Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 16 января 2020 г. N 105-р
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Институт развития образования
Кафедра социально-педагогического образования
Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020 - 2025 годы "Петербургские перспективы"
(в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-p)
Санкт-Петербург, 2019 г.
Введение
Концепция воспитания юных петербуржцев "Петербургские перспективы" (далее - Концепция) является основополагающим документом, определяющим основные параметры организации воспитания подрастающего поколения в Санкт-Петербурге на 2020 - 2025 годы.
Ключевым понятием воспитания в Концепции принято определение, характеризующее его в Федеральном законе "Об образовании в Российской федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Концепция опирается на стратегические документы Российской Федерации (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р; Национальный проект "Образование"; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г, N 204), определяющие ценностно-смысловые приоритеты современного образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций; повышение роли школы в воспитании детей и молодежи как ответственных граждан России, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; развитие системы поддержки талантливых детей, внешкольного дополнительного образования, детского технического и художественного творчества.
Концепция определяет способы активизации и согласования усилий субъектов воспитания разного уровня, обновление воспитательного процесса на основе личностного, системного, деятельностного, аксиологического и полисубъектного подходов с учетом отечественной историко-культурной традиции и эффективного современного опыта.
В Санкт-Петербурге сложилась многогранная система воспитания, нацеленная на личностное развитие и социализацию юных петербуржцев в рамках воспитательных систем государственных образовательных учреждений разного типа и вида. Они обеспечивают консолидацию педагогических коллективов, самих воспитанников и их семей для реализации общих идей совместной деятельности, целей, задач, принципов, содержания и средств воспитания. Ведущая роль в решении задач воспитания принадлежит воспитательной системе образовательного учреждения, определяющей ценностно-смысловую направленность воспитательной деятельности, ее технологичность и результативность.
Базовыми составляющими воспитательных систем образовательных учреждений Санкт-Петербурга являются:
1) адаптация воспитанников к социальным требованиям общества посредством изучения, освоения и соблюдения законов, норм и правил поведения в различных сферах жизни как основа профилактики негативных явлений;
2) ориентация на базовые национальные ценности, которые направлены на расширение ценностно-смысловой сферы личности воспитанников средствами формирования уклада школьной жизни;
3) развитие социальной компетентности обучающихся и создание условий для роста личностных достижений в различных видах деятельности за счет включения в проектную и исследовательскую деятельность, систему дополнительного образования, организацию конкурсного и олимпиадного движения в педагогическом событии детей и взрослых;
4) индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение процесса взросления юных петербуржцев, которое способствует развитию вариативности содержания воспитательного процесса и реализации идей инклюзивного образования;
5) педагогическая поддержка детских инициатив и сопровождение самостоятельной деятельности воспитанников, которые нацелены на развитие мотивации к самовоспитанию и самосовершенствованию через включение в деятельность российского движения школьников (далее РДШ), детских общественных объединений, систему ученического самоуправления и др.
Интеграция этих составляющих в рамках конкретной воспитательной системы образовательных учреждений Санкт-Петербурга порождает ее своеобразие, обусловленное ценностными доминантами содержания: рационально-познавательной, культурно-нравственной, социальной и индивидуально-личностной.
Концепция ориентирует на реализацию идеи государственно-общественного управления образованием как механизма развития открытой воспитательной системы, в которой иерархия и целостность уступают первенство связности и разнообразию, работающим на интересы личности ребенка, семьи, общества и государства. Реализация этой идеи созвучна миссии Санкт-Петербурга как открытого миру города, готового к диалогу и взаимодействию с мировой культурой.
Разнообразие воспитательных систем образовательных учреждений Санкт-Петербурга, сочетающих в себе традиционные ценности и инновационные подходы к воспитанию, создает условия для дальнейшего совершенствования процесса воспитания юного петербуржца. На развитие этих условий направлена данная Концепция, которая включает в себя:
анализ потенциала социокультурного пространства Санкт-Петербурга и современного состояния воспитательной деятельности в образовательной системе Санкт-Петербурга;
определение целей, задач, принципов воспитания юных петербуржцев;
спектр подпрограмм, призванных решать актуальные задачи современного воспитания и социализации детей и подростков.
Концепция адресована педагогам, семье, юным петербуржцам, органам муниципального управления, бизнес-структурам, общественным организациям - всем субъектам, заинтересованным в воспитании молодого поколения.
Потенциал социокультурного пространства Санкт-Петербурга
Уникальное сочетание традиций и инноваций социокультурного пространства Санкт-Петербурга предоставляет его юным гражданам возможность воплотить самые смелые мечты о своем будущем - будущем, в котором личностная самореализация обогащает общественную жизнь. Сверхзадача воспитательной деятельности - развитие человеческого потенциала как основы будущего России, благосостояния народа.
Опыт стран, ускоривших в последние десятилетия социально-экономическое развитие и ставших в ряд мировых лидеров, указывает на эффективность продвижения инноваций на основе собственной культурной традиции. Для Петербурга этот путь не нов: его судьба с момента основания связана с людьми креативного склада, в сложных условиях имеющими смелость взять на себя ответственность и совершить прорыв, сохраняя важнейшие для отечественной культуры ценностные ориентиры. Задача современного воспитания - включить подобных представителей социума в общезначимую и значимую конкретно для них деятельность.
Согласно исследованиям, современное поколение молодых людей креативного склада технологически продвинуто, придерживается здорового образа жизни, проявляет гибкость и терпимость в различных аспектах жизни, приветствует изменения; оно амбициозно и инициативно, открыто к коммуникациям самого разного уровня, готово учиться и включаться в деятельность на благо других, потому что для него важны прежде всего смыслы, а не исключительно материальные стимулы. Для развития представителей такого поколения, включение его в многопоколенное городское сообщество в Петербурге имеются все возможности: сегодня делается ставка на человеческий потенциал, на развитие социальной и культурной сферы, при этом опора на инициативы самих горожан - генеральный вектор развития города.
На основании социокультурного подхода к организации и развитию системы образования, ее модернизации (А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, B.C. Собкин, И.Д. Фрумин, A.M. Цирульников и др.) определяются следующие аспекты воспитательного потенциала социокультурного пространства Санкт-Петербурга:
Санкт-Петербург - территория культуры. Это не только хранилище ценностей предыдущих веков, но и площадка современного культуротворчества в режиме онлайн. В городе работают более 200 музеев, перечень которых ежегодно пополняется. При этом у юных горожан есть возможность встретиться с самыми невероятными арт-объектами, расширяющими представление о мире и человеке, попробовать себя в подобном креативе и проявить свои способности в таких креативных локусах пространства современного Петербурга, как звуковая архитектура, вселенная аудиальных событий, все формы стрит-арта, формы представления цифрового тела и др.
Санкт-Петербург - территория развития горожан. Санкт-Петербург преобразуется, ориентируясь на модель социального города, города взаимодействия самых разных социальных слоев, поколений и культур, жизнь и судьба которых неразрывно связана с развитием гражданского общества. В городе работает Совет по развитию добровольчества; предметом его особой заботы является популяризация социально значимых видов деятельности, в том числе в юношеской аудитории. Гражданами накоплен богатый опыт развития добровольческого движения и поддержки инициатив. Во всех районах города ведется работа по привлечению добровольцев разных возрастов к участию в социально значимых проектах.
Юному петербуржцу одинаково доступны и историческое пространство, хранящее память трех столетий существования города, и новые общественные пространства, удобная и безопасная городская среда, в которой найдется место для пеших и мобильных прогулок, общения. Особое внимание уделяется развитию спортивной инфраструктуры. Реализовать свои инициативы юные петербуржцы могут в многочисленных социальных, спортивных, культурных проектах,
Санкт-Петербург - территория профессиональной самореализации. В этом крупном промышленном центре страны складывается система профессиональной ориентации, помогающая молодому поколению осуществить свой профессиональный выбор. К услугам школьников и их родителей - информационный портал "Навигатор профессий Петербурга", дающий возможность проложить образовательный маршрут с учетом своих интересов, способностей и удобства территориального расположения, получить рекомендации по месту учебы и вариантам последующего трудоустройства. В реализации проекта участвуют ведущие предприятия города, которые предоставили актуальную информацию по возможным вакансиям и проанализировали свои потребности в будущем. Среди них ГК "Ростех", АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей", ООО "ГЕРОФАРМ" и многие другие. Современный Петербург предоставляет заинтересованной молодежи возможность участия в решении реальных задач в экономике и государственном управлении.
Санкт-Петербург - территория экономических инициатив. Здесь активно формируется инфраструктура поддержки предпринимательских проектов, включающая как бизнес-инкубаторы и технопарки, так и эффективный диалог проектов между федеральными и региональными институтами развития. Город нацелен на поддержку молодежного предпринимательства, рассматриваемого в качестве одного из наиболее перспективных направлений развития экономики страны, признанного потенциала ее роста. Предпринимательство определяется актуальным аспектом содержания современного образования. На образовательном рынке города растет количество предложений по обучению подростков и юношества основам бизнеса.
Санкт-Петербург - "умный город". Для нового поколения петербуржцев сквозные цифровые технологии (искусственный интеллект, квантовые технологии, виртуальная и дополненная реальность и т.д.) не абстрактные понятия. Петербург - один из крупнейших научно-образовательных центров России и Европы, где сосредоточено более 10% научного потенциала страны. Его неоспоримым конкурентным преимуществом является лучшая в стране подготовка ИТ-специалистов. Город ждет включения подрастающего поколения в прорыв в цифровую эпоху, он предоставляет возможность включиться в работу Академии цифровых технологий, многочисленных центров технического творчества, робототехники.
Санкт-Петербург - город-герой. Его жители бережно собирают и хранят свидетельства героизма и славы ленинградцев-петербуржцев - ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, участников боевых действий новейшего периода истории. Кроме музеев и мемориалов, имеющих всероссийскую известность, город славен многочисленными историко-культурными сообществами, занимающимися исторической реконструкцией, а также поисковой работой, цель которой - вписать имена безвестных ныне героев в книгу воинской славы. Мощное развитие получили сообщества, собирающие мемуарные свидетельства героизма и стойкости ленинградцев во время блокады.
Все аспекты воспитательного потенциала становятся реальными ресурсами в воспитательной деятельности, потому что Санкт-Петербург - территория высокопрофессионального педагогического сообщества. Ежегодные городские конкурсы профессионального мастерства "Самый классный классный" (для классных руководителей), "Организатор воспитательной работы" (для заместителей директоров по воспитательной работе) и другие конкурсы позволяют увидеть заинтересованность и профессионализм петербургского учительства в реализации современных задач воспитания. В Санкт-Петербурге создана Ассоциация классных руководителей, которая включает в себя более 19 000 педагогов - классных руководителей школ. Ассоциация содействует преобразованию профессионального педагогического сообщества, которое способно неформально участвовать в осмыслении современных проблем воспитания и поиске эффективных способов их решения.
Большую роль в развитии профессиональных качеств педагогов играют методические объединения специалистов: социальных педагогов, кураторов Клубов юных друзей правопорядка, педагогов дополнительного образования и др. В Санкт-Петербурге создано более 60 методических объединений и иных профессиональных педагогических сообществ.
Таким образом, социокультурное пространство города создает условия для решения актуальных задач воспитания юных петербуржцев. Реализация задач требует дальнейшей консолидации усилий различных субъектов воспитательного процесса с максимальной актуализацией социокультурного потенциала Санкт-Петербурга.
Современное состояние воспитательной деятельности в образовательной системе Санкт-Петербурга
Анализ воспитательной деятельности в образовательной системе Санкт-Петербурга осуществлялся по трем основным направлениям:
духовно-нравственное развитие, нацеленное на расширение ценностно-смысловой сферы личности и приобщение к базовым национальным ценностям: Родина, Человек, Здоровье, Семья, Социальная солидарность, Закон, Труд, Знание, Культура, Природа;
позитивная социализация школьников в процессе общественно-полезной деятельности детско-взрослой общности (коллектива класса, ученического самоуправления, детского общественного объединения; творческого объединения дополнительного образования);
поддержка жизненных устремлений, социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей детей и юношества, оказание помощи в трудной жизненной ситуации.
1. Духовно-нравственное развитие, нацеленное на расширение ценностно-смысловой сферы личности юных петербуржцев.
Анализ программ воспитания в школах Санкт-Петербурга показал, что основное внимание в освоении детьми базовых национальных ценностей уделяется вопросам гражданско-патриотического воспитания. Как результативность можно рассматривать увеличение активности детей в массовых мероприятиях военно-патриотической направленности. В 2018 г. в школах города проведено 3 тысячи 425 массовых мероприятий военно-патриотической направленности, в которых приняли участие более 400 тысяч обучающихся, а также 1800 творческих конкурсов патриотического содержания, участие в которых приняли 190 000 школьников.
Наиболее востребованными форматами оказались акции "Памяти павших будьте достойны" на Пискаревском кладбище, которые традиционно проходят в преддверии Дня Победы; вахты памяти у Площади Победы; автопробеги воспитанников учреждений дополнительного образования "Нам дороги эти позабыть нельзя"; встречи с ветеранами "Узелок на память"; исследовательские проекты, направленные на увековечивание памяти о жителях - защитниках Ленинграда.
Решение задач патриотического воспитания осуществляется в тесном взаимодействии с общественными организациями ветеранов Великой Отечественной войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, а также Межрегиональной общественной организаций "Совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области". Наиболее яркими событиями стали: слет актива юных патриотов Санкт-Петербурга, военно-историческая конференция школьников "Война. Блокада. Ленинград", конкурс "Я живу на улице Героя", конкурс патриотической песни "Я люблю тебя, Россия!". Такое взаимодействие способствует укреплению связей между поколениями и исторической памяти. Установление шефских связей школ с воинскими частями и военно-учебными заведениями помогает школьникам развивать военную подготовку и спортивные навыки. В 2018 г. 22 тысячи учащихся из 630 школ приняли участие в районных и городском этапах военно-спортивной игры "Зарница". Деятельность отрядов Юнармии в рамках общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (РДШ) поддерживает и развивает инициативы юных петербуржцев.
Особое внимание в воспитательной деятельности в образовательных организациях уделяется семье как одной из приоритетных национальных ценностей. В школах города используются как традиционные, так и новые формы взаимодействия с родителями:
семейные форумы, интернет-дискуссии, педагогические практикумы в рамках образовательных программ повышения родительской культуры, реализуемых в учреждениях общего и дополнительного образования;
тренинги для родителей в рамках деятельности Родительских клубов, работающих на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
семинары для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии;
"Петербургская семейная гостиная" для родителей и членов семей, созданная на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования;
"Открытая Академия родительской культуры" и др.
Все эти формы взаимодействия направлены на помощь родителям в решении психолого-педагогических проблем воспитания детей.
2. Позитивная социализация школьников.
Позитивной социализации школьников способствует активное использование культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга. Включение школьников в культурную жизнь города происходит с помощью взаимодействия с учреждениями культуры, науки, спорта, с общественными организациями и бизнесом. Многообразие возможностей культурного наследия Санкт-Петербурга позволяет образовательным организациям создавать уникальные образовательные программы, разрабатывать практики, нормы, ценности и модели взаимодействия с социальными партнерами.
В городе действует более полутора тысяч различных детских объединений и организаций - краеведческих, экологических, культурно-исторических и др. Общепризнанным опытом стал шестнадцатилетний опыт работы "Союза юных петербуржцев", который был создан в 2003 году в год 300-летия Санкт-Петербурга. При помощи этой и других детских организаций решаются задачи приобщения юных петербуржцев к истории города, сохранению, развитию его культурных и исторических традиций.
Санкт-Петербург обладает уникальным опытом работы с детьми и молодежью по месту жительства, который представлен многообразными
образовательными программами, ориентированными на поиск и развитие инициатив юных петербуржцев. Найти сферу своих интересов подростки и юношество могут в десяти Домах Молодежи Санкт-Петербурга и в более чем трехстах подростково-молодежных клубах. Подростковые клубы по месту жительства привлекательны тем, что являются пространством общения, совместного творчества, дискуссионными площадками. Особое внимание, способствующее позитивной социализации, специалисты подростковых клубов уделяют детям, состоящим на учете в отделах по делам несовершеннолетних.
Значительный вклад в позитивную социализацию вносит система дополнительного образования - уникальная событийная детско-взрослая воспитательная общность. Пространство выбора ребенком сфер и видов деятельности обеспечивается 59 учреждениями различной ведомственной принадлежности, 454 отделениями дополнительного образования и 455 школьными спортивными клубами. Охват детей программами дополнительного образования составляет 88% от общего количества детей в возрасте 5-18 лет, проживающих в Санкт-Петербурге, что превышает средний показатель по России.
Анализ современной образовательной среды петербургской системы дополнительного образования показал, что сочетание традиций и инноваций позволяет создавать вариативные образовательные программы различной направленности, разнообразные виды содержательного досуга, многообразие форм развивающей деятельности. В 2018 - 2019 учебном году в рамках работы над мероприятиями проекта "Десятилетие детства" большое внимание уделялось поддержке детских социальных инициатив. На базе ГБНОУ "СПб ГДТЮ" открыт городской Центр поддержки и развития детских общественных движений". Развиваются практики волонтерства, добровольчества и наставничества.
В учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга в зоне постоянного внимания находятся дети с особыми образовательными потребностями: дети с ограниченными возможности здоровья, дети-инвалиды и дети, проявляющие высокие достижения в обучении. Накоплен богатый опыт выявления и поддержки развития одаренных детей и молодежи. Реализуется распределенная модель(1) поддержки одаренных и талантливых детей: в отдельных учреждениях концентрируются ресурсы под решение актуальных задач развития. Так, новой проектной площадкой образования стал ГБНОУ Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки "Академия талантов", который насыщен интеллектуальными и творческими событиями для детей и молодежи Санкт-Петербурга: выставками, конференциями, семинарами, концертами и др.
В Санкт-Петербурге формируется и развивается система предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации школьников: чемпионаты и учебно-тренировочные соревнования по стандартам JuniorSkills и WorldSkills, тематические смены в загородном центре детско-юношеского творчества "Зеркальный", Открытый городской фестиваль детского технического творчества "ТехноКакТУС" и др. Особое место в развитии образовательной системы Санкт-Петербурга занимает ГБНОУ "Академия цифровых технологий", которая помогает современным школьникам решать вопросы будущего: овладевать инженерными и рабочими профессиями и специальностями в сфере IT, робототехники, технологий цифрового производства, журналистики и экономики.
Система дополнительного образования обладает уникальными возможностями неформальной мотивационной среды, влияющей на формирование ценностных приоритетов детей и молодежи, становление их активной жизненной позиции.
3. Поддержка жизненных устремлений, социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей детей и юношества, оказание помощи в трудной жизненной ситуации.
Поддержке жизненных устремлений, социальных инициатив способствуют программы воспитания, направленные на повышение уровня правовой культуры подростков и молодежи, формирование у них мотивации к выбору здорового образа жизни и негативного отношения к асоциальному поведению. Большую роль в формировании образов позитивной социализации играют разнообразные детские объединения, в числе которых Клубы юных друзей правопорядка (далее КЮДП). Многообразие форм и методов реализации задач правового воспитания позволяет решать вопросы профилактики правонарушений и зависимого поведения. Ежегодно около восьми тысяч учащихся 6-7 классов участвуют в мероприятиях, проводимых в рамках городской профилактической программы "Социальный марафон "Школа - территория здорового образа жизни".
Как показывает опыт, пространством согласования позиций детей и взрослых становятся различные форумы. Так в форуме детских общественных объединений в 2019 году приняли участие представители почти пятисот школ города, которые определили перспективы дальнейших совместных действий.
Большую роль в развитии и поддержке социальных инициатив играют органы ученического самоуправления, Совет старшеклассников Санкт-Петербурга, созданный при Комитете по образованию. Деятельностный опыт решения актуальных проблем, который приобрели школьники, становится основой для развития лидерских качеств, актуальных для жизни в современном мире, и этот опыт можно рассматривать как пример действия социального лифта для мотивированных ребят.
С 2016 года Санкт-Петербург активно включился в процесс поддержки развития общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (далее РДШ). РДШ признан мощным воспитательно-образовательным ресурсом, позволяющим каждому школьнику включиться в творческую командную работу, преобразовывая себя и окружающий мир с ориентацией на идеалы культуры.
Для повышения эффективности воспитательной деятельности в образовательных организациях необходимо дальнейшее объединение усилий школ, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, родительских инициатив, которые позволят с учетом уникального воспитательного потенциала Санкт-Петербурга обеспечить:
духовно-нравственное развитие;
позитивную социализацию;
поддержку жизненных устремлений и социальных инициатив юных петербуржцев.
Цели, задачи, принципы Концепции
Концепция воспитания юных петербуржцев "Петербургские перспективы" на 2020 - 2025 годы разработана на основе федеральных и региональных документов в сфере воспитания обучающихся с учетом современной образовательной ситуации в условиях стремительных изменений, происходящих в обществе, и необходимости принимать актуальные профессиональные решения.
Концепция определяет понятие "воспитание", намечает содержание и способы осуществления воспитательной деятельности, учитывающей особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, создает предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства.
Концепция выполняет функцию ориентира в самоопределении педагогов при осмыслении сущности воспитания, выборе ими направлений, содержания и форм воспитательной деятельности при разработке программ воспитания в образовательных организациях.
Научно-теоретическую основу составили следующие основные положения наиболее актуальных подходов современной педагогики:
личностный подход, ориентирующий педагогический процесс на личность ребенка - цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности, утверждает признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на доверие и уважение в созданных условиях для раскрытия ее творческого потенциала и личностного саморазвития;
системный подход, ориентирующий педагогов на целостное исследование сложных педагогических объектов и ситуаций в единстве их внутренних и внешних структурных связей, и отношений, в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности в динамике их становления и развития. Понятие "воспитательная система" связано с такими понятиями, как "личность", развитие", "целостность", "отношения", "структура", "взаимосвязь";
деятельностный подход, рассматривающий деятельность как основу, средство, фактор развития личности и форму активности человека, которая определяет его исследовательское и преобразующее отношение к миру и самому себе. Становление и развитие личности ребенка в игре, учении, общении как основных видах деятельности формирует его осознанное отношение к миру, его субъектную позицию, обеспечивающую способность к выбору цели, планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности;
аксиологический подход, рассматривающий человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм;
полисубъектный подход, предполагающий личностно равноправные позиции воспитанника и воспитателя, актуализирующий профессионально ценностные ориентации школьника, его способности к самоорганизации, самообразованию.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Приоритетной задачей в сфере воспитания детей, подростков и молодежи согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2015 - 2025 является "развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины".
В основу концептуальных идей положены характеристики уникального социокультурного пространства Санкт-Петербурга:
поликультурность, определяемая изначальным сосуществованием и взаимовлиянием разнообразных культурно-исторических традиций, национальных и конфессиональных особенностей, архитектурных стилей, многосословностью, демократичностью городского сообщества;
инновационный и творческий характер петербургского стиля жизни. Город изначально создавался как уникальный проект и является творческой лабораторией, в которой осуществляются самые разные эксперименты (в том числе и педагогические), рождаются тенденции, определяющие перспективы развития для всей России;
устремленность петербуржцев к большим и труднодостижимым целям. Петербуржцы со времен основания одного из красивейших городов мира решали сложнейшие задачи по его развитию и сохранению традиций и культуры, отстояли его в дни блокады, проявляя любовь к родному городу, силу воли и духа;
открытость города миру, проявляющаяся в направленности на взаимодействие и непрерывную коммуникацию с мировой культурой. Город изначально аккумулировал и создавал лучшие образцы воспитания, привлекая для этого элиту теоретиков и практиков образования и воспитания;
преемственность, проявляющаяся в опоре на лучшие педагогические традиции, сохранении и умножении позитивных тенденций развития и совершенствования педагогического опыта в области воспитания.
Эти особенности определяют суть понятия "петербургское воспитание" и выступают как базовая основа, определяющая принципы воспитания:
принцип культуросообразности и ценностно-смысловой направленности личности обеспечивает реализацию воспитательного процесса как процесса приобщения к ценностям культуры, способствующего расширению ценностно-смысловой сферы личности юного петербуржца и развитию его духовно-нравственной культуры;
принцип интерактивного (межсубъектного) взаимодействия воспитателя и воспитанников определяет необходимость создания детско-взрослой общности (коллектива) как эффективного средства воспитания;
принцип самовоспитания (самосовершенствования) ориентирован на создание условий для осознания и формулировки воспитанником системы жизненных целей и устремлений, развития ответственности за их реализацию;
принцип демократизма, ориентированный на развитие самодеятельности и инициативы всех участников воспитательного процесса (руководителей, учителей, обучающихся и родителей), привлечение их к открытому обсуждению и коллективной подготовке управленческих решений;
принцип гуманизма, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции в общество;
принцип взаимодополнения, направленный на интеграцию трех базовых средств воспитания: непосредственного педагогического воздействия; совместной деятельности в коллективе (детско-взрослой общности); самовоспитания в процессе идентификации.
На основе приоритетов государственной политики и опыта воспитательной деятельности в образовательных организациях Санкт-Петербурга определена приоритетная цель в сфере воспитания - воспитание человека как личности:
обладающей действенной нравственной позицией, укорененной в российских традиционных духовных ценностях, готовой к мирному созиданию и защите Родины, к созданию семьи и передаче традиционных ценностей новым поколениям (духовно-нравственная культура);
владеющей актуальными знаниями и умениями, мотивированной к развитию познавательного и творческого потенциала в современном информационном обществе (социальная компетентность, социальный опыт);
способной к самоопределению, самореализации, самореабилитации в трудных жизненных ситуациях на основе традиционных духовных ценностей и особого ценностного отношения к родному городу как культурной столице России.
Достижение цели осуществляется в процессе решения следующего комплекса задач:
1. формирование и развитие духовно-нравственной культуры юных петербуржцев, компонентами которой являются
наследование системы традиционных российских ценностей;
ориентация на ценности Российского государства;
бережное сохранение и преумножение семейных ценностей;
приобщение к ценностям труда, познания, культуры творчества;
осмысление ценности жизни и безопасности человека;
2. содействие развитию детско-взрослых общностей, осуществляющих социально-значимую деятельность, направленную на
развитие социальной активности личности для достижения социально-значимых результатов и успехов;
организация социокультурных практик, нацеленных на приобретение опыта позитивной социализации в современном мегаполисе;
3. создание условий для реализации индивидуально-личностного потенциала юного петербуржца в процессе
педагогической поддержки самоопределения, саморазвития и самореализации личности ребенка в воспитательных системах образовательных организаций Санкт-Петербурга;
социально-педагогического сопровождения юных петербуржцев, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Достижение цели и задач обеспечивается в процессе интеграции следующих направлений воспитательной деятельности:
духовно-нравственное развитие и воспитание - целенаправленная специально организованная педагогическая деятельность, способствующая формированию и развитию духовно-нравственной культуры обучающихся (приобщение к базовым национальным ценностям, личностное развитие), дополняемое деятельностью общества, семьи и детей, смыслом которой является жизненная формула "Ценности культуры - фундамент будущего";
социально-культурная практика - специально организованная совместная деятельность, способствующая развитию детско-взрослой общности и направленная на решение социальных проблем и улучшение окружающей жизни, смысл которой выражен в жизненной формуле "Вместе к жизненному успеху и благополучию";
поддержка индивидуальности - специально организованная психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение обучающихся, направленные на создание условий для самоопределения (личностного и профессионального) выбора жизненного пути. Жизненная формула - "Выбор будущего в твоих руках".
Содержание воспитательной деятельности каждого из направлений представлено подпрограммами, в которых в обобщенном виде обозначены задачи, содержание деятельности, предполагаемые результаты, критерии и показатели результативности.
Направление 1. "Ценности культуры - фундамент будущего":
подпрограмма "В будущее - вместе с Россией";
подпрограмма "Мои новые возможности";
подпрограмма "Моя семья - моя опора";
подпрограмма "Цени жизнь - будь здоров!".
Направление 2. "Вместе к жизненному успеху и благополучию":
подпрограмма "Активность. Творчество. Успех";
подпрограмма "Открываем город вместе".
Направление 3. "Выбор будущего в твоих руках":
подпрограмма "Измени себя, не изменяя себе";
подпрограмма "Шаг навстречу".
За педагогическим коллективом в рамках создания и реализации модульной программы воспитания(2) остается право выбора ведущих направлений деятельности, конкретизация целей, задач, содержания деятельности, уточнение критериев оценки результативности с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей на каждой ступени образования, опыта и потенциала организации. Это позволит при общем концептуальном подходе создавать и реализовывать авторские модели воспитательных систем образовательных учреждений, что отражает как исторический, так и современный опыт Санкт-Петербурга.
Исследование результативности реализации подпрограмм воспитательной деятельности в образовательных организациях осуществляется в рамках общешкольного мониторинга в соответствии с актуальными целями и задачами, определяющими диагностический инструментарий, целевую аудиторию и периодичность его применения.
Глоссарий
Боепитание - "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства"(3).
Гражданская идентичность личности - "социальный, культурный и педагогический феномен, который является уникальной характеристикой индивидуальности личности, заключающейся в осознании индивидом своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей личностный смысл и определяющей целостное отношение к социальному и природному миру"(4).
Духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом(5).
Детско-взрослая общность - группа детей и взрослых, в которой проявляются схожие потребности и интересы, происходит пересечение ценностей и смыслов участников в общем эмоциональном переживании, совместной деятельности и общении, формируется система связей и отношений между участниками(6).
Индивидуальность - это человек как уникальная самобытная личность; реализуется в свободной творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании(7).
Коллективная творческая деятельность (КТД) - особый метод организации деятельности учащихся, включающий в себя совместное (коллективное) целеполагание, планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности, направленной на решение различных проблем(8).
Личностно-профессиональное самоопределение - это процесс и результат выбора обучающимся собственной позиции, стратегии средств самоосуществления личности в профессии; основанный и регулируемый предпочтениями, интересами, возможностями и способностями(9).
Педагогическая поддержка - превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективней деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором(10).
Самоопределение - поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к миру и человеческому сообществу, а также собственной системы жизненных смыслов, ценностей, принципов, возможностей, способностей и ожиданий(11).
Семейное воспитание - одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи(12).
Социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества - в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений(13).
Социально-педагогическое сопровождение - педагогическая деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора(14).
Социокультурная практика - форма самостоятельной деятельности школьников, основанная на их текущих и перспективных интересах и потребностях, ценностных ориентирах, реализующаяся посредством собственного опыта и действия, а также путем поиска, апробации новых способов и форм деятельности их поведения, соразмерных с новыми вызовами времени, для решения социально значимых проблем общества(15).
Этнокультурная идентичность - отождествление личности с определенной культурой, ее символами, ценностями, осознание себя частью общности, психологическое переживание этой общности; задает человеку одобряемые общностью модели поведения и делает его жизнь гармоничной и устойчивой(16).
Этнорегиональная идентичность - определенное состояние личности, достигнутое в процессе отождествления себя с региональным общественным самосознанием и региональной культурой, вырабатываемое на основе моделей "малого согражданства", основанных на взаимодействии групп населения (коренного и пришлого); живой, реальный фактор социокультурных процессов в полиэтничном государстве(17).
Сокращения
ДОО - детское общественное объединение
ОДНКНР - основы духовно-нравственной культуры народов России
ОО - образовательная организация
ГБНОУ - государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
ОРКСЭ - основы религиозных культур и светской этики
РДШ - государственно-общественная организация "Российское движение школьников"
РПЦ - Русская православная церковь
СМИ - средства массовой информации
СПО - среднее профессиональное образование
Стратегия - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт
Основные направления реализации Концепции воспитания юных петербуржцев на 2020 - 2025 годы "Петербургские перспективы"
Направление 1. Духовно-нравственное развитие юных петербуржцев "Ценности культуры - фундамент будущего"
1.1. Подпрограмма "В будущее - вместе с Россией"
История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды была любовь к своей стране, огромное уважение к ее истории и культуре, вера в собственные силы и силы общества. Для подрастающего человека это высокое чувство причастности к истории и ответственность за будущее страны, которая проявляется в повседневной практике реальными социально-значимыми действиями.
В Санкт-Петербурге сложилась региональная система гражданско-патриотического воспитания, которая основывается на петербургских традициях культуры и включает в себя взаимодействие различных социальных институтов города. К компонентам региональной системы патриотического воспитания Санкт-Петербурга относятся: школьные музеи, поисковые отряды, детские общественные объединения, православные детские общественные организации, кадетские классы; детские краеведческие и экскурсионные объединения, школьные театры, детские фольклорные ансамбли, детские объединения военно-исторических игр и реконструкций, организация социального партнерства и сетевого взаимодействия.
Задачи подпрограммы:
1) содействовать освоению юными петербуржцами российской национальной культуры и формированию уважительного отношения к национальным культурам;
2) продолжить воспитание детей на основе культурных норм и ценностей Санкт-Петербурга - города с особой петербургской культурой, содействовать приобретению позитивного опыта построения межнациональных отношений в условиях городской поликультурной среды;
3) продолжить работу по освоению норм и ценностей гражданского общества: уважения прав и свобод личности, закона и порядка; формированию гражданской позиции и развитию потребности в ее реализации.
Содержание деятельности:
организация творческой воспитательной среды по освоению ценностей традиционной народной культуры различных этносов России и их взаимодействия;
организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся по освоению персонифицированных идеалов культуры - выдающихся людей, совершивших подвиги в гражданской и отечественной истории Отечества, в том числе подвижников веры, прославленных в лике святых;
проектирование и проведение праздничных событий на ценностных и смысловых основаниях традиционной культуры; организация и проведение экскурсий в памятные места, концентрированно выражающие смыслы и ценности культуры России, в том числе в святые места и места священной памяти народа; постановка спектаклей, организация праздничных событий;
организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся по освоению культурного потенциала Санкт-Петербурга, его исторического наследия; изучение жизни выдающихся людей - жителей Ленинграда, Санкт-Петербурга, вклада представителей различных народов в создание единого культурного облика Санкт-Петербурга;
организация поисковой и проектной деятельности юных петербуржцев но увековечиванию памяти о ленинградцах в годы Великой Отечественной войны;
организация социально значимой деятельности, направленной на заботу о городе и горожанах;
организация воспитательной деятельности по изучению государственной символики России: герба, гимна, флага; освоение исторических вех становления Российского государства;
организация проектно-исследовательской деятельности юных петербуржцев по освоению ценностей и норм гражданского общества;
организация правового просвещения школьников.
Планируемые результаты:
развитие системы гражданско-патриотического воспитания, активизирующей включенность детей, подростков, юношества и взрослых в решение актуальных задач становления гражданского общества - освоение и популяризация ценностей российской культуры; приобретение опыта взаимодействия в поликультурной среде; формирование гражданской позиции;
обновление содержания воспитательной деятельности в образовательных организациях по гражданско-правовому воспитанию;
развитие системы взаимодействия с социальными партнерами.
Критерии и показатели результативности
Критерии:
системность воспитательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию;
способность выстраивать взаимоотношения в открытом социуме на основе уважительного отношения к представителям национальных культур и конфессий;
способность юных петербуржцев социально-значимыми действиями проявлять заботу о Санкт-Петербурге и России.
Количественные показатели:
рост количества программ гражданско-патриотического воспитания; увеличение количества юных петербуржцев - участников разнообразной деятельности, направленной на освоение и популяризацию духовно-нравственных ценностей народов России; рост количества социальных партнеров у образовательной организации; создание детско-взрослых общностей (клубы, объединения).
Качественные показатели:
востребованность программ гражданско-патриотического воспитания; развитие и создание новых форматов взаимодействия с социальными партнерами; реализация личностной позиции школьников на основе нравственных ценностей; осознанный выбор гражданской позиции; владение навыками межкультурной коммуникации; владение социокультурными способами реализации заботы о Родине.
1.2. Подпрограмма "Мои новые возможности"
В современном меняющемся мире полученные знания быстро устаревают и становятся неактуальными. Для достижения жизненных целей человеку необходимо овладеть ключевыми навыками XXI века - креативностью, умением ориентироваться в мире информации, критически мыслить, выстраивать коммуникацию, сотрудничать, применять полученные знания на практике в реальном времени, принимать решения, видеть свои слабые места и уметь работать над ними, брать ответственность, учиться и переучиваться.
Данная подпрограмма направлена на содействие юным петербуржцам в осмыслении новых возможностей познания.
Задачи:
1) продолжить совершенствование условий для развития у юных петербуржцев мотивации к познанию как способу обретения новых личностных возможностей;
2) обновить содержание совместной познавательной деятельности детей и взрослых как средства формирования гибких навыков - навыков XXI века;
3) расширять ресурсы социального партнерства во взаимодействии с учреждениями науки, культуры, дополнительного и неформального образования для достижения значимых образовательных результатов.
Содержание деятельности:
популяризация ценности знания в учебной и внеучебной деятельности (недели науки, техники и производства; конкурсы личностных достижений; защита научных проектов и др.);
организация проектной и исследовательской деятельности;
формирование и развитие сетевых образовательных детско-взрослых сообществ;
организация олимпиадного движения;
создание учебных лабораторий;
организация игровых учебных пространств;
обновление содержания совместной познавательной деятельности, разработка современного образовательного контента;
осуществление педагогической поддержки школьников в личностном и профессиональном самоопределении;
содействие в становлении детско-взрослых научных сообществ;
проектирование дискуссионных образовательных пространств;
развитие социально-педагогического партнерства с учреждениями дополнительного образования, культуры, науки, бизнеса и др. для реализации совместных проектов.
Планируемые результаты:
самоопределение в области своих познавательных интересов; умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников; опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
обновление содержания совместной познавательной деятельности детей и взрослых;
новые формы и методы социального партнерства для реализации сложных образовательных задач: сетевые сообщества, новые образовательные ресурсы и др.
Критерии и показатели результативности
Критерии:
готовность и способность обучающихся ставить цели, определять средства и способы их достижения, формулировать личностный смысл образовательной деятельности;
готовность и способность педагогов к обновлению педагогического инструментария совместной познавательной деятельности;
наличие новых образовательных ресурсов, создающих условия для саморазвития обучающихся.
Количественные показатели:
рост количества участников конкурсов и олимпиад по различным областям знания; рост количества детей, участвующих в деятельности школьных научных сообществ; рост количества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности; наличие программ поддержки профессионального самоопределения школьников; рост количества обучающихся участвующих в научно-исследовательской деятельности.
Качественные показатели:
востребованность программ естественнонаучной направленности школьниками и их родителями; востребованность и развитие разнообразных форм наставничества в образовательном процессе; включение школьников в создание современных интеллектуальных продуктов; развитие новых форматов взаимодействия (школьные конференции, лаборатории, исследовательские центры, конструкторские бюро и др.); способность обучающихся успешно решать образовательные задачи; способность проектировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут.
1.3. Подпрограмма "Моя семья - моя опора"
Тема семьи актуальна для человека на протяжении всей его жизни. Именно в семье человек находит защищенность, душевный комфорт, эмоциональную насыщенность отношений. Внутрисемейные отношения, уклад жизни семьи - все это отражается на ребенке, а в дальнейшем на качестве всей его жизни. Поэтому очень важно помочь юному петербуржцу сформировать отношение к семье как важнейшей жизненной ценности и опоры для человека.
Задачи:
1) продолжить популяризацию ценности семьи, родного дома, семейного образа жизни, семейных традиций;
2) содействовать воспитанию эмоционального отношения, чувства сопричастности к истории своей семьи, преемственности поколений;
3) совершенствовать качество взаимодействия семьи и школы в интересах развития ребенка.
Содержание деятельности:
организация воспитательной деятельности по освоению и принятию семейных ценностей и традиций:
круг семейных праздников, праздничных событий с учетом традиций и обычаев национальных культур и конфессий;
выставки семейного творчества, презентации, фотовыставки, творческие семейные форумы, портфолио семьи;
семейные гостиные и мастерские по произведениям художественной литературы, посвященным семье;
традиции и обычаи, творческие мастерские по подготовке подарков для членов семьи, праздничных украшений дома; традиции семейного досуга;
продолжение работы по воспитанию эмоционального отношения, чувства сопричастности к истории своей семьи, преемственности поколений: исследовательские проекты по изучению семейного родословия, истории семьи как части истории страны и города: военные и блокадные годы, семейные реликвии, фотографии, рассказы представителей старших поколений; изучение вклада членов своей семьи в развитие города, послевоенное восстановление; знаменательные даты истории Санкт-Петербурга - Ленинграда в истории семьи; семейные конкурсы и проекты изучения своего района, города, абонементы выходного дня;
развитие совместной деятельности детей, родителей и педагогов (информационной, просветительской, социальной): конференции, круглые столы, семинары, интернет-дискуссии, игровые программы, праздничные события, социальные проекты, программы "Я - семьянин"; творческие выставки, мини-сочинения, эссе, школьные газеты и журналы посвященные ценности материнства и отцовства;
семейные клубы, уроки семьи, дискуссии и диспуты, психолого-педагогические практикумы, правовые уроки, круглые столы по правовому просвещению детей и родителей.
Планируемые результаты:
принятие ценности семьи как важнейшей в жизни человека, формирование качеств личности, способствующих осознанию и принятию семейных ценностей и традиций;
формирование чувства гордости и ответственности за свою семью, свой род, сопричастности к истории города и страны через историю семьи;
рост доверия в отношениях между семьей и школой, развитие сотрудничества в интересах ребенка.
Критерии и показатели результативности
Критерии:
готовность юных петербуржцев к принятию важности семьи как главной опоры в жизни;
готовность педагогов, детей и родителей к совместной деятельности;
развитие форм социального партнерства семьи и школы в интересах ребенка.
Количественные показатели: наличие и рост числа событий в образовательном учреждении, направленных на освоение и принятие ценности семьи как важнейшей опоры в жизни человека; увеличение числа родителей, принимающих активное участие в совместной деятельности с детьми и педагогами; рост количества участников семейных проектов, Форумов, конференций; снижение негативных проявлений в семейном воспитании (уменьшение количества семейных конфликтов; снижение случаев ухода детей из семьи, постановки на внутришкольный контроль).
Качественные показатели: выбор жизненных приоритетов, отражающих семейные ценности; создание новых образовательных ресурсов, объединяющих усилия семьи, школы и социальных партнеров; востребованность программ, проектной деятельности, событий по семейной тематике; удовлетворенность детей и родителей совместной деятельностью по сохранению и развитию семейных традиций и ценностей.
1.4. Подпрограмма "Цени жизнь - будь здоров!"
Состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых ценностей, от которой зависит благополучие общества. Здоровье - это своего рода фундамент человеческой жизни. На нем формируются этнические, интеллектуальные и другие ценностно-нормативные стороны личности. Наиболее эффективным путем формирования ценности жизни и здоровья детей является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) совместная деятельность.
Задачи:
1) содействовать развитию мотивации школьников к осознанному выбору ценности жизни и здоровья;
2) способствовать овладению детьми навыками безопасного и созидательного образа жизни;
3) развивать сетевое взаимодействие для формирования экологической культуры юных петербуржцев.
Содержание деятельности:
в рамках подпрограммы обучающиеся получают представление о жизни как величайшей ценности, о природных возможностях человеческого организма и их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья в разных видах деятельности:
просветительская деятельность: участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни (беседы, игры, представления для разных целевых аудиторий); участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, в походах по родному краю, проведении экологических лагерях;
исследовательская и поисковая деятельность: проводят экологический мониторинг окружающей среды; организуют проектную работу;
практико-ориентированная деятельность: учатся экологически грамотному поведению дома, в школе и в окружающем социуме; приобретают опыт энерго- и водосбережения, утилизации мусора и долго разлагающихся опасных отходов, сохранения мест обитания флоры и фауны; учатся определять оптимальный режим физических и психологических нагрузок, а также рацион здорового питания; учатся соблюдать правила дорожного движения; учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим; получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
рефлексивная деятельность: приобретают навык противостояния негативным явлениям, разрушающим ценность жизни и здоровья человека.
Планируемые результаты:
готовность к осознанному принятию ценности жизни и здоровья человека как базовой основы, определяющей качество жизни;
овладение навыками безопасного и созидательного образа жизни;
сформированность экологической культуры юных петербуржцев в условиях различных форм социального партнерства семьи, школы, общественных организаций и самого ребенка.
Критерии и показатели результативности
Критерии:
повышение уровня готовности обучающихся к ведению экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
развитие системы работы по улучшению состояния здоровья юных петербуржцев;
повышение степени удовлетворенности участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей) деятельностью образовательной организации по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.
Количественные показатели:
рост количества участников физкультурно-спортивных, туристических и экологических мероприятий; увеличение количества дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленностей; увеличение количества форм совместной и индивидуальной деятельности по данному направлению.
Качественные показатели:
рост интереса детей к физической культуре и спорту; повышение уровня физической подготовленности школьников; применение в воспитательной деятельности методов активизации самостоятельной деятельности школьников; улучшение психоэмоционального состояния детей, их стрессоустойчивости; востребованность дополнительных общеобразовательных программ.
Направление 2. Социально-культурная практика в пространстве Санкт-Петербурга "Вместе к жизненному успеху и благополучию"
2.1. Подпрограмма "Активность. Творчество. Успех"
Одной из важнейших стратегических задач системы образования на современном этапе является создание условий успешной социализации личности, главным из которых является развитие у детей социальной активности: способности и готовности к творческому преобразованию окружающей реальности, преодолению трудностей, деятельному отношению к настоящему и проектированию будущего. Активность - это способ самовыражения личности ребенка, при котором сохраняется ее целостность, автономность, индивидуальность; проявление субъектности ребенка, способности к самореализации в творческой деятельности, волевых актах, общении. Для проявления субъектности детям требуются соответствующие условия, удовлетворяющие потребности и интересы детей и учитывающие их способности.
Задачи:
1) продолжить создание в школах условий для поддержки общественных инициатив и социального творчества детей, в том числе в сфере добровольчества и наставничества;
2) разрабатывать и реализовывать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов юных петербуржцев, основанную на принципах содействия, открытости, доброжелательности и обеспечивающую их самоопределение и профессиональную ориентацию;
3) развивать систему сетевого взаимодействия для расширения пространства самореализации юных петербуржцев.
Достижение задач подпрограммы осуществляется посредством включения детей, подростков и старшеклассников в разные виды социальных практик. Социальная практика - социально значимая деятельность, направленная на решение социальных проблем с целью накопления детьми социального опыта и освоения навыков социального взаимодействия с разными социальными субъектами - от школьной администрации до представителей структур власти района и города. Участие юных петербуржцев в разных видах организованной социокультурной деятельности обеспечивает развитие социальной компетентности как показателя способности и готовности к реальному конструктивному действию в обществе. Социальное взаимодействие в детском и подростковом возрасте является основой важнейших идентификационных процессов как ведущих механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности.
Содержание деятельности:
вовлечение детей и подростков в деятельность Российского движения школьников, детских общественных объединений, волонтерских отрядов;
организация проектной, коллективно-творческой деятельности детей в классах, учебных группах, детских объединениях и клубах;
поддержка деятельности органов ученического самоуправления;
организация и проведение различных акций, конкурсов, творческих, исследовательских и социальных проектов, направленных на решение общественно значимых проблем;
создание сетевых детско-взрослых сообществ как площадок диалога поколений;
формирование образовательного контента виртуальной социализации школьников.
Планируемые результаты:
продолжение демократизации уклада школьной жизни, включение детей и подростков в различные виды общественно полезной деятельности - школьного самоуправления, социального проектирования, творческих сообществ активной самореализации;
освоение различных социальных ролей, расширяющих сферу успешной социализации через наставничество и добровольчество, направленных на позитивную самоидентификацию;
сформированность качеств самостоятельности, ответственности, инициативности и продуктивности.
Критерии и показатели результативности
Критерии:
способность субъекта осознанно относиться к тому, что и как он делает, "включение" в деятельность личностного смысла;
потребность и способность в достижении значимых результатов, готовность к творческой деятельности;
способность и готовность принимать на себя определенные обязательства, становиться субъектом ответственности и добиваться значимых результатов.
Количественные показатели: рост социальной активности школьников; рост количества участников социально-значимой деятельности в образовательных учреждениях, организация системы наставничества, рост числа волонтёрских организаций и акций; социально значимых мероприятий первичных организаций Российского движения школьников; увеличение количества детских общественных объединений; рост количества участников организованного досуга; рост числа сетевых детско-взрослых сообществ.
Качественные показатели:
обучающиеся владеют ключевыми социальными компетентностями и культурными нормами, ценностными ориентирами поведения; умеют работать в команде и организовать деятельность коллектива; участвуют в общественном самоуправлении в образовательной организации; проявляют ответственность в достижении совместных целей и готовы принять санкции; умеют анализировать ситуацию и определять программу действий на перспективу (социальное проектирование); владеют навыками самоконтроля, саморегуляции и рефлексии.
2.2. Подпрограмма "Открываем город вместе"
Подпрограмма "Открываем город вместе" призвана помочь детям, подросткам и юношеству открыть для себя все многообразие возможностей, которые предоставляет Санкт-Петербург для образования, самоопределения, проявления социальной и творческой инициативы.
Обращение к потенциалу городской среды в воспитательной практике позволяет школьникам значительно пополнить свой историко-культурный багаж, освоить "петербургский культурный код" - принятые в обществе ценности, нормы и правила поведения, выработать индивидуально-личностное отношение к месту своего жительства, осознать себя полноправными членами городского сообщества, ответственными за судьбу города, его настоящее и будущее.
Однако часто многообразие культурных возможностей остается за пределами внимания детей и подростков, воспринимающих город только с одной точки зрения - как повседневную среду своего обитания. Чтобы каждый юный петербуржец осознал, каким богатством он владеет, и почувствовал свою сопричастность к истории и культуре города, необходимо изменить ракурс его внимания. Город должен превратиться из места прописки в территорию приложения жизненных сил школьника, из исторической декорации в место Встречи ребенка со значимыми артефактами прошлого, позволяющими осмыслить себя и мир повседневности с позиции историко-культурного опыта.
Подобное открытие Города как среды личностного становления ребенка требует, с одной стороны, разработки деятельностных форм освоения культурного наследия Санкт-Петербурга. Нужны специалисты, которые будут создавать детско-взрослые общности и инициировать различные социально-культурные практики в городском пространстве, направленные на формирование осознанного отношения школьников к месту своего проживания. Другая задача заключается в поисках профессиональных носителей традиций, способных стать для детей и подростков проводниками в мир петербургской истории и культуры - интересных людей, представителей различных профессий, краеведов, экскурсоводов, специалистов по архитектуре, искусству и др.
Задачи:
1) инициировать проектирование социокультурных практик, предполагающих актуализацию педагогического потенциала городской среды и ориентированных на воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего города;
2) развивать систему сетевых проектов, основанных на социальном партнерстве образовательных организаций с учреждениями культуры и общественными организациями города;
3) внедрять в образовательную практику комплексные вариативные программы освоения дошкольниками, школьниками и учащимися СПО культурного наследия Санкт-Петербурга, ориентированные на реализацию воспитательного потенциала городской среды.
Содержание деятельности:
создание программ по "социальному краеведению", помогающих воспитывать осознанное отношение к своему городу;
обновление форм работы по освоению культурного наследия Санкт-Петербурга и их использование в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования;
разработка образовательных путешествий и пешеходных квестов по улицам района и города;
реализация модульных программ по освоению культурного наследия Санкт-Петербурга в рамках различных учебных дисциплин для всех ступеней обучения;
разработка проектов, направленных на участие детей в сохранении культурного наследия Санкт-Петербурга, например, "Школа волонтеров наследия", "Поможем сохранить наш город!" и др.;
разработка системы социокультурных практик, ориентированных на преобразование городской среды, формирование основ городской культуры;
организация проектно-исследовательской деятельности школьников на темы, связанные с сохранением исторического облика города, например, "Знаменитые усадьбы Санкт-Петербурга", "Жизнь старинных особняков", "Тайны великокняжеских дворцов", "Утраченные храмы Петербурга" и др.;
проведение встреч с носителями петербургской культуры: экскурсоводами, специалистами по истории, архитектуре и искусству для освоения детьми и подростками культурного наследия Санкт-Петербурга;
включение родительской общественности в культурно-просветительский проект "Открытый город", реализуемый в Санкт-Петербурге с 2016 года.
Планируемые результаты:
обновление содержания воспитательной деятельности по приобщению детей и подростков к культурному наследию Санкт-Петербурга;
развитие социальной активности детей в социокультурных проектах, направленных на поддержание и развитие культурных традиций Санкт-Петербурга, сохранение уникального культурного наследия города;
внедрение в систему воспитательной работы активных методов освоения городского пространства, основу которых составляют социокультурные практики, ориентированные на решение реальных городских проблем;
развитие социального партнерства в решении задач сохранения и развития культурного наследия Санкт-Петербурга.
Критерии и показатели результативности
Критерии:
расширение знаний и представлений об особенностях Санкт-Петербурга, роли города в истории и культуре России;
развитие положительного ценностного отношения к культурному наследию Санкт-Петербурга;
расширение сети партнерских связей, привлечение ресурсов разнообразных социокультурных институтов города, профессиональных сообществ.
Количественные показатели:
увеличение количества учащихся, участвующих во внеурочной деятельности и освоении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; рост исследовательских и проектных работ учащихся в области истории и культуры Санкт-Петербурга; увеличение количества детских инициатив (волонтерских, добровольческих) по сохранению и развитию культурного наследия; соотношение: количество инициатив - количество реализованных проектов.
Качественные показатели:
востребованность программ внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; динамика накопления опыта участия в событиях, проектах, практиках, направленных на решение социально значимых городских проблем; развитие позитивных детско-взрослых отношений в процессе реализации социокультурных практик; создание и развитие образовательных ресурсов, "открывающих" город для юных петербуржцев.
Направление 3. Поддержка индивидуальности юного петербуржца и создание условий для самоопределения "Выбор будущего в твоих руках"
3.1. Подпрограмма "Измени себя, не изменяя себе"
Подпрограмма "Измени себя, не изменяя себе" направлена на поддержку индивидуальности детей, подростков и юношества. Проблема индивидуальности всегда была связана с вопросом, может ли человек стать самим собой, самобытной, уникальной личностью, способной обретать и реализовывать собственные жизненные смыслы, при этом не противопоставляя себя другим людям. Индивидуальность - это интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание общих и единичных черт. Одним из условий гармоничного развития личности является познание своего "Я" и определение собственного места в социуме. Помочь взрослеющему человеку в поисках ответов на жизненно важные вопросы: "Кто я?", "Каков мой жизненный путь?" и др. - значит помочь в развитии способности быть автором собственной жизни.
Задачи:
1) продолжить создание условий для развития индивидуальных способностей детей: поддержки жизнетворчества, инициативности, созидательной преобразующей деятельности;
2) обновить содержание педагогической деятельности по поддержке самопознания школьников: формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, формирующих позитивный образ "Я" личности;
3) обеспечивать вариативность индивидуальных образовательных маршрутов с использованием потенциала социальных субъектов воспитания.
Сквозными педагогическими задачами развития индивидуальности являются: поддержка инициативности, ответственности, самостоятельности; содействие развитию волевой регуляции, в том числе смысловых ее уровней; развитие рефлексии и самосознания на основе становления уровней понятийного мышления.
Содержание деятельности:
помощь в осознании вызовов времени, связанных с многообразием и многовариантностью выбора;
вовлечение детей и подростков в рефлексивную деятельность через определение и согласование границ свободы и ответственности (нормы и правила жизнедеятельности), принятие индивидуальности другого, развитие самоуважения и взаимоуважения;
помощь детям и подросткам в осознании личностных образовательных смыслов через создание ситуаций выбора, осуществление индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках;
помощь в развитии способностей, одаренности, творческого потенциала, определяющих векторы жизненного самоопределения, развитие способностей отстаивать индивидуально значимые выборы в социокультурной среде;
помощь и поддержка потребностей и интересов детей и подростков, направленных на освоение ими различных способов деятельности;
помощь и поддержка в самопознании через соотнесение многообразных образов "Я" ("Я - реальное", "Я - идеальное", "Я - деятельностное" и др.);
помощь и поддержка в освоении способов целеполагания для реализации жизненных планов (профессиональное самоопределение, выбор жизненной позиции, мобильность и др.), освоение социокультурных стратегий достижения жизненных планов;
организация деятельности по расширению опыта проектирования и реализации индивидуального маршрута саморазвития, содействие в освоении конструктивных способов самореализации.
Планируемые результаты:
расширение опыта детей, подростков и юношества в сфере самопознания, самоопределения и самореализации;
обновление системы педагогической поддержки детей в образовательной организации;
развитие вариативных и разнообразных условий, содействующих раскрытию индивидуальности детей.
Критерии и показатели результативности
Критерии:
системность: наличие вариативных и разнообразных условий, содействующих* раскрытию индивидуальности детей и подростков в образовательной организации;
осознанность: способность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории в сфере самопознания, саморазвития, самовоспитания, самореализации и развитие рефлексии на этой основе;
продуктивность: реализация детей и подростков в различных видах деятельности, характеризующих их индивидуальный выбор.
Количественные показатели:
наличие условий, обеспечивающих реализацию детьми способностей, индивидуальных проб в разных видах деятельности (мастерские, лаборатории, предметно ориентированные среды и др.); наличие системы многокритериального оценивания результатов индивидуальной деятельности, творчества, социальных инициатив и системы обратной связи в оценке индивидуально-личностных достижений; рост количества образовательных программ, модулей, ориентированных на оказание помощи детям и подросткам в самопознании, самоопределении, саморазвитии, самореализации; рост количества индивидуальных проектов детей в разных сферах познания; увеличение количества детей, участвующих в разных образовательных испытаниях (конкурсы, фестивали, мастер-классы и др.).
Качественные показатели:
положительное эмоционально-ценностное отношение к социально значимой, творческой деятельности / сфере интересов; мотивация достижений / мотивация творчества; способность ставить цели и определять способы их решения; мотивация к самопознанию; участие в личностно значимых пробах и продуктивной деятельности в соответствии с выбранной сферой интересов, способностями, типом одаренности; развитие ценностной рефлексии как механизма регуляции выбора сферы деятельности / круга общения / созидательных жизненных стратегий; расширение круга доминирующих интересов, жизнеутверждающих личностных ценностей и их отстаивания; расширение опыта волевой саморегуляции, преодоления трудностей.
3.2. Подпрограмма "Шаг навстречу"
Проблема социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации(18) обусловлена социально-экономическим развитием общества, повлиявшим на положение подрастающего поколения. Трудная жизненная ситуация - это ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен выйти самостоятельно. Социально-педагогическое сопровождение позволяет создать наиболее оптимальные условия для позитивного решения сложившейся жизненной ситуации и способствует социальному развитию детей.
Для дальнейшего совершенствования работы по данному направлению, требуется решение следующих задач:
1) продолжить формирование навыков социально ответственного поведения школьников и их готовности к взаимодействию с взрослыми в случае возникновения трудных жизненных ситуаций;
2) совершенствование методов и средств социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
3) развитие системы межведомственного социально-педагогического партнерства и сетевого взаимодеиствия по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Содержание деятельности:
информирование обучающихся о правовых основах и социально приемлемых способах решения трудных жизненных ситуаций;
вовлечение детей в различные виды социальных практик, формирующих навыки принятия ответственных жизненных решений;
развитие в образовательной организации переговорных площадок для детей и взрослых;
развитие системы индивидуальной помощи и сопровождения детей; развитие вариативности дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности;
поиск эффективных форм и методов содействия детям в решении актуальных проблем;
поддержка социально-направленных детских сообществ как пространства самореализации;
совершенствование методов мониторинга по выявлению трудных жизненных ситуаций, которые могут стать проблемой социального развития детей;
привлечение широкого круга специалистов к индивидуальному консультированию детей, их семей и др.
Планируемые результаты:
готовность и способность детей выбирать социально ответственные способы решения трудных жизненных ситуаций;
повышение эффективности работы системы социально-педагогического сопровождения детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
мобильное межведомственное и сетевое взаимодействие, обеспечивающее социально-педагогическое сопровождение детей.
Критерии и показатели результативности
Критерии:
раннее выявление и оперативное решение проблем детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
повышение правовой культуры детей и подростков как профилактика асоциального поведения;
повышение профессионально-педагогической компетентности специалистов, осуществляющих социально-педагогическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Количественные показатели:
увеличение количества дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности; снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних; рост числа обращений детей за индивидуальной помощью; увеличение количества социальных практик, помогающих детям осваивать навыки социально ответственного поведения; привлечение специалистов (юристы, врачи, социальные работники и др.) к решению социальных проблем ребенка.
Качественные показатели:
рост доверия: готовность детей обращаться в сложных ситуациях к взрослым; владение навыками социального взаимодействия; адекватная самооценка обучающимися своих социальных действий; востребованность дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности; решение социальных проблем ребенка при помощи межведомственного и сетевого взаимодействия.
Нормативно-правовые основы Концепции воспитания юных петербуржцев "Петербургские перспективы" на 2020 - 2025 годы
Федеральный уровень:
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (с изм. и доп.).
2. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) (с изм. и доп.).
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019).
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683.
5. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203.
6. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы": Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018).
7. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-p.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р.
9. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р (ред. от 30.03.2018).
10. Основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей: Распоряжение Правительства РФ 22.05.2017 N 978-р (с изм. и доп.).
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. - М., "Просвещение", 2011.
12. Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р.
13. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года от 28.11.2014.
14. Национальный проект "Образование". Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2011.
16. Закон РФ "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ.
17. Закон РФ "О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. N 98-ФЗ.
18. Решение Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей от 04.07 2019 г. (Распоряжение Совета Федерации 3.9.-14/1120 от 23.07.2019).
Региональный уровень:
1. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035: Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164.
2. О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012 - 2022 годы: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2012 N 695.
3. О государственной программе Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге на 2015 - 2020 годы": Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 452.
4. О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" (с изм. и доп.): Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453.
5. О внесении изменений в постановление правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14 декабря 2018 г. N 942.
__________________
(1) О реализации мероприятия по созданию регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 4 июля 2019 года N 27-рп
(2) О проведении апробации примерной программы воспитания. Письмо заместителя Министра Просвещения РФ Т.Ю. Синюшной от 10.09.2019 N TC-2147/06.
(3) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации"
(4) Коновалова Л.В. Становление гражданской идентичности личности // Патриотическое воспитание учащихся в полиэтнической образовательной среде: учебно-методическое пособие/ Авторский коллектив под науч. ред. И.Е. Кузьминой. - СПб.: СПб АППО, 2014
(5) Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., Просвещение, 2009
(6) Шустова И.Ю. Детско-взрослая общность и ее событийные характеристики /Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Серия научно-методических изданий "Новые ценности образования", -2010. - N 1(43)
(7) Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для ВУЗов.-М.: Школа-Пресс, 1995
(8) Иванов И.П. Педагогика общей заботы. СПб., 1996
(9) Ларина А.А. Личностно-профессиональное самоопределение учащихся - одна из центральных задач современной школы // Молодой ученый. - 2010. - N 1-2. Т. 2.
(10) Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // классный руководитель, 2000, N 3
(11) Журавлёв А. Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирическое исследование. - М. : Изд-во института психологии РАН, 2007
(12) Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений http://www.labirint.ru/books/209110/
(13) Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Гишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., Просвещение, 2009
(14) Казакова Е.И. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред. Е.И. Казаковой и Л.М. Шипицыной. - СПб.: Питер, 1998
(15) Николина В.В., Фефелова О.Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - N 4.
(16) Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2010
(17) Набок И.Л. Педагогика межнационального общения; учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2010
(18) Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16 января 2020 г. N 105-р "Об утверждении Концепции воспитания... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.