
С.И. Юркин |
Одобрены
постановлением
администрации Каменского района
Пензенской области
от 8 ноября 2019 г. N 1087
Основные направления бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Решения Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 21.10.2009 N 452-44/2 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Каменском районе Пензенской области" (с последующими изменениями).
Формирование Основных направлений осуществлялось с учетом стратегических целей, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019, Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями) (далее - Указ N 204) и Стратегии социально-экономического развития Каменского района Пензенской области на период до 2035 года, утвержденной Решением Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 22.03.2018 N 222-18/4.
Целью разработки Основных направлений является определение условий и подходов к формированию проекта бюджета Каменского района Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, а также приоритетов развития бюджетной системы района в среднесрочной перспективе с учетом основных тенденций, заложенных в бюджетном прогнозе Каменского района Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденном постановлением администрации Каменского района Пензенской области от 26.02.2018 N 159 (с последующими изменениями).
2. Бюджетная политика Каменского района Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Начиная с 2019 года, наряду с ежегодным приростом базовых социальных обязательств, включая повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, увеличение МРОТ, дополнительных бюджетных ресурсов потребовала реализация приоритетных задач развития страны, определенных Указом N 204.
Сдержанный рост налоговых и неналоговых доходов, обусловил зависимость сбалансированности консолидированного бюджета Каменского района Пензенской области от объема финансовой поддержки из бюджета Пензенской области.
Проводимая долговая политика направлена на снижение уровня долговой нагрузки и выполнение обязательств по соглашениям с Минфином Пензенской области о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из бюджета Пензенской области, что ограничивает возможность привлечения кредитных ресурсов на финансирование возрастающих расходных обязательств.
Основной задачей бюджетной политики администрации Каменского района Пензенской области в среднесрочном периоде, как и в предыдущие годы, остается сохранение сбалансированности бюджетной системы Каменского района, включая следующие направления:
1) финансовое обеспечение реализации муниципальных проектов, направленных на достижение приоритетных задач развития Каменского района Пензенской области;
2) повышение операционной эффективности использования бюджетных средств;
3) содействие сохранению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Каменского района Пензенской области.
2.1. Финансовое обеспечение реализации муниципальных проектов, направленных на достижение приоритетных задач развития Каменского района Пензенской области
Ключевыми целями Указа N 204, влияющими на структуру бюджетных расходов, являются обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение бедности, повышение уровня и качества жизни населения.
В этой связи в среднесрочной перспективе большое внимание будет уделено сохранению уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, достижение которого осуществлялось в предыдущие годы в рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Пензенской области в 2020 году - на 5,8% (28220 руб.), в 2021 году - на 4,8% (29575 руб.), в 2022 году - на 5,8% (31290 руб.).
Кроме того, оплата труда работников, на которых не распространяется действие вышеперечисленных указов, будет определяться с учетом ежегодной индексации с 1 октября на прогнозируемый уровень инфляции в 2020-2022 годах на 3%, 4% и 4% соответственно, а также увеличения МРОТ с 01.01.2020 на 850 руб. до 12130 руб.
Меры, реализуемые в рамках региональных проектов по направлению "Демография", нацелены главным образом, на обеспечение естественного роста численности населения, повышение продолжительности здоровой жизни.
В рамках реализации регионального проекта "Спорт - норма жизни" запланирована закупка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок в центре тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" на стадионе "Дорожник", строительство ФОКа. Данные меры направлены на создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.
Наиболее значимые мероприятия национального проекта "Культура" связаны с развитием инфраструктуры учреждений культуры посредством проведения капитального ремонта сельских домов культуры в сёлах Кикино, Головинщино, приобретения для учреждений культуры специализированного автотранспорта (автоклубы), модельной муниципальной библиотеки в городе Каменке.
Улучшение жилищных условий граждан, создание удобной, качественной, благоустроенной и комфортной среды продолжают оставаться приоритетом бюджетных расходов.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан в Каменском районе Пензенской области реализуется проект по обеспечению сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
2.2. Повышение операционной эффективности использования бюджетных средств
Учитывая необходимость концентрации бюджетных средств на достижении стратегических целей, определенных в Указе N 204, требуется принятие дополнительных мер по изысканию финансовых резервов, оптимизации бюджетных расходов и усилению муниципального финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств. В числе таких мер:
1) дальнейшее повышение эффективности использования бюджетных средств
В текущем году в целях продолжения реализации мероприятий по бюджетной консолидации, предусмотренных ежегодно заключаемым с Минфином Пензенской области соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Каменского района Пензенской области, будут уточнены и продлены на период до 2024 года плановые мероприятия, образующие программу финансового оздоровления. С учетом проведенной в предыдущие годы оптимизации расходов бюджета дальнейшая работа в данном направлении будет ориентирована на снижение расходов на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, повышение эффективности управления собственностью, развитие внебюджетной деятельности учреждений.
В рамках совершенствования механизма планирования расходов на оказание муниципальных услуг в планируемом периоде будет продолжена практика уменьшения объема бюджетных ассигнований на выполнение муниципального задания в связи с его невыполнением в отчетном году более чем на 5%.
Наряду с этим, исходя из необходимости совокупного снижения потребления энергетических ресурсов и воды, с 2020 года планируется к применению целевой уровень снижения в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых организациями, находящимися в ведении главных распорядителей средств, являющихся органами местного самоуправления Каменского района, энергетических ресурсов и объема потребляемой ими воды.
2) совершенствование внутреннего муниципального финансового контроля, развитие внутреннего финансового аудита
Повышению уровня финансовой дисциплины и предотвращению нарушений бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок будет способствовать дальнейшее совершенствование процедур внутреннего муниципального финансового контроля в бюджетной и закупочной сферах, в том числе путем стандартизации контрольной деятельности на федеральном уровне.
Новации Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и последовавшие за ними изменения региональной нормативной правовой базы, включая наделение контрольных органов полномочиями по контролю за соблюдением положений законов, определяющих расходные обязательства бюджетов, и включение в перечень бюджетных полномочий "финансового" контроля в сфере закупок, позволили расширить предмет государственного (муниципального) финансового контроля, сократить количество контрольных мероприятий, обеспечив централизованный подход к их проведению.
Из других нововведений законодательства, направленных на повышение эффективности деятельности контрольных органов, оптимизацию и ускорение закупочных процедур, следует отметить:
- изменение подходов к реализации результатов контроля;
- создание условий для подключения к государственным и муниципальным информационным системам;
- упрощение планирования закупок за счет упразднения процедуры ведения планов закупок;
- увеличение предельного значения цены контракта, при которой допускается закупка всеми видами заказчиков без проведения конкурентных процедур;
- сокращение сроков проведения закупочных процедур;
- дополнение оснований в части изменения существенных условий контракта.
В целях повышения качества исполнения бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд продолжится проведение мониторинга качества финансового менеджмента, который с 2020 года будет проводиться не только Управлению финансов Администрации Каменского района Пензенской области в отношении главных распорядителей средств бюджета Каменского района Пензенской области, но и главными распорядителями бюджетных средств в отношении подведомственных им получателей.
3) повышение эффективности казначейского исполнения бюджета
В целях совершенствования процедур казначейского исполнения бюджета в условиях ограниченных бюджетных ресурсов основные мероприятия будут направлены на достижение эффективности расходования бюджетных средств на этапе предварительного контроля и обеспечение ликвидности единого счета бюджета, включая:
- предупреждение рисков неисполнения социально значимых и первоочередных обязательств, соблюдение условий софинансирования региональных и федеральных средств, а также выполнение принятых бюджетных обязательств в рамках реализации национальных и региональных проектов;
- обеспечение ритмичности исполнения бюджета в течение финансового года, своевременную подготовку и заключение муниципальных контрактов;
- систематический мониторинг просроченной кредиторской задолженности в целях предупреждения ее роста и принятия мер по ликвидации;
- привлечение краткосрочных казначейских кредитов и временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений для обеспечения непрерывности бюджетного процесса;
- расширение практики применения механизма казначейского сопровождения на новые виды целевых средств, в том числе в случаях, когда условиями муниципальных контрактов предусматриваются авансовые платежи.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями), проводимый в настоящее время Министерством финансов Пензенской области контроль в отношении извещений об осуществлении закупок, протоколов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условий проектов контрактов, начиная с 01.04.2020 будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством Российской Федерации. За финансовым органом сохранятся полномочия по контролю в отношении планов-графиков закупок и иных объектов контроля, не размещаемых в Единой информационной системе.
Продолжится дальнейшее развитие таких инструментов казначейского исполнения как:
- перечисление под фактическую потребность межбюджетных трансфертов целевого характера местным бюджетам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность;
- контроль за расходованием бюджетных средств неучастниками бюджетного процесса (кроме муниципальных бюджетных и автономных учреждений, муниципальных унитарных предприятий) путем открытия им лицевых счетов в Управлении финансов Администрации Каменского района Пензенской области;
- применение, наряду с документальным, дополнительного визуального контроля (с выездом на место) за крупными расходами (стоимостью свыше 500,0 тыс. руб.), связанными с ремонтом объектов муниципальной собственности и приобретением оборудования.
4) сокращение просроченной кредиторской задолженности за счет всех источников финансирования
Непревышение значения показателя "доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета субъекта Каменского района Пензенской области предусмотрено ежегодно заключаемым с Минфином Пензенской области Соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Каменского района Пензенской области.
В целях усиления контроля за состоянием кредиторской задолженности консолидированного бюджета Каменского района Пензенской области и предотвращения образования просроченной кредиторской задолженности, начиная с 2018 года ежегодно утверждается План мероприятий ("дорожная карта"), предусматривающий комплекс мер для органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, направленный на погашение кредиторской задолженности. Управлением финансов Администрации Каменского района Пензенской области продолжится проведение систематического мониторинга за его выполнением.
5) обеспечение подотчетности бюджетных расходов
В целях повышения качества и прозрачности информации, раскрываемой в бюджетной отчетности, планируется совершенствование методологии ведения бюджетного учета, составления финансовой отчетности путем применения федеральных стандартов бухгалтерского учета муниципальных финансов.
Внедрение данных стандартов будет осуществляться в сроки, установленные программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019-2021 годы, утвержденной Минфином России.
6) повышение прозрачности и открытости бюджетных данных
С целью реализации принципа открытости бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей на едином портале бюджетной системы Российской Федерации Управлением финансов Каменского района Пензенской области в соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2016 N 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы РФ" с 01.01.2020 будет размещаться информация о бюджетном процессе в Каменском районе
Продолжится работа по организации участия граждан в решении бюджетных вопросов при выборе приоритетов расходования бюджетных средств. Наиболее активно жители Каменского района Пензенской области участвуют в такой деятельности в рамках проекта "Формирование комфортной городской среды", реализуемого на территории города Каменки муниципальных образований Каменского района Пензенской области, и аналогичных программ, принятых в муниципальных образованиях Каменского района Пензенской области.
7) повышение качества управления общественными финансами
По итогам проведения Министерством финансов Пензенской области оценки качества управления муниципальными финансами за 2018 год Каменскому району Пензенской области присвоена II степень качества организации и осуществления бюджетного процесса, что свидетельствует об удовлетворительном уровне управления муниципальными финансами в Каменском районе. В дальнейшем необходимо обеспечить: увеличение доли расходов бюджета, исполняемых в рамках программ, в общем объёме расходов бюджета; повышение качества бюджетного планирования поступления налоговых и неналоговых доходов; уменьшение количества изменений в решение о бюджете; реализацию утверждённых планов мероприятий по сокращению муниципального долга; совершенствование реализуемых мер по повышению качества осуществления бюджетных полномочий всеми участниками бюджетного процесса.
2.3. Содействие сохранению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Каменского района Пензенской области
Традиционно основными задачами бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений являются:
- содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов с целью увеличения их доходного потенциала для выполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий;
- повышение качества управления муниципальными финансами, включая эффективное использование бюджетных средств, в том числе межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Каменского района;
- недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по социально значимым расходам (заработной плате с начислениями и социальным выплатам).
Предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений Каменского района будет осуществляться на условиях заключения с муниципалитетами соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, мониторинг выполнения которых будет осуществляться Управлением финансов Администрации Каменского района Пензенской области.
В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии на своей территории предпринимательства, наращивании налогового потенциала и доходной базы местных бюджетов, на местный уровень передается часть налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 5%.
В 2020 году планируется оказание финансовой поддержки в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в течение финансового года при недостатке средств в связи с увеличением по объективным причинам расходных обязательств или снижением объема доходов местных бюджетов.
Кроме того, для создания условий, способствующих проведению ответственной долговой политики, начиная с 2020 года, вводится новая система оценки долговой устойчивости, которая будет проводиться с применением более широкого перечня показателей.
3. Налоговая политика Каменского района Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Основными приоритетами налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов являются формирование стабильных фискальных условий, а также рост налоговых поступлений в бюджет.
С 2020 года в целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии предпринимательства и наращивании доходной базы местных бюджетов в бюджет муниципальных районов из бюджета Пензенской области передается налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 5%.
Для укрепления материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений с 2020 года освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций музеи, театры, библиотеки, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, а также на постоянной основе вводится действующая в настоящее время нулевая ставка по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих образовательную, медицинскую деятельность и социальное обслуживание граждан.
Снижается административная нагрузка на юридических лиц путем отмены с 2021 года - представления налоговых деклараций земельному налогу за 2020 год. Также для организаций меняется срок уплаты земельного налога: авансовых платежей, начиная с 2020 года - с 15 числа второго месяца до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, годовых расчетов - с 15 февраля до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Предусмотрены меры по снижению налоговой нагрузки и на физических лиц, начиная с расчетов за 2018 год:
- по земельному налогу введен новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом;
- уменьшается налоговая база по местным налогам для налогоплательщиков, имеющих трех и более детей.
С 2020 года установлен новый принцип распределения штрафов по уровням бюджетов, согласно которому:
- суммы, уплаченные за правонарушения, будут поступать в полном объеме в тот бюджет, из которого осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа, налагающего штраф;
- в части правонарушений в финансовой сфере - в тот бюджет, из которого были предоставлены бюджетные средства;
- суммы административных штрафов, установленные федеральными законами, будут зачисляться в федеральный бюджет, законами субъектов Российской Федерации - в региональный бюджет, муниципальными правовыми актами - в местные бюджеты.
Есть и некоторые исключения, например, штрафы за нарушение правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств будут поступать в региональные бюджеты по месту нахождения должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа (направившего дело на рассмотрение в суд) в целях формирования региональных дорожных фондов. Если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, то суммы штрафов будут зачисляться в бюджеты субъектов и муниципалитетов равными долями по 50 процентов, в настоящее время эти штрафы полностью поступают в местные бюджеты.
Также увеличивается на 5% норматив зачисления в местные бюджеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Проведена индексация на 2% коэффициента К2, применяемого при расчёте налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
В целях предотвращения минимизации налогоплательщиками уплачиваемых в бюджет налогов с 2021 года отменяется специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Каменского района Пензенской области от 8 ноября 2019 г. N 1087 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене "Вестник Каменского района" N 365 от 13 ноября 2019 г.