Решение Собрания депутатов МО "Вельский муниципальный район" от 18 сентября 2019 г. N 231
"Об утверждении Положения о депутатском контроле в муниципальном образовании "Вельский муниципальный район" Архангельской области"
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области, Собрание депутатов муниципального образования "Вельский муниципальный район" решает:
1. Утвердить прилагаемое Положение о депутатском контроле в муниципальном образовании "Вельский муниципальный район" Архангельской области.
2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его официального опубликования.
Председатель Собрания депутатов |
Т.П. Абрамова |
Глава муниципального образования |
Д.Ю. Дорофеев |
Утверждено
Собранием депутатов
МО "Вельский муниципальный район"
(решение 17 сессии
от 18.09.2019 N 231)
Положение
о депутатском контроле в муниципальном образовании "Вельский муниципальный район" Архангельской области
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Положения
Настоящее Положение определяет правовые и организационные основы, а также цели, принципы, направления и формы осуществления Собранием депутатов муниципального образования "Вельский муниципальный район" (далее - Собрание депутатов), комиссиями Собрания депутатов, рабочими группами, депутатами Собрания депутатов контрольных функций (далее - депутатский контроль).
Статья 2. Правовая основа осуществления депутатского контроля
Правовую основу осуществления депутатского контроля составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области, Положение "О Собрании депутатов муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области, настоящее Положение, регламент Собрания депутатов.
Статья 3. Цели депутатского контроля
Основными целями депутатского контроля являются:
1) обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, исполнения федеральных законов, Устава муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области, нормативных правовых актов муниципального образования "Вельский муниципальный район";
2) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации, Уставом Архангельской области прав и свобод человека и гражданина;
3) укрепление законности и правопорядка;
4) выявление основных проблем в деятельности органов власти муниципального образования "Вельский муниципальный район" с целью повышения эффективности системы муниципального управления, привлечение внимания соответствующих муниципальных органов и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления депутатского контроля недостаткам, требующим устранения;
5) противодействие коррупции;
6) изучение практики применения муниципальных правовых актов, законодательства Российской Федерации и законодательства Архангельской области, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование муниципальных правовых актов, законодательства Российской Федерации и законодательства Архангельской области, а также повышение эффективности его реализации.
Статья 4. Принципы депутатского контроля
1. Депутатский контроль осуществляется на принципах:
1) законности;
2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
3) разделения власти на представительную, исполнительную и судебную;
4) самостоятельности и независимости субъектов депутатского контроля;
5) системности;
6) гласности;
7) целесообразности.
2. Информация о депутатском контроле открыта для общества и средств массовой информации, в том числе может распространяться посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
3. Осуществление депутатского контроля не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-розыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов депутатского контроля в осуществление указанной деятельности не допускается.
Глава II. Субъекты, направления и формы депутатского контроля
Статья 5. Субъекты депутатского контроля
1. К субъектам депутатского контроля относятся:
1) районное Собрание депутатов;
2) комиссии Собрания депутатов;
3) специально создаваемые Собранием депутатов рабочие группы;
4) депутаты Собрания депутатов;
5) депутатские фракции.
2. Контрольно-счетная палата муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области (далее - контрольно-счетная палата), являющаяся постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуемая Собранием депутатов и подотчетной ему, участвует в осуществлении депутатского контроля в случаях, порядке и формах, предусмотренных настоящим Положением и Положением "О контрольно-счетной палате муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области".
Статья 6. Направления депутатского контроля
Собрание депутатов осуществляет контроль за:
1) исполнением нормативных правовых актов, принятых Собранием депутатов;
2) исполнением бюджета муниципального образования;
3) соблюдением установленного порядка распоряжения муниципальной собственностью;
4) своевременным приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области нормативных правовых актов Собрания депутатов;
5) выполнением рекомендаций депутатских слушаний, "круглых столов" и иных мероприятий, связанных с деятельностью Собрания депутатов;
6) выполнением рекомендаций и предложений комиссий Собрания депутатов;
7) выполнением программы нормотворческой работы Собрания депутатов.
Статья 7. Формы депутатского контроля
1. Деятельность по осуществлению депутатского контроля в рамках полномочий, отнесенных к ведению Собрания депутатов, включает в себя:
1) заслушивание Собранием депутатов ежегодных отчетов главы муниципального образования о результатах его деятельности и деятельности администрации муниципального образования;
2) заслушивание на сессиях Собрания депутатов информации руководителей и должностных лиц органов местного самоуправления, ответов указанных руководителей и должностных лиц на вопросы депутатов Собрания депутатов в рамках "депутатского часа", "депутатских слушаний", а также заслушивание информации указанных руководителей и должностных лиц на заседаниях комиссий Собрания депутатов;
3) проведение Собранием депутатов, комиссиями Собрания депутатов мероприятий по осуществлению депутатского контроля в сфере бюджетных правоотношений;
4) направление Собранием депутатов депутатских обращений;
5) направление депутатами Собрания депутатов депутатских запросов;
6) осуществление Собранием депутатов взаимодействия с контрольно-счетной палатой в случаях и формах, предусмотренных Положением "О контрольно-счетной палате муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области";
7) назначение на должность председателя контрольно-счетной палаты;
9) заслушивание Собранием депутатов ежегодного отчета председателя контрольно-счетной палаты о деятельности контрольно-счетной палаты;
10) рассмотрение профильными комиссиями Собрания депутатов докладов руководителей и должностных лиц структурных подразделений администрации района;
11) проведение заседаний президиумов, депутатских слушаний и "круглых столов";
12) проведение депутатского расследования в соответствии с Уставом муниципального образования;
13) сбор и анализ информации, содержащейся в обращениях граждан, организаций, сведениях, документах и материалах, поступающих от органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - органы местного самоуправления), а также публикациях в средствах массовой информации по вопросам неисполнения или ненадлежащего исполнения нормативных правовых актов муниципального образования.
2. Деятельность по реализации мероприятий парламентского контроля, указанных в подпунктах 1, 2 и 7-11 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном регламентом Собрания депутатов.
3. Депутатское расследование фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость для населения Вельского района и носящих негативный характер, создание Собранием депутатов рабочей комиссии по выяснению причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, осуществляются в порядке, установленном Уставом муниципального образования.
4. Направление депутатами Собрания депутатских запросов, направление Собранием обращений, осуществляются в порядке, установленном Положением о Собрании депутатов муниципального образования "Вельский муниципальный район".
5. Депутатский контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляется в порядке, установленном Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Вельский муниципальный район" и настоящим законом.
Глава III. Реализация отдельных направлений депутатского контроля
Статья 8. Виды депутатского контроля за исполнением муниципальных правовых актов, принятых Собранием депутатов
В пределах своей компетенции Собрание депутатов осуществляет:
1) предварительный контроль - контроль за обеспечением соблюдения Собранием депутатов, главой муниципального образования, администрацией муниципального образования и руководителями муниципальных учреждений установленных сроков принятия правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены областными законами, а также за полнотой регулирования соответствующих правоотношений в целях выявления пробелов;
2) текущий контроль - контроль за исполнением муниципального правового акта в течение срока их действия;
3) последующий контроль - контроль за исполнением муниципального правового акта, прогнозного плана приватизации муниципального имущества при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета, отчета о результатах приватизации муниципального имущества.
Статья 9. Осуществление предварительного контроля за исполнением муниципальных правовых актов
1. Предварительному контролю подлежат вновь принимаемые муниципальные правовые акты, уполномочивающие соответствующие структурные подразделения администрации, Собрание депутатов на принятие правовых актов, от которых зависит реализация данных муниципальных правовых актов.
2. Предварительный контроль осуществляется профильными комиссиями Собрания депутатов.
3. В случае, если принятыми федеральными законами, областными законами предусматривается принятие Собранием депутатов соответствующих муниципальных правовых актов, в течение 30 дней со дня официального опубликования принятого федерального закона, областного закона постановлением председателя Собрания депутатов определяются комиссия (рабочая группа), ответственный (ответственная) за подготовку проекта соответствующего правового акта, и сроки его разработки.
4. Решение о снятии муниципального правового акта с предварительного контроля принимается председателем Собрания депутатов на основании предложения комиссии (рабочей группы), ответственного за проведение мероприятий по осуществлению предварительного контроля, после получения информации о принятии всех правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральным или областным законом.
Статья 10. Осуществление текущего контроля за исполнением муниципальных правовых актов
1. Текущий контроль за исполнением муниципальных правовых актов осуществляется профильными комиссиями Собрания депутатов.
2. Профильные комиссии Собрания депутатов, ответственные за текущий контроль, разрабатывают мероприятия по осуществлению текущего контроля за исполнением соответствующих муниципальных правовых актов, которые включаются в примерный план основных мероприятий Собрания депутатов и планы работы профильных комиссий.
Основаниями для включения мероприятий по осуществлению текущего контроля в планы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, являются:
1) поступление в адрес Собрания депутатов, профильной комиссии, обращений граждан, организаций, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении муниципальных правовых актов;
2) мониторинг практики исполнения муниципальных правовых актов;
3) информация о возникновении чрезвычайных и иных ситуаций для необходимого оперативного реагирования на изменение обстановки.
3. Профильные комиссии Собрания депутатов размещают информацию об итогах проведения мероприятий по осуществлению текущего контроля на официальном сайте Собрания депутатов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определенном постановлением председателя Собрания депутатов.
4. Муниципальный правовой акт снимается с текущего контроля после принятия Собранием депутатов решения о признании муниципального правового акта утратившим силу.
Статья 11. Осуществление контроля за исполнением постановлений председателя Собрания депутатов, учета реализации рекомендаций депутатских мероприятий, связанных с нормотворческой деятельностью Собрания депутатов, и решений комиссий Собрания депутатов
1. Контроль за исполнением постановлений председателя Собрания депутатов, осуществляется председателем Собрания депутатов, заместителем председателя Собрания депутатов.
2. Контроль за реализацией рекомендаций в адрес главы муниципального образования, структурных подразделений администрации муниципального образования, иных исполнительных органов муниципальной власти, органов местного самоуправления поселений, содержащихся в муниципальных правовых актах Собрания депутатов, не имеющих нормативного правового характера, осуществляется профильными комиссиями Собрания депутатов, подготовившими такие рекомендации.
3. В целях контроля за реализацией рекомендаций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, профильные комиссии Собрания депутатов:
1) осуществляют сбор информации о реализации рекомендаций;
2) приглашают должностных лиц структурных подразделений администрации, органов местного самоуправления поселений на заседания профильных комиссий Собрания депутатов для заслушивания информации о реализации рекомендаций;
3) обсуждают на заседаниях профильных комиссий Собрания депутатов реализацию рекомендаций;
4) направляют обращения главе муниципального образования, должностным лицам администрации, органам местного самоуправления поселений о реализации рекомендаций.
4. По итогам осуществления профильными комиссиями контроля за реализацией рекомендаций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, могут быть проведены депутатские слушания в порядке, установленном регламентом Собрания депутатов.
Статья 12. Особенности осуществления депутатского контроля в сфере бюджетных правоотношений
1. Собрание депутатов в рамках депутатского контроля в сфере бюджетных правоотношений осуществляет:
1) участие в обсуждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Вельского муниципального района;
2) участие в обсуждении проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
3) участие в обсуждении проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы;
4) рассмотрение и принятие проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением "О бюджетном процессе в МО "Вельский муниципальный район";
5) рассмотрение отдельных вопросов исполнения бюджета на своих сессиях, заседаниях комиссий, рабочих групп Собрания депутатов, в ходе депутатских слушаний, в связи с депутатскими запросами;
6) рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением "О бюджетном процессе в МО "Вельский муниципальный район", отчета о результатах приватизации муниципального имущества.
2. Структурные подразделения администрации, являющиеся ответственными за разработку и реализацию муниципальных программ, одновременно с внесением проектов соответствующих программ, проектов о внесении изменений в соответствующие программы на рассмотрение главе муниципального образования представляют их в Собрание депутатов для рассмотрения профильными комиссиями Собрания депутатов.
3. Контрольно-счетная палата привлекается к участию в осуществлении депутатского контроля в сфере бюджетных правоотношений в соответствии с Положением "О контрольно-счетной палате муниципального образования "Вельский муниципальный район".
Статья 13. Решения Собрания депутатов по результатам проведения мероприятий по осуществлению депутатского контроля
1. По результатам проведения мероприятий по осуществлению депутатского контроля Собрание депутатов в пределах своих полномочий вправе:
1) принять рекомендации в адрес главы муниципального образования, администрации муниципального образования, отдельных должностных лиц администрации муниципального образования, органов местного самоуправления поселений, муниципальных учреждений и организаций, расположенных на территории Вельского района, по вопросам совершенствования их деятельности;
2) предложить главе муниципального образования, администрации муниципального образования, должностным лицам администрации муниципального образования, органам местного самоуправления поселений, руководителям муниципальных учреждений и организаций, расположенных на территории Вельского района, принять меры по устранению нарушений, выявленных в ходе осуществления депутатского контроля, привлечению должностных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области, а также устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений;
3) дать оценку деятельности главы муниципального образования, отдельных должностных лиц администрации муниципального образования, руководителей муниципальных учреждений и организаций;
4) обратиться к лицам, имеющим в соответствии с законодательством право принимать решения об освобождении от должности лиц, деятельность которых носила неудовлетворительный характер, либо право вносить представления об отстранении указанных лиц от должности;
5) рекомендовать главе муниципального образования и органам местного самоуправления поселений внести изменения в нормативные правовые акты, принятые ими в рамках реализации областных и федеральных законов;
6) принимать иные решения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
2. Глава муниципального образования, администрация муниципального образования, должностные лица администрации муниципального образования, органы местного самоуправления поселений, руководители муниципальных учреждений и организаций, расположенные на территории Вельского района, обязаны рассмотреть предложения и рекомендации Собрания депутатов по результатам осуществления депутатского контроля и в месячный срок или в срок, установленный Собранием депутатов, уведомить Собрание о результатах рассмотрения предложений и рекомендаций.
Статья 14. Организационное, методическое и аналитическое обеспечение депутатского контроля
1. Общее руководство организацией и проведением мероприятий по осуществлению депутатского контроля осуществляется председателем Собрания депутатов и его заместителем.
2. Полномочия комиссий Собрания депутатов по осуществлению депутатского контроля устанавливаются настоящим Положением, положениями о комиссиях Собрания депутатов, регламентом Собрания депутатов.
3. Организационное, методическое и аналитическое обеспечение депутатского контроля осуществляется аппаратом Собрания депутатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов МО "Вельский муниципальный район" от 18 сентября 2019 г. N 231 "Об утверждении Положения о депутатском контроле в муниципальном образовании "Вельский муниципальный район" Архангельской области"
Вступает в силу с момента официального опубликования
Текст решения опубликован не был