Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жудова Н.В.,
при секретаре Колесниченко А.Е.,
с участием прокурора Васиковой Н.Г.,
представителя административного истца ООО "КИТ" адвоката Москалева А.И., представителя административного ответчика Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области Сорокиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "КИТ" о признании недействующим в части приказа Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области от 18 августа 2017 года N 73 "О включении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории городского поселения "Город Боровск" Калужской области, установил:
приказом Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области (далее - Управление) от 18 августа 2017 года N 73 "О включении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории городского поселения "Город Боровск" Калужской области (далее - Приказ), включен в названный перечень в качестве объекта, обладающего признаками культурного наследия, расположенного на территории городского поселения "Город Боровск" Калужской области под пунктом 1.18 Дом с лавками (пл. Ленина, <адрес>) (т.1 л.д. 132 - 133).
Данный Приказ издан Управлением в пределах своих полномочий, установленных пунктом 3.9 Положения об Управлении, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 26 августа 2015 года N, зарегистрирован в администрации Губернатора Калужской области 4 сентября 2017 года за N 6991 и опубликован в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) 6 сентября 2017 года (т.1 л.д. 130, 133, 134, 136).
Общество с ограниченной ответственностью "Кит" (далее - ООО "Кит") обратилось в Калужский областной суд с административным исковым заявлением о признании Приказа недействующим в части включения в перечень выявленных объектов культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия - "Дом с лавками", расположенного на территории городского поселения "Город Боровск" Калужской области по адресу: <адрес>.
В обоснование требований административный истец указал, что ООО "Кит" 11 января 2017 года приобрело по договору купли-продажи указанное помещение, поименованное как здание типографии, которое на момент заключения данного договора, в установленном порядке к памятникам истории и культуры отнесено не было. Обоснованно полагая, что помещение типографии является всего лишь типовым объектом капитального строительства, не имеющего каких-либо обременений в силу законодательства об охране культурного наследия, ООО "Кит", руководствуясь собственными хозяйственными целями, 17 мая 2017 года полностью осуществило снос этого здания. Впоследствии, оспариваемым Приказом помещение типографии, обозначенное как Дом с лавками, было включено в перечень выявленных объектов культурного наследия. Однако данный Приказ принят с существенным нарушением процедуры, предусмотренной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года N 1905, определяющего порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками культурного наследия. В частности, в соответствии с пунктом 2 упомянутого приказа, работа по выявлению таких объектов предполагает подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, включающую в себя визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта, чего до момента демонтажа здания типографии никем не осуществлялось. Поскольку объект, как того требуют положения приказа, не осмотрен, включение его в перечень выявленных объектов является необоснованным, что нарушает права ООО "Кит" как собственника здания, на которого неправомерно возлагаются требования к сохранению объекта культурного наследия.
Представители административного истца директор Реуков В.Г. и адвокат Москалев А.И. требования административного иска поддержали.
Представитель административного ответчика Сорокина А.В. просила в иске отказать. Существо объяснений указанного лица сводится к тому, что оспариваемый приказ принят в соответствии с законодательно установленной компетенцией Управления, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район", представившей письменный отзыв об отказе в удовлетворении требований иска (т.2 л.д. 170 - 171).
Исследовав представленные доказательства, выслушав стороны, заключение прокурора Васиковой Н.Г. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования, суд отказывает в административном иске.
Установлено, что в соответствии с договором купли-продажи NN от 11 января 2017 года, заключенного между администрацией МО МР "Боровский район" и ООО "ФИО9", последнее приобрело в собственность нежилое здание типографии, площадью 536,7 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>., кадастровый N (т.1 л.д. 16 - 21)
Здание типографии расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 1000 кв. м., из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения и обслуживания здания типографии, также приобретенного ООО "ФИО9" в собственность по указанному выше договору купли-продажи.
При этом, как указано в договоре купли-продажи (п. 1.5), здание типографии расположено на территории выявленного объекта культурного наследия в г. Боровске: "Ансамбль площади Ленина, XVIII-XIX вв.".
Как следует из акта осмотра, составленного Управлением в ходе осуществления мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 17 мая 2017 года, здание типографии демонтировано (т.2 л.д. 7 - 9).
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 16.1 Закона N 73-ФЗ определен порядок выявления объектов культурного наследия. Из пункта 1 данной статьи следует, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 указанного закона.
Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности (пункт 2 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.
Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ).
По истечении срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр. (пункты 4 и 5 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года N 1905 утвержден Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее - Порядок), который определяет процедуру проведения таких работ.
В силу пункта 2 Порядка, работа по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, осуществляются самостоятельно физическими и юридическими лицами в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика и представляет собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя:
- визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксация объекта;
- сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта;
- изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
Заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр должно содержать актуальные и достоверные сведения об объекте (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка, к заявлению о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр прикладываются:
- сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);
- сведения об историко-культурной ценности объекта;
- иные сведения об объекте (при наличии).
Процедура организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенного на территории Калужской области определена Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Калужской области от 24 октября 2016 г. N 578 (далее - Порядок N 578).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 578, организация работы по установлению историко-культурной ценности объекта осуществляется Управлением в срок, установленный пунктом 3 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ, со дня регистрации в Управлении заявления, предусмотренного пунктом 2 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ.
Установление историко-культурной ценности объекта осуществляется на основании сведений, приложенных к заявлению, документов и материалов, имеющихся в распоряжении Управления, с привлечением в случае необходимости специалистов в области охраны объектов культурного наследия (пункт 3 Порядка N 578).
Управление при осуществлении работы по установлению историко-культурной ценности объекта:
- уточняет сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);
- уточняет сведения о лице, в собственности и (или) в пользовании которого находится объект и земельный участок, на котором расположен объект (пункт 4 Порядка N 578).
Вопрос историко-культурной ценности объекта подлежит обязательному рассмотрению общественным советом при Управлении в пределах срока, указанного в пункте 3 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ (пункт 5 Порядка N 578).
Решение общественного совета при Управлении о наличии или отсутствии историко-культурной ценности объекта оформляется протоколом заседания общественного совета при Управлении, носит рекомендательный характер и учитывается при принятии Управлением решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в данный перечень (пункт 6 Порядка N 578).
Критерием для определения историко-культурной ценности объекта является соответствие объекта признакам объекта культурного наследия, определенным статьей 3 Закона N 73-ФЗ (пункт 7 Порядка N 578).
Результаты установления историко-культурной ценности объекта и решение общественного совета при Управлении по вопросу историко-культурной ценности объекта отражаются в акте об установлении историко-культурной ценности объекта, форма которого утверждается приказом Управления. По результатам определения историко-культурной ценности объекта Управление принимает решение в форме приказа о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении в данный перечень и информирует о принятом решении заявителя (пункты 8 и 9 Порядка N 578).
Из дела видно, что 3 августа 2017 года в Управление поступило заявление и.о. директора ГАУК КО "Центр Наследия" Дейлова Д.А. от 24 июля 2017 год с приложением плана и исторической справки о включении ансамбля площади Ленина, как объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в составе которого был обозначен и объект "Дом с лавками" (пл. Ленина, 20), относящийся к старинным жилым домам традиционного типа, с пометкой "утрачен, подлежит воссозданию" (т.1 л.д. 40 - 52).
Общественным советом при Управлении решено рекомендовать Управлению включить в перечень выявленных объектов культурного наследия обладающий признаками объекта культурного наследия Дом с лавками на пл. Ленина, д. 20 (решение по четвертому вопросу, п. 18), что подтверждается протоколом заседания N 9 от 10 августа 2017 года (т.1 л.д. 53 - 55).
Результаты установления историко-культурной ценности объектов и решение общественного совета при Управлении по вопросу историко-культурной ценности отражены в акте Управления об установлении историко-культурной ценности, согласно которому Дом с лавками на пл. Ленина, 20, входящий к тому же, как указывается в акте, в состав выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль площади Ленина, XVIII-XIX вв.", соответствуют признакам объекта культурного наследия, определенным ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (т.1 л.д. 58 - 66а).
Содержащийся в данном акте вывод о соответствии приобретенного ООО "ФИО9" здания типографии признакам объекта культурного наследия, не смотря на непредставление по делу сведений о проводимых Дейловым Д.А. осмотре здания и его фотографировании на дату обращения в Управление с заявлением, административным истцом по существу не опровергнут, и кроме того подтверждается исследованными материалами третьего тома проекта охранных зон и зон регулирования застройки г. Боровска, утвержденного решением Исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов от 14 ноября 1983 года N, в котором <адрес> <адрес> действительно относился к жилым зданиям (купеческим, чиновничьим городским особнякам, построенных под влиянием образцовых проектов 2-й половины 19 века, тип III 2 а) (т.2 л.д. 1 - 5); вступившим в законную силу определением арбитражного суда Калужской области от 22 декабря 2017 года по делу NN об утверждении между Управлением и ООО "ФИО9" мирового соглашения, по условиям которого ООО "ФИО9" обязалось провести работы по сохранению указанного выявленного объекта культурного наследия (т.1 л.д.175, 176); представленным ООО "ФИО9" заключением историко-культурной судебной экспертизы по рассматриваемому в отношении ФИО4 уголовному делу от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 133 - 140).
Таким образом суд считает, что административным ответчиком при издании оспариваемого Приказа, здание типографии под наименованием Дом с лавками обоснованно включено в перечень выявленных объектов культурного наследия; обстоятельств, ставящих под сомнение историческую и культурную ценность упомянутого здания и соответственно необходимость его исключения из указанного перечня по приведенным в административном иске основаниям, по делу не установлено.
Кроме того, суд отмечает, что ДД.ММ.ГГГГ спорное здание являлось предметом государственной историко - культурной экспертизы (т.2 л.д. 34, 46, 53) на основании которой Управлением ДД.ММ.ГГГГ издан приказ за N о включении выявленного объекта культурного наследия "Дом с лавками" в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с наименованием и датировкой "Дом с лавками", кон.1850-х-1860-е г.г. (подлежит воссозданию), с установлением категории и вида объекта - памятник регионального значения (т.2 л.д. 146 - 152).
В этой связи, суд, основываясь также на нормативных положениях пункта 15 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ о необходимости исключения выявленного объекта культурного наследия из перечня выявленных объектов культурного наследия на основании решения о включении такого объекта в реестр, приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт по сути перестал затрагивать права и законные интересы административного истца.
Таким образом, оснований для удовлетворения поданного ООО "Кит" административного искового заявления, судом не установлено.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Кит" в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим приказа Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области от 18 августа 2017 года N 73 "О включении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории городского поселения "Город Боровск" Калужской области в части включения в перечень выявленных объектов культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия - "Дом с лавками", расположенного на территории городского поселения "Город Боровск" Калужской области по адресу: Калужская область, Боровский район, г. Боровск, пл. Ленина, д. 20.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Калужский областной суд.
Председательствующий |
Н.В. Жудов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калужского областного суда от 25 октября 2019 г. N 3а-55/2019 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Управления по охране объектов культурного наследия Калужской обл. от 18.08.2017 N 73 "О включении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории городского поселения "Город Боровск" Калужской области" в части включения в перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия"
Текст решения опубликован на сайте Калужского областного суда в Internet (https://oblsud--klg.sudrf.ru/)