В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжением Главы Республики Башкортостан от 26 февраля 2019 г. N РГ-57, распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", постановляю:
1. Создать в Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).
2. Утвердить Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - Положение) в Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Управлению экономики и инвестиций Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан:
- в срок до 1 февраля 2020 г. разработать и утвердить правовые акты:
- о создании коллегиального органа по содействию развитию конкуренции при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утверждении его состава и положения;
- об утверждении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
3.1. в срок до 1 марта 2020 г. утвердить:
- карту комплаенс-рисков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
- план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков.
4. Руководителям структурных подразделений (управлений, отделов, комитетов) Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ознакомить всех работников с настоящим постановлением.
5. Главам администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также руководителям отраслевых структурных подразделений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, являющихся юридическими лицами (далее - структурные подразделения Администрации):
- разработать порядок создания и функционирования антимонопольного комплаенса, а также указанные в п. 3 настоящего постановления правовые акты в установленные сроки и систематически проводить работу по внутреннему обеспечению соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
- ежегодно представлять информацию (доклад) об антимонопольном комплаенсе в Управление экономики и инвестиций Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не позднее 10 ноября отчетного года.
6. МКУ "Центр информационных технологий" городского округа город Уфа Республики Башкортостан на сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан создать раздел "Антимонопольный комплаенс" и разместить указанное постановление в данном разделе.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава Администрации |
У.М. Мустафин |
Утверждено
постановлением администрации
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 26 ноября 2019 г. N 1853
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольном комплаенсе) в Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - антимонопольный комплаенс Администрации) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Администрации требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства.
1.2. Для целей настоящего Положения используются следующие термины:
"антимонопольный комплаенс" - система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в Администрации антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции Администрацией;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченные подразделения" - подразделения Администрации, осуществляющие внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в Администрации.
1.3. Целями антимонопольного комплаенса Администрации являются:
- обеспечение соответствия деятельности Администрации требованиям антимонопольного законодательства;
- профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Администрации.
1.4. Задачами антимонопольного комплаенса Администрации являются:
- выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства (далее - комплаенс-риски);
- управление комплаенс-рисками;
- контроль за соответствием деятельности Администрации требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности организации антимонопольного комплаенса Администрации.
1.5. При организации антимонопольного комплаенса Администрация руководствуется следующими принципами:
- заинтересованность руководства Администрации в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- регулярность оценки комплаенс-рисков;
- обеспечение информационной открытости функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса;
- непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Администрации;
- совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса. Уполномоченные подразделения, должностные лица, коллегиальный орган
2.1. Общий контроль за организацией антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется главой Администрации, который:
- подписывает правовой акт об антимонопольном комплаенсе, о внесении в него изменений, а также подписывает внутренние документы, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение работниками Администрации правил антимонопольного комплаенса;
- рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
- осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
- утверждает карту комплаенс-рисков Администрации;
- утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
- утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Администрации;
- подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом, создаваемым в порядке, установленном правовым актом Администрации.
2.2. К компетенции заместителя главы Администрации, курирующего экономические и инвестиционные вопросы, (далее - заместитель главы Администрации) относятся следующие функции уполномоченного должностного лица:
2.2.1. организация взаимодействия структурных подразделений Администрации по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
2.2.2. информирование главы Администрации о правовых актах и иных документах Администрации, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
2.2.3. взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками; в рамках осуществления взаимодействия - организация проведения (один раз в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Администрации, по итогам которых составляется протокол, а также подготавливаются предложения по решению проблем правоприменения (при их наличии);
2.2.4. координация взаимодействия с коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы коллегиального органа;
2.2.5. внесение на утверждение главе Администрации карты комплаенс-рисков Администрации;
2.2.6. внесение на утверждение главе Администрации плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Администрации;
2.2.7. организация подписания главой Администрации и утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
2.2.8. представление главе Администрации на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также иных документов Администрации, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
2.2.9. внесение на утверждение главе Администрации ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
2.2.10. иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
2.3. К компетенции Правового управления Администрации относятся следующие функции:
2.3.1. выявление нарушений требований антимонопольного законодательства при рассмотрении проектов правовых актов и правовых актов;
2.3.2. согласование плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Администрации, утверждаемого распоряжением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
2.3.3. представление информации, указанной в п. 2.З.1., по запросу Управления экономики и инвестиций;
2.3.4. консультирование работников Администрации по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
2.3.5. иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
2.4. К компетенции Управления экономики и инвестиций Администрации относятся следующие функции:
2.4.1.определение ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
2.4.2. выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
2.4.3. подготовка карты комплаенс-рисков Администрации и плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Администрации (с ежегодной актуализацией);
2.4.4. информирование заместителя главы Администрации о правовых актах и иных документах Администрации, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
2.4.5. подготовка проекта правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также иных документов Администрации, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
2.4.6. выявление рисков антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков, в том числе при осуществлении закупок;
2.4.7. сбор сведений структурных подразделений Администрации о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
2.4.8. инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности работников требованиям антимонопольного законодательства и участие в них;
2.4.9. подготовка сводного доклада об антимонопольном комплаенсе и представление его на утверждение коллегиальному органу с последующим представлением в Министерство экономического развития Республики Башкортостан - ежегодно до 1 декабря отчетного года;
2.4.10. иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
2.5. К компетенции Управления кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации в рамках антимонопольного комплаенса относятся следующие функции:
2.5.1. обнаружение возможного конфликта интересов при осуществлении должностных обязанностей муниципальными служащими либо при выполнении отдельных функций муниципального управления Администрации, разработка предложений по их исключению;
2.5.2. проведение проверок в порядке, установленном действующим законодательством о муниципальной службе и противодействии коррупции;
2.5.3. ознакомление граждан с настоящим Положением при поступлении на муниципальную службу в Администрацию, а также на должности, не относящиеся к муниципальной службе;
2.5.4. организация обучения работников по вопросам функционирования антимонопольного комплаенса.
2.6. К компетенции коллегиального органа относится:
2.6.1. рассмотрение и оценка эффективности организации и функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса;
2.6.2. рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Выявление и оценка комплаенс-рисков Администрации
3.1. В целях обеспечения соответствия деятельности Администрации требованиям антимонопольного законодательства осуществляются выявление и оценка комплаенс-рисков.
3.2. В целях выявления комплаенс-рисков Правовым управлением проводятся следующие мероприятия:
3.2.1. анализ результатов рассмотрения проектов правовых актов Администрации и действующих правовых актов Администрации, относящихся к сфере деятельности Администрации, реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.
Анализ действующих правовых актов Администрации и проектов правовых актов Администрации на предмет соответствия их антимонопольному законодательству проводится один раз в год;
3.2.2. мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства.
3.3. В целях выявления комплаенс-рисков на регулярной основе Управлением экономики и инвестиций проводятся следующие мероприятия:
3.3.1. анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел), в том числе в сфере применения антимонопольного законодательства о контрактной системе;
3.3.2. проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков Администраций. Анализ выявленных в Администрации нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) проводится один раз в год.
При проведении данного мероприятия:
- осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях Администрации, о наличии выявленных антимонопольными органами нарушений антимонопольного законодательства;
- составляется перечень выявленных нарушений антимонопольного законодательства в Администрации. Перечень нарушений антимонопольного законодательства должен содержать классифицированные по сферам деятельности сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Администрацией, на недопущение повторения нарушения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.5. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства Управлением экономики и инвестиций Администрации проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Администрации по развитию конкуренции;
б) выдача Администрации предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение в отношении Администрации дел о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение Администрации к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации. '
3.6. Выявляемые комплаенс-риски распределяются по уровням согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
3.7. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Управлением экономики и инвестиций Администрации составляется карта комплаенс-рисков Администрации по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
3.8. В карту рисков включаются:
- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков;
- мероприятия по минимизации и устранению рисков;
- наличие (отсутствие) остаточных рисков;
- вероятность повторного возникновения рисков.
3.9. Карта комплаенс-рисков составляется один раз в год, утверждается главой Администрации и размещается на официальном сайте Администрации в разделе "Антимонопольный комплаенс".
3.10. Информация о выявлении и оценке комплаенс-рисков по карте комплаенс-рисков Администрации включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Порядок ознакомления муниципальных служащих и работников Администрации с настоящим Положением
4.1. При поступлении на муниципальную службу, а также при приеме на работу в Администрацию на должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, гражданин Российской Федерации должен быть ознакомлен Управлением кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации с настоящим Положением.
4.2. Все работники Администрации при ежедневном осуществлении своих должностных обязанностей должны соблюдать требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, запреты на совершение антиконкурентных действий и заключение антиконкурентных контрактов (договоров, соглашений), выявлять и предупреждать возникающие риски нарушения антимонопольного законодательства.
4.3. В случае нарушения требований антимонопольного законодательства работники Администрации подлежат привлечению к установленной законодательством ответственности.
5. План мероприятий по снижению комплаенс-рисков ("дорожная карта")
5.1. В целях снижения комплаенс-рисков Администрации Управлением экономики и инвестиций Администрации на основе карты комплаенс-рисков Администрации разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Администрации (далее - Дорожная карта) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
5.2. Дорожная карта разрабатывается ежегодно и утверждается главой Администрации.
5.3. Дорожная карта размещается на официальном сайте Администрации в разделе "Антимонопольный комплаенс".
5.4. Управление экономики и инвестиций Администрации на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения Дорожной карты.
5.5. Информация об утверждении и исполнении Дорожной карты включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
6.1. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которого происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
6.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как отдельно для уполномоченных подразделений, должностного лица- заместителя главы Администрации, указанных в разделе 2 настоящего Положения, так и для Администрации в целом.
6.3. Ключевые показатели для уполномоченных подразделений, должностного лица - заместителя главы Администрации, указанных в разделе 2 настоящего Положения, устанавливаются в целях оценки эффективности мероприятий, осуществляемых ими.
6.4. Ключевые показатели для Администрации в целом устанавливаются в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в процессе деятельности Администрации по результатам выявления и оценки рисков с учетом уровней рисков, приведенных в приложении N 1 к настоящему Положению.
6.5. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются Управлением экономики и инвестиций и утверждаются главой Администрации.
6.6. Управлением экономики и инвестиций Администрации ежегодно проводится оценка достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
6.7. Управление экономики и инвестиций Администрации при необходимости ежегодно проводит актуализацию ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
6.8. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. Оценка эффективности, организации и функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом в порядке, установленном правовыми актами Администрации по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
7.2. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также утвержденные главой Администрации:
- карту комплаенс-рисков Администрации;
- ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
- план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс- рисков Администрации.
8. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать следующую информацию:
- о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков Администрации;
-об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков Администрации;
- о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
8.2. Подготовка сводного доклада об антимонопольном комплаенсе осуществляется Управлением экономики и инвестиций Администрации на основании информации, предоставленной структурными подразделениями Администрации. Доклад об антимонопольном комплаенсе, подписанный главой Администрации, должен представляться в установленном порядке в коллегиальный орган на утверждение (один раз в год) заместителем главы Администрации.
8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом в порядке, установленном правовыми актами Администрации, размещается на официальном сайте Администрации в разделе "Антимонопольный комплаенс" в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня его утверждения.
Управляющий делами Администрации |
А.М. Бакиева |
Приложение N 1
к Положению об организации системы
внутреннего обеспечения соответствия
требованиям антимонопольного законодательства
(антимонопольном комплаенсе) в Администрации
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Уровни рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
N п/п |
Уровень риска |
Описание риска |
1 |
Низкий уровень |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Администрации по развитию конкуренции; вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
2 |
Незначительный уровень |
Вероятность выдачи Администрации предупреждения |
3 |
Существенный уровень |
Вероятность выдачи Администрации предупреждения и возбуждения в отношении Администрации дела о нарушении антимонопольного законодательства |
4 |
Высокий уровень |
Вероятность выдачи Администрации предупреждения, возбуждения в отношении Администрации дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения Администрации к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 2
к Положению об организации системы
внутреннего обеспечения соответствия
требованиям антимонопольного законодательства
(антимонопольном комплаенсе) в Администрации
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Форма карты
рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
N п/п |
Выявленные риски |
Описание рисков |
Причины возникновения рисков |
Условия возникновения рисков |
Мероприятия по минимизации и устранению рисков |
Наличие (отсутствие) остаточных рисков |
Вероятность повторного возникновения рисков |
|
|
|
|
|
|
|
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 3
к Положению об организации системы
внутреннего обеспечения соответствия
требованиям антимонопольного законодательства
(антимонопольном комплаенсе) в Администрации
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Форма плана мероприятий ("дорожной карты")
по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
(комплаенс-рисков)
N п/п |
Мероприятие |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 ноября 2019 г. N 1853 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольном комплаенсе) в Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан"
Настоящее постановление вступает в силу с 26 ноября 2019 г.
Текст постановления опубликован не был