Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Анализ выполнения Комитетом плана работы Московской областной Думы (по законопроектной деятельности). Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за отчетный период
План работы Московской областной Думы по законопроектной деятельности по вопросам образования, культуры и туризма на 2019 год выполнен. В целях реализации основных задач в указанных сферах на территории Московской области в 2019 году на рассмотрении в Комитете находилось 24 проекта закона Московской области, из них два разработаны Комитетом.
Принято Московской областной Думой 24 закона Московской области, один проект закона, разработанный Комитетом, находится на рассмотрении.
Количество проектов законов Московской области, за принятие которых Комитет был ответственным в 2018 и 2019 гг. (по субъектам права законодательной инициативы)
N п/п |
Субъект права законодательной инициативы |
Количество законопроектов |
|||
2019 год |
2018 год |
||||
|
внесено по плану |
внесено вне плана |
всего внесено |
всего внесено |
|
1 |
Комитет |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
Губернатор Московской области |
22 |
0 |
22 |
17 |
3 |
Другие |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Всего |
24 |
0 |
24 |
19 |
В сфере образования, культуры, туризма, защиты прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 году Комитетом подготовлены к рассмотрению и приняты Московской областной Думой следующие законы.
1. Законом Московской области N 26/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области" к полномочиям Главного управления культурного наследия Московской области отнесена выдача заключения о соответствии или несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям.
Также областной орган охраны объектов культурного наследия теперь осуществляет рассмотрение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, подготовку уведомления о соответствии или несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения.
Уточнен порядок установления (прекращения существования) зон охраны объектов культурного наследия Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
2. Законом Московской области N 55/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области" внесены изменения в законодательство в сфере осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области.
Уточнен порядок определения численности работников структурного подразделения администраций, обеспечивающих деятельность комиссий. Скорректированы методика и формула расчета субвенций. Органы местного самоуправления в пределах предусмотренных объемов субвенций самостоятельно определяют структуру расходов в рамках их целевого назначения.
Установлено, что главы городских округов Московской области либо лица, исполняющие их обязанности, направляют центральному исполнительному органу государственной власти Московской области, осуществляющему управление в сфере образования, отчеты об использовании субвенций, информацию, необходимую для расчета средств субвенций на соответствующий финансовый год и на плановый период, и информацию, необходимую для уточнения средств субвенций в текущем финансовом году.
3. Закон Московской области N 52/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О праздничных днях и памятных датах Московской области" дополнил перечень памятных дат Московской области. Установлена новая дата - День памяти Подольских курсантов - 5 октября (1941 год).
Дополнение Закона Московской области N 161/2017-ОЗ "О праздничных днях и памятных датах Московской области" указанной памятной датой актуализировало еще одну важную для регионального самосознания точку исторической памяти и дало возможность активизировать военно-патриотическую работу среди молодежи, что представляется особенно важным в преддверии 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
4. Закон Московской области N 56/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" установил ответственность за воспрепятствование осуществлению полномочий членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области.
Так, воспрепятствование деятельности названных комиссий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Законом Московской области N 78/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования" уменьшено количество месяцев посещения детьми образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом пропусков по болезни, отпуска родителей и другое с десяти до девяти.
6. Закон Московской области N 113/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области" скорректировал полномочия областного органа охраны объектов культурного наследия в части установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения, которые не имеют собственника, или собственник которого неизвестен, или от права собственности на который собственник отказался.
7. Закон Московской области N 132/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам ребенка в Московской области и внесении изменений в некоторые законы Московской области" скорректировал основной нормативный правовой акт об Уполномоченном по правам ребенка в Московской области.
Установлено, что Уполномоченный по правам ребенка в срок не позднее 60 дней по окончании календарного года обязан направлять доклад о результатах своей деятельности, в том числе, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Определено, что Уполномоченный по правам ребенка имеет право безотлагательного приема руководителями либо лицами, временно исполняющими их обязанности, иными должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность на территории Московской области, а также запрашивать от них документы, материалы и разъяснения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов ребенка.
На Уполномоченного по правам ребенка распространены требования, ограничения и запреты, установленные законодательством о противодействии коррупции. В целом, изменения нацелены на модернизацию инструментов в области реализации и защиты прав и законных интересов детей в регионе.
8. Законом Московской области N 123/2019-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области" областной орган охраны объектов культурного наследия наделен полномочием по принятию актов об отнесении объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в границах территорий историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, к ансамблям или достопримечательным местам, и определенных пообъектного состава.
9. Законом Московской области N 146/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании" пересмотрены положения законодательства Московской области в сфере образования в целях приведения терминологии в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Скорректированы полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения государственных образовательных организаций Московской области.
10. Законом Московской области N 152/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2019 году" установлено, что центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим управление в сфере образования, утверждается методика расчета прогнозируемой на очередной финансовый год и фактической средней численности обучающихся, работников в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области.
Приведены расчеты нормативов финансового обеспечения расходов на выплату компенсаций работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации.
11. Законом Московской области N 154/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" внесены изменения в законодательство Московской области о предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Пересмотрены положения о дополнительных гарантиях прав на имущество и жилое помещение. Установлено, что общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в одном многоквартирном доме, не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
12. Закон Московской области N 184/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О библиотечном обслуживании населения Московской области" дополнил основы правового регулирования организации библиотечного обслуживания в Московской области. Теперь оно производится также на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
13. Законом Московской области N 186/2019-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие финансовое обеспечение реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования в образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2019 году" внесены изменения в законодательство о реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в части приведения размеров нормативов финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда работников, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях в Московской области к лимитам бюджетных ассигнований в 2019 году.
14. Закон Московской области N 203/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области" внес изменения в законодательство Московской области в части исключения осуществления туристической деятельности в религиозных целях, а также положений, регламентирующих паломническую деятельность.
В связи с переходом полномочий центрального исполнительного органа государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере туризма, по аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии в Московской области, утратили силу отдельные положения законодательства, затрагивающие соответствующие правоотношения.
15. Закон Московской области N 210/2019-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов" определил порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств бюджета Московской области в 2020 году.
Определена методика расчета субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области. Средства бюджета Московской области предоставляются на расходы по оплате труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Норматив финансового обеспечения оплаты труда работников в сфере общего образования в Московской области рассчитывается, исходя из планируемой среднемесячной заработной платы работников на 2020 год, равной 51 526 рублей в месяц.
16. Закон Московской области N 211/2019-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов" установил нормативы финансового обеспечения и порядок их расчета. Утверждена методика расчета субвенций. Так, расчет субвенций осуществляется с учетом прогнозируемой на 2020 финансовый год среднегодовой численности обучающихся. Регламентирован порядок расходования субвенций на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
В целом, утвержденные положения нацелены на формирование финансовой базы для организации комплексного развития образовательной сферы в Московской области.
17. Законом Московской области N 212/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования" скорректирована методика расчета субвенций, предоставляемых из бюджета Московской области бюджетам городских округов Московской области на реализацию государственных полномочий, в частности, на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.
Органы местного самоуправления наделены отдельным государственным полномочием Московской области на выплату компенсаций работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения ГИА обучающихся, за работу по подготовке и проведению ГИА обучающихся в пунктах проведения экзаменов.
Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны направлять численность воспитанников и численность обучающихся, учитываемую при расчетах объемов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области на очередной финансовый год, в уполномоченный орган в сфере образования до 20 мая текущего финансового года.
Установлены нормативы финансового обеспечения расходов на выплату компенсаций работникам, привлекаемым к проведению ГИА обучающихся, и методика расчета субвенции на выплату компенсаций.
18. Законом Московской области N 213/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях" внесены изменения в методику расчета субвенции на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных и в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, обучающимся по очной форме обучения.
Уточнено количество учебных дней в очередном году (175 дней) и для обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего образования (170 дней). В целях оптимизации расходов субвенции в формулу расчета субвенции вводится коэффициент К=0,95, учитывающий отсутствие обучающихся в учебные дни по болезни и другим причинам.
19. Законом Московской области N 216/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области" уточнены положения о финансовом обеспечении деятельности структурных подразделений администраций городских округов, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Так, изменен порядок расчета предоставляемых субвенций. Теперь при расчете субвенций не учитывается вычисляемый средний коэффициент должностных окладов на одного работника структурного подразделения администрации i-гo муниципального района (городского округа), а также не берутся во внимание единовременные выплаты к отпуску в размере, установленном муниципальным правовым актом в i-ом муниципальном районе (городском округе) в текущем финансовом году.
В целом, изменения нацелены на унификацию методики расчета субвенции независимо от муниципального образования.
20. Закон Московской области N 225/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О библиотечном обслуживании населения Московской области" разработан в связи с приведением законодательства Московской области о библиотечном обслуживании населения Московской области в соответствие с законодательством о поправках к Уставу Московской области, внесены некоторые уточнения в формулировки законодательства о библиотечном обслуживании населения Московской области.
В частности, понятие "национальные меньшинства" заменено на "коренные малочисленные народы и другие национальные меньшинства".
21. Закон Московской области N 229/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об образовании" установил, что учредителю муниципальной образовательной организации осуществляется компенсация расходов на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации, проживающих на территории иного городского округа, между городскими округами, на территории которых не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Указанная компенсация расходов осуществляется на основании соглашения, заключенного между органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация, и органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Определено, что размер компенсации рассчитывается исходя из фактических затрат, непосредственно связанных с организацией перевозки обучающихся (затраты на топливо, затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией автотранспортного средства, и иные затраты, предусмотренные в соответствующем соглашении).
22. Закон Московской области N 237/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О праздничных днях и памятных датах Московской области" установил новую памятную дату - "Вторая суббота сентября - День открытия первого многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Московской области (2009 год)", приуроченную к дате открытия первого офиса многофункционального центра (далее - МФЦ) на территории Московской области.
Первый офис МФЦ открыт в г. Балашиха Московской области в сентябре 2009 года.
23. Закон Московской области N 241/2019-ОЗ "Об утверждении заключения соглашения между Министерством обороны Российской Федерации, городом Москвой и Московской областью об обеспечении организации военно-патриотического воспитания молодежи и популяризации военной и иной государственной службы от 10 сентября 2019 года" утвердил заключение соглашения между Министерством обороны Российской Федерации, городом Москвой и Московской областью об обеспечении организации военно-патриотического воспитания молодежи и популяризации военной и иной государственной службы от 10 сентября 2019 года.
Соглашение заключено в целях обеспечения организации военно-патриотического воспитания молодежи и популяризации военной и иной государственной службы.
В соответствии с соглашением Московская область софинансирует мероприятия по созданию Учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард" на территории Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации "Патриот" из бюджета Московской области в размере 1 млрд. рублей в 2019 году и 1 млрд. рублей в 2020 году.
24. Законом Московской области N 284/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов" предусмотрена дифференциация корректирующих коэффициентов, отражающих особенности оказания муниципальных услуг в части обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам в целях отражения форм нозологий (различных нарушений зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также комплексных форм сенсорно-моторных нарушений и последствий различных соматических заболеваний).
Комитетом разработан проект закона Московской области "О театральной деятельности в Московской области". Разработка законопроекта обусловлена необходимостью правового регулирования отношений, которые в законодательстве общего назначения особым образом не отражаются, а также создания правовых основ для сохранения и развития сети профессиональных государственных театров и муниципальных театров, театров иных видов и форм собственности, поддержки и стимулирования их деятельности.
В законопроекте устанавливаются нормы, регулирующие вопросы публичного показа театральных постановок, а в целях упорядочения вопросов планирования и финансирования творческой деятельности театров в законопроекте даны понятия, не имевшие до этого на практике четких правовых разграничений: "новая театральная постановка", "возобновляемая театральная постановка", "показ театральной постановки на выезде" и "показ театральной постановки на гастролях".
Таким образом, законопроект призван, с одной стороны, стимулировать ответственность профессиональных театров в Московской области за качество своей деятельности перед зрителем и учредителем, а с другой стороны, способствовать совершенствованию форм и способов деятельности театров в современных условиях.
Принятие законопроекта позволит сформировать эффективный механизм регулирования отношений в сфере театрального дела в Московской области, направленный на укрепление единого культурного пространства региона.
Проект закона Московской области "О театральной деятельности в Московской области" направлен на рассмотрение Губернатору Московской области, во фракции в Московской областной Думе, комитеты, Государственно-правовое управление Московской областной Думы.
Кроме того, Комитетом подготовлены к рассмотрению и приняты Московской областной Думой:
постановление Московской областной Думы от 24.01.2019 N 20/73-П "Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам образования, культуры и туризма за 2018 год";
постановление Московской областной Думы от 14.03.2019 N 34/78-П "О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области в 2018 году";
постановление Московской областной Думы от 21.03.2019 N 22/79-П "О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России";
постановление Московской областной Думы от 04.07.2019 N 62/90-П "О внесении изменения в постановление Московской областной Думы от 10.11.2016 N 24/6-П "Об утверждении состава Экспертного совета при Московской областной Думе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.