Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 16 января 2020 г. N 105-р
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Институт развития образования
Кафедра социально-педагогического образования
Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020 - 2025 годы "Петербургские перспективы"
(в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-p)
Санкт-Петербург, 2019 г.
Введение
Концепция воспитания юных петербуржцев "Петербургские перспективы" (далее - Концепция) является основополагающим документом, определяющим основные параметры организации воспитания подрастающего поколения в Санкт-Петербурге на 2020 - 2025 годы.
Ключевым понятием воспитания в Концепции принято определение, характеризующее его в Федеральном законе "Об образовании в Российской федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Концепция опирается на стратегические документы Российской Федерации (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р; Национальный проект "Образование"; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г, N 204), определяющие ценностно-смысловые приоритеты современного образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций; повышение роли школы в воспитании детей и молодежи как ответственных граждан России, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; развитие системы поддержки талантливых детей, внешкольного дополнительного образования, детского технического и художественного творчества.
Концепция определяет способы активизации и согласования усилий субъектов воспитания разного уровня, обновление воспитательного процесса на основе личностного, системного, деятельностного, аксиологического и полисубъектного подходов с учетом отечественной историко-культурной традиции и эффективного современного опыта.
В Санкт-Петербурге сложилась многогранная система воспитания, нацеленная на личностное развитие и социализацию юных петербуржцев в рамках воспитательных систем государственных образовательных учреждений разного типа и вида. Они обеспечивают консолидацию педагогических коллективов, самих воспитанников и их семей для реализации общих идей совместной деятельности, целей, задач, принципов, содержания и средств воспитания. Ведущая роль в решении задач воспитания принадлежит воспитательной системе образовательного учреждения, определяющей ценностно-смысловую направленность воспитательной деятельности, ее технологичность и результативность.
Базовыми составляющими воспитательных систем образовательных учреждений Санкт-Петербурга являются:
1) адаптация воспитанников к социальным требованиям общества посредством изучения, освоения и соблюдения законов, норм и правил поведения в различных сферах жизни как основа профилактики негативных явлений;
2) ориентация на базовые национальные ценности, которые направлены на расширение ценностно-смысловой сферы личности воспитанников средствами формирования уклада школьной жизни;
3) развитие социальной компетентности обучающихся и создание условий для роста личностных достижений в различных видах деятельности за счет включения в проектную и исследовательскую деятельность, систему дополнительного образования, организацию конкурсного и олимпиадного движения в педагогическом событии детей и взрослых;
4) индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение процесса взросления юных петербуржцев, которое способствует развитию вариативности содержания воспитательного процесса и реализации идей инклюзивного образования;
5) педагогическая поддержка детских инициатив и сопровождение самостоятельной деятельности воспитанников, которые нацелены на развитие мотивации к самовоспитанию и самосовершенствованию через включение в деятельность российского движения школьников (далее РДШ), детских общественных объединений, систему ученического самоуправления и др.
Интеграция этих составляющих в рамках конкретной воспитательной системы образовательных учреждений Санкт-Петербурга порождает ее своеобразие, обусловленное ценностными доминантами содержания: рационально-познавательной, культурно-нравственной, социальной и индивидуально-личностной.
Концепция ориентирует на реализацию идеи государственно-общественного управления образованием как механизма развития открытой воспитательной системы, в которой иерархия и целостность уступают первенство связности и разнообразию, работающим на интересы личности ребенка, семьи, общества и государства. Реализация этой идеи созвучна миссии Санкт-Петербурга как открытого миру города, готового к диалогу и взаимодействию с мировой культурой.
Разнообразие воспитательных систем образовательных учреждений Санкт-Петербурга, сочетающих в себе традиционные ценности и инновационные подходы к воспитанию, создает условия для дальнейшего совершенствования процесса воспитания юного петербуржца. На развитие этих условий направлена данная Концепция, которая включает в себя:
анализ потенциала социокультурного пространства Санкт-Петербурга и современного состояния воспитательной деятельности в образовательной системе Санкт-Петербурга;
определение целей, задач, принципов воспитания юных петербуржцев;
спектр подпрограмм, призванных решать актуальные задачи современного воспитания и социализации детей и подростков.
Концепция адресована педагогам, семье, юным петербуржцам, органам муниципального управления, бизнес-структурам, общественным организациям - всем субъектам, заинтересованным в воспитании молодого поколения.
Потенциал социокультурного пространства Санкт-Петербурга
Уникальное сочетание традиций и инноваций социокультурного пространства Санкт-Петербурга предоставляет его юным гражданам возможность воплотить самые смелые мечты о своем будущем - будущем, в котором личностная самореализация обогащает общественную жизнь. Сверхзадача воспитательной деятельности - развитие человеческого потенциала как основы будущего России, благосостояния народа.
Опыт стран, ускоривших в последние десятилетия социально-экономическое развитие и ставших в ряд мировых лидеров, указывает на эффективность продвижения инноваций на основе собственной культурной традиции. Для Петербурга этот путь не нов: его судьба с момента основания связана с людьми креативного склада, в сложных условиях имеющими смелость взять на себя ответственность и совершить прорыв, сохраняя важнейшие для отечественной культуры ценностные ориентиры. Задача современного воспитания - включить подобных представителей социума в общезначимую и значимую конкретно для них деятельность.
Согласно исследованиям, современное поколение молодых людей креативного склада технологически продвинуто, придерживается здорового образа жизни, проявляет гибкость и терпимость в различных аспектах жизни, приветствует изменения; оно амбициозно и инициативно, открыто к коммуникациям самого разного уровня, готово учиться и включаться в деятельность на благо других, потому что для него важны прежде всего смыслы, а не исключительно материальные стимулы. Для развития представителей такого поколения, включение его в многопоколенное городское сообщество в Петербурге имеются все возможности: сегодня делается ставка на человеческий потенциал, на развитие социальной и культурной сферы, при этом опора на инициативы самих горожан - генеральный вектор развития города.
На основании социокультурного подхода к организации и развитию системы образования, ее модернизации (А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, B.C. Собкин, И.Д. Фрумин, A.M. Цирульников и др.) определяются следующие аспекты воспитательного потенциала социокультурного пространства Санкт-Петербурга:
Санкт-Петербург - территория культуры. Это не только хранилище ценностей предыдущих веков, но и площадка современного культуротворчества в режиме онлайн. В городе работают более 200 музеев, перечень которых ежегодно пополняется. При этом у юных горожан есть возможность встретиться с самыми невероятными арт-объектами, расширяющими представление о мире и человеке, попробовать себя в подобном креативе и проявить свои способности в таких креативных локусах пространства современного Петербурга, как звуковая архитектура, вселенная аудиальных событий, все формы стрит-арта, формы представления цифрового тела и др.
Санкт-Петербург - территория развития горожан. Санкт-Петербург преобразуется, ориентируясь на модель социального города, города взаимодействия самых разных социальных слоев, поколений и культур, жизнь и судьба которых неразрывно связана с развитием гражданского общества. В городе работает Совет по развитию добровольчества; предметом его особой заботы является популяризация социально значимых видов деятельности, в том числе в юношеской аудитории. Гражданами накоплен богатый опыт развития добровольческого движения и поддержки инициатив. Во всех районах города ведется работа по привлечению добровольцев разных возрастов к участию в социально значимых проектах.
Юному петербуржцу одинаково доступны и историческое пространство, хранящее память трех столетий существования города, и новые общественные пространства, удобная и безопасная городская среда, в которой найдется место для пеших и мобильных прогулок, общения. Особое внимание уделяется развитию спортивной инфраструктуры. Реализовать свои инициативы юные петербуржцы могут в многочисленных социальных, спортивных, культурных проектах,
Санкт-Петербург - территория профессиональной самореализации. В этом крупном промышленном центре страны складывается система профессиональной ориентации, помогающая молодому поколению осуществить свой профессиональный выбор. К услугам школьников и их родителей - информационный портал "Навигатор профессий Петербурга", дающий возможность проложить образовательный маршрут с учетом своих интересов, способностей и удобства территориального расположения, получить рекомендации по месту учебы и вариантам последующего трудоустройства. В реализации проекта участвуют ведущие предприятия города, которые предоставили актуальную информацию по возможным вакансиям и проанализировали свои потребности в будущем. Среди них ГК "Ростех", АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей", ООО "ГЕРОФАРМ" и многие другие. Современный Петербург предоставляет заинтересованной молодежи возможность участия в решении реальных задач в экономике и государственном управлении.
Санкт-Петербург - территория экономических инициатив. Здесь активно формируется инфраструктура поддержки предпринимательских проектов, включающая как бизнес-инкубаторы и технопарки, так и эффективный диалог проектов между федеральными и региональными институтами развития. Город нацелен на поддержку молодежного предпринимательства, рассматриваемого в качестве одного из наиболее перспективных направлений развития экономики страны, признанного потенциала ее роста. Предпринимательство определяется актуальным аспектом содержания современного образования. На образовательном рынке города растет количество предложений по обучению подростков и юношества основам бизнеса.
Санкт-Петербург - "умный город". Для нового поколения петербуржцев сквозные цифровые технологии (искусственный интеллект, квантовые технологии, виртуальная и дополненная реальность и т.д.) не абстрактные понятия. Петербург - один из крупнейших научно-образовательных центров России и Европы, где сосредоточено более 10% научного потенциала страны. Его неоспоримым конкурентным преимуществом является лучшая в стране подготовка ИТ-специалистов. Город ждет включения подрастающего поколения в прорыв в цифровую эпоху, он предоставляет возможность включиться в работу Академии цифровых технологий, многочисленных центров технического творчества, робототехники.
Санкт-Петербург - город-герой. Его жители бережно собирают и хранят свидетельства героизма и славы ленинградцев-петербуржцев - ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, участников боевых действий новейшего периода истории. Кроме музеев и мемориалов, имеющих всероссийскую известность, город славен многочисленными историко-культурными сообществами, занимающимися исторической реконструкцией, а также поисковой работой, цель которой - вписать имена безвестных ныне героев в книгу воинской славы. Мощное развитие получили сообщества, собирающие мемуарные свидетельства героизма и стойкости ленинградцев во время блокады.
Все аспекты воспитательного потенциала становятся реальными ресурсами в воспитательной деятельности, потому что Санкт-Петербург - территория высокопрофессионального педагогического сообщества. Ежегодные городские конкурсы профессионального мастерства "Самый классный классный" (для классных руководителей), "Организатор воспитательной работы" (для заместителей директоров по воспитательной работе) и другие конкурсы позволяют увидеть заинтересованность и профессионализм петербургского учительства в реализации современных задач воспитания. В Санкт-Петербурге создана Ассоциация классных руководителей, которая включает в себя более 19 000 педагогов - классных руководителей школ. Ассоциация содействует преобразованию профессионального педагогического сообщества, которое способно неформально участвовать в осмыслении современных проблем воспитания и поиске эффективных способов их решения.
Большую роль в развитии профессиональных качеств педагогов играют методические объединения специалистов: социальных педагогов, кураторов Клубов юных друзей правопорядка, педагогов дополнительного образования и др. В Санкт-Петербурге создано более 60 методических объединений и иных профессиональных педагогических сообществ.
Таким образом, социокультурное пространство города создает условия для решения актуальных задач воспитания юных петербуржцев. Реализация задач требует дальнейшей консолидации усилий различных субъектов воспитательного процесса с максимальной актуализацией социокультурного потенциала Санкт-Петербурга.
Современное состояние воспитательной деятельности в образовательной системе Санкт-Петербурга
Анализ воспитательной деятельности в образовательной системе Санкт-Петербурга осуществлялся по трем основным направлениям:
духовно-нравственное развитие, нацеленное на расширение ценностно-смысловой сферы личности и приобщение к базовым национальным ценностям: Родина, Человек, Здоровье, Семья, Социальная солидарность, Закон, Труд, Знание, Культура, Природа;
позитивная социализация школьников в процессе общественно-полезной деятельности детско-взрослой общности (коллектива класса, ученического самоуправления, детского общественного объединения; творческого объединения дополнительного образования);
поддержка жизненных устремлений, социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей детей и юношества, оказание помощи в трудной жизненной ситуации.
1. Духовно-нравственное развитие, нацеленное на расширение ценностно-смысловой сферы личности юных петербуржцев.
Анализ программ воспитания в школах Санкт-Петербурга показал, что основное внимание в освоении детьми базовых национальных ценностей уделяется вопросам гражданско-патриотического воспитания. Как результативность можно рассматривать увеличение активности детей в массовых мероприятиях военно-патриотической направленности. В 2018 г. в школах города проведено 3 тысячи 425 массовых мероприятий военно-патриотической направленности, в которых приняли участие более 400 тысяч обучающихся, а также 1800 творческих конкурсов патриотического содержания, участие в которых приняли 190 000 школьников.
Наиболее востребованными форматами оказались акции "Памяти павших будьте достойны" на Пискаревском кладбище, которые традиционно проходят в преддверии Дня Победы; вахты памяти у Площади Победы; автопробеги воспитанников учреждений дополнительного образования "Нам дороги эти позабыть нельзя"; встречи с ветеранами "Узелок на память"; исследовательские проекты, направленные на увековечивание памяти о жителях - защитниках Ленинграда.
Решение задач патриотического воспитания осуществляется в тесном взаимодействии с общественными организациями ветеранов Великой Отечественной войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, а также Межрегиональной общественной организаций "Совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области". Наиболее яркими событиями стали: слет актива юных патриотов Санкт-Петербурга, военно-историческая конференция школьников "Война. Блокада. Ленинград", конкурс "Я живу на улице Героя", конкурс патриотической песни "Я люблю тебя, Россия!". Такое взаимодействие способствует укреплению связей между поколениями и исторической памяти. Установление шефских связей школ с воинскими частями и военно-учебными заведениями помогает школьникам развивать военную подготовку и спортивные навыки. В 2018 г. 22 тысячи учащихся из 630 школ приняли участие в районных и городском этапах военно-спортивной игры "Зарница". Деятельность отрядов Юнармии в рамках общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (РДШ) поддерживает и развивает инициативы юных петербуржцев.
Особое внимание в воспитательной деятельности в образовательных организациях уделяется семье как одной из приоритетных национальных ценностей. В школах города используются как традиционные, так и новые формы взаимодействия с родителями:
семейные форумы, интернет-дискуссии, педагогические практикумы в рамках образовательных программ повышения родительской культуры, реализуемых в учреждениях общего и дополнительного образования;
тренинги для родителей в рамках деятельности Родительских клубов, работающих на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
семинары для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии;
"Петербургская семейная гостиная" для родителей и членов семей, созданная на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования;
"Открытая Академия родительской культуры" и др.
Все эти формы взаимодействия направлены на помощь родителям в решении психолого-педагогических проблем воспитания детей.
2. Позитивная социализация школьников.
Позитивной социализации школьников способствует активное использование культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга. Включение школьников в культурную жизнь города происходит с помощью взаимодействия с учреждениями культуры, науки, спорта, с общественными организациями и бизнесом. Многообразие возможностей культурного наследия Санкт-Петербурга позволяет образовательным организациям создавать уникальные образовательные программы, разрабатывать практики, нормы, ценности и модели взаимодействия с социальными партнерами.
В городе действует более полутора тысяч различных детских объединений и организаций - краеведческих, экологических, культурно-исторических и др. Общепризнанным опытом стал шестнадцатилетний опыт работы "Союза юных петербуржцев", который был создан в 2003 году в год 300-летия Санкт-Петербурга. При помощи этой и других детских организаций решаются задачи приобщения юных петербуржцев к истории города, сохранению, развитию его культурных и исторических традиций.
Санкт-Петербург обладает уникальным опытом работы с детьми и молодежью по месту жительства, который представлен многообразными
образовательными программами, ориентированными на поиск и развитие инициатив юных петербуржцев. Найти сферу своих интересов подростки и юношество могут в десяти Домах Молодежи Санкт-Петербурга и в более чем трехстах подростково-молодежных клубах. Подростковые клубы по месту жительства привлекательны тем, что являются пространством общения, совместного творчества, дискуссионными площадками. Особое внимание, способствующее позитивной социализации, специалисты подростковых клубов уделяют детям, состоящим на учете в отделах по делам несовершеннолетних.
Значительный вклад в позитивную социализацию вносит система дополнительного образования - уникальная событийная детско-взрослая воспитательная общность. Пространство выбора ребенком сфер и видов деятельности обеспечивается 59 учреждениями различной ведомственной принадлежности, 454 отделениями дополнительного образования и 455 школьными спортивными клубами. Охват детей программами дополнительного образования составляет 88% от общего количества детей в возрасте 5-18 лет, проживающих в Санкт-Петербурге, что превышает средний показатель по России.
Анализ современной образовательной среды петербургской системы дополнительного образования показал, что сочетание традиций и инноваций позволяет создавать вариативные образовательные программы различной направленности, разнообразные виды содержательного досуга, многообразие форм развивающей деятельности. В 2018 - 2019 учебном году в рамках работы над мероприятиями проекта "Десятилетие детства" большое внимание уделялось поддержке детских социальных инициатив. На базе ГБНОУ "СПб ГДТЮ" открыт городской Центр поддержки и развития детских общественных движений". Развиваются практики волонтерства, добровольчества и наставничества.
В учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга в зоне постоянного внимания находятся дети с особыми образовательными потребностями: дети с ограниченными возможности здоровья, дети-инвалиды и дети, проявляющие высокие достижения в обучении. Накоплен богатый опыт выявления и поддержки развития одаренных детей и молодежи. Реализуется распределенная модель(1) поддержки одаренных и талантливых детей: в отдельных учреждениях концентрируются ресурсы под решение актуальных задач развития. Так, новой проектной площадкой образования стал ГБНОУ Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки "Академия талантов", который насыщен интеллектуальными и творческими событиями для детей и молодежи Санкт-Петербурга: выставками, конференциями, семинарами, концертами и др.
В Санкт-Петербурге формируется и развивается система предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации школьников: чемпионаты и учебно-тренировочные соревнования по стандартам JuniorSkills и WorldSkills, тематические смены в загородном центре детско-юношеского творчества "Зеркальный", Открытый городской фестиваль детского технического творчества "ТехноКакТУС" и др. Особое место в развитии образовательной системы Санкт-Петербурга занимает ГБНОУ "Академия цифровых технологий", которая помогает современным школьникам решать вопросы будущего: овладевать инженерными и рабочими профессиями и специальностями в сфере IT, робототехники, технологий цифрового производства, журналистики и экономики.
Система дополнительного образования обладает уникальными возможностями неформальной мотивационной среды, влияющей на формирование ценностных приоритетов детей и молодежи, становление их активной жизненной позиции.
3. Поддержка жизненных устремлений, социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей детей и юношества, оказание помощи в трудной жизненной ситуации.
Поддержке жизненных устремлений, социальных инициатив способствуют программы воспитания, направленные на повышение уровня правовой культуры подростков и молодежи, формирование у них мотивации к выбору здорового образа жизни и негативного отношения к асоциальному поведению. Большую роль в формировании образов позитивной социализации играют разнообразные детские объединения, в числе которых Клубы юных друзей правопорядка (далее КЮДП). Многообразие форм и методов реализации задач правового воспитания позволяет решать вопросы профилактики правонарушений и зависимого поведения. Ежегодно около восьми тысяч учащихся 6-7 классов участвуют в мероприятиях, проводимых в рамках городской профилактической программы "Социальный марафон "Школа - территория здорового образа жизни".
Как показывает опыт, пространством согласования позиций детей и взрослых становятся различные форумы. Так в форуме детских общественных объединений в 2019 году приняли участие представители почти пятисот школ города, которые определили перспективы дальнейших совместных действий.
Большую роль в развитии и поддержке социальных инициатив играют органы ученического самоуправления, Совет старшеклассников Санкт-Петербурга, созданный при Комитете по образованию. Деятельностный опыт решения актуальных проблем, который приобрели школьники, становится основой для развития лидерских качеств, актуальных для жизни в современном мире, и этот опыт можно рассматривать как пример действия социального лифта для мотивированных ребят.
С 2016 года Санкт-Петербург активно включился в процесс поддержки развития общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (далее РДШ). РДШ признан мощным воспитательно-образовательным ресурсом, позволяющим каждому школьнику включиться в творческую командную работу, преобразовывая себя и окружающий мир с ориентацией на идеалы культуры.
Для повышения эффективности воспитательной деятельности в образовательных организациях необходимо дальнейшее объединение усилий школ, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, родительских инициатив, которые позволят с учетом уникального воспитательного потенциала Санкт-Петербурга обеспечить:
духовно-нравственное развитие;
позитивную социализацию;
поддержку жизненных устремлений и социальных инициатив юных петербуржцев.
Цели, задачи, принципы Концепции
Концепция воспитания юных петербуржцев "Петербургские перспективы" на 2020 - 2025 годы разработана на основе федеральных и региональных документов в сфере воспитания обучающихся с учетом современной образовательной ситуации в условиях стремительных изменений, происходящих в обществе, и необходимости принимать актуальные профессиональные решения.
Концепция определяет понятие "воспитание", намечает содержание и способы осуществления воспитательной деятельности, учитывающей особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, создает предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства.
Концепция выполняет функцию ориентира в самоопределении педагогов при осмыслении сущности воспитания, выборе ими направлений, содержания и форм воспитательной деятельности при разработке программ воспитания в образовательных организациях.
Научно-теоретическую основу составили следующие основные положения наиболее актуальных подходов современной педагогики:
личностный подход, ориентирующий педагогический процесс на личность ребенка - цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности, утверждает признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на доверие и уважение в созданных условиях для раскрытия ее творческого потенциала и личностного саморазвития;
системный подход, ориентирующий педагогов на целостное исследование сложных педагогических объектов и ситуаций в единстве их внутренних и внешних структурных связей, и отношений, в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности в динамике их становления и развития. Понятие "воспитательная система" связано с такими понятиями, как "личность", развитие", "целостность", "отношения", "структура", "взаимосвязь";
деятельностный подход, рассматривающий деятельность как основу, средство, фактор развития личности и форму активности человека, которая определяет его исследовательское и преобразующее отношение к миру и самому себе. Становление и развитие личности ребенка в игре, учении, общении как основных видах деятельности формирует его осознанное отношение к миру, его субъектную позицию, обеспечивающую способность к выбору цели, планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности;
аксиологический подход, рассматривающий человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм;
полисубъектный подход, предполагающий личностно равноправные позиции воспитанника и воспитателя, актуализирующий профессионально ценностные ориентации школьника, его способности к самоорганизации, самообразованию.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Приоритетной задачей в сфере воспитания детей, подростков и молодежи согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2015 - 2025 является "развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины".
В основу концептуальных идей положены характеристики уникального социокультурного пространства Санкт-Петербурга:
поликультурность, определяемая изначальным сосуществованием и взаимовлиянием разнообразных культурно-исторических традиций, национальных и конфессиональных особенностей, архитектурных стилей, многосословностью, демократичностью городского сообщества;
инновационный и творческий характер петербургского стиля жизни. Город изначально создавался как уникальный проект и является творческой лабораторией, в которой осуществляются самые разные эксперименты (в том числе и педагогические), рождаются тенденции, определяющие перспективы развития для всей России;
устремленность петербуржцев к большим и труднодостижимым целям. Петербуржцы со времен основания одного из красивейших городов мира решали сложнейшие задачи по его развитию и сохранению традиций и культуры, отстояли его в дни блокады, проявляя любовь к родному городу, силу воли и духа;
открытость города миру, проявляющаяся в направленности на взаимодействие и непрерывную коммуникацию с мировой культурой. Город изначально аккумулировал и создавал лучшие образцы воспитания, привлекая для этого элиту теоретиков и практиков образования и воспитания;
преемственность, проявляющаяся в опоре на лучшие педагогические традиции, сохранении и умножении позитивных тенденций развития и совершенствования педагогического опыта в области воспитания.
Эти особенности определяют суть понятия "петербургское воспитание" и выступают как базовая основа, определяющая принципы воспитания:
принцип культуросообразности и ценностно-смысловой направленности личности обеспечивает реализацию воспитательного процесса как процесса приобщения к ценностям культуры, способствующего расширению ценностно-смысловой сферы личности юного петербуржца и развитию его духовно-нравственной культуры;
принцип интерактивного (межсубъектного) взаимодействия воспитателя и воспитанников определяет необходимость создания детско-взрослой общности (коллектива) как эффективного средства воспитания;
принцип самовоспитания (самосовершенствования) ориентирован на создание условий для осознания и формулировки воспитанником системы жизненных целей и устремлений, развития ответственности за их реализацию;
принцип демократизма, ориентированный на развитие самодеятельности и инициативы всех участников воспитательного процесса (руководителей, учителей, обучающихся и родителей), привлечение их к открытому обсуждению и коллективной подготовке управленческих решений;
принцип гуманизма, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции в общество;
принцип взаимодополнения, направленный на интеграцию трех базовых средств воспитания: непосредственного педагогического воздействия; совместной деятельности в коллективе (детско-взрослой общности); самовоспитания в процессе идентификации.
На основе приоритетов государственной политики и опыта воспитательной деятельности в образовательных организациях Санкт-Петербурга определена приоритетная цель в сфере воспитания - воспитание человека как личности:
обладающей действенной нравственной позицией, укорененной в российских традиционных духовных ценностях, готовой к мирному созиданию и защите Родины, к созданию семьи и передаче традиционных ценностей новым поколениям (духовно-нравственная культура);
владеющей актуальными знаниями и умениями, мотивированной к развитию познавательного и творческого потенциала в современном информационном обществе (социальная компетентность, социальный опыт);
способной к самоопределению, самореализации, самореабилитации в трудных жизненных ситуациях на основе традиционных духовных ценностей и особого ценностного отношения к родному городу как культурной столице России.
Достижение цели осуществляется в процессе решения следующего комплекса задач:
1. формирование и развитие духовно-нравственной культуры юных петербуржцев, компонентами которой являются
наследование системы традиционных российских ценностей;
ориентация на ценности Российского государства;
бережное сохранение и преумножение семейных ценностей;
приобщение к ценностям труда, познания, культуры творчества;
осмысление ценности жизни и безопасности человека;
2. содействие развитию детско-взрослых общностей, осуществляющих социально-значимую деятельность, направленную на
развитие социальной активности личности для достижения социально-значимых результатов и успехов;
организация социокультурных практик, нацеленных на приобретение опыта позитивной социализации в современном мегаполисе;
3. создание условий для реализации индивидуально-личностного потенциала юного петербуржца в процессе
педагогической поддержки самоопределения, саморазвития и самореализации личности ребенка в воспитательных системах образовательных организаций Санкт-Петербурга;
социально-педагогического сопровождения юных петербуржцев, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Достижение цели и задач обеспечивается в процессе интеграции следующих направлений воспитательной деятельности:
духовно-нравственное развитие и воспитание - целенаправленная специально организованная педагогическая деятельность, способствующая формированию и развитию духовно-нравственной культуры обучающихся (приобщение к базовым национальным ценностям, личностное развитие), дополняемое деятельностью общества, семьи и детей, смыслом которой является жизненная формула "Ценности культуры - фундамент будущего";
социально-культурная практика - специально организованная совместная деятельность, способствующая развитию детско-взрослой общности и направленная на решение социальных проблем и улучшение окружающей жизни, смысл которой выражен в жизненной формуле "Вместе к жизненному успеху и благополучию";
поддержка индивидуальности - специально организованная психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение обучающихся, направленные на создание условий для самоопределения (личностного и профессионального) выбора жизненного пути. Жизненная формула - "Выбор будущего в твоих руках".
Содержание воспитательной деятельности каждого из направлений представлено подпрограммами, в которых в обобщенном виде обозначены задачи, содержание деятельности, предполагаемые результаты, критерии и показатели результативности.
Направление 1. "Ценности культуры - фундамент будущего":
подпрограмма "В будущее - вместе с Россией";
подпрограмма "Мои новые возможности";
подпрограмма "Моя семья - моя опора";
подпрограмма "Цени жизнь - будь здоров!".
Направление 2. "Вместе к жизненному успеху и благополучию":
подпрограмма "Активность. Творчество. Успех";
подпрограмма "Открываем город вместе".
Направление 3. "Выбор будущего в твоих руках":
подпрограмма "Измени себя, не изменяя себе";
подпрограмма "Шаг навстречу".
За педагогическим коллективом в рамках создания и реализации модульной программы воспитания(2) остается право выбора ведущих направлений деятельности, конкретизация целей, задач, содержания деятельности, уточнение критериев оценки результативности с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей на каждой ступени образования, опыта и потенциала организации. Это позволит при общем концептуальном подходе создавать и реализовывать авторские модели воспитательных систем образовательных учреждений, что отражает как исторический, так и современный опыт Санкт-Петербурга.
Исследование результативности реализации подпрограмм воспитательной деятельности в образовательных организациях осуществляется в рамках общешкольного мониторинга в соответствии с актуальными целями и задачами, определяющими диагностический инструментарий, целевую аудиторию и периодичность его применения.
Глоссарий
Боепитание - "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства"(3).
Гражданская идентичность личности - "социальный, культурный и педагогический феномен, который является уникальной характеристикой индивидуальности личности, заключающейся в осознании индивидом своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей личностный смысл и определяющей целостное отношение к социальному и природному миру"(4).
Духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом(5).
Детско-взрослая общность - группа детей и взрослых, в которой проявляются схожие потребности и интересы, происходит пересечение ценностей и смыслов участников в общем эмоциональном переживании, совместной деятельности и общении, формируется система связей и отношений между участниками(6).
Индивидуальность - это человек как уникальная самобытная личность; реализуется в свободной творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании(7).
Коллективная творческая деятельность (КТД) - особый метод организации деятельности учащихся, включающий в себя совместное (коллективное) целеполагание, планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности, направленной на решение различных проблем(8).
Личностно-профессиональное самоопределение - это процесс и результат выбора обучающимся собственной позиции, стратегии средств самоосуществления личности в профессии; основанный и регулируемый предпочтениями, интересами, возможностями и способностями(9).
Педагогическая поддержка - превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективней деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором(10).
Самоопределение - поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к миру и человеческому сообществу, а также собственной системы жизненных смыслов, ценностей, принципов, возможностей, способностей и ожиданий(11).
Семейное воспитание - одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи(12).
Социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества - в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений(13).
Социально-педагогическое сопровождение - педагогическая деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора(14).
Социокультурная практика - форма самостоятельной деятельности школьников, основанная на их текущих и перспективных интересах и потребностях, ценностных ориентирах, реализующаяся посредством собственного опыта и действия, а также путем поиска, апробации новых способов и форм деятельности их поведения, соразмерных с новыми вызовами времени, для решения социально значимых проблем общества(15).
Этнокультурная идентичность - отождествление личности с определенной культурой, ее символами, ценностями, осознание себя частью общности, психологическое переживание этой общности; задает человеку одобряемые общностью модели поведения и делает его жизнь гармоничной и устойчивой(16).
Этнорегиональная идентичность - определенное состояние личности, достигнутое в процессе отождествления себя с региональным общественным самосознанием и региональной культурой, вырабатываемое на основе моделей "малого согражданства", основанных на взаимодействии групп населения (коренного и пришлого); живой, реальный фактор социокультурных процессов в полиэтничном государстве(17).
Сокращения
ДОО - детское общественное объединение
ОДНКНР - основы духовно-нравственной культуры народов России
ОО - образовательная организация
ГБНОУ - государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
ОРКСЭ - основы религиозных культур и светской этики
РДШ - государственно-общественная организация "Российское движение школьников"
РПЦ - Русская православная церковь
СМИ - средства массовой информации
СПО - среднее профессиональное образование
Стратегия - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт
Основные направления реализации Концепции воспитания юных петербуржцев на 2020 - 2025 годы "Петербургские перспективы"
Направление 1. Духовно-нравственное развитие юных петербуржцев "Ценности культуры - фундамент будущего"
1.1. Подпрограмма "В будущее - вместе с Россией"
История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды была любовь к своей стране, огромное уважение к ее истории и культуре, вера в собственные силы и силы общества. Для подрастающего человека это высокое чувство причастности к истории и ответственность за будущее страны, которая проявляется в повседневной практике реальными социально-значимыми действиями.
В Санкт-Петербурге сложилась региональная система гражданско-патриотического воспитания, которая основывается на петербургских традициях культуры и включает в себя взаимодействие различных социальных институтов города. К компонентам региональной системы патриотического воспитания Санкт-Петербурга относятся: школьные музеи, поисковые отряды, детские общественные объединения, православные детские общественные организации, кадетские классы; детские краеведческие и экскурсионные объединения, школьные театры, детские фольклорные ансамбли, детские объединения военно-исторических игр и реконструкций, организация социального партнерства и сетевого взаимодействия.
Задачи подпрограммы:
1) содействовать освоению юными петербуржцами российской национальной культуры и формированию уважительного отношения к национальным культурам;
2) продолжить воспитание детей на основе культурных норм и ценностей Санкт-Петербурга - города с особой петербургской культурой, содействовать приобретению позитивного опыта построения межнациональных отношений в условиях городской поликультурной среды;
3) продолжить работу по освоению норм и ценностей гражданского общества: уважения прав и свобод личности, закона и порядка; формированию гражданской позиции и развитию потребности в ее реализации.
Содержание деятельности:
организация творческой воспитательной среды по освоению ценностей традиционной народной культуры различных этносов России и их взаимодействия;
организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся по освоению персонифицированных идеалов культуры - выдающихся людей, совершивших подвиги в гражданской и отечественной истории Отечества, в том числе подвижников веры, прославленных в лике святых;
проектирование и проведение праздничных событий на ценностных и смысловых основаниях традиционной культуры; организация и проведение экскурсий в памятные места, концентрированно выражающие смыслы и ценности культуры России, в том числе в святые места и места священной памяти народа; постановка спектаклей, организация праздничных событий;
организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся по освоению культурного потенциала Санкт-Петербурга, его исторического наследия; изучение жизни выдающихся людей - жителей Ленинграда, Санкт-Петербурга, вклада представителей различных народов в создание единого культурного облика Санкт-Петербурга;
организация поисковой и проектной деятельности юных петербуржцев но увековечиванию памяти о ленинградцах в годы Великой Отечественной войны;
организация социально значимой деятельности, направленной на заботу о городе и горожанах;
организация воспитательной деятельности по изучению государственной символики России: герба, гимна, флага; освоение исторических вех становления Российского государства;
организация проектно-исследовательской деятельности юных петербуржцев по освоению ценностей и норм гражданского общества;
организация правового просвещения школьников.
Планируемые результаты:
развитие системы гражданско-патриотического воспитания, активизирующей включенность детей, подростков, юношества и взрослых в решение актуальных задач становления гражданского общества - освоение и популяризация ценностей российской культуры; приобретение опыта взаимодействия в поликультурной среде; формирование гражданской позиции;
обновление содержания воспитательной деятельности в образовательных организациях по гражданско-правовому воспитанию;
развитие системы взаимодействия с социальными партнерами.
Критерии и показатели результативности
Критерии:
системность воспитательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию;
способность выстраивать взаимоотношения в открытом социуме на основе уважительного отношения к представителям национальных культур и конфессий;
способность юных петербуржцев социально-значимыми действиями проявлять заботу о Санкт-Петербурге и России.
Количественные показатели:
рост количества программ гражданско-патриотического воспитания; увеличение количества юных петербуржцев - участников разнообразной деятельности, направленной на освоение и популяризацию духовно-нравственных ценностей народов России; рост количества социальных партнеров у образовательной организации; создание детско-взрослых общностей (клубы, объединения).
Качественные показатели:
востребованность программ гражданско-патриотического воспитания; развитие и создание новых форматов взаимодействия с социальными партнерами; реализация личностной позиции школьников на основе нравственных ценностей; осознанный выбор гражданской позиции; владение навыками межкультурной коммуникации; владение социокультурными способами реализации заботы о Родине.
1.2. Подпрограмма "Мои новые возможности"
В современном меняющемся мире полученные знания быстро устаревают и становятся неактуальными. Для достижения жизненных целей человеку необходимо овладеть ключевыми навыками XXI века - креативностью, умением ориентироваться в мире информации, критически мыслить, выстраивать коммуникацию, сотрудничать, применять полученные знания на практике в реальном времени, принимать решения, видеть свои слабые места и уметь работать над ними, брать ответственность, учиться и переучиваться.
Данная подпрограмма направлена на содействие юным петербуржцам в осмыслении новых возможностей познания.
Задачи:
1) продолжить совершенствование условий для развития у юных петербуржцев мотивации к познанию как способу обретения новых личностных возможностей;
2) обновить содержание совместной познавательной деятельности детей и взрослых как средства формирования гибких навыков - навыков XXI века;
3) расширять ресурсы социального партнерства во взаимодействии с учреждениями науки, культуры, дополнительного и неформального образования для достижения значимых образовательных результатов.
Содержание деятельности:
популяризация ценности знания в учебной и внеучебной деятельности (недели науки, техники и производства; конкурсы личностных достижений; защита научных проектов и др.);
организация проектной и исследовательской деятельности;
формирование и развитие сетевых образовательных детско-взрослых сообществ;
организация олимпиадного движения;
создание учебных лабораторий;
организация игровых учебных пространств;
обновление содержания совместной познавательной деятельности, разработка современного образовательного контента;
осуществление педагогической поддержки школьников в личностном и профессиональном самоопределении;
содействие в становлении детско-взрослых научных сообществ;
проектирование дискуссионных образовательных пространств;
развитие социально-педагогического партнерства с учреждениями дополнительного образования, культуры, науки, бизнеса и др. для реализации совместных проектов.
Планируемые результаты:
самоопределение в области своих познавательных интересов; умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников; опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
обновление содержания совместной познавательной деятельности детей и взрослых;
новые формы и методы социального партнерства для реализации сложных образовательных задач: сетевые сообщества, новые образовательные ресурсы и др.
Критерии и показатели результативности
Критерии:
готовность и способность обучающихся ставить цели, определять средства и способы их достижения, формулировать личностный смысл образовательной деятельности;
готовность и способность педагогов к обновлению педагогического инструментария совместной познавательной деятельности;
наличие новых образовательных ресурсов, создающих условия для саморазвития обучающихся.
Количественные показатели:
рост количества участников конкурсов и олимпиад по различным областям знания; рост количества детей, участвующих в деятельности школьных научных сообществ; рост количества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности; наличие программ поддержки профессионального самоопределения школьников; рост количества обучающихся участвующих в научно-исследовательской деятельности.
Качественные показатели:
востребованность программ естественнонаучной направленности школьниками и их родителями; востребованность и развитие разнообразных форм наставничества в образовательном процессе; включение школьников в создание современных интеллектуальных продуктов; развитие новых форматов взаимодействия (школьные конференции, лаборатории, исследовательские центры, конструкторские бюро и др.); способность обучающихся успешно решать образовательные задачи; способность проектировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут.
1.3. Подпрограмма "Моя семья - моя опора"
Тема семьи актуальна для человека на протяжении всей его жизни. Именно в семье человек находит защищенность, душевный комфорт, эмоциональную насыщенность отношений. Внутрисемейные отношения, уклад жизни семьи - все это отражается на ребенке, а в дальнейшем на качестве всей его жизни. Поэтому очень важно помочь юному петербуржцу сформировать отношение к семье как важнейшей жизненной ценности и опоры для человека.
Задачи:
1) продолжить популяризацию ценности семьи, родного дома, семейного образа жизни, семейных традиций;
2) содействовать воспитанию эмоционального отношения, чувства сопричастности к истории своей семьи, преемственности поколений;
3) совершенствовать качество взаимодействия семьи и школы в интересах развития ребенка.
Содержание деятельности:
организация воспитательной деятельности по освоению и принятию семейных ценностей и традиций:
круг семейных праздников, праздничных событий с учетом традиций и обычаев национальных культур и конфессий;
выставки семейного творчества, презентации, фотовыставки, творческие семейные форумы, портфолио семьи;
семейные гостиные и мастерские по произведениям художественной литературы, посвященным семье;
традиции и обычаи, творческие мастерские по подготовке подарков для членов семьи, праздничных украшений дома; традиции семейного досуга;
продолжение работы по воспитанию эмоционального отношения, чувства сопричастности к истории своей семьи, преемственности поколений: исследовательские проекты по изучению семейного родословия, истории семьи как части истории страны и города: военные и блокадные годы, семейные реликвии, фотографии, рассказы представителей старших поколений; изучение вклада членов своей семьи в развитие города, послевоенное восстановление; знаменательные даты истории Санкт-Петербурга - Ленинграда в истории семьи; семейные конкурсы и проекты изучения своего района, города, абонементы выходного дня;
развитие совместной деятельности детей, родителей и педагогов (информационной, просветительской, социальной): конференции, круглые столы, семинары, интернет-дискуссии, игровые программы, праздничные события, социальные проекты, программы "Я - семьянин"; творческие выставки, мини-сочинения, эссе, школьные газеты и журналы посвященные ценности материнства и отцовства;
семейные клубы, уроки семьи, дискуссии и диспуты, психолого-педагогические практикумы, правовые уроки, круглые столы по правовому просвещению детей и родителей.
Планируемые результаты:
принятие ценности семьи как важнейшей в жизни человека, формирование качеств личности, способствующих осознанию и принятию семейных ценностей и традиций;
формирование чувства гордости и ответственности за свою семью, свой род, сопричастности к истории города и страны через историю семьи;
рост доверия в отношениях между семьей и школой, развитие сотрудничества в интересах ребенка.
Критерии и показатели результативности
Критерии:
готовность юных петербуржцев к принятию важности семьи как главной опоры в жизни;
готовность педагогов, детей и родителей к совместной деятельности;
развитие форм социального партнерства семьи и школы в интересах ребенка.
Количественные показатели: наличие и рост числа событий в образовательном учреждении, направленных на освоение и принятие ценности семьи как важнейшей опоры в жизни человека; увеличение числа родителей, принимающих активное участие в совместной деятельности с детьми и педагогами; рост количества участников семейных проектов, Форумов, конференций; снижение негативных проявлений в семейном воспитании (уменьшение количества семейных конфликтов; снижение случаев ухода детей из семьи, постановки на внутришкольный контроль).
Качественные показатели: выбор жизненных приоритетов, отражающих семейные ценности; создание новых образовательных ресурсов, объединяющих усилия семьи, школы и социальных партнеров; востребованность программ, проектной деятельности, событий по семейной тематике; удовлетворенность детей и родителей совместной деятельностью по сохранению и развитию семейных традиций и ценностей.
1.4. Подпрограмма "Цени жизнь - будь здоров!"
Состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых ценностей, от которой зависит благополучие общества. Здоровье - это своего рода фундамент человеческой жизни. На нем формируются этнические, интеллектуальные и другие ценностно-нормативные стороны личности. Наиболее эффективным путем формирования ценности жизни и здоровья детей является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) совместная деятельность.
Задачи:
1) содействовать развитию мотивации школьников к осознанному выбору ценности жизни и здоровья;
2) способствовать овладению детьми навыками безопасного и созидательного образа жизни;
3) развивать сетевое взаимодействие для формирования экологической культуры юных петербуржцев.
Содержание деятельности:
в рамках подпрограммы обучающиеся получают представление о жизни как величайшей ценности, о природных возможностях человеческого организма и их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья в разных видах деятельности:
просветительская деятельность: участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни (беседы, игры, представления для разных целевых аудиторий); участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, в походах по родному краю, проведении экологических лагерях;
исследовательская и поисковая деятельность: проводят экологический мониторинг окружающей среды; организуют проектную работу;
практико-ориентированная деятельность: учатся экологически грамотному поведению дома, в школе и в окружающем социуме; приобретают опыт энерго- и водосбережения, утилизации мусора и долго разлагающихся опасных отходов, сохранения мест обитания флоры и фауны; учатся определять оптимальный режим физических и психологических нагрузок, а также рацион здорового питания; учатся соблюдать правила дорожного движения; учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим; получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
рефлексивная деятельность: приобретают навык противостояния негативным явлениям, разрушающим ценность жизни и здоровья человека.
Планируемые результаты:
готовность к осознанному принятию ценности жизни и здоровья человека как базовой основы, определяющей качество жизни;
овладение навыками безопасного и созидательного образа жизни;
сформированность экологической культуры юных петербуржцев в условиях различных форм социального партнерства семьи, школы, общественных организаций и самого ребенка.
Критерии и показатели результативности
Критерии:
повышение уровня готовности обучающихся к ведению экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
развитие системы работы по улучшению состояния здоровья юных петербуржцев;
повышение степени удовлетворенности участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей) деятельностью образовательной организации по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.
Количественные показатели:
рост количества участников физкультурно-спортивных, туристических и экологических мероприятий; увеличение количества дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленностей; увеличение количества форм совместной и индивидуальной деятельности по данному направлению.
Качественные показатели:
рост интереса детей к физической культуре и спорту; повышение уровня физической подготовленности школьников; применение в воспитательной деятельности методов активизации самостоятельной деятельности школьников; улучшение психоэмоционального состояния детей, их стрессоустойчивости; востребованность дополнительных общеобразовательных программ.
Направление 2. Социально-культурная практика в пространстве Санкт-Петербурга "Вместе к жизненному успеху и благополучию"
2.1. Подпрограмма "Активность. Творчество. Успех"
Одной из важнейших стратегических задач системы образования на современном этапе является создание условий успешной социализации личности, главным из которых является развитие у детей социальной активности: способности и готовности к творческому преобразованию окружающей реальности, преодолению трудностей, деятельному отношению к настоящему и проектированию будущего. Активность - это способ самовыражения личности ребенка, при котором сохраняется ее целостность, автономность, индивидуальность; проявление субъектности ребенка, способности к самореализации в творческой деятельности, волевых актах, общении. Для проявления субъектности детям требуются соответствующи
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16 января 2020 г. N 105-р "Об утверждении Концепции воспитания... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.