Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. N 4-АПА19-40
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Совета депутатов сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области от 30 мая 2012 г. N 1/23 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области"
по апелляционной жалобе Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области на решение Московского областного суда от 29 июля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области Санапалова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Федерального агентства лесного хозяйства по доверенности Миятлиевой Д.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия решения Совета депутатов сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области от 30 мая 2012 г. N 1/23 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области" (далее также - Генеральный план, Решение N 1/23) в части включения в границы сельского поселения Захаровское земель лесного фонда общей площадью 64,47 га.
В обоснование заявленных требований Рослесхоз указал, что Решением N 1/23 лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, включены в границы населенных пунктов поселения с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ). Оспариваемым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ), Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее также - Закон N 172-ФЗ) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Решением Московского областного суда от 29 июля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Совет депутатов Одинцовского городского округа Московской области (правопреемник Совета депутатов сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области в связи с принятым законом Московской области от 25 января 2019 г. N 2/2019-03 "Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород"), ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Также, по мнению подателя жалобы, бесспорных доказательств, подтверждающих включение в границы населенных пунктов сельского поселения Захаровское земель лесного фонда, суду не представлено.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Московской области и Федеральным агентством лесного хозяйства представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты. Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ). Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить ГрК РФ (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит среди прочего карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 ГрК РФ, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
В период подготовки Решения N 1/23 действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69 (далее также - Порядок N 69).
Судом первой инстанции установлено нарушение Порядка N 69, что в апелляционной жалобе не оспаривается.
Вопреки доводам апелляционной жалобы исходя из текстовых и картографических материалов Генерального плана границы населенных пунктов муниципального образования были установлены. В границы населенных пунктов вошли земли лесного фонда, что подтверждается заключениями Федерального государственного бюджетного учреждения "РОСЛЕСИНФОРГ" о пересечении (наложении) земельного участка с землями лесного фонда с графическим отображением местности и параметров наложений границ населенного пункта на земли лесного фонда, планшетами и таксационным описанием Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского лесничества Московской области по состоянию на 1 января 2016 г.
Данные доказательства в силу положений статей 59-61 КАС РФ признаны судом допустимыми и относимыми доказательствами и оценены по правилам статьи 84 КАС РФ. Судебная коллегия не находит оснований для обратного вывода.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Судебная коллегия находит несостоятельными, они аналогичны возражениям на административное исковое заявление, являлись предметом проверки и оценки судом первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского областного суда от 29 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. N 4-АПА19-40
Текст определения опубликован не был